Во сколько читают таравих намаз. Как женщине совершать молитву тарауих в своем доме

  • Дата: 24.11.2023

Один из таких способов - совершение молитвы таравих , которая относится к обязательной Сунне Посланника Аллаhа, мир ему.

Бухари и Муслим передают, что Айша (да будет доволен ею Аллаh), рассказывала: «Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) молился однажды ночью в мечети, и люди следовали ему в молитве. Затем он молился следующей ночью, и многие пришли на молитву. Затем они собрались на третью или четвертую ночь, и Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) не вышел к ним. На следующее утро он сказал: «Я видел, что вы пришли, и ничто не помешало мне выйти к вам, но я побоялся, что это станет для вас обязательным». И это было в Рамадан .

Этот хадис указывает на то, что коллективная молитва таравих узаконена в Сунне , хотя и не является обязательством (фард).

Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) сказал: «Тому, кто молится ночью в Рамадан с верой и испрашивал свою награду у Аллаhа, будут прощены его прошлые грехи». Большинство ученых считают, что здесь имеются в виду мелкие грехи, и при условии, что человек выстаивает все ночи Рамадана, а не несколько из них. А для того, чтобы Всевышний простил большие грехи, человек должен искренне покаяться.

Как совершать таравих?

Время молитвы таравиха начинается после ночной и заканчивается перед утренней молитвой.

Есть два мнения о том, сколько ракатов нужно читать в молитве таравих. Одно мнение гласит, что это 8 ракатов, за которыми следуют три раката витра. Доказательством тому являются следующие хадисы:

Хадис от Абу-Саламы ибн Абд аль-Рахмана, который спросил у Айши (да будет доволен ею Аллаh): «Как Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) молился во время Рамадана?» Она сказала: «Он не совершал более одиннадцати ракатов в Рамадан или в другое время. Он совершал четыре, и не спрашивай, как прекрасны и продолжительны они были, а затем совершал еще четыре, и не спрашивай, как прекрасны и продолжительны они были, а после этого он совершал три. Я спросила: «О Посланник Аллаhа, будешь ли ты спать перед тем, как совершить витр?» Он сказал: «О, Аиша, глаза мои спят, но сердце поклоняется.

«Айша (да будет доволен ею Аллаh) сказала: «Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) совершал одиннадцать ракатов по ночам и произносил таслим после каждых двух ракатов, и он совершал витр в один ракат».

Что касается того, совершать ли четыре раката или два и два с таслимом после каждого , то ученые говорят, что второй вариант имеет больше доказательств, так как он основан на хадисе от Ибн Умара, согласно которому некто спросил Посланника Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) о молитве ночью, и тот ответил: «Ночная молитва состоит из двух идущих друг за другом (по два раката). Если кто-то из вас боится, что приближается время рассвета, тогда пусть он совершит один ракат витра».

Некоторые ученые выбрали другое количество ракатов. Имам Ахмад, имам Абу Ханифа и Имам аль-Шафии сказали, что нужно совершать двадцать ракатов вместо восьми. Имам Малик сказал, что ракатов должно быть тридцать шесть.

Порядок совершения

  • Нужно читать по два раката (или четыре) за один раз, и молитва читается вслух.
  • Если вы знаете весь Коран наизусть, то прочитав суру Аль Фатиха в первых ракатах, нужно читать начало суры Аль Бакара. Можете прочитать из Корана, сколько хотите, в зависимости от выносливости.
  • Во втором ракате, после Аль Фатихи начните чтение Корана с прерванного места.
  • После окончания намаза запишите, на какой суре и аяте вы остановились. Назавтра вы начнете чтение с прерванного аята, и таким образом к концу Рамадана у вас получится прочитать весь Коран.
  • Если не знаете Коран, то можно читать из Корана любые суры или аяты (минимум три аята). Таравих намаз по форме почти ничем не отличается он сунната в намазе зухр.

В большинстве мечетей есть имамы, которые на протяжении месяца прочитывают весь Коран во время таравиха, так что есть возможность прослушать священную книгу целиком. Если вы молитесь дома, но не знаете весь Коран наизусть, читайте то, что знаете. Также считается сунной произносить в первых ракатах 87-ю суру «Высочайший», во втором 109-ю суру «Неверующие» , а в третьем - 112-ю «Аль Ихлас». Можно добавлять к ним две последние суры - «Аль-Фаляк» и «Ан-Нас». После поясного поклона можно читать дуа кунут, или салаваты Пророку (да благословит его Аллаh и приветствует), или мольбы за мусульман, так как этот обычай был известен во время халифа Умара.

Нет предела в отношении того, сколько из Корана нужно прочитывать во время таравиха. Пророк, мир ему, иногда читал много, а иногда мало. Иногда в каждом ракате он прочитывал 20 аятов, а иногда 50. Он говорил: «Тот, кто совершает молитву ночью и читает сто аятов, не будет записан в числе небрежных». Когда Умар (да будет доволен им Аллаh) назначил Убайю ибн Ка"ба имамом на молитвах во время Рамадана, тот обычно произносил сотни аятов, так что люди, стоящие за ним, опирались на палки, такими длинными были молитвы, и они продолжались до самого фаджра.

Чтение таравиха для женщин

Когда ‘Умар собирал людей для ночной молитвы в Рамадане, он ставил имамом у мужчин Убай ибн Ка’ба, а у женщин Сулеймана ибн Абу Хасму.
Абу Бакр аль-Байхаки

В хадисе указывается не только на дозволенность совершения таравиха женщинами, но и о том, что у них был отдельный имам. Конечно же, не обязательно ставить имама отдельно, достаточно будет одного.

В другом хадисе сообщается:

«Не запрещайте вашим женщинам ходить в мечети, однако молитва их дома лучше для них!»
Абу Дауд


Как таравих стал коллективным?

Во время правления Халифа Абу Бакра сподвижники продолжали читать таравих либо индивидуально, либо небольшими общинами в мечетях. И только в правление Умара эта молитва получила статус коллективной, который сохраняется и по сей день. Причина, по которой Умар сделал ее коллективной, заключается в том, что поскольку Пророка (мир ему и благословение) уже не было в живых, а религия была завершена полностью, у таравиха не было возможности стать фардом. Следовательно, за коллективный намаз мусульмане получают равноценную награду, однако этот вид поклонения не превращается в обязательный.

Словом, крайняя желательность совершения таравиха подтверждается сунной Пророка (мир ему) и его сподвижников. Поэтому каждый мусульманин должен регулярно совершать эту молитву и не пренебрегать ей, чтобы не лишиться награды и благословения этого месяца.

Порядок совершения намаза

Таравих-намаз - это желательный намаз, совершаемый в течение месяца Рамазан после ночного намаза. Начинают его совершать в 1-ю ночь месяца Рамазан и завершают в последнюю ночь поста. Таравих-намаз желательно совершать джамаатом в мечети, если нет таковой возможности, то дома, вместе с семьей, соседями. В крайнем случае, в одиночку. Обычно совершают 8 ракаатов - 4 намаза по два ракаата.

Перед совершением таравих-намаза, после сунната ночного намаза, произносится намерение на пост в месяце Рамазан следующими словами:

Транскрипция: «Навайту ан асума савма гъадин аьан адаи фарзин рамазана hазиhи ссанати Лиллаhи Таала».

Перевод: «Поистине, я намереваюсь держать пост завтра, разрешенный фарз, в месяце Рамазан, этого года, ради Аллаhа (с.т.) Всевышнего».

Затем перед таравих-намазами читают следующее:

Транскрипция: «Халисан мухлисан ла илаhа иллаллаh садикьан му саддикьан Мугьаммадун Расулуллаh. Суббугьун кьуддусун раббуна ва раббуль малаикати варругь йа гьаййу йа кьййум. Аллаhумма салли ала Саййидина Мугьаммадин ва ала али Саййидина Мугьаммадин васаллим. Аллаhумма инна нас алукаль жанната ванаузубика минаннари вама фи hа».

Затем после каждых двух ракаатов тарвих-намаза и витру-намаза читается следующее:

Транскрипция: «Суббугьун кьуддусун раббуна ва раббуль малаикати варругь. Йа гьаййу йа кьаййум. Аллаhумма салли ала Саййидина Мугьаммадин ва ала али Саййидина Мугьаммадин ва саллим. Аллаhумма инна нас"алукаль жанната ва наузубика минаннар».

Затем после завершения витр-намаза трижды читают следующее (на третий раз во время чтения повыщают голос):

Транскрипция: «Субгьаналь маликиль кьуддус».

В завершении читается следующее дуа:

Транскрипция: «Аллаhумма инни аузубиризака сахатъика ва би муаьафатика мин аьукьубатика ва ааьузубика минка ла угьси санаан алейка анта кама аснайта ала нафсика фаинтаваллав факьул гьасбийаллаhу ла илаhа илла hува алейhи таваккалту ваhува раббуль аршиль азъим».

Затем совершаются два сажда (земной поклон), в которых читают по семь раз:

Транскрипция: «Суббугьун кьуддусун раббуна ва раббуль малаикати варругь».

Между сажда читают «Аят-аль Курси» и перед произнесением «салама» читают «Аттагьиййату».

Затем совершается Тасбигьат ночного намаза (33 раза субhаналлаh, 33 раза альхамдулилляh, 33 раза аллаhу акбар, и т.д.).

Ценности таравих намаза

Али бин Абу Талиб передает: «Однажды я спросил у Пророка (с.т.а.в.) о достоинстве молитвы Таравих». Пророк (с.т.а.в.) ответил:

«Кто исполнит молитву Таравих в 1-ю ночь, тому Аллаh (с.т.) простит его грехи.

Если исполнит и во 2-ю ночь, то Аллаh (с.т.) простит грехи ему и его родителям, если они мусульмане.

Если и в 3-ю ночь - призовет ангел под Аршем: «Поистине Аллаh (с.т.), Свят Он и Велик, простил твои ранее совершенные грехи».

Если и в 4-ю ночь - ему будет награда, равная вознаграждению человека, который прочитал Таврат, Инжиль, Забур, Кьуръан.

Если и в 5-ю ночь - Аллаh (с.т.) воздаст ему награду, равную совершению молитвы в Масжидуль Хараме в Мекке, в Масжидуль Набави в Медине и в Масжидуль Акъса в Иерусалиме.

Если и в 6-ю ночь - Аллаh (с.т.) воздаст ему награду, равную совершению Тьавафа в Байтуль Маъмуре. (Над Каабой на небесах находится невидимый дом из нура, где постоянно совершают таваф ангелы).

И каждый камешек Байтуль Маъмура и даже глина попросит у Аллаhа (с.т.) о прощении грехов этого человека.

Если и в 7-ю ночь - он достигает степени Пророка Мусы (а.с.) и его сторонников, выступивших против Фир’авна и Гьамана.

Если и в 8-ю ночь - Всемогущий воздаст ему степень Пророка Ибрагьима (а.с.).

Если и в 9-ю ночь - он будет равен человеку поклоняющемуся Аллаhу (с.т.), как близкие Ему рабы.

Если и в 10-ю ночь - Аллаh (с.т.) дает ему баракат в пропитании.

Кто совершит молитву и в 11-ю ночь - покинет этот мир, как ребенок покидает утробу матери.

Если и в 12-ю ночь совершит - в Судный день этот человек придет с сияющим, как солнце, лицом.

Если и в 13-ю ночь - этот человек будет находиться в безопасности от всех бед.

Если и в 14-ю ночь - ангелы будут свидетельствовать, что этот человек совершил молитвы Таравих и Аллаh (с.т.) в Судный день воздаст ему.

Если и в 15-ю ночь - этого человека будут восхвалять ангелы, в том числе носители Арша и Курса.

Если и в 16-ю ночь - Аллаh (с.т.) освободит этого человека от Ада и подарит ему Рай.

Если и в 17-ю ночь - Аллаh (с.т.) воздаст ему большую степень перед Собой.

Если и в 18-ю ночь - Аллаh (с.т.) воззовет: «О, Раб Аллаhа (с.т.)! Я доволен тобой и твоими родителями».

Если и в 19-ю ночь - Аллаh (с.т.) поднимет его степень до Рая Фирдавс.

Если и в 20-ю ночь - Аллаh (с.т.) воздаст ему награду Шахидов и праведников.

Если и в 21-ю ночь - возведет Аллаh (с.т.) ему в Раю дом из Нура (сияния).

Если и в 22-ю ночь - этот человек будет в безопасности от печали и тревог.

Если и в 2З-ю ночь - Аллаh (с.т.) возведет ему город в Раю.

Если и в 24-ю ночь - 24 молитвы этого человека будут приняты.

Если и в 25-ю ночь - Аллаh (с.т.) освободит его от могильных мук.

Если и в 26-ю ночь - Аллаh (с.т.) возвысит его степень в 40 раз.

Если и в 27-ю ночь - пройдет этот человек через мост Сират молниеносно.

Если и в 28-ю ночь - Аллаh (с.т.) возвысит ему 1000 степеней в Раю.

Если и в 29-ю ночь - Аллаh (с.т.) воздаст ему степень 1000 принятых хаджей.

Если и в 30-ю ночь - Аллаh (с.т.) скажет: «О, Мой раб! Вкуси плоды Рая, испей из райской реки Кавсар. Я - твой Создатель, ты - Мой раб».

Пророк (с.т.а.в.) сказал: «В месяц Рамазан каждый день и в каждую ночь у Аллаhа (с.т.) Всевышнего освобождаются обреченные (в Ад). У каждого мусульманина каждый день и каждую ночь обязательно принимается одно дуа».

Абу Хурайра (р.а.) говорит, что Расулаллаh (с.т.а.в.) сказал: «У троих дуа не отвергается. Это держащий уразу во время ифтара, справедливый правитель и обиженный. Его дуа Аллаh (с.т.) поднимает выше облаков, и открывает небесные двери для нее. И говорится ему: «Тебе обязательно будет помощь, даже если через некоторое время».

Пусть Аллаh (с.т.), который охватывает все своей Милостью простит нас и примет наши молитвы. Аминь!

Намаз-таравих- это желательныйнамаз (намаз-сунна), совершаемый в течение месяца Рамазан после обязательного ночного намаза. Его начинают совершать с 1-й ночи и завершают в последнюю ночь поста. Намаз-таравих предпочтительно совершать коллективно в мечети, если же нет таковой возможности, то дома, вместе с семьей, соседями. В крайнем случае, его можно совершить и в одиночку.

Обычно совершают восемь ракаатов: четыре намаза по два ракаата, но лучшевыполнить двадцать ракаатов, т.е. десять намазов.Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) совершал как двадцать ракаатов, так и восемь. По окончании намаза-таравих, совершают три ракаата намаза-витру (вначале двухракаатный намаз, затемодноракаатный).

Порядок совершения намаза-таравих

Таравих состоит из четырех или десятидвухракаатных намазов и молитв, читаемых между этими намазами (до и после них). Эти молитвы приведены ниже.

1.После совершения обязательного ночного намаза и намаза-сунны ратиба, читается дуа (мольба) №1.

2. Совершается первый намаз-таравих.

3. Читается дуа №1.

4. Соввершается второй намаз-таравих.

5. Читается дуа №2 и дуа №1.

6. Совершается третий намаз-таравих.

7. Читается дуа №1.

8. Совершается четвертый намаз-таравих.

9. Читается дуа №2 и дуа №1.

10. Совершается двухракаатный намаз-витру.

11. Читается дуа №1.

12. Совершается одноракаатный намаз-витру.

13. Читается дуа №3.

Молитвы, читаемые между намазами-таравих

Дуа №1: “Ла хьавла ва ла къуввата илла биллах1. Аллах1умма салли Iала Мухьаммадин ва Iала али Мухьаммадин ва саллим. Аллах1умма инна насъалукаль джанната фанаIудзубика минаннар”.

Дуа №2: “Субхьаналлах1и вальхьамду лиллах1и ва ла илах1а илла ллах1у валлах1у акбар. СубхIаналлах1и Iадада халкъих1и ва ридаа нафсих1и ва зината Iарших1и ва мидада калиматих1” (3 раза).

Дуа №3: “Субхьаналь маликиль къуддус (2 раза). Субхьаналлах1иль маликиль къуддус, суббухьун къуддусун раббуль малаикати ваppyxь. Субхьана ман таIаззаза биль къудрати валь бакъа-и ва къах1х1араль Iибада биль мавти валь фанаъ. Субхьана раббика раббиль Iиззати Iамма ясыфун ва саламун Iалаль мурсалина вальхьамду лиллах1и раббиль Iаламийн”.

Все эти мольбы читаются всеми молящимися вслух.

В завершении читается следующее дуа:

“Аллах1умма инни аIудзу биридака мин сахатIика ва бимуIафатика мин Iукъубатика ва бика минка ля ухьси санаъ-ан Iаляйка анта кама аснайта Iаля нафсика”.

(Хадис, переданный от Али бин абу Талиба)

Али бин Абу Талибрассказал: “Однажды спросили у Посланника Аллахао достоинстве намаза-таравих, на что Пророк (мир ему и благословение) ответил:

"Кто исполнит намаз-таравих в 1-ю ночь, тот очистится от грехов, подобно новорожденному.

Если исполнит его и во 2-ю ночь - грехи простятся как ему, так и его родителям, если они мусульмане.

Если и в 3-ю ночь - призовет ангел под Аршем: "Ты возобновляй свои деяния, Аллахпростил все твои ранее совершенные грехи!".

Если и в 4-ю ночь - ему будет награда человека, который прочитал Таврат, Инжиль, Забур и Коран.

Если и в 5-ю ночь - Аллахвоздаст ему награду, равную совершению молитвы в Масжид-уль-Хараме в Мекке, в Масжид-уль-Набави в Медине и в Масжид-уль-Акса в Иерусалиме.

Если и в 6-ю ночь - Аллахвоздаст ему награду, равную совершению т1авафа (ритуальный, приветственный обход) в Байт-уль-Мамуре (дом из нура, находящийся над Каабой на небесах, где постоянно совершают т1аваф ангелы). И каждый камешек Байт-уль-Мамура и даже глина попросит Аллахао прощении грехов этого человека.

Если и в 7-ю ночь - он подобен человеку,который помогал пророку Мусе (мир ему), когда тотвыступил против Фиравна и Хамана.

Если и в 8-ю ночь - Всемогущий воздаст ему то, что дал пророку Ибрахиму (мир ему).

Если и в 9-ю ночь - ему зачтется поклонение, подобное поклонению пророка Аллаха.

Если и в 10-ю ночь - Аллахдаст ему все благое этого и того мира.

Кто совершит молитву и в 11-ю ночь - покинет этот мир, подобно ребенку, покидающему утробу матери (безгрешным).

Если и в 12-ю ночь - он встанет в Судный день с сияющим, подобно полной луне, лицом.

Если и в 13-ю ночь - он будет находиться в безопасности ото всех бед Судного дня.

Если и в 14-ю ночь - ангелы будутсвидетельствовать, что этот человек совершал намазы-таравих, и в Судный день он будет избавлен Аллахомот допроса.

Если и в 15-ю ночь - его будут благословлять ангелы, в том численосители Арша и Курса.

Если и в 16-ю ночь - Аллахубережет его от Ада и одарит его Раем.

Если и в 17-ю ночь - Аллахвоздаст ему вознаграждение, подобное вознаграждению пророкам.

Если и в 18-ю ночь -Ангел воззовет: "О раб Аллаха! Поистине Аллахдоволен тобой и твоими родителями".

Если и в 19-ю ночь - Аллахподнимет его степень в Раю Фирдавс.

Если и в 20-ю ночь - Аллахвоздаст ему награду шахидов и праведников.

Если и в 21-ю ночь - Аллахвозведетдля него в Раю дом из нура (сияния).

Если и в 22-ю ночь - этот человек будет в безопасности от печали и тревог Судного дня.

Если и в 2З-ю ночь - Аллахпостроит ему город в Раю.

Если и в 24-ю ночь - 24 молитвы этого человека будут приняты.

Если и в 25-ю ночь - Аллахизбавит его от могильных мук.

Если и в 26-ю ночь - Аллахвозвысит его, добавив ему вознаграждение за 40 лет поклонения.

Если и в 27-ю ночь - он молниеносно пройдет через мост Сират.

Если и в 28-ю ночь - Аллахвозвысит его на 1000 степеней в Раю.

Если и в 29-ю ночь - Аллахвоздаст ему вознаграждение, подобное вознаграждению за 1000 принятых хаджей.

Если и в 30-ю ночь - Аллахскажет: "О Мой раб! Вкуси плоды Рая, купайся в воде Саль-Сабиля, испей из райской реки Кавсар. Я - твой Господь, ты - Мой раб”.

(Хадис приводится в книге «Нузхатуль Маджалис»)

....................................................................................................​...................................

Таравих-намаз

(صلاة التراويح )

Таравих-намаз является настоятельно требуемой сунной Пророка. Его совершают в месяц Рамадан.

Время совершения таравих-намазов начинается после ночного намаза и продолжается до рассвета. Лучшее время для таравиха наступает по прохождении четверти ночи. Особенно ценится таравих-намаз, совершенный после непродолжительного сна. Но везде традицией стало совершение таравиха после ночного намаза и ратибата (сунна-намаза), совершаемого после него.

Многие обычно совершают таравих в восемь ракаатов, но во всех книгах по Шариату указывается, что надо совершать двадцать ракаатов. В других мусульманских странах его совершают в двадцать ракаатов, и нам лучше было бы совершать таравихи в таком же количестве.Если в мечети совершен таравих только в восемь ракаатов, то оставшиеся двенадцать рака"атов можно совершить и дома. Лучше всего совершать таравих-намазы, проснувшись рано, до рассвета, и в конце совершить витру-намаз.

витру-намаз в месяц Рамазан хорошо совершать джамаатом, нолучше,совершать его в мечети.

Таравих-намазы совершают по два обычных ракаата, завершая каждые два ракаата произнесением ("سلام "). Тем, кто в состоянии, желательно во время совершения таравихов в течение месяца Рамазанчитать Коран.

Намерение перед таравих-намазом произносится так: «Я намерен совершить сунна-намаз — таравих Всевышнему Аллаху, Аллаку акбар», а если совершается за имамом то к намерению следуетдобавить «совершить намаз за имамом».

В коллективном намазе перед началом каждого из таравихов (т.е. перед началом каждого двухракаатного таравих-намаза) и перед началом каждого из витру-намазов имам произносит:[ الصلاة جامعة ], (Вставайте на джамаат-намаз). Остальные хором отвечают:[لاحول ولا قوّة الا بالله أللهم صلّ على محمد وعلى ال محمد وسلّم أللهم انا نسئلك الجنة فنعوذ بك من النار

(Нет силы и могущества для совершения "ибадата (поклонения Аллаху) и для отказа от послушания Аллаху, кроме как от [Самого] Аллаха.

О Аллах, благослови Мухаммада и одари его благополучием, защитой от бед и невзгод, а также и род его.

О Аллах, мы просим у Тебя Рая и прибегаем к Тебе для защиты от Огня).

После этого встают, приступают к намазу и совершают, как обычно, два ракаата.

Кроме того, после второго, четвертого, шестого, восьмого и десятого намазов (т. е. после совершения четырех, восьми, двенадцати, шестнадцати и двадцати ракаатов), до приведенной выше молитвы, читают трижды и следующую молитву:سبحان الله والحمد لله ولا اله الاالله والله أكبر سبحان الله عدد خلقه ورضاء نفسه وزنة عرشه ومداد كلماته

(Я утверждаю, что Аллах чист от каких бы то ни было недостатков, кто бы ни совершил что бы то ни было, хвалы достоин лишь один Аллах, нет ничего и никого (бога, божества), кому следует поклоняться кроме Аллаха.

Я свидетельствую, что Аллах чист столько раз, сколько у Него творений, сколько у Него довольства, сколько весит Арш" и сколько у Него чернил, которыми Он пишет Свою Речь).

После таравихов также джамаатом совершают витру-намаз (обычно в три ракаата). После завершения витру-намаза также хором дважды читают следующую молитву: سبحان الملك القدّوس سبحان الله الملك القدّوس سبّوح قدّوس ربّ الملائكة والرّوح سبحان من تعزّز بالقدرة والبقاء وقهّر العباد بالموت والفناء سبحان ربّك ربّ العزّة عما يصفون وسلام على المرسلين والحمد لله ربّ العالمين

(Мы утверждаем: Пречист чистейший Царь).

(Мы утверждаем: Пречист Аллах, являющийся чистейшим Царем. Пречист Аллах - Господь ангелов и архангела Джибриля).

(Чист Аллах — возвышен Он Своим всемогуществом и вечностью. Он смертью и уничтожением покорил рабов Своих.

(О Мухаммад) чист Твой Господь от того, что говорят язычники, Он Господь величия. Салам Аллаха посланникам [Аллаха], всякая хвалаАллаху).

لا اله الا انت سبحانك انى كنت من الظالمين

(Нет бога (божества) достойного поклонения кроме Тебя, Ты чист от недостатков, я сам притеснитель для себя).

Затем читают дуа, читаемую после намаза-витру:

أللهم انى أعوذ برضاك من سخطك وبمعافاتك من عقوبتك وأعوذ بك منك لا أحصى ثناء عليك أنت كما أثنيت على نفسك

(О мой Аллах, довольством Твоим я добиваюсь (ищу) защиты от гнева Твоего, спасением Тобою ищу защиты от мучений Твоих, я не в силах воздать Тебе должную хвалу, Ты таков, как Сам восхваляешь Себя).

Многие совершают намазы-таравих второпях, что порицается в шариатских книгах. Таравихи нужно совершать спокойно, прочитав молитву "Ваджжах1ту..." (« دعاء الافتتاح ») и молитву― ("كما صلّيت "), и, совершая поклоны, не спеша и в соответствии с правилами.

В достоверном хадисе, который приводится у Бухари и Муслима, говорится: "Кто бы ни был, если он поднимется с постели с намерением помолиться в месяц Рамазан, уверовав в Аллаха и имея иман (истинную веру), будучи уверенным, что он за это получит вознаграждение, тому Аллах простит все совершенные ранее грехи".

Достоинства намаза таравих с точки зрения медицины

Мусульмане получают терапевтическую и духовную пользу начиная с омовения, заканчивая телодвижениями в молитве (намаз). Ислам предписывает совершение пяти обязательных ежедневных намазов (салят), добровольных намазов в течение года (сунна, нафль) и молитвы таравих. Таравих – это дополнительный намаз, который совершается после ночного намаза в течение всего месяца Рамадан. Таравих состоит из 8 - 20 рака’атов (цикл определенных действий в намазе, который принимается за единицу в молитве) с несколькими минутами перерыва после каждых 4 рака’атов для произнесения слов возвеличивания Аллаха. Таким образом, мусульмане регулярно совершают умеренные физические упражнения практически для всех мышц тела, что, как известно, способствует улучшению кровообращения и, следовательно, улучшает циркуляцию крови в сердечной мышце, укрепляя ее.

Пост в Исламе (Ураза) длится от рассвета до заката, после чего наступает время разговения (ифтар). Непосредственно перед ифтаром уровень глюкозы и инсулина в крови находится на самом низком уровне, начиная повышаться во время разговенияза счет попадания пищи в организм. Сахар в крови достигает наиболее высокого уровня через один – два часа после ифтара, когда наступает время намаза таравих. Именно в этот момент молящийся получает наибольшую пользу от совершения намаза. Циркулирующая в крови глюкоза метаболизируется в углекислый газ и воду во время намаза. Таким образом, это способствует расходу дополнительных калорий, кроме того, любой намаз улучшает гибкость тела, координацию, предотвращает появление стресса, беспокойства и депрессии.

Физическое и эмоциональное благополучие

Мягкие физические упражнения, выполняемые во время намаза, улучшают самочувствие, эмоциональное состояние и качество жизни молящегося. Когда человек регулярно прилагает небольшие физические усилия, как при выполнении молитвы таравих, повышается выносливость и сила духа. Было замечено, что пятикратная ежедневная молитва оказывает такие же физиологические воздействия (без какого-либо нежелательного побочного эффекта) как бег трусцой или быстрая ходьба.

Для сравнения приведем некоторые научные факты. Недавние научные исследования, проводимые с участием 17 тысяч выпускников Гарвардского колледжа, учившихся в период с 1916 по 1950 гг., дали убедительные доказательства, что только умеренные упражнения аэробики, которые приравниваются к ежедневному бегу трусцой на дистанцию 3 мили (что составляет около 5 км), способствует хорошему здоровью и могут продлить жизнь.Смертность мужчин, которые расходовали около 2000 ккал энергии еженедельно (равно ежедневной 30-минутной ходьбе, бегу трусцой, езде на велосипеде, плаванию и т.д.), была от одной четверти до одной трети ниже, чем смертность их однокурсников, которые вели малоактивный образ жизни или не занимались физическими упражнениями вообще. В дополнение к медицинским преимуществам намаза можно добавить, что мусульмане, регулярно совершающие его, в любое время готовы к неожиданным физическим нагрузкам, например, если пришлось резко поднять ребенка, стул, или «поймать» общественный транспорт и т.п. Пожилые люди, ежедневное совершающие намаз,справятся с незначительными физичесикими нагрузками без особых усилий и затруднений. Таким образом, люди любых возрастовнайдут много преимуществ в подобного рода физической активности.

Пожилые люди

Чем старше становятся люди, тем больше снижается их физиологическая активность, в результате чего кости становятся тонкими, и, если не предпринимать никаких мер, это перерастает в остеопороз. Эта болезнь приводит к переломам костей в связи с их хрупкостью и «рыхлостью» вследствие потери костной массы. У пожилых людей снижается физическая активность, уровень инсулиноподобного фактора роста. Резервные функции всех жизненно важных органов сокращаются, и они становятся более чувствительны к недомоганиям. Кожа становится менее эластичной и морщинистой. Восстановительные процессы в теле замедляются, и снижается иммунитет.

Первичный остеопороз распространен не только среди пожилых людей, но и среди женщин в постклимактерическом периоде вследствие эстрогенной недостаточности, а также среди женщин, перенесших двустороннее удалениеяичников. Женщины в шесть раз чаще, чем мужчины, страдают остеопорозом первого типа. Три основные стратегии для профилактики остеопороза – это диета с повышенным потреблением кальция и витамина D, регулярные упражнения и эстрогенозаменяющая терапия.

Благодаря регулярным, повторяющимся движением тела во время намаза улучшается работоспособность, повышается мышечная сила, выносливость сухожилий, тело становится гибким, улучшается сердечнососудистая деятельность организма. Таким образом, намаз позволяет пожилым людям обогатить качество жизни, с легкостью переносить непредвиденные ситуации, такие, как внезапное падение, которое может нанести вред органам. Таравих намаз повысит их выносливость, самоуважение и придаст уверенности в себе, позволит почувствовать себя самодостаточными. Далее мы подробно рассмотрим, какое воздействие оказывают намазы на тело человека.

Воздействие на скелетные мышцы

Во время совершения намаза активизируется работа всех мышц тела. Не смотря на относительную несложность упражнений и легкость выполнения, это повышает выносливость и снижает усталость. Намаз помогает недееспособным при их ограниченных возможностях максимально активизировать свои силы. Как известно, кровоток к пассивным мышцам находится на низком уровне. Во время намаза кровоток в мышцах значительно возрастает. Иногда поток крови усиливается еще до начала намаза,едва верующий вознамерился совершить молитву.

Однако, помимо регулярных упражнений немаловажным фактором для мышц тела является питание человека. В дополнение к необходимым для процессов жизнедеятельности жирам, белкам и углеводам, человеческий организм нуждается в полезных минералах, таких как калий для нервов и мышечной активности. Он находится в мясе, фруктах, морепродуктах, молоке. Дефицит калия приводит к неврологическим расстройствам, развивается мышечная слабость, появляется снижение рефлексов, гипотония, нарушения в проводящей системе сердца, непроходимость кишечника, полиурия.Калий также играет важную роль в передаче нервных импульсов и является одним из основных положительных ионов во внутриклеточной жидкости, участвует в создании и поддержании электрического мембранного потенциала клеток. Этот минерал регулирует внутриклеточное осмотическое давление, стимулирует активность ферментов гликолиза, участвует в метаболизме белков и гликогена, играет важную роль в формировании потенциала действия в нервных и мышечных клетках и проведении нервных импульсов, обладает иммуномодулирующей активностью.

Во время молитвы таравих систолическое давление крови (момент сокращения и выброса крови в артерии) может немного подняться, в то время как диастолическое артериальное давление (когда сердце на несколько секунд расслабляется и наполняется нужным объемом крови), может оставаться неизменным или даже снижаться. Однако после намаза кровяное давление может падать чуть ниже обычного уровня, что является положительным признаком. Намазыулучшают дыхательные функции, увеличивают циркуляцию крови в капиллярах, окружающих альвеолы,это способствует расширенному газообмену и глубокому дыханию. Увеличение потребления кислорода заставляет молящегося лучше себя чувствовать. Те, кто совершают таравих (помимо предписанных обязательных ежедневных пятикратных намазов) имеют лучшую физическую подготовку и более активны даже в преклонном возрасте, по сравнению с теми, кто не совершает его. Намаз таравих улучшает физическую силу, повышает выносливость суставов и уменьшает риск травм сухожилий и соединительных тканей. Намаз таравих способствует обогащению костной ткани минералами, что особенно важно для женщин в период менопаузы, а также пожилых людей для предотвращения остеопороза и поддержания в норме структуры костной ткани. Таким образом, риск остеопороза существенно сокращается за счет регулярных обязательных намазов и намаза таравих. Благодаря намазам улучшается смазка суставов, облегчаются движения, а также сохранятся их гибкость. Совершение обязательных намазов и намаза таравих является профилактикой тромбоза глубоких вен (наиболее распространенная причина гангрены в ногах у пожилых людей).

Процесс обмена веществ

Намаз способствует нормализации веса тела и расходу калорий, не увеличивая при этом аппетит молящегося. Умеренные ограничения в еде, как на «ифтар» (разговение) так и «сахур» (ранний утренний завтрак перед началом поста), в комбинации с намазами снижают вес за счет сжигания жира. Вес же тела без жира остается неизменным, иногда незначительно возрастает, т.е. не происходит истощения организма вопреки распространенному мнений людей, отказывающихся поститься по этой причине. Поэтому во время Рамазана следует не переедать на «ифтар» и «сахур», быть усердными в совершении намазов, в том числе и таравих намаза, это позволит потерять часть избыточного веса, что, несомненно, принесет пользу всему организму.

Психическое здоровье

Всем известен тот факт, что физические упражнения улучшают настроение, мысли и поведение. Регулярные намазы (которые, как мы уже говорили выше, приравниваются к физическим упражнениям) повышают качество жизни, способствуют ощущению чувства благополучия, приливу энергии, уменьшают беспокойство и депрессию, положительно влияют на настроение и появляется уверенность. Регулярное повторение аятов из Корана и слов возвеличивания Аллаха улучшает память, особенно у пожилых людей, позволяет отвлечься от ненужных посторонних мыслей. Профессор Гарвардского университета, д-р. Герберт Бенсон обнаружил, что повторение молитв, аятов из Корана или поминаниеАллаха (зикр), сопровождаемые размышлениями, мышечной активностью, приводит к так называемой "ответной релаксации", которая ведет к снижению артериального давления, снижению потребления кислорода, сокращению сердечной и дыхательной деятельности. Все эти действия объединены в намазе таравих, который является идеальным условием для релаксации. Т.е. происходит регулярная мышечная активность, благодаря регулярному совершению намаза, произнесению слов восхваления Аллаха и молитвы. В намазе разум находится в расслабленном состоянии. Это спокойное состояние может быть отчасти связано с выбросом эндорфина в кровь.Эндорфин - пептид естественного происхождения, который содержится в организме и оказывает воздействие, аналогичное действию морфина и других производных опиума. Он оказывает болеутоляющее действие, уменьшая величину сигналов, передаваемых по нейронам (нервным клеткам).Например, во время родов происходит выброс эндорфина, что снижает ощущение боли женщины даже без использования медикаментов.

Адреналин

Адреналин (от лат. ad - при и геnalis - почечный) - гормон, вырабатывающийся, как и норадреналин, в мозговом слое надпочечников, играющий важную роль в жизнедеятельности организма человека. Адреналин секретируется и при незначительной активности. Даже после молитвы таравих воздействие адреналина и норадреналина продолжают проявляться. Выброс адреналина увеличивает скорость кровотока, сердце начинает работать быстрее, ускоряется реакция, т.к. в мышцы поступает больше крови, насыщенной кислородом. Активность симпатической нервной системы и секреция адреналина мозговым веществом надпочечников связаны друг с другом. Так, при физической нагрузке возрастает секреция адреналина, усиливая действие симпатической нервной системы. Достаточно даже мысли или намерения совершить намаз, чтобы активизировать деятельность симпатической нервной системы, которая мобилизует силы организма в экстренных ситуациях, увеличивает трату энергетических ресурсов, расширяет бронхи, усиливает вентиляцию.

Заключение

Ислам является единственной религией, где движения во время намаза, который является одним из обязательных видов поклонения Всевышнему, объединены с духовными переживаниями. Когда намазы практикуются в течение всей жизни человека, повторяясь каждые несколько часов, это приспосабливает его проводить сложнейшую медитацию в сочетании с физической активностью, так, что молящийся получает как духовную, так и физическую пользу от поклонения своему Господу. Обязательные намазы и таравих уникальны в том плане, что физическое напряжение, связанное с телодвижениями, сочетается с моральной релаксацией. Регулярные обязательные и дополнительные намазы уменьшают раннюю смертность людей с повышенным артериальным давлением (первичный риск сердечных заболеваний) на половину. Они также борятся с генетическими тенденциями к ранней смертности.

Снижается артериальное давление;

Улучшается работа сердца;

Увеличивается насыщение крови кислородом;

Улучшается кровообращение;

Снижается уровень холестерина в крови;

Устраняется депрессия;

Улучшается возможность справляться со стрессом;

Улучшается самооценка;

Улучшается сон, и общее состояние человека;

Поддерживается стабильный уровень сахара в крови;

Снижается излишний вес;

Улучшается работа легких;

Усиливаются кости;

Увеличивается мышечная сила;

Увеличивается скорость обмена веществ;

Снижается риск заболевания раком;

Улучшается способность концентрироваться.

Таким образом, все намазы (обязательные, ваджиб, сунна, нафль и таравих) необходимы человеку для продолжительной и качественной жизни.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

НАГРАДА ЗА СОВЕРШЕНИЕ НОЧНОГО НАМАЗА В МЕСЯЦЕ РАМАДАН

1. В двух хадисах, первый из которых рассказал Абу Хурейра, сообщается, что он сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал (их) совершать ночной намаз в месяце рамадан, не делая это обязательным. Затем он (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: “Если кто совершит ночной намаз в месяце рамадан с твёрдой верой и, надеясь быть вознаграждённым, его прошлые (маленькие) грехи будут прощены”». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) скончался и дело осталось в таком положении. Такое положение продолжалось в период правления Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) и часть периода правления Умара (да будет доволен им Аллах) .

Второй хадис рассказал ‘Амр бин Мурра аль-Джухани, который сказал: «К Посланнику Аллаха пришёл человек из Гуда’а и спросил его: “О Посланник Аллаха, что ты скажешь если я засвидетельствую, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха и ты – Посланник Аллаха, буду совершать пять ежедневных намазов и ночной намаз в месяце рамадан и давать закят?” Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Если кто-либо умрёт в таком положении, то он будет из числа сиддигин и шахидов ”».

НОЧЬ АЛЬ-ГАДАР И ЕЁ УСТАНОВЛЕННОЕ ВРЕМЯ

2. Самая лучшая ночь в месяце рамадан – это ночь аль-Гадр, основываясь на высказывании Пророка: «Если кто-либо совершит ночной намаз в ночь аль-Гадр (и это будет принято) с твёрдой верой и надеясь быть вознаграждённым, то его прошлые грехи будут прощены ».

3. По наиболее сильному мнению это приходится на двадцать седьмую ночь месяца рамадан. На это указывает большинство хадисов, включая хадис Зур бин Хубайша, который сказал: «Когда Убай бин Ка’абу (да будет доволен им Аллах) сказали, что Абдулла бин Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: “Если кто-либо будет совершать ночной намаз (каждую ночь) в течение всего года, то он достигнет ночь Аль-Гадр”, я слышал как он (Убай бин Ка’аб) сказал: “Да смилостивится над ним Аллах, его намерением было то, чтобы люди не (стали ленивыми) и зависели только (от одной ночи). Клянусь Тем, кроме Которого нет божества достойного поклонения, воистину это приходится на месяц рамадан. И клянусь Аллахом я знаю в какую ночь это бывает. Это бывает в ту ночь, когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказал нам совершать ночной намаз. Это бывает в двадцать седьмую ночь. Её признаком является то, что на следующее утро солнце восходит ярко и без лучей” ». В одном сообщении это приводится как высказывание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

ЗАКОННОСТЬ СОВЕРШЕНИЯ НОЧНОГО НАМАЗА С ДЖАМААТОМ

4. Совершение ночного намаза в джамаате узаконено в религии. На деле это лучше чем совершать этот намаз одному, потому что Пророк сам установил это и объяснил его пользу в своём высказывании в хадисе Абу Зарра (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Мы держали пост в месяце рамадан с Посланником Аллаха, но он не становился нашим имамом в (коллективном) ночном намазе в течение этого месяца пока не наступили последние семь дней. Тогда он стал нашим имамом в ночном намазе в течение одной трети ночи. Когда наступила шестая ночь он не возглавил ночной намаз. Затем в пятую ночь (т.е. 25-я ночь) он возглавил намаз в течение половины ночи. Я сказал: “О Посланник Аллаха! Можем ли мы завершить оставшуюся часть ночи в намазе?” Он ответил: “Воистину, когда человек совершает намаз с имамом до конца, ему это засчитывается, как если бы он совершал намаз всю ночь”. Затем в четвёртую ночь он не совершил ночной намаз (в джамаате). На третью ночь (т.е. 27-я ночь) он (да благословит его Аллах и приветствует) собрал свою семью, жён и людей и возглавил нас в ночном намазе до тех пор, пока мы не стали опасаться, что пропустим фалах (пользу)». Я спросил: «Что означает фалах?» Он (Абу Зарр) ответил: «Сухур (предрассветная еда). Затем он не возглавлял нас в ночном намазе в течение остальной части месяца» .

ПРИЧИНА, ПОЧЕМУ ПРОРОК НЕ ПРОДОЛЖАЛ СОВЕРШАТЬ НОЧНОЙ НАМАЗ В ДЖАМААТЕ

5. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) перестал совершать таравих в джамаате в течение остальной части месяца только из опасения, что ночной намаз станет обязательным для них в месяце рамадан и они не смогут его совершать. Это утверждено в хадисе Аишы, приведённом в обоих Сахихах и других сборниках. Но с его (да благословит его Аллах и приветствует) смертью, когда Аллах завершил ниспослание религии, этому опасению пришёл конец. Поэтому пришёл конец также и результату этого опасения, т.е. не совершению ночного намаза в джамаате во время рамадана. А его предыдущее положение, т.е. законность совершения этого намаза в джамаате сохранилось. Поэтому Умар (да будет доволен им Аллах) возродил это позднее, как это сообщается в «Сахих Аль-Бухари» и других сборниках.

ЗАКОННОСТЬ УЧАСТИЯ ЖЕНЩИН В НОЧНОМ НАМАЗЕ С ДЖАМААТОМ

6. Участие женщин в коллективном ночном намазе узаконено как это было указано в предыдущем хадисе Абу Зарра. На деле разрешено даже назначать имама для женщин отдельно от имама для мужчин. Доказательством является достоверное сообщение о том, что когда Умар (да будет доволен им Аллах) собрал людей для ночного намаза, он назначил Убай бин Ка’аба имамом для мужчин и Сулеймана бин Аби Хасма – имамом для женщин. Арфаджа ас-Сагафи сообщил: «Али бин Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) приказывал людям совершать ночной намаз в месяце рамадан. И он назначал одного имама для мужчин и другого для женщин. Я был имамом для женщин». Я думаю, что это может быть лишь в том случае, если мечеть достаточно просторна для того, чтобы одна группа не мешала другой.

ЧИСЛО РАКАТОВ В НОЧНОМ НАМАЗЕ

7. Число ракатов в ночном намазе составляет одиннадцать, и мы, следуя примеру Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), предпочитаем, чтобы это число не увеличивалось. Воистину он не увеличивал это число, пока не покинул этот мир. Аишу (да будет доволен ею Аллах) спросили о ночном намазе Пророка во время месяца рамадан. Она ответила: «Посланник Аллаха не совершал более одиннадцати ракатов (в ночном намазе) во время рамадана или после него. Он совершал четыре раката, но не спрашивайте какими прекрасными и длинными они были. Затем он совершал другие четыре раката, но не спрашивайте какими прекрасными и длинными они были. Затем он совершал три раката ».

8. Можно сократить это число вплоть до одного раката для молитвы витр . Это основано на действии и высказывании Пророка. Что касается действия, Аишу спросили о том, сколько ракатов Посланник Аллаха совершал в молитве витр . Она ответила: «Он совершал витр с четырьмя ракатами, а затем – тремя, с шестью ракатами, а затем – тремя, и с десятью ракатами, а затем с тремя. Он не совершал витр с менее чем семью и более чем тринадцатью ракатами». Что касается его (да благословит его Аллах и приветствует) высказывания, то это следующее: «Витр – это правда. Если кто-то желает, пусть совершает витр с пятью ракатами. Если кто-то желает, пусть совершает витр с тремя ракатами. И если кто-то желает, пусть совершает витр с одним ракатам» .

ЧТЕНИЕ ГУР’АНА В НОЧНОМ НАМАЗЕ

9. Что касается чтения Гур’ана в ночном намазе в месяце рамадан или после него, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не устанавливал никаких ограничений по этому поводу. В ночном намазе он читал как длинные, так и короткие суры. Иногда он читал суру Муззаммиль, которая содержит двадцать аятов, в каждом ракате, а иногда он читал пятьдесят аятов. И он говорил: «Если кто-то совершит ночной намаз, читая сто аятов, то он не будет записан как небрежный». А в другом хадисе говорится: «Если кто-то совершит ночной намаз, читая двести аятов, то он будет записан как праведный и искренний» . Одну ночь, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был болен, он прочитал семь длинных сур: Аль-Багара, Аали ‘Имран, Ан-Ниса, Аль-Маида, Аль-Ан’ам, Аль-А’раф и Ат-Тауба. Хузейфа бин аль-Яман рассказал, что он совершал ночной намаз позади Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и он (да благословит его Аллах и приветствует) прочитал в одном ракате суры Аль-Багара, Аали ‘Имран и Ан-Ниса. И он читал их медленным и спокойным тоном. По самому достоверному иснаду сообщается, что, когда Умар приказывал Убай бин Ка’абу возглавить людей в ночном намазе в месяце рамадан, Убай читал сотни аятов и стоящие за ним прислонялись к опорам от продолжительного стояния. И они не заканчивали пока не появлялись первые признаки рассвета. От Умара также достоверно сообщается, что он собирал чтецов во время рамадана и приказывал тому, кто читал быстрее читать тридцать аятов, тому, кто читал умеренно – читать двадцать пять аятов и тому, кто читал медленно – читать двадцать аятов. Таким образом, на основе вышесказанного можно утверждать, что если кто-либо совершает ночной намаз, то он может удлинять намаз насколько ему угодно. То же самое имеет место в случае, если к нему присоединяется кто-либо другой. Конечно в удлинении намаза больше награды, но нельзя переусердствовать в этом, например, не засыпая всю ночь, за исключением особых случаев, следуя пути Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: «Наилучшее руководство – это руководство Мухаммада ».

Когда имам возглавляет намаз, он не должен удлинять намаз до такой степени, чтобы это вызвало затруднение для тех, кто стоит позади него. Это основано на высказывании Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Если кто-либо из вас возглавляет людей в намазе, ему следует облегчить (т.е. укоротить) намаз, так как среди них есть [молодые] и старшие, а также слабые, [больные] [и те, кому надо восполнить нужды]. А если он один совершает намаз, то он может удлинять его настолько насколько ему угодно» .

ВРЕМЯ НОЧНОГО НАМАЗА

10. Время ночного намаза – это время после молитвы ‘Иша до начала молитвы Фаджр. Это основано на высказывании Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Воистину Аллах добавил для вас намаз, и это Витр. Так совершайте этот намаз между намазом ‘Иша и Фаджр» .

11. Совершение намаза в последней части ночи лучше для каждого, кто способен это сделать, основываясь на высказывании Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Если кто-то опасается, что не сможет встать на намаз в последней части ночи, пусть совершает намаз в первой части ночи. А если кто-то желает совершить намаз в последней части ночи, пусть совершает Витр в последней части ночи, потому что воистину совершение намаза в последней части ночи засвидетельствовано (ангелами), и это лучше ».

12. Если перед кем-либо стоит выбор совершить намаз в первой части ночи с джамаатом или совершить намаз одному в последней части ночи, то совершение намаза с джамаатом лучше. Потому, что в этом случае ему запишется, как если бы он совершил намаз всю ночь, как мы указали в пункте 4 в хадисе, дошедшего до уровня высказывания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). При Умаре (да будет доволен им Аллах) сподвижники продолжили следовать этому. ‘Абдур-Рахман бин ‘Абдин аль-Гари рассказал: «одну ночь во время рамадана я пошёл в мечеть с Умаром Ибн Аль-Хаттабом и когда мы пришли, то увидели разъединенную толпу людей. Кто-то самостоятельно совершал намаз, а кто-то возглавлял маленькую группу людей в намазе. Он (Умар) сказал: “Клянусь Аллахом, я думаю, что было бы намного лучше, если я объединю этих людей позади одного чтеца”. Затем он последовал этому и объединил людей позади Убай бин Ка’аба. Затем в другую ночь я пошёл с ним и люди совершали намаз позади одного чтеца. И Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: “Какое это прекрасное новшество. Но время, когда они спят, лучше времени, когда они совершают намаз сейчас”, — имея в виду последнюю часть ночи. И люди совершали ночной намаз в первой части ночи» .

Зейд бин Вахб сказал: «Абдулла возглавлял нас в намазе в месяце рамадан, а затем прекращал ночью» .

ВИДЫ СОВЕРШЕНИЯ НОЧНОГО НАМАЗА

13. Я написал об этом детально в моей книге «Салат-ут-Таравих» (стр. 101-115) поэтому я счёл нужным вкратце обсудить этот вопрос, чтобы облегчить его для читателя и напомнить ему следующее:

Первый вид: состоит из тринадцати ракатов, которые начинаются с двух коротких ракатов. Согласно самому правильному мнению, это два раката сунны, совершаемые после намаза ‘Иша, либо – это два специальных раката, с которых начинается ночной намаз, как было указано ранее. После этого совершаются два очень длинных раката. Затем совершаются два других раката, затем ещё два раката. Затем ещё два раката и ещё два раката. Затем одним ракатом совершается Витр .

Второй вид: состоит из тринадцати ракатов. Совершаются восемь ракатов с таслимом после каждых двух ракатов. Затем совершается Витр пятью ракатами и при этом таслим говорится только в пятом ракате.

Третий вид: состоит из одиннадцати ракатов, в которых таслим говорится после каждых двух ракатов, а затем в конце совершается Витр одним ракатом.

Четвёртый вид: состоит из одиннадцати ракатов, в которых совершаются четыре раката и таслим говорится в четвёртом ракате. Затем в том же виде совершаются ещё четыре раката и завершается с тремя ракатами (для Витра ).

Оставался ли Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в сидящем положении после каждого второго раката при совершении намаза из четырёх или трёх ракатов? Мы не находим ясного ответа на это, но оставаться в сидящем положении (для ташаххуда ) при совершении намаза из трёх ракатов не узаконено (в религии)!

Пятый вид: состоит из одиннадцати ракатов, в которых совершаются восемь ракатов с приседанием лишь в восьмом ракате. Во время сидящего положения (в восьмом ракате) говорится ташаххуд и салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), а затем человек встаёт без таслима . Затем совершается Витр одним ракатом и после завершения говорится таслим . Это составляет девять ракатов. После этого совершаются два раката в сидящем положении.

Шестой вид: Совершаются девять ракатов при этом человек садится лишь после шестого раката. Затем читается ташаххуд и салават Пророку(да благословит его Аллах и приветствует), после человек встаёт опять без таслима . Затем совершается Витр тремя ракатами и по завершении говорится таслим , и т.д. (остальное совершается в том же виде, как указано в предыдущем виде).

Это виды, которыми как дошло до нас Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал ночной намаз. Можно изменить виды, посредством сокращения вплоть до одного раката, основываясь на уже приведённом хадисе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Если кто-то желает, пусть совершает витр с пятью ракатами. Если кто-то желает, пусть совершает витр с тремя ракатами. И если кто-то желает, пусть совершает витр с одним ракатом». Таким образом, если кто-то хочет, то он может совершить эти пять ракатов или три раката без остановки с одним таслимом как указано во второй манере. И если кто-то хочет, то может говорить таслим после каждого второго раката как указано в третьем виде и это предпочтительней.

Что касается совершения пяти или трёх ракатов с сидением после каждого второго раката, но без таслима , то мы не нашли никакого достоверного сообщения, о том, чтобы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал это. На самом же деле это разрешено, однако Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил нам совершать витр с тремя ракатами, указав причину в своём высказывании: «И не уподобляйте это намазу Магриб ». Следовательно, если кто-либо совершает витр с тремя ракатами, то он не должен уподоблять это намазу Магриб . Это можно сделать двумя способами:

  • 1. Произнести таслим между чётным и нечётным числом ракатов (т.е. между вторым и третьим ракатами). Это более достоверно и предпочтительней.
  • 2. Не сидеть между чётным и нечётным числом ракатов (т.е. совершить три раката без остановки с одним таслимом) и Аллах знает лучше.

ЧТЕНИЕ ГУР’АНА В ТРЁХ РАКАТАХ ВИТРА

14. Что касается трёх ракатов витра сунной является чтение суры Аль-А’ля в первом ракате, суры Аль-Кяфирун во втором ракате и суры Аль-Ихлас в третьем ракате. Иногда он (да благословит его Аллах и приветствует) добавлял к третьему ракату суры Аль-Фаляг и Ан-Нас. Достоверно сообщается, что однажды он (да благословит его Аллах и приветствует) прочёл сто аятов из суры Ан-Ниса в витре .

МОЛИТВА ГУНУТ И ЕЁ МЕСТО

15. После чтения (из Гур’ана) и перед совершением руку можно иногда читать дуа гунут , чему Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) научил своего внука Хасана бин Али (да будет доволен им Аллах): «О Аллах, веди меня с теми, кого Ты повёл по прямому пути, и защити меня с теми, кого Ты защитил, и помоги мне с теми, кому Ты помог. Благослови мне то, чем Ты меня одарил, и защити меня от зла того, что Ты предписал. Воистину Ты приказываешь, и никто не может приказывать Тебе. Никогда не будет унижен тот, чьим другом Ты являешься, и никогда не удостоится чести тот, кто является Твоим врагом. Преславен Ты, наш Господь и Всевышний. Нет убежища от Тебя кроме как к Тебе ». И иногда следует говорить салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) как будет указано далее.

16. Нет вреда в совершении гунута после руку , добавляя к этому проклятие неверующих, салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и молитвы за мусульман во второй половине рамадана, основываясь на том, что это делали имамы в период правления Умара (да будет доволен им Аллах). В последней части вышеприведённого хадиса Абдур-Рахмана бин Абдин аль-Гари указано: «и они проклинали неверующих во второй части (рамадана), говоря: “О Аллах! Прокляни неверующих, которые сводят (людей) с Твоего пути, не веруют в Твоих посланников и не верят в Твое обещание. Помести в их сердцах страх. И пошли им Своё наказание и муку, Господь Правды! ”. Затем он (т.е. имам) говорил салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), просил для мусульман всё хорошее и молил Аллаха простить мусульман» . Затем он (Абдур-Рахман) сказал: «После проклинания неверующих, салавата Пророку, мольбы о прощении верующих мужчин и женщин и дуа Аллаху, он говорил: “О Аллах! Тебе мы поклоняемся и Тебе мы молимся и преклоняемся. И мы надеемся на Твою милость, наш Господь. И мы страшимся Твоего сурового наказания. Воистину Твоё наказание постигнет Твоих врагов”. Затем он говорил такбир и делал саджда (земной поклон) ».

ЧТО НУЖНО ГОВОРИТЬ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧАСТИ ВИТРА

17. Сунна состоит в произнесении в конце витра (или перед саламом, или после этого): «О Аллах! Я прибегаю к Твоему довольству от Твоего недовольства и к Твоему прощению от Твоего наказания. И я прибегаю к Тебе от Тебя. Никто не может сосчитать хвалу, высказанную Тебе, и Ты Такой, Каким Ты Себя восхвалил» .

18. И после салама для завершения витра нужно сказать: «Субхан аль-Малик аль-Гуддуус, Субхан аль-Малик аль-Гуддуус, Субхан аль-Малик аль-Гуддуус » (т.е. три раза), удлинняя слоги и повышая голос в третий раз.

ДВА РАКАТА ПОСЛЕ ЭТОГО

19 . После этого можно совершить два раката так, как достоверно сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) делал это. На деле он даже приказал своей умме совершать эти два раката: «Воистину этот путь является борьбой и бременем и когда кто-либо из вас совершает витр пусть совершает два раката (после этого). Если он проснётся (то он должен совершить их), а если нет, то они записываются для него».

20. Чтение суры аз-Зилзял и аль-Кяфирун в этих двух ракатах является сунной.

Этот хадис привёл Муслим и другие, а также Аль-Бухари в форме марфу от Пророка. Этот хадис со всеми сообщениями приведён в «Ирва-уль-Галил» (4/14/906) и в «Сахих Абу Давуд» (1241). Да облегчит мне Аллах завершить и опубликовать эту книгу. Брат Зухайр в своих комментариях к моей книге «Два праздничных намаза» (стр. 32), которая была опубликована в 1404 г.х., сказал: «Аллах облегчил опубликование первого тома книги нашего учителя Аль-Албани “Сахих Абу Давуд”». Но клянусь Аллахом, я не знаю, как это может быть, когда первый том всё ещё находиться у меня и я никому ещё не разрешал сделать её копию, не говоря уже об её опубликовании и распространении. Наподобие этого он сказал также и в четвёртом издании моей книги «Ат-Тавассуль» (стр. 22), изданная в 1403 г.х., будто третий том «Силсилят-уль-Ахадис ад-Даифа» был опубликован, тогда как до сегодняшнего дня (раджаб 1406 г.х.) она ещё не опубликована.

Прим. перев.: Сиддигами называют тех, которые первыми уверовали в пророков и засвидетельствовали правду в трудные времена.

Этот хадис привели Ибн Хузейма и Ибн Хиббан в своих «Сахихах», а также другие с достоверным иснадом. См. мой комментарий к Ибн Хузейме (3/340/2262) и «Сахих ат-Таргиб» (1/419/993).

Этот хадис привели Аль-Бухари, Муслим и другие из рассказа Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) и Ахмад (5/318) из рассказа Убады бин Ас-Самита (да будет доволен им Аллах). Добавление в скобках к хадису принадлежит ему и Муслиму от Абу Хурейры. Важное примечание: В первом издании этой книги я привёл другое дополнение к последней части этого хадиса — «и его будущие грехи», — основываясь на выводах Аль-Мунзири и Аль-Аскалани по поводу достоверности этого хадиса. Затем Аллах дал мне возможность более основательно проверить иснад этого хадиса и его сообщения от Абу Хурейры и Убады, что насколько я знаю до меня это никто не делал. В результате я выяснил, что это дополнение — «и его будущие грехи» — является шаз (нерегулярный, т.е. слабый) от Абу Хурейры и мункар (отвергнутый) от Убады. Я пришёл к выводу, что те, кто объявил сообщение Абу Хурейры хасан , а сообщение Убады – сахих , основывались на их позиции относительно первых передатчиков иснада, не проверив другие сообщения. Я подтвердил это в более расширнной форме в «Силсилят-уль-Ахадис ад-Даифа» (№ 5083). Поэтому в отличие от первого издания «Ат-Таргиб» я не упомянул это дополнение к хадису Абу Хурейры, когда привёл этот хадис в «Сахих ат-Таргиб ват-Таргиб» (982). То же относится и к хадису Убады. И только Аллах дарует успех.

Таравих-намаз - это желательный намаз, совершаемый в течение месяца Рамазан после ночного намаза. Начинают его совершать в 1-ю ночь месяца Рамазан и завершают в последнюю ночь поста. Таравих-намаз желательно совершать джамаатом в мечети, если нет таковой возможности, то дома, вместе с семьей, соседями. В крайнем случае, в одиночку. Обычно исполняют 8 ракаатов - 4 намаза по два ракаата, но лучше совершать 20 ракаатов, т.е. 10 намазов. Пророк Мухаммад (да благословит его АЛЛАХ и приветствует) вначале совершал по 20 ракаатов, затем, для облегчения своей общине (умме), ограничился 8-ю ракаатами. По окончании таравих-намаза совершают 3 ракаата витр-намаза.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ТАРАВИХ-НАМАЗА

Таравих состоит из четырех или десяти двухракаатных намазов и молитв, читаемых между этими намазами (до и после них). Эти молитвы приведены ниже.

После совершения ночного намаза и ратибата читается первая молитва. Эта же молитва произносится и после первого и третьего таравих-намаза, а также по окончании первого (двухракаатного) намаза витру. После второго и четвертого таравих-намаза три раза читается вторая молитва, а затем по одному разу первая молитва. По завершении витр-намаза читается третья молитва. Эти вышеназванные молитвы читаются всеми молящимися вслух.

МОЛИТВЫ, ЧИТАЕМЫЕ МЕЖДУ НАМАЗАМИ В ТАРАВИХЕ

I. “Ла хауля ва ля къуввата илля биллаh. Аллаhумма салли "аля Мухаммадин ва "аля aали Мухаммадин ва саллим. Аллаhумма инна нас"алукаль джанната ва на"узубика мина-н-нар”.

2. “Субхана ллаhи валь-хамду лиллаhи ва ля илаhа илла ллаhу ва ллаhу Акбар. Субхана ллаhи "адада халкъиhи ва ризаа нафсиhи ва зината "арщихи ва мидада калимати”.

3. “Субхана-ль-малики-ль-къуддус (два раза).
Субхана ллаhи-ль-маликиль къуддус, субухун къуддус раббуль малаикати ваp-pyx. Субхана ман та"аззаза бил-къудрати валь-бакъаъ ва къаhhарал "ибада биль-маути валь-фана". Субхана раббика раббиль "иззати "амма йасифун ва салямун "аляль-мурсалина валь-хамду лилляhи раббил "алямин”.
Али бин Абу Талиб передает: Однажды я спросил у Пророка о достоинстве молитвы Таравих. Пророк ответил:
“Кто исполнит молитву Таравих в 1-ю ночь, тому Аллах простит его грехи.
Если исполнит и во 2-ю ночь, то АЛЛАХ простит грехи ему и его родителям, если они мусульмане.
Если и в 3-ю ночь - призовет ангел под Аршем: “Поистине Аллах, Свят Он и Велик, простил твои ранее совершенные грехи”.
Если и в 4-ю ночь - ему будет награда, равная вознаграждению человека, который прочитал Таврат, Инжиль, Забур, Къуръан.
Если и в 5-ю ночь - Аллах воздаст ему награду, равную совершению молитвы в Масжидуль Хараме в Мекке, в Масжидуль Набави в Медине и в Масжидуль Акъса в Иерусалиме.
Если и в 6-ю ночь - Аллах воздаст ему награду, равную совершению Тавафа в Байтуль Маъмуре. (Над Каабой на небесах находится невидимый дом из нура, где постоянно совершают таваф ангелы). И каждый камешек Байтуль Маъмура и даже глина попросит у Аллаха о прощении грехов этого человека.
Если и в 7-ю ночь - он достигает степени Пророка Мусы и его сторонников, выступивших против Фир’авна и Гьамана.
Если и в 8-ю ночь - Всемогущий воздаст ему степень Пророка Ибрахима.
Если и в 9-ю ночь - он будет равен человеку поклоняющемуся Аллаху, как близкие Ему рабы.
Если и в 10-ю ночь - Аллах дает ему баракат в пропитании.
Кто совершит молитву и в 11-ю ночь - покинет этот мир, как ребенок покидает утробу матери.
Если и в 12-ю ночь совершит - в Судный день этот человек придет с сияющим, как солнце, лицом.
Если и в 13-ю ночь - этот человек будет находиться в безопасности от всех бед.
Если и в 14-ю ночь - ангелы будут свидетельствовать, что этот человек совершил молитвы Таравих и Аллах в Судный день воздаст ему.
Если и в 15-ю ночь - этого человека будут восхвалять ангелы, в том числе носители Арша и Курса.
Если и в 16-ю ночь - Аллах освободит этого человека от Ада и подарит ему Рай.
Если и в 17-ю ночь - Аллах воздаст ему большую степень перед Собой.
Если и в 18-ю ночь - Аллах воззовет: “О, Раб Аллаха! Я доволен тобой и твоими родителями”.
Если и в 19-ю ночь - Аллах поднимет его степень до Рая Фирдавс.
Если и в 20-ю ночь - Аллах воздаст ему награду Шахидов и праведников.
Если и в 21-ю ночь - возведет Аллах ему в Раю дом из Нура (сияния).
Если и в 22-ю ночь - этот человек будет в безопасности от печали и тревог.
Если и в 2З-ю ночь - Аллах возведет ему город в Раю.
Если и в 24-ю ночь - 24 молитвы этого человека будут приняты.
Если и в 25-ю ночь - Аллах освободит его от могильных мук.
Если и в 26-ю ночь - Аллах возвысит его степень в 40 раз.
Если и в 27-ю ночь - пройдет этот человек через мост Сират молниеносно.
Если и в 28-ю ночь - Аллах возвысит ему 1000 степеней в Раю.
Если и в 29-ю ночь - Аллах воздаст ему степень 1000 принятых хаджей.
Если и в 30-ю ночь - Аллах скажет: “О, Мой раб! Вкуси плоды Рая, испей из райской реки Кавсар. Я - твой Создатель, ты - Мой раб”.