Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения

  • Дата: 26.11.2023


Урок 14. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Требования к сжатому изложению
Проанализируйте смысловые отношения между частями сложного предложения. Выберите правильное утверждение:
Бабушка сердилась внучка не слушалась.
а) между частями предложения нужно поставить запятую, так как передается значение последовательно происходящих событий
б) между частями предложения нужно поставить тире, так как передается значение противопоставления
в) между частями предложения нужно поставить двоеточие, так как передается значение причины
г) возможна постановка любого из перечисленных знаков препинания в зависимости от контекста
Сегодня мы рассмотрим разные функции знаков препинания между частями сложного предложения в зависимости от строения, интонации и смысловых отношений между его частями.
Основное содержание урока
Сложные предложения очень разнообразны по способам передачи смысловых отношений между частями, по своей структуре и интонации. Знаки препинания позволяют на письме передать эти особенности сложного предложения.
В сложных предложениях, части которых равноправны по отношению друг к другу, знаки препинания между частями выполняют разделительную функцию. Такие сложные предложения можно разделить на простые.
Сравните:
Ямщик свистнул, и лошади поскакали. – Ямщик свистнул. Лошади поскакали.
[Ямщик свистнул], и [лошади поскакали].
, - разделительный знак
Так, в сложносочиненных предложениях запятая, реже точка с запятой и тире являются разделительными знаками препинания. Например,
Солнце село, но в лесу ещё светло.
Мне стало как-то ужасно грустно в это мгновенье; однако что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей.
Мгновение - и ветер срывает парус.
В бессоюзных сложных предложениях разделительную функцию могут выполнять запятая, точка с запятой, тире или двоеточие. Например,
Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки.
Берёзы, тополя, черемуха распускали свои клейкие пахучие листья; липы надували лопавшиеся почки.
Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.
Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.
В сложноподчиненных предложениях одна часть (придаточная) всегда зависит от главной. Придаточное предложение выделяется запятыми, очень редко другими знаками препинания для того, чтобы подчеркнуть особую смысловую нагрузку передаваемой мысли. В сложноподчиненном предложении знаки препинания между частями являются выделительными.
какие?
[Метели, (что ломятся в дверцы), с дороги меня не собьют].
, - выделительный знак
Июльский ветер мне метёт - путь,
И где-то музыка в окне - чуть.
Ах, нынче ветру до зари - дуть
Сквозь стенки тонкие груди - в грудь.
Существует понятие авторской пунктуации, когда автор текста с помощью знаков препинания передает добавочный смысл. Понаблюдайте:
М.Цветаева
Таким образом, знаки препинания могут выполнять разные функции: разделительную в сложных предложениях с равноправными частями (бессоюзных и сложносочиненных) и выделительную в сложноподчиненных предложениях.
Первой частью экзамена по русскому языку является написание сжатого изложения по прослушанному тексту. К сжатому изложению предъявляются следующие требования.
1.Необходимо передать главное содержание как каждой микротемы (обычно их 3), так и всего текста в целом.
2. В каждой части нужно применить один или несколько приемов сжатия текста.
3. В работе не должно быть логических ошибок и нарушения последовательности изложения, а также нарушения абзацного членения текста.
Ключевые слова:
Бессоюзное сложное предложение, сложносочиненное и сложноподчиненное предложение, главная и придаточная часть предложения, разделительные и выделительные знаки препинания
Основные понятия:
Бессоюзное сложное предложение – это сложное предложение, части которого соединены с помощью интонации.
Сложносочиненное предложение – союзное сложное предложение, части которого соединены с помощью сочинительных союзов.
Сложноподчиненное предложение – союзное сложное предложение, части которого соединены с помощью подчинительных союзов или союзных слов. От одной (главной) части сложноподчиненного предложения можно задать вопрос к другой его части (придаточной)
Разделительные знаки препинания – знаки препинания, разделяющие равноправные части сложного предложения (бессоюзного и сложносочиненного)
Выделительные знаки препинания- знаки препинания, выделяющие придаточную часть сложноподчиненного предложения.
Разбор типового тренировочного задания
Укажите, в каких примерах знак препинания выделитель¬ный
а) Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.
б) Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.
в) День был серый и спокойный, в светлом воздухе пахло морем.
г) Ему вспомнился день, когда он уезжал.
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать предложения;


4) определить тип предложения: бессоюзное, сложносочиненное или сложноподчиненное;
5) определить функцию знака препинания
Ответ: б), г)
Разбор типового контрольного задания
Вставьте пропущенные знаки препинания
Вскоре Николай был произведён в ротмистры (?) и (?) когда полк был поставлен на военное положение (?) опять получил свой прежний эскадрон (?) в котором его помнили и любили.
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать предложение;
2) найти грамматические основы;
3) установить границы простых предложений в составе сложного;
4) определить роль союза И в предложении;
5) расставить знаки препинания
Ответ:
Вскоре Николай был произведён в ротмистры и, когда полк был поставлен на военное положение, опять получил свой прежний эскадрон, в котором его помнили и любили

Разделительные и выделительные знаки препинания

Описание:

При участии проекта http://videouroki.net

Задание #1

Вопрос:

Отметьте ложные и правдивые утверждения.

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

В сложных предложениях употребляются только разделительные знаки препинания.

К выделительным знакам препинания относятся двоеточие и точка с запятой

Выделительные знаки препинания употребляются в сложноподчиненных предложениях.

В бессоюзных сложных предложениях употребляются как выделительные, так и разделительные знаки препинания.

Задание #2

Вопрос:

Чтобы разделить предикативные части, в бессоюзных сложных предложениях употребляются...

1) двоеточие

3) запятая

4) точка с запятой

Задание #3

Вопрос:

Выберите предложение с выделительными знаками препинания.

1) Пес погнался за осой, та укусила его в нос.

2) Вадик пытался дотянуться до ветки, на которой висело краснобокое яблоко.

3) Мальчика впервые посадили за руль машины, и он был просто счастлив.

4) Мы вернулись поздно: концерт затянулся до полуночи.

Задание #4

Вопрос:

Выберите предложения с разделительными знаками препинания.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Я уснул незаметно: меня убаюкало мурлыканье кошки.

2) Василиса с утра взялась за чтение книг, а Иван решил сыграть в футбол.

3) Никогда нельзя сидеть и ждать, что таинственный волшебник решит за тебя все проблемы.

4) Алевтина сунула голову в шкаф, однако и там никто не прятался.

Задание #5

Вопрос:

Выберите предложение с выделительным союзом.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Охотник спустил курок − птица вскрикнула и забила крыльями в воздухе.

2) Тяжелые холодные капли медленно падали со свинцового неба, барабаня по листьям; в отдалении нервно взрыкивал гром.

3) Олег не раздумывал долго: он прыгнул в реку за тонущей девочкой.

4) Когда приходит пора взрослеть, мы с недоумением оглядываемся в свое детство.

Задание #6

Вопрос:

Проявите смекалку. Выберите союзы или союзные слова, перед которыми может стоять разделительный знак препинания.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

4) не только, но и

Задание #7

Вопрос:

В каком случае вы поставите выделительный знак препинания в сложном предложении?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) в предложении нет союзов

2) в предложении есть подчинительный союз

3) в предложении есть сочинительный союз

4) выделительные знаки в сложном предложении вообще не ставятся

Задание #8

Вопрос:

В трех предложениях части разделяются запятыми. И только в одном часть выделяется запятой. Найдите это предложение.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Мой друг хотел идти направо, меня же тянуло налево.

2) Никто не понял, как ему удалось поставить этот рекорд.

3) Я не решил простейший пример, какой же я после этого отличник!

4) Клоун тщательно наносил грим на лицо, а дрессировщик рассеянно щелкал кнутом.

Задание #9

Вопрос:

Вы уже знаете, что в сложноподчинённых предложениях между частями иногда может стоять тире. Прочитайте предложение.

Как быть в такой ситуации ‒ мне решительно непонятно.

Каким знаком в данном случае является тире? Выберите верное высказывание.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Тире является выделительным знаком. Все же это предложение - сложноподчиненное, а значит, его части выделяются знаками препинания.

2) Это сложносочиненное предложение, и тире является разделительным знаком препинания.

3) Это бессоюзное сложное предложение, и тире является разделительным знаком препинания.

4) Тире является разделительным знаком препинания, потому что оно всегда разделяет элементы в тексте и никогда не выделяет их.

Задание #10

Вопрос:

Посмотрите на предложение.

Когда мыслей в голове не стало совсем, поэт выглянул в окно: заснеженный двор выглядел волшебно, и вдохновение пришло само собой.

Сколько и каких знаков препинания вы видите в этом предложении?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) один выделительный, два разделительных

2) два выделительных, один разделительный

3) три выделительных

4) три разделительных

Ответы:

1) (3 б.) Верные ответы:

2) (2 б.) Верные ответы: 1; 2; 3; 4;

3) (1 б.) Верные ответы: 2;

4) (3 б.) Верные ответы: 1; 2; 4;

5) (1 б.) Верные ответы: 4;

6) (3 б.) Верные ответы: 4; 5;

7) (2 б.) Верные ответы: 2;

8) (3 б.) Верные ответы: 2;

8) (3 б.) Верные ответы: 2;

10) (3 б.) Верные ответы: 1;

1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.


К ним относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Разделительные знаки препинания служат в простом предложении для обозначения границ между однородными членами (запятая и точка с запятой), в сложном - для разделения простых предложений, входящих в его состав.
Выбор разделительных знаков препинания определяется морфологическими, синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями.
ЗАПЯТЫЕ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Правила:
1 (№ 6). Между однородными членами при отсутствии союзов ставятся запятые. О* О* О* О.-
В большом лесу во время бури деревья стонут, трещат, ломаются (С. Аксаков).
« в »
м
  1. (Ха 7). Запятые между однородными определениями ставятся, если они характеризуют предмет с одной стороны или один однородный член уточняет другой.
Жёлтые, синие, фиолетовые листы бумаги лежали на прилавке магазина. (Характеризуется с одной стороны.)
Но: Мы живём в новом огромном доме.
Примечание. Пишущий может придать особое значение однородным определениям, которые характеризуют предмет с разных сторон. В этом случае запятые ставятся, например: Мы живём в новом, огромном доме.
Солнце светит, но не греет.
Солнце светит, да не греет.
И возик свой мы не свезём, а скатим (И. Крылов).
Не то дождьГ не то мокрый снег пошёл. Трава лежала не только на подоконниках, но и на глиняном полу (С. Бабаевский).
Как мальчики, так и девочки сдали спортивные нормы.
Радостно, молодо было на небе, и на земле, и в сердце человека (И. Тургенев).
  1. (Ха 8). Запятая между однородными членами ставится, если они соединены:
а) противительными союзами, в том числе да в значении но:
О, а О; О. НО О; О. да О
б) составными разделительными союзами как... так и; не только... но и; не то... не том др.; или... или; либо... либо:
как О, так и О; не то О, не то О; или О, или О; либо О, либо О
в) повторяющимся соединительным союзом и:
и О, и О* и О-
...О, и Of и О
4 (Ха 8). Запятая ставится между группами однородных членов, соединённых союзами попарно:
... О в О» О и О. О и О...
На прилавке лежали кучками яблоки и груши, вишни и сливы, смородина и черника.
ТИРЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
1 (Ха 2). Между подлежащим и сказуемым при пропуске связки ставится тире:

а) если они выражены существительным, количественным числительным, неопределённой формой глагола
б) если подлежащее выражено личным местоимением и на него падает логическое ударение.
Биться в одиночку - жизни не перевернуть (Н. Островский).
Дважды два - четыре. Партия - бессмертие нашего дела (В. Маяковский). Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза (В. Маяковский).

Примечание. Тире между подлежащим и сказуемым при пропуске связки ставится перед словами вот, это: Река - это не только вода. Река - это путь. Река - это источник энергии. Река - это место, где живёт рыба (М. Ильин). Чтение - вот лучшее учение (А. Пушкин).
2 (№ 2). Тире при пропуске связки не ставится, если

а) сказуемое присоединяется союзами как, будто
б) перед сказуемым есть отрицательная частица не
Пруд как зеркало. Облако будто слон.
Езда на велосипеде не трудное дело, если научишься.

Еще по теме РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ:

  1. Знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и без союзов
  2. Система знаков препинания в современном русском языке. Основные функции знаков препинания. Позиции пунктуационных знаков. Одиночные, двойные и сложные знаки препинания. Специфика употребления знаков препинания.

§ 1 Знаки препинания

На этом уроке мы рассмотрим основные группы знаков препинания и систематизируем свои знания о них.

Все знаки препинания и правила их постановки в предложениях и текстах изучает особая наука - пунктуация.

Пунктуация является важным средством оформления письменной речи и обладает коммуникативной функцией.

Знаки препинания образуют особую группу всей графической системы русского языка; их назначение - обслуживать те стороны письменной речи, которые не могут быть выражены буквами.

Знаки препинания служат

rдля того, чтобы способствовать четкости и ясности в передаче мыслей,

rони отделяют одно предложение от другого или одну часть его от другой,

rи выражают ощущения говорящего и его отношение к слушающему.

«Их назначение - указывать на смысловое членение речи, а также содействовать выявлению ее синтаксического строя и ритма», - говорится также в «Словаре-справочнике лингвистических терминов» Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой.

В ряде случаев знаки препинания являются основным или единственным средством выявления смысловых отношений.

Например, можно сравнить постановку запятой, тире и двоеточия в одном и том же бессоюзном сложном предложении:

Молодежь ушла, на вечере стало скучно. (В этом предложении указывается на последовательность событий).

Молодежь ушла - на вечере стало скучно. (Во второй части данного предложения указывается на следствие, результат действия, обозначенного в первой части).

Молодежь ушла: на вечере стало скучно. (Здесь выявляются причинно-следственные отношения с указанием причины во второй части данного бессоюзного сложного предложения).

§ 2 Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

Знаки препинания в сложном предложении нужны для того, чтобы передать на письме особенности смысловых отношений между частями сложного предложения, особенности его строения и интонацию.

В сложносочиненных и бессоюзных сложных предложениях они разделяют простые предложения, выполняя разделительную функцию, а в сложноподчиненных выделяют зависимую часть (придаточное предложение), выполняя выделительную функцию.

Так, например, запятая, точка с запятой и тире выполняют разделительную функцию в сложносочиненных и бессоюзных предложениях, эту же разделительную функцию несет и двоеточие, но употребляется между частями только в бессоюзном сложном предложении.

Тире в БСП выполняет разделительную функцию.

А вот выделительная функция свойственна исключительно запятой, которая выделяет придаточное предложение в составе сложноподчиненного предложения.

Например:

Запятые в СПП выполняют выделительную функцию.

§ 3 Особенности русской пунктуации

Необходимо отметить, что правила русской пунктуации обладают большой гибкостью, так как вместе с обязательными нормами существуют указания, не имеющие строгого нормативного характера и допускающие различные пунктуационные варианты.

Так, например, авторская пунктуация в сложных предложениях - это такая постановка знаков препинания, которая не предусмотрена правилами, однако допустима, если автор с их помощью передает какой - либо добавочный смысл. К таким знакам чаще всего относятся в сложных предложениях тире, точка с запятой.

Например, К.Г. Паустовский посчитал нужным поставить тире в бессоюзном сложном предложении

хотя нужно было поставить двоеточие.

§ 4 Краткие итоги урока

Подводя итог занятию, можно отметить, что знание пунктуации и функций знаков препинания в сложном предложении крайне необходимо, так как знаки препинания не только указывают на смысловое членение текста и предложений, но и являются важным средством оформления письменной речи.

Список использованной литературы:

  1. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку:11 класс. – М.: ВАКО, 2005. – 320 с. – (В помощь школьному учителю).
  2. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 399с.
  3. Егорова Н.В.Поурочные разработки по русскому языку: универсальное пособие. 9 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 224с.