Станция «Киевская-кольцевая. Киевская (станция метро, Кольцевая линия) Ст киевская

  • Дата: 02.06.2024

Киевский вокзал, станция метро "Киевская", многочисленные торговые центры по периметру привокзальной площади появились не сразу. На исходе 19-го века было построено станционное здание, которое получило название "Брянский вокзал". В 1912 году в честь столетнего юбилея Бородинского сражения русское правительство приняло решение о строительстве крупного железнодорожного узла для отправки поездов в южном направлении. Под этот проект был перестроен Брянский вокзал, который стал в четыре раза больше. Строительство заняло ровно пять лет и закончилось в 1918 году.

Переименование

Одновременно был построен Бородинский мост, который и сегодня является достопримечательностью Москвы. Первый поезд от перрона отбыл 18 февраля 1918 года. Брянский вокзал функционировал до 1934 года, после чего был переименован в Киевский, поскольку большинство составов уходило в направлении Киева, столицы Украины, а город Брянск не имел к этому никакого отношения.

Так появился один из крупнейших московских железнодорожных узлов - Киевский вокзал. Станция метро тогда была еще только в проекте и входила в генеральную схему реконструкции Москвы. В соответствии с этим планом предполагалось расширить привокзальную площадь до улицы Дорогомиловской и соединить ее с ансамблем Бородинского моста и Москвы-реки. Центром ландшафта должны были стать Киевский вокзал, станция метро и пространство до набережной.

Структура

Шестнадцать платформ, подземные переходы, соединяющие пассажирские терминалы, огромный дебаркадер, оканчивающийся залами ожидания, арочное перекрытие длиной 320, шириной 48 и высотой 28 метров - таков современный Киевский вокзал. Станция метро "Киевская" имеет выход на центральный фасад вокзала, а вход в метро расположен недалеко от центрального кассового зала. Еще один вход в подземку находится немного поодаль от здания вокзала, по направлению к гостинице "Рэдиссон".

Три подземные ветки - "Кольцевую", "Арбатско-Покровскую" и "Филевскую" - объединяет станция метро "Киевский вокзал". Москва постоянно обновляется, требуются все новые транспортные ресурсы, которые могли бы справиться с возрастающими пассажиропотоками, и "Киевская" - это одна из самых современных и мощных станций на карте столичного метрополитена.

Перепланировка

В 2004 году грандиозное арочное перекрытие, из-под которого ежедневно уходят десятки поездов, было модернизировано. Стальные клепанные арки в количестве 27 штук были демонтированы, а на их место установлены более легкие сварные. При этом четыре арки знаменитого архитектора Шухова были сохранены. Они поддерживают своды на стыке с внешней стеной зала ожидания. Переход к кассам метро в результате был закрыт, и таким образом образовалась центральная подземная станция метро "Киевский вокзал". Москва (а точнее, ее жители) давно привыкла к подобным нововведениям, поэтому лишние сто метров обходного пути никому не показались неудобными.

Московский метрополитен - это очень гибкая система, предрасположенная к постоянным переменам, усовершенствованиям и новаторским преобразованиям. Самая прогрессивная станция среди прочих - это "Киевский вокзал". Какая станция метробыла первой в Москве, на которой установили турникеты "Вход - Выход"? Это была "Киевская". Первое время пассажиры, спешащие на электричку, путались в двух билетах: на проезд и на проход через турникет. Но вскоре появились проездные билеты со штрихкодом, и ситуация нормализовалась.

Качество обслуживания

Какой из московских вокзалов регулярно побеждает в конкурсах на звание самого лучшего по предоставлению сервисных услуг? Это также Киевский вокзал. Станция метро (карта следования, расположенная ниже, поможет определить ее местоположение) содержится в образцовом порядке. Все здесь ориентировано на обеспечение комфорта для пассажиров.

Единственное неудобство в комплексе вокзальных служб - долгий и медленный переход с Арбатско-Покровской ветки на Филевскую линию. Но по сравнению с обслуживанием пассажиров по остальным направлениям, которое находится на высоком уровне, мелкие неудобства не кажутся существенными.

Сопутствующие услуги

Одним из достижений вокзального комплекса является "Аэроэкспресс", комфортабельные автобусы которого доставляют пассажиров с Киевского вокзала прямо в аэропорт Внуково. Маршрут безостановочный, достаточно скоростной, интервал между рейсами составляет полчаса. Рядом с Киевским вокзалом находится большая стоянка для легкового автотранспорта. Час на хорошо охраняемой стоянке стоит 50 рублей. Там же находится мойка и технический центр, в котором можно провести диагностику и обслуживание с заменой моторного масла. Правила парковки позволяют оставить машину на длительный срок, если владелец будет отсутствовать несколько дней.

Метро «Киевская» Кольцевой линии Московского метрополитена расположена между станциями «Парк Культуры» и «Краснопресненская». Это единственная станция Кольцевой линии, расположенная за пределами Центрального административного округа Москвы.

История станции

Метро «Киевская кольцевая» была самой любимой станцией Никиты Хрущева, который в 1953 году был избран на должность первого секретаря ЦК КПСС и, наконец, получил возможность построить станцию, связанную своей тематикой с его родной Украиной. Он объявил конкурс, в котором приняло участие 40 проектов от московских и киевских архитекторов. Как и следовало ожидать, победа досталась киевским метростроевцам. Строительство возглавил член Академии архитектуры УССР Е. Катонин.

История названия

Станция названа по расположенному неподалеку Киевскому вокзалу.

Описание станции

Оформление станции посвящено темам «Дружба украинского и русского наров» и «История Украины». 18 панно, украшающие станцию, рассказывают историю отношений России и Украины, начиная с Переяславской Рады, когда запорожцы приняли решение о воссоединении с Россией, и до революции 1917 года.

Торцевую стену центрального зала занимает панно, на котором в окружении лепных флагов мозаикой выложен портрет Ленина и строки гимна СССР.

Технические характеристики

Метро «Киевская» - трехсводчатая пилонная станция глубокого заложения, расположенная на глубине 53 метра. Авторами типового проекта являются Г. Е. Голубев, Е. И. Катонин и В. К. Скугарев. Художественным оформлением станции занимались художники Г. И. Опрышко, А. В, Мизин и А. Г. Иванов.

Вестибюли и пересадки

Станция имеет переход на одноименные станции Арбатско-Покровской и Филёвской линий. Переход на Филевскую линию находится в станционном зале. Метро «Киевская» имеет общий вестибюль с одноименной станцией Арбатско-Покровской линии. Вестибюль расположен в здании Киевского вокзала и имеет выход как к самому вокзалу, так и к улицам 2-й Брянский проезд и Киевская.

Полезные факты

Выход к вокзалу из вестибюля станции открыт с 7:00 до 22:00, к пригородным поездам - 5:30 - 1:00.

По маршруту Киевский вокзал - аэропорт «Внуково» регулярно курсирует аэроэкспресс.

Я уже не раз писала, что метро - это памятник эпохи, отражающий те представления, которые в конкретную историческую эпоху считали необходимым донести до народа. Поэтому сегодня интересно пройтись по станции "Киевская", преодолевая толкучку, посмотреть ее мозаичные панно численностью 18 и попытаться осмыслить, какой нам пытались преподнести украинскую историю и современность в марте 1954 года, когда открылась станция.
Время было непростое. Сталин год как умер, но культ личности еще не был развенчан, и изображение вождя присутствовало на мозаиках в количестве шести. Потом их всех заменили, скорее всего, одну мозаику заменили целиком, потому что никакого панно на тему «ХІХ съезд — съезд единства Коммунистической партии, Советского правительства и народа» сегодня на Киевской нет.
Пришедший на смену Сталину Хрущев был выходцем с Украины и по-видимому, приложил руку к тому, чтобы увековечивание украинцев в московском метро оказалось на должном уровне. Действительно, Киевская-кольцевая - одна из самых богато и разнообразно украшенных в Московском метро.
Чтобы не навязывать свое мнение, я сначала просто покажу все 18 панно с официальными названиями, а потом кое-что добавлю от себя.
На верхнем фото - Переяславская рада. 8/18 января 1654 года

2.Полтавская битва

3.Пушкин на Украине

4.Чернышевский, Добролюбов, Некрасов и Шевченко в Петербурге

7.Провозглашение Советской власти В. И. Лениным в Смольном. Октябрь 1917 года

8.Борьба за Советскую власть на Украине

9.М. И. Калинин и Г. К. Орджоникидзе на открытии Днепрогэса

10.Тракторная бригада первой МТС

11.Народное гуляние в Киеве

12.Воссоединение всего украинского народа в едином украинском советском государстве

13.Освобождение Киева Советской Армией. 1943 год

14.Салют Победы в Москве. 9 мая 1945 года

15.Социалистическое соревнование металлургов Урала и Донбасса

16.Дружба русских и украинских колхозников

17.Цветёт орденоносная Украина, республика рабочих и крестьян

Ну а теперь поговорим?
Первое, что меня удивило: украинская история начинается с Богдана Хмельницкого и соединения с Россией. Киевская Русь - побоку. Основание государства, строительство Киева, все, что мы проходили в школе по истории - это нам не нужно.
История дореволюционной Украины (три с половиной века) - ровно 4 панно из 18-ти, на революцию и советскую Украину - 14.
Единственный украинец, названный поименно - Тарас Шевченко. Даже Богдан Хмельницкий, очевидно изображенный на первом панно, не назван (впрочем, как и Петр Первый - наверное, потому что царь). Зато названы Пушкин, Некрасов, Чернышевский, Добролюбов, Ленин, Калинин и Орджоникидзе. К чему бы это?
По тематике мозаики делятся примерно следующим образом. 5 - события, происходившие на территории Украины: Переяславская Рада, Полтавская битва, пуск Днепрогэса, воссоединение Украины в 1939 году (там очень интересно: навстречу "западноукраинцам" в национальных костюмах идут жители Украинской СССР в пиджаках, правда поверх вышиванок; таких любопытных нюансов на станции много), освобождение Киева. 2 панно отражают события, имеющие значение для страны в целом - Октябрьская революция и салют победы. Одно - вообще непонятно, где, это Ленинская "Искра". Дружба русского и украинского народа в разных формах - (от Пушкина на Украине до демонстрации на Красной площади) 7 штук. Остальное - это некие не очень конкретные события из истории Украины, типа борьбы за советскую власть, или сцены из жизни советской Украины.
Мне мерещится здесь весьма четкий идеологический подтекст и специфическое отображение украинской истории - с позиции "старшего брата", что ли. Но может быть, только мне? Что скажете?

Московское метро открылось 15 мая 1935 года линией "Сокольники"-"Парк культуры" и за два десятка сталинских лет приросло новыми станциями, богатые интерьеры которых напоминают художественную галерею. 44 станции столичной подземки признаны объектами культурного наследия. С 1955 года, в связи с постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», метрострой отказался от дорогостоящего декора в пользу типовых проектов. Прогулка по старому метро началась в Сокольниках, продолжилась извилистыми загогулинами по Сокольнической, Кольцевой, Замоскворецкой, Арбатско-Покровской линиям и завершается сегодня на станциях "Киевская" кольцевая и "Парк культуры".




Станция "Киевская" кольцевая открыта 14 марта 1954 года в составе участка «Белорусская» - «Парк Культуры» и замкнула строившуюся Кольцевую линию.
1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/81144

В 1953 году на пост первого секретаря ЦК КПСС заступает Никита Сергеевич Хрущёв, и в числе его первых деяний оказывается и увековечивание великой судьбы народа Украины в московском метро. На тот момент ни одна из двух существовавших «Киевских» его не удовлетворяли. По результатам объявленного конкурса было представлено 40 проектов, победу в котором одержали киевляне.

Над проектом станции работали архитекторы Е.И.Катонин, В.К.Скугарев, Г.Е.Голубев, интерьеры оформили художники - А.В.Мызин, Г.И.Опрышко, А.Г.Иванов.

Восемнадцать пилонов украшены мозаичными панно из смальты, посвящёнными истории Украины и дружбе украинского и русского народов.


Переяславская Рада 8/18 января 1654 года


Полтавская битва


Пушкин на Украине


Чернышевский, Добролюбов, Некрасов и Шевченко в Петербурге


Ленинская „Искра“


1905 год в Донбассе


Провозглашение Советской власти В.И.Лениным в Смольном. Октябрь 1917 года


Борьба за Советскую власть на Украине


Калинин и Орджоникидзе на открытии Днепрогэса


Тракторная бригада первой МТС


Воссоединение всего украинского народа в едином украинском советском государстве


Народное гуляние в Киеве


Освобождение Киева Советской Армией. 1943 год


Салют Победы в Москве. 9 мая 1945 года


Социалистическое соревнование металлургов Урала и Донбасса


Дружба русских и украинских колхозников


Цветёт орденоносная Украина, республика рабочих и крестьян


Содружество народов - источник расцвета социалистической родины

На торцевой стене центрального зала станции расположено большое панно с лепниной в виде флагов и мозаичным портретом В.И.Ленина в центре. Вокруг - строки гимна СССР, а под портретом - ленинская цитата: "Нерушимая вечная дружба украинского и русского народов является залогом национальной независимости и свободы, расцвета национальной культуры и процветания украинского народа, как и других народов Советского Союза".

Станция была последней и самой «богатой» на изображения И.В.Сталина. Целых пять его профилей можно было увидеть в оформлении станции на мозаиках «Провозглашение Советской власти В.И.Лениным. Октябрь 1917 года», «Воссоединение всего украинского народа в едином украинском советском государстве», «Салют Победы в Москве. 9 мая 1945 года», «Дружба русских и украинских колхозников» и в самом конце станции был помещён большой профиль Ленина-Сталина, который был заменён маленьким портретиком В.И.Ленина.

Любопытно, что в мраморе можно разглядеть окаменелые веточки кораллов. Подробнее об этом можно прочитать на сайте "Палеонтология Московского метро": http://www.paleometro.ru/metro29.php

Станция "Парк культуры" (радиальная) открыта 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена - «Сокольники»-«Парк культуры» с ответвлением «Охотный ряд»-«Смоленская».


1935 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/27264


Северный вестибюль украшен мозаичным панно с изображением Максима Горького


Утром 29 марта 2010 года на станции был осуществлён террористический акт, погибли 12 человек. Взрыв произошёл в час пик, в момент, когда на станцию прибыли сразу два поезда и в метро было много пассажиров.


Южный вестибюль (не сохранился). 1935 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/96178


Южный вестибюль. 1960 год (на переднем плане строится эстакада): http://www.oldmos.ru/old/photo/view/94014


Фрагменты оформления вестибюля

Станция "Парк культуры" (кольцевая) открыта 1 января 1950 года. Архитектор И.Е.Рожин. В первые годы своего существования станция часто обозначалась на схемах под названием «Парк культуры имени Горького». Чтобы попасть в любимое место отдыха москвичей 1930-1950-х годов, горожанам надо было пройти на противоположный берег Москвы-реки по длинному Крымскому мосту. Периодически возникали идеи переименования станции в "Крымскую" или "Крымский мост".

Пилоны станционного зала украшены 26 барельефами из белого мрамора работы С.М.Рабиновича, изображающие отдых советской молодёжи.