Первобытная культура презентация по культурологии. Презентация на тему:»Первобытная культура

  • Дата: 24.01.2024

Первобытная культура

Учитель МХК

Кайгородова Наталья Евгеньевна



Первобытная культура изучается археологией,

традиционная – этнографией.

Все, что мы точно знаем о первобытной культуре, связано только с сохранившимися материальными предметами: орудиями труда, постройками, захоронениями и т.д. (артефактами).


В эпоху первобытного общества зарождаются основные виды духовной культуры:

религиозные представления и мифология

музыка

танцы

театрализованные действия

архитектура

изобразительное искусство.


Периодизация первобытной культуры

Палеолит (древний каменный век: палео – древний, лит – камень) – от возникновения человека и примерно до XII тысячелетия до новой эры;

палеолит делится еще на древний (или нижний),

средний и верхний (или поздний) палеолит;

В эпоху палеолита появляется членораздельная речь, человек овладевает огнем, строит первые жилища, в период позднего палеолита появляется изобразительное искусство – скульптура и живопись.


Мезолит (средний каменный век) – от XII-X до YIII тыс. до н.э.;

В эпоху мезолита человек приручает собаку, изобретает лук и стрелы, лодку, осваивает плетение и изготавливает корзины и рыболовные сети.


Неолит (новый каменный век) – от VII и до III тыс. до н.э.

совершенствуются орудия труда, усложняются похоронные обряды, свидетельствовавшие о наличии культа предков и веры в загробную жизнь, появляются первые транспортные средства - лодка и лыжи, возникает керамика и ткачество, но главное - это то, что люди перешли от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, что повлекло за собой распространение оседлого образа жизни.


Бронзовый век (IY-III тыс. до н.э.),

Железный век. начало I-го тыс. до н.э.


Окончание первобытной культуры связано с возникновением древних цивилизаций.

Но и после возникновения на земле цивилизации у многих народов вплоть до наших дней – продолжала существовать культура первобытного типа. Такую культуру принято называть традиционной


На основе данных археологии, этнографии и языкознания можно обозначить основные черты первобытной (древней, архаичной) культуры:

  • синкретизм
  • антропоморфизм
  • традиционность
  • социальное равенство.

Синкретизм

первобытной культуры означает неразрывность восприятия древним человеком различных явлений окружающего мира и свойств, присущих людям.


Синкретизм проявлялся в следующих формах:

Синкретизм общества и природы .

Первобытный человек воспринимал себя как органичную часть природы, ощущая свое родство со всеми живыми существами, не выделяя себя из природного мира. Первобытный человек отождествлял себя с общиной, к которой принадлежал. «Я» заменяло существование «мы» как рода.


Синкретизм различных сфер культуры .

Искусство, религия, медицина, земледелие, скотоводство, ремесла, добывание пищи не были обособлены друг от друга. Предметы искусства (маски, рисунки, статуэтки, музыкальные инструменты и т.д.) долгое время использовались главным образом как предметы повседневного быта.


Синкретизм как принцип мышления .

В мышлении первобытного человека отсутствовало четкое противопоставление наблюдаемого и воображаемого; живого и мертвого; материального и духовного. Важной особенностью мышления было синкретичное восприятие символов и реальности, слова и предмета, который этим словом обозначался. Поэтому с помощью нанесения вреда предмету или изображению человека считалось возможным причинить им реальное зло. Это привело к появлению фетишизма - веры в способность предметов обладать сверхъестественной силой.


Антропоморфизм (от греч. антропос - человек, морфэ - форма) наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, растений и животных. Первобытный человек рассматривал природу по своему образу и подобию. В современном языке сохранилось множество фразеологизмов, которые создают картину мира, используя человекосоотнесенные характеристики: например, природа радуется, земля устала, дождь идет, облака плывут, молния бьет.


Традиционализм.

В первобытной культуре традиции имели особое значение, так как именно традиции, являвшиеся основой стабильности и порядка, позволили упорядочить общинную жизнь, не допуская произвола и хаоса. Для первобытной культуры была характерна неприязнь к инновациям и инакомыслию, что в определенной степени тормозило развитие общества.


НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

По состоянию на 1994 г. в Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями бесспорно относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них в России - 2.


Первобытная архитектура

В жизни человечества палеолит считается самым длительным периодом. Эта эпоха представляет большой интерес, так как именно тогда произошло очень много явлений, которые повлияли на развитие человеческого общества в целом.

В эту эпоху начинают складывать зачатки архитектуры. Было это 2,5 млн. лет назад. Жилища в то время были низкими и на треть были углублены в землю. Эти постройки имели куполообразную форму с длинными входами - туннелями. В качестве основного материала для строительства служили кости крупных животных.

Палеолит был ледниковым периодом.


Одними из древнейших видов каменных построек являются сооружения, сложенные из крупных ка­менных глыб или плит, называемые мегалитическими (от греческого мегас - большой, литое - камень). К числу их принадлежат: менгиры, дольмены и кром­лехи .


Радстонский монолит, самый высокий менгир в Великобритании, вес около 40т.

Менгир- вертикально стоящий, грубо обработанный камень. Их устанавливали как одиночно, так и группами.

Размеры менгиров значительно варьируются, они достигают в высоту 4-5 метров и более (крупнейший имеет высоту 20 метров и вес 300 тонн).

Предполагают что ими отмечали место захоронения значительных лиц - родоначальников или вождей племен.



Кромлех - кольцеобразное ограждение из одного или нескольких рядов менгиров.

К большим кромлехам ведут обычно аллеи камней. Крупнейший и наи­более сложный из кромлехов - это так называемый Стонхендж. Стонхендж имеет некоторое художественное значение, он обладает геометрической правильностью построения и крупным масшта­бом огромных хорошо обработанных каменных столбов и объединя­ющих каждую пару столбов, уложенных на них каменных балок. Кром­лехи уже имели культовое назначение, вероятно, являясь местом пок­лонения ежегодно возрождающейся силе солнца.


Мифология

Слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных.


Домашнее заадние

  • В рабочей тетради записать категории мифов.
  • Повторить конспект.

Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют и науку о мифах. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания.

Познать первобытную культуру нам помогают три науки:

  1. археология (на основании материальных остатков деятельности человека),
  2. этнография (н а основе бытовых и культурных особенностей народов мира, традиционного искусства) и
  3. лингвистика (на основе особенностей языка, фольклора, мифов и легенд).

Слайд 2

Изучая традиционное искусство, мы можем представить, понять жизнь первобытного человека. Большой интерес представляет современная культура племен Африки, Австралии и Океании, различные виды их художественной деятельности.

Слайд 3

Периодизация первобытной культуры

«Первым оружьем людей были руки, ногти и зубы,
Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья...
Силы железа потом и меди были открыты.
Но применение меди скорей, чем железа, узнали.»
римский поэт и философ
I в. до н. э. Лукреций

Самый длительный период истории человечества и его культуры - каменный век (40-4 тыс. лет до н. э.). В нем различают три этапа:

  • палеолит (40-12 тыс. лет до н. э.),
  • мезолит (12-8 тыс. лет до н. э.),
  • и неолит (10-4 тыс. лет до н. э.).

В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит более твердая и прочная бронза (сплав меди с оловом), а затем и железо, намного превосходящее по прочности бронзу.
Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в разное время (3-1 тыс. лет до н. э.).

Слайд 4

Религиозные представления древнего человека

Жизнь древних людей была неотделима от природы. Люди считали, что в природе всё взаимосвязано.
Тотемизм – вера в сверхъестественную связь между группой людей и группой материальных вещей.
В качестве тотемов чаще всего выступали животные, реже – растения или предметы.
Люди сочиняли рассказы о тотемных животных. Так родились первые мифы.
С тотемической мифологией тесно связаны обряды.

Слайд 5

Что же представляло собой искусство на заре человечества?

Первоначально оно носило синкретический характер, то есть в нем не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец.
Главной причиной такой синкретичности искусства была его тесная связь с религиозными верованиями и особенностями трудовой деятельности первобытного человека.
Памятники первобытной культуры, сохранившиеся до наших дней, представлены главным образом произведениями изобразительного искусства.

Слайд 6

Наскальная живопись

Какими инструментами пользовался человек, чтобы запечатлеть увиденное?
Первые рисунки, вероятно, были выполнены самым примитивным способом - пальцами, ветками или костями по мягкой глине. На стенах пещер проводились прямые и волнистые параллельные линии, так называемые «макароны».
Самый древний вид петроглифов «макароны».
По состоянию на 1994 г. в Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями бесспорно относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них в России - 2.

Слайд 7

Пещера рук. Аргентина.

Отпечатки рук имеют значение личного клейма. Краску скорее всего выдували сквозь полые стебли растений.
В Пещере рук стена сплошь покрыта такими контурами. Считается. Что их оставили древние охотники между 9 тыс. и 7 тыс. годами до н.э.
К древнейшим изображениям следует также отнести и оттиски человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром.

Слайд 8

Пещера Альтамира, Испания.

Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Испания). Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках.

Палеолит. Бизон и лань. Рисунок глиной и углем.

Слайд 9

О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала девочка. С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы.
Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей - художником, гостившим в его замке. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы его оппоненты, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита

Слайд 10

Особенности живописи палеолита

Изображения очень реалистичны, точны в деталях.

Передаётся динамика движения.

  • в живописи палеолита почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений. Зато преобладают крупные животные. Не часто встречаются и изображения человека.
  • в рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных. Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и горные козлы, и львы.
  • использование широкой палитры красок
  • характерной особенностью первобытного изобразительного искусства была передача глубины пространства. Некоторые изображения перспективны!
  • Слайд 11

    Пещера Ляско, Франция, Верхний палеолит

    История открытия.
    12 сентября 1940 года четверо ребят из французской деревни Мартиньяк гуляли со своей собакой. Заметив лисью нору, они принялись её раскапывать и обнаружили вход в пещеру.
    На фото – школьники Равида и Марсаль с преподавателем Леоном Равалем и учёным аббатом Брейлем.

    Слайд 12

    Ротонда с быками

    Пещера Ляско была открыта для осмотра в 1948 году. Известность чуть не погубила пещеру. Ежедневное присутствие нескольких сотен туристов (а летом это число достигало 2 тысячи человек в день) нарушилась экология пещеры - в ней появились микроорганизмы - и росписи стали покрываться зеленью. Пещера была закрыта, законсервирована и вскоре её копия была воссоздана в другом месте. Любой из нас может увидеть пещеру Ляско-2.

    Слайд 13

    Самое просторное верхнее помещение пещеры. Рисунки на стенах изображают крупных рогатых животных: быков, антилоп Гну.

    Слайд 14

    Колодец

    Эта сцена изображена на стене на дне колодезного ствола. Рядом с упавшим человеком нарисовано раненное большое копытное животное (бизон) с вываливающимся внутренностями. Изображения человека в эту эпоху единичны.

    Слайд 15

    Пещера Пешь-Мерль. Франция

    В пещере Пешь-Мерль на отдельной стене длиной 4 метра рисунки нанесены в технике трафарета, по которому распылялась жидкая краска.

    Слайд 16

    В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические многофигурные композиции, запечатлевшие сцены охоты, военные эпизоды, культовые церемонии.
    Изображения, сопровождавшие устные рассказы, приобретают более условный характер, а правдоподобие отходит на второй план. Среди них особенно много контурных рисунков, внутренняя часть которых закрашена красками, а иногда покрыта штриховкой. Фигуры животных и человека невелики по размеру.
    Одна из интереснейших композиций того времени - «Сражающиеся лучники».

    Слайд 17

    Капова пещера. Россия. Верхний палеолит.

    Как и во многих других подобных случаях, сама пещера известна очень давно. В 1760 г. она была уже описана в одном из историко-географических сочинений о Приуралье. С пещерой связано много местных преданий и легенд, отмеченных В.И. Далем.
    Внимание археологов было привлечено к ней только после 1959 г., когда зоолог А.В. Рюмин обнаружил на стенах пещеры палеолитические изображения. Cреди них хорошо распознаются мамонты, носорог, бизон и лошади.

    Слайд 18

    Горы Дракенсберг, Южно-Африканская республика

    Роспись изображает редкие сцены рыбной ловли.

    Слайд 19

    Ппещена Нью. Франция. Верхний палеолит.

    Рисунок углём.

    Слайд 20

    Пещера Шове. Франция. Верхний палеолит.

    Одна из самых громких и самых последних сенсаций не только археологических, но общекультурных. Пещеру открыли 18 декабря 1994 г. 3 спелеолога Жан-Мари Шове, Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан Хиллэйр.
    Подробное исследование пещеры займет не один десяток лет. Однако уже сейчас можно сказать, что в пещере четыре больших "зала", в которых около или более 300 изображений. Живопись прекрасно сохранилась. На сегодняшний день это – одна из самых ранних на Земле образцов живописи (около 32 тыс. лет). Уже первые наблюдения очень существенно пошатнули устоявшиеся представления об искусстве эпохи верхнего палеолита и отодвинули его начало почти на 5 тысячелетий в глубину.

    Слайд 21

    Первые рисунки

    Пусть предок жизнью жил полузвериной,
    Но мы его наследьем дорожим.
    Он не умел слепить горшок из глины,
    Боялся духов, выдуманных им.
    Но до сих пор в его глухой пещере
    Толпой теней стремительно живой
    Летят по стенам яростные звери,
    Свирепые противники его.
    Глаз мамонта испуганно косится,
    Бежит олень, погоней окрылён.
    Упал, и, умирая, шевелится,
    И кровь глотает раненный бизон.
    Охотники бесшумно шли по следу,
    И громким криком открывали бой,
    И закрепляли трудную победу
    Рисунком лёгким, тонкою резьбой.
    Валентин Берестов

    Слайд 22

    Керамика и орнамент

    Расписной сосуд. Поздний бронзовый век. Санкт-Петербург. Эрмитаж.

    Особая область первобытного искусства – орнамент.
    В эпоху палеолита появляется орнамент в виде параллельных волнистых линий, зубцов, спиралей, которым покрывали орудия.
    На керамике орнамент появляется в эпоху неолита вместе с возникновением гончарного дела. Создавая орнамент по образцам природы, человек стремился к постижению природных знаков.

    Культурное наследие первобытного общества

    Памятники Всемирного культурного наследия, связанные в первобытной эпохой

    Пещера Ляско, Франция, 1979 г. (критерии i, iii)

    Петроглифы в Валь-Камонике, Италия, 1979 г. (критерии iii, vi)

    Пещера Альтамира, Испания, 1985 г. (критерии i, iii)

    Мегалитические сооружения Стоунхендж и Эйвбери, Англия, 1986 г. (критерии i, ii, iii)

    Стоянка синантропа, Китай, 1987 г. (критерии iii, vi)

    Доисторические свайные жилища в окрестностях Альп, расположены на территории нескольких стран: Швейцария, Франция, Италия, Австрия и Словения, 2011г. (критерии ii, iv).

    Периодизация истории первобытного общества

    Палеолит (каменный век):

    Нижний (древний) – 1,5 - 1 млн лет. до н.э. -Средний - 100 - 40 тыс. лет до н.э. -Верхний - 40 - 12 тыс. лет до н.э.

    Мезолит (средний каменный век) - 12 - 6 тыс. лет до н.э.

    Неолит (новый каменный век) - 7 - 4 тыс. лет до н.э.

    Энеолит - 5 - 3 тыс. лет до н.э.

    Бронзовый век - 3 - 1 тыс. лет

    Железный век - 1 тыс. лет до н.э.

    Периодизация эпохи палеолита

    ранний, или нижний, палеолит (олдувай, шель, ашель, мустье)

    поздний, или верхний, палеолит (ориньяк, солютре, мадлен, костенково-борщевская культура и др.культуры).

    иногда выделяют средний палеолит

    (премустье, мустье).

    Данная периодизация основана на главных

    культурных достижениях древнего человека, в первую очередь, особенностями орудий труда

    Появление и эволюция

    древнейшего человека

    Становление научных исследований первобытного общества

    1856 г. близ Дюссельдорфа найден скелет неандертальца (homo neanderthalensis)

    вт. пол. XIX в. – многочисленные находки останков древнего человека

    1871 г. - исследование Чарльза Дарвина «Происхождение человека и половой отбор»

    1896 г. - Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»

    Происходит оформление нового научного направления палеоантропологии , т.е. науки, изучающей древнего человека и его происхождение.

    Основные этапы эволюции древнего человека

    Австралопитек , или протантроп , - предки рода homo (люди), род ископаемых высших приматов, фрагменты костей которых впервые были обнаружены в Южной Африке

    Человек умелый (homo habilis) - высокоразвитый австралопитек, первый представитель рода homo. Его останки были обнаружены в 1960 г. в Танзании в пещере Олдувай. Первым начал изготавливать орудия труда.

    Человек прямоходящий (homo erectus) ископаемый вид людей, живших 1,5 млн - 400 тыс. лет назад. Развивался параллельно с homo habilis, но не был предком современного человека.

    Человек разумный (homo sapiens) - вид рода homo (люди ), обладал довольно высокой степенью развития материальной и нематериальной культуры, изготавливал орудия труда, обладал способностью к членораздельной речи и развитому абстрактному мышлению. Время существования – 45 тыс. лет назад – до настоящего времени

    Архантроп - обобщенное название ископаемых людей, которые привели к появлению следующего этапа эволюции - палеоантропов.

    Виды архантропа

    питекантропы,

    синантропы,

    гейдельбергский человек и др.

    Останки архантропов найдены в Азии, Африке и Европе.

    Абсолютный возраст архантропов - от 1,9 млн лет до 60 тыс. лет.

    Архантропы охотой, собирательством, изготовляли грубые каменные орудия труд, умели разводить огонь, жили «первобытным человеческим стадом», обладали зачатками речи

    Палеоантроп - следующий этап эволюции человека, которые рассматриваются как переходный этап от человека прямоходящего (homo erectus) к человеку современного типа, человеку разумному (homo sapiens).

    Неандерталец (homo neanderthalensis) - ископаемый вид людей, представитель палеоантропов. Жил в Европе, Азии и Африке 200 - 28 (27) тыс. лет назад

    Первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории
    человечества. А для некоторых народов продолжается и по сей день.
    Познать первобытную культуру нам помогают три науки:
    археология (на основании материальных остатков деятельности
    человека),
    этнография (н а основе бытовых и культурных особенностей народов
    мира, традиционного искусства) и
    Лингвистика (на основе особенностей языка, фольклора, мифов и
    легенд).
    1

    Изучая традиционное искусство, мы можем представить, понять жизнь
    первобытного человека. Большой интерес представляет современная культура
    племен Африки, Австралии и Океании, различные виды их художественной
    2
    деятельности.

    *Дикость(40-35 тыс
    лет до н.э- 10- 8 тыс
    лет до н.э)
    *Палеолит
    (древнекаменный век)
    *Мезолит
    (среднекаменный век)
    *Варварство (10-8 тыс
    лет до н.э- 4- 3. 5
    тыс лет до н.э)
    *Неолит
    (новокаменный мек)
    *Энеолит
    (медный век)
    3

    Палеолит

    Подразделения
    Ориньяк (40- 35 тыс лет
    до н.э)
    Солютре (35-25 тыс лет
    до н.э)
    Мадлен (25-12 тыс лет до
    н.э)
    Характерные
    особенности:
    *Матриархат.
    *Древнейшие
    изображения:
    -отпечатки человеческой
    руки; штриховые
    изображения животных;
    « макароны»;
    наскальные рисунки
    (графика)
    4

    РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА

    Виды религии: особенности
    Анимизм вера в духов и душу
    Фетишизм религиозное поклонение материальным
    предметам - фетишам, которым
    приписываются сверхъестественные
    свойства
    описания системы мышления, при которой
    Магиячеловек обращается к тайным силам с
    целью влияния на события.
    Тотемизм -
    вера в сверхъестественную связь между
    группой людей и группой материальных
    вещей.
    5

    ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ

    «Первым оружьем людей были руки, ногти и зубы,
    Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья...
    Силы железа потом и меди были открыты.
    Но применение меди скорей, чем железа, узнали.»
    римский поэт и философ I в. до н. э. Лукреций
    Самый длительный период истории человечества и его культуры -
    каменный век (40-4 тыс. лет до н. э.)-
    В нем различают три этапа: палеолит (40-12 тыс. лет до н. э.),
    мезолит (12-8 тыс. лет до н. э.)
    и неолит (10-4 тыс. лет до н. э.).
    В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит
    более твердая и прочная бронза (сплав меди с оловом), а затем и железо,
    намного превосходящее по прочности бронзу.
    Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в разное время
    (3-1 тыс. лет до н. э.).
    6

    РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
    ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА
    Жизнь древних людей была
    неотделима от природы. Люди
    считали, что в природе всё
    взаимосвязано.
    ТОТЕМИЗМ – вера в
    сверхъестественную связь между
    группой людей и группой
    материальных вещей.
    В качестве тотемов чаще всего
    выступали животные, реже – растения
    или предметы.
    Люди сочиняли рассказы о тотемных
    животных. Так родились первые мифы.
    С тотемической мифологией тесно
    связаны обряды.
    7

    Что же представляло собой
    искусство на заре
    человечества?
    Первоначально оно носило
    синкретический характер, то
    есть в нем не выделялись и не
    различались его основные
    виды: изобразительное
    искусство, театр, музыка и
    танец.
    Главной причиной такой
    синкретичности искусства
    была его тесная связь с
    религиозными верованиями и
    особенностями трудовой
    деятельности первобытного
    человека.
    Памятники первобытной культуры,
    сохранившиеся до наших дней, представлены
    главным образом произведениями
    изобразительного искусства.
    8

    ПЕРВЫЕ РИСУНКИ
    Пусть предок жизнью жил полузвериной,
    Но мы его наследьем дорожим.
    Он не умел слепить горшок из глины,
    Боялся духов, выдуманных им.
    Но до сих пор в его глухой пещере
    Толпой теней стремительно живой
    Летят по стенам яростные звери,
    Свирепые противники его.

    НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ
    По состоянию на 1994 г. в Европе известно более 300 пещер, гротов или
    навесов с изображениями бесспорно относящимися к эпохе верхнего
    палеолита. Из них в России - 2.
    Какими инструментами
    пользовался человек, чтобы
    запечатлеть увиденное?
    Первые рисунки, вероятно,
    были выполнены самым
    примитивным способом -
    пальцами, ветками или костями
    по мягкой глине. На стенах
    пещер проводились прямые и
    волнистые параллельные
    линии, так называемые
    «макароны».
    Самый древний вид петроглифов «макароны».
    10

    К древнейшим изображениям следует также отнести и оттиски человеческой
    руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром.
    В Пещере рук(Аргентина) стена сплошь покрыта такими контурами. Считается.
    Что их оставили древние охотники между 9 000 и 7 000 годами до н.э.
    Отпечатки рук имеют значение личного клейма. Краску скорее всего
    выдували сквозь полые стебли растений.
    11

    ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА
    ИСПАНИЯ. Палеолит.
    Настоящей сенсацией стали находки
    испанского адвоката и археологалюбителя Марселино Саутуолы в 1875 г.
    в пещере близ деревни Альтамира
    (Испания). Двадцать пять цветных
    изображений бизонов в натуральную
    величину украшали стены пещеры.
    Некоторые животные лежали на земле,
    другие спокойно щипали траву, третьи,
    падая от стрелы охотника, корчились в
    муках.
    Бизон и лань.
    Рисунок глиной и углем
    12

    13

    14

    Особенности живописи палеолита
    -Изображения очень реалистичны, точны в деталях.
    --Изображение животного как «мишени»
    - в живописи палеолита почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений.
    Зато преобладают крупные животные. Не часто встречаются и
    изображения человека.
    - в рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных
    животных. Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и
    горные козлы, и львы.
    - использование широкой палитры красок
    - Характерной особенностью первобытного изобразительного искусства
    была передача глубины пространства. Некоторые изображения
    перспективны!!!
    15

    ПЕЩЕРА ЛЯСКО
    ФРАНЦИЯ, Верхний палеолит
    ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ
    12 сентября 1940 года четверо
    ребят из французской деревни
    Мартиньяк гуляли со своей
    собакой. Заметив лисью нору,
    они принялись её раскапывать и
    обнаружили вход в пещеру.
    На фото – школьники Равида и
    Марсаль с преподавателем Леоном
    Равалем и учёным аббатом Брейлем.
    16

    Ротонда с быками
    Пещера Ляско была открыта для осмотра в 1948 году. Известность чуть не
    погубила пещеру. Ежедневное присутствие нескольких сотен туристов (а летом
    это число достигало 2 тысячи человек в день) нарушилась экология пещеры в ней появились микроорганизмы - и росписи стали покрываться зеленью.
    Пещера была закрыта, законсервированаи вскоре её копия была восоздана в
    другом месте. Любой из нас может увидеть пещеру Ляско-2.
    17

    Ротонда с быками
    Самое просторное верхнее
    помещение пещеры.
    Рисунки на стенах
    изображают купных рогатых
    животных: быков,
    антилоп Гну.
    18

    КОЛОДЕЦ
    Эта сцена изображена на стене на дне колодезного ствола. Рядом с упавшим
    человеком нарисовано раненное большое копытное животное (бизон) с
    вываливающимся внутренностями. Изображения человека в эту эпоху единичны.
    19

    ПЕЩЕРА ПЕШЬ-МЕРЛЬ. ФРАНЦИЯ
    В пещере Пешь-Мерль на отдельной стене длиной 4 метра рисунки
    нанесены в технике трафарета, по которому распылялась жидкая краска.
    20

    ПЕЩЕРА ШОВЕ. ФРАНЦИЯ.
    Верхний палеолит.
    одна из самых громких и самых последних
    сенсаций не только археологических, но
    общекультурных. Пещеру открыли 18
    декабря 1994 г. три спелеолога Жан-Мари
    Шове, Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан
    Хиллэйр.
    Подробное исследование пещеры займет не один
    десяток лет. Однако уже сейчас можно сказать,
    что в пещере четыре больших "зала", в которых
    около или более 300 изображений. Живопись
    прекрасно сохранилась. На сегодняшний день это
    – одна из самых ранних на Земле образцов
    живописи (около 32 тыс. лет). Уже первые
    наблюдения очень существенно пошатнули
    устоявшиеся представления об искусстве эпохи
    верхнего палеолита и отодвинули его начало
    почти на 5 тысячелетий в глубину.
    21

    ПЕЩЕРА НЬО. ФРАНЦИЯ. Верхний палеолит.
    Рисунок углём
    22

    КАПОВА ПЕЩЕРА. РОССИЯ.
    Верхний палеолит.
    Как и во многих других подобных
    случаях, сама пещера известна
    очень давно. В 1760 г. она была
    уже описана в одном из историкогеографических сочинений о
    Приуралье. С пещерой связано
    много местных преданий и
    легенд, отмеченных В.И.Далем.
    Внимание археологов было
    привлечено к ней только
    после 1959 г., когда зоолог
    А.В.Рюмин обнаружил на стенах
    пещеры палеолитические
    изображения. Cреди них хорошо
    распознаются мамонты, носорог,
    бизон и лошади.
    23

    Палеолитические «Венеры»

    Палеолитическая
    «Венера» - это не
    грациозное создание,
    пленяющее
    воображение
    современного мужчины,
    и не цветущая
    женственность луврской
    Афродиты, но
    многорожавшая мать.
    Венера Виллендорфская
    (Австрия)
    24

    Венера
    Брассемпуйская,
    или «Дама с
    капюшоном» -
    фрагмент фигуры
    из слоновой кости
    эпохи верхнего
    палеолита,
    обнаруженный в
    селении
    Брассемпуй
    (Brassempouy),
    Франция, в 1892
    году.
    25

    Орнамент

    лат. ornemantum - украшение) -
    узор, основанный на повторе и
    чередовании составляющих его
    элементов; предназначается для
    украшения различных предметов
    (утварь, орудия и оружие,
    текстильные изделия, мебель,
    книги и т. д.), архитектурных
    сооружений (как извне, так и в
    интерьере), произведений
    пластических искусств (главным
    образом прикладных), у
    первобытных народов также
    самого человеческого тела
    (раскраска, татуировка).
    26

    В живописи и графике
    мезолита и неолита
    преобладают схематические
    многофигурные композиции,
    запечатлевшие сцены охоты,
    военные эпизоды, культовые
    церемонии.
    Изображения, сопровождавшие
    устные рассказы, приобретают более
    условный характер, а правдоподобие
    отходит на второй план. Среди них
    особенно много контурных рисунков,
    внутренняя часть которых
    закрашена красками, а иногда
    покрыта штриховкой. Фигуры
    животных и человека невелики по
    размеру.
    Одна из интереснейших композиций
    того времени - «Сражающиеся
    лучники».
    27

    Горы ДРАКЕНСБЕРГ,
    ЮЖНО АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
    Роспись изображает редкие сцены рыбной ловли.
    28

    Неолит (новокаменный век)

    Дольмен - культовый
    объект, символический
    каменный дом для
    погребенного
    Дольмены обычно относят
    к так называемым
    « мегалитам» древнейшим
    сооружениям из
    больших каменных
    блоков
    29

    Менгир

    простейший мегалит в
    виде установленного
    человеком грубо
    обработанного дикого
    камня, у которого
    вертикальные размеры
    заметно превышают
    горизонтальные.
    Радстонский монолит,
    самый высокий менгир
    в Великобритании, вес
    около 40 тонн
    30

    Кромлех

    древнее (времен неолита,
    бронзового века и
    позднее) сооружение,
    представляющее собой
    несколько поставленных
    вертикально в землю
    обработанных или
    необработанных
    продолговатых камней
    (менгиров), образующих
    одну или несколько
    концентрических
    окружностей.
    31

    Керамика неолита и энеолита

    Меа́ ндр (греч.
    μαίανδρος) -
    известный ещё со
    времён неолита и
    распространённый
    тип орнамента
    32

    Языковые семьи

    I.Индоевропейская
    семья языков
    (более 10 ветвей)
    1.Индоарийская
    2. Иранская
    3. Балтийская
    4 Славянская
    5. Германская
    6. Романская
    7. Кельтская
    8. Греческая
    9. Албанская
    10. Армянская
    II.Семито - хамитская
    III.Кавказская
    IV.Финно - угорская
    V.Тюркская
    VI. Австронезийская
    VII. Китайскотибетская
    VIII.Папуасская
    33

    Виды письменности

    Пиктография
    -такое письмр, знаки
    которого
    (пиктограммы)
    Представляют собой
    схематические
    рисунки, наглядно
    изображающие
    предметы и
    явления
    действительности.
    Идеография
    Фонография
    -
    - система письма, в
    которой вместо букв,
    соответствующих звукам,
    используются знаки
    (символы), выражающие
    предметы и понятия.
    Высшим этапом развития
    идеографии является
    иероглифическое письмо
    такое письмо, знаки
    которого
    обозначают
    звуковые элементы
    слова.
    Различаютслоговое
    письмо (
    индийский) и
    буквенное (
    русский)
    34

    Современная живопись австралийских аборигенов

    1 слайд

    КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА Первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории человечества. А для некоторых народов продолжается и по сей день. Познать первобытную культуру нам помогают три науки: археология (на основании материальных остатков деятельности человека), этнография (н а основе бытовых и культурных особенностей народов мира, традиционного искусства) и Лингвистика (на основе особенностей языка, фольклора, мифов и легенд).

    2 слайд

    Изучая традиционное искусство, мы можем представить, понять жизнь первобытного человека. Большой интерес представляет современная культура племен Африки, Австралии и Океании, различные виды их художественной деятельности.

    3 слайд

    ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ Самый длительный период истории человечества и его культуры - каменный век (40-4 тыс. лет до н. э.)- В нем различают три этапа: палеолит (40-12 тыс. лет до н. э.), мезолит (12-8 тыс. лет до н. э.) и неолит (10-4 тыс. лет до н. э.). В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит более твердая и прочная бронза (сплав меди с оловом), а затем и железо, намного превосходящее по прочности бронзу. Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в разное время (3-1 тыс. лет до н. э.). «Первым оружьем людей были руки, ногти и зубы, Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья... Силы железа потом и меди были открыты. Но применение меди скорей, чем железа, узнали.» римский поэт и философ I в. до н. э. Лукреций

    4 слайд

    Жизнь древних людей была неотделима от природы. Люди считали, что в природе всё взаимосвязано. ТОТЕМИЗМ – вера в сверхъестественную связь между группой людей и группой материальных вещей. В качестве тотемов чаще всего выступали животные, реже – растения или предметы. Люди сочиняли рассказы о тотемных животных. Так родились первые мифы. С тотемической мифологией тесно связаны обряды. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА

    5 слайд

    Что же представляло собой искусство на заре человечества? Первоначально оно носило синкретический характер, то есть в нем не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец. Главной причиной такой синкретичности искусства была его тесная связь с религиозными верованиями и особенностями трудовой деятельности первобытного человека. Памятники первобытной культуры, сохранившиеся до наших дней, представлены главным образом произведениями изобразительного искусства.

    6 слайд

    НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ Какими инструментами пользовался человек, чтобы запечатлеть увиденное? Первые рисунки, вероятно, были выполнены самым примитивным способом - пальцами, ветками или костями по мягкой глине. На стенах пещер проводились прямые и волнистые параллельные линии, так называемые «макароны». Самый древний вид петроглифов «макароны». По состоянию на 1994 г. в Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями бесспорно относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них в России - 2.

    7 слайд

    Отпечатки рук имеют значение личного клейма. Краску скорее всего выдували сквозь полые стебли растений. В Пещере рук стена сплошь покрыта такими контурами. Считается. Что их оставили древние охотники между 9 000 и 7 000 годами до н.э. ПЕЩЕРА РУК. АРГЕНТИНА. К древнейшим изображениям следует также отнести и оттиски человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром.

    8 слайд

    ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА ИСПАНИЯ. Палеолит. Бизон и лань. Рисунок глиной и углем Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Испания). Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках.

    9 слайд

    О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала девочка. С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы. Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей - художником, гостившим в его замке. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы его оппоненты, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита

    10 слайд

    Особенности живописи палеолита Изображения очень реалистичны, точны в деталях. Передаётся динамика движения. - в живописи палеолита почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений. Зато преобладают крупные животные. Не часто встречаются и изображения человека. - в рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных. Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и горные козлы, и львы. - использование широкой палитры красок - Характерной особенностью первобытного изобразительного искусства была передача глубины пространства. Некоторые изображения перспективны!!!

    11 слайд

    ПЕЩЕРА ЛЯСКО ФРАНЦИЯ, Верхний палеолит ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ 12 сентября 1940 года четверо ребят из французской деревни Мартиньяк гуляли со своей собакой. Заметив лисью нору, они принялись её раскапывать и обнаружили вход в пещеру. На фото – школьники Равида и Марсаль с преподавателем Леоном Равалем и учёным аббатом Брейлем.

    12 слайд

    Ротонда с быками Пещера Ляско была открыта для осмотра в 1948 году. Известность чуть не погубила пещеру. Ежедневное присутствие нескольких сотен туристов (а летом это число достигало 2 тысячи человек в день) нарушилась экология пещеры - в ней появились микроорганизмы - и росписи стали покрываться зеленью. Пещера была закрыта, законсервированаи вскоре её копия была восоздана в другом месте. Любой из нас может увидеть пещеру Ляско-2.

    13 слайд

    Ротонда с быками Самое просторное верхнее помещение пещеры. Рисунки на стенах изображают купных рогатых животных: быков, антилоп Гну.

    14 слайд

    КОЛОДЕЦ Эта сцена изображена на стене на дне колодезного ствола. Рядом с упавшим человеком нарисовано раненное большое копытное животное (бизон) с вываливающимся внутренностями. Изображения человека в эту эпоху единичны.

    15 слайд

    В пещере Пешь-Мерль на отдельной стене длиной 4 метра рисунки нанесены в технике трафарета, по которому распылялась жидкая краска. ПЕЩЕРА ПЕШЬ-МЕРЛЬ. ФРАНЦИЯ

    16 слайд

    В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические многофигурные композиции, запечатлевшие сцены охоты, военные эпизоды, культовые церемонии. Изображения, сопровождавшие устные рассказы, приобретают более условный характер, а правдоподобие отходит на второй план. Среди них особенно много контурных рисунков, внутренняя часть которых закрашена красками, а иногда покрыта штриховкой. Фигуры животных и человека невелики по размеру. Одна из интереснейших композиций того времени - «Сражающиеся лучники».

    17 слайд

    КАПОВА ПЕЩЕРА. РОССИЯ. Верхний палеолит. Как и во многих других подобных случаях, сама пещера известна очень давно. В 1760 г. она была уже описана в одном из историко-географических сочинений о Приуралье. С пещерой связано много местных преданий и легенд, отмеченных В.И.Далем. Внимание археологов было привлечено к ней только после 1959 г., когда зоолог А.В.Рюмин обнаружил на стенах пещеры палеолитические изображения. Cреди них хорошо распознаются мамонты, носорог, бизон и лошади.