Конспект по дифференциации. Конспект занятия по дифференциации шипящих звуков

  • Дата: 10.12.2023

Дифференциация звуков С-Ш

Автор: Агафонова Ирина Анатольевна, учитель-логопед
Место работы: МКС(К) ОУ школа-интернат V вида №13, г.Ижевск
Конспект индивидуального логопедического занятия "Дифференциация звуков С-Ш"
Описание работы: занятие спланировано для ученика 1 класса с диагнозом ОНР 3 уровня у ребенка с дизартрией. Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно органично связано с предыдущими занятиями, опирается на них и является подготовительным к следующей теме.

Цель: уточнить умение дифференцировать звуки С-Ш
Задачи
Коррекционно-образовательные:
- закрепление навыков дифференциации звуков и букв С-Ш
Коррекционно-развивающие:
- развивать речевой выдох, силу голоса
- развивать фонематические процессы
- совершенствовать лексико-грамматический строй речи
Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к занятиям
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься

Оборудование: компьютер; аудиозапись «Смешарики»; карточки с артикуляционной гимнастикой; таблицы-опоры для характеристики звуков; счетные палочки; зеркало; ИКТ тренажер «Научи Смешариков различать звуки С-Ш»; картина с паровозом, дудка; мяч, предметные картинки, паровоз с пронумерованными вагонами; карточка с заданием, тетрадь, цветные ручки; смайлики-рефлексия.

Ход занятия

I.Орг. момент
Звучит припев песни «Смешарики»

II. Определение темы и цели занятия
-Тебе понравилась песенка? Сегодня мы отправимся в гости к Смешарикам для того, чтобы научить их различать звуки С и Ш.
- Как ты думаешь, для чего мы должны научить различать их эти звуки?
Ученик
-Чтобы правильно произносить звуки С и Ш, чтобы не путать их в словах.

III. Артикуляционная гимнастика
-Чтобы красиво и четко произносить звуки, выполним артикуляционную гимнастику

ЛЯГУШКА
Чтоб понравится лягушкам,
Тянем губки прямо к ушкам.
Потяну и перестану
И нисколько не устану.

СЛОНИК
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю

ЛОПАТОЧКА
Язык лопаткой положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!

НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК
(пя-пя-пя-пя….)

ЧАШЕЧКА
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка

IV. Сравнение звуков С-Ш по артикуляционным и акустическим признакам
-Произнеси звук С
-Расскажи с помощью опоры как работают органы артикуляции,когда мы произносим звук С.
-Чем отличаются звуки и буквы?
-Верно, звуки мы произносим, а буквы пишем и читаем.
- Выложи палочками букву С
-Произнеси звук Ш
-Расскажи с помощью опоры как работают органы артикуляции, когда произносим звук Ш.
-Выложи с помощью палочек букву Ш.
- Дай характеристику звукам Си Ш по опоре.
В чем сходство и различие звуков С и Ш?

V. Развитие фонематического восприятия.
- Давай поиграем в игру «Поймай звук». Если услышишь звук Ш, то хлопни в ладоши, если звук С – топни.
- Шапка, носки, шишка, сосна, кувшин, санки, Нюша, слон, сон, шутка, шалаш, коса
- Перечисли все слова, которые я называла
-Молодец!

VI. Дифференциация звуков С и Ш в словах. (Тренажер «Научи Смешариков различать звуки С и Ш)
- Помоги Смешарикам рассадить животных по вагонам
В один вагон надо рассадить всех животных в названии которых есть звук Ш, в другой вагон всех животных в названии которых есть звук С
- Молодец, правильно рассадил всех.

VII.Развитие просодической стороны речи (речевого выдоха, силы голоса)

Можно отправляться в путь – дорогу
- Возьми дудочку и очень громко прогуди несколько раз, оповещая всех, что паровоз отправляется (ребенок делает глубокий вдох через нос и выдох через рот в дудочку)

Погуди как паровоз, который отъехал очень далеко
(тихо произносит - ту-ту…)
-погуди как паровоз, который на середине пути
(произносит нормальной силой голоса - ту – ту…)
- Теперь, как паровоз, который подъезжает совсем близко.
(громко произносит – ту-ту…)

VIII.Развитие навыков звукобуквенного анализа.
- Пока наш паровоз едет, открой свою тетрадь. В ней – две картинки.
- Покажи где мишка?
-Где миска
-Назови первую; вторую картинки
-Скажи, похожи ли слова?
- Что обозначает первое, что второе слово?
- Обозначь звуки цветными кружками к этим словам.
- Можно ли путать звуки и буквы?
- Что произойдет если мы будем путать звуки и буквы?

IX.Динамическая пауза. Игра с мячом.

-Поиграем с мячом.
- Замени в словах звуки С-Ш (перекидывают мяч друг другу)
Усы-…, крыса-…, нос-…, сок-…,каска-…,маска-…, сутки-…,брось-…,солить-…, вас-….
(Уши, крыша, нож, шок, кашка, Машка, шутки, брошь, шалить, ваш).

X. Развитие навыков слогового анализа.

Отгадай название животного на карточке и посади картинку с названием этого животного в свой вагон. В первом вагоне едут животные в названии которых один слог, во втором-2 слога, в третьем вагоне едут животные в названиях которых 3 слога.

Ученик на карточке вставляет пропущенные буквы в словах, выбирает соответствующую предметную картинку и рассаживает по вагонам.
В 1 вагон-слон, еж, мышь.
Во 2 вагон - лиса, мишка, сова.
В 3 – барашек, петушок, лошадка.

Молодец. Ты справился с заданием.

XI.Подбор признаков и действий на звуки С-Ш к предмету.
-Расскажи о каждом животном из тех, которых ты рассадил по вагонам как я.
Слон (какой?) большой, статный, шикарный, добродушный, сильный.
(что делает?) стоит, ест, дышит, наступает, спит
-Мышь какая?
Ученик:
- Шустрая, смелая, слабая, серая, смешная, маленькая…
Логопед:
-Что делает?
Ученик:
- Шуршит, скребет, смешит, крошит, прячется…
Логопед спрашивает о признаках и действиях всех животных, задает стимулирующие вопросы при затруднениях.

XII.Итог занятия
- Как ты думаешь, Смешарики научились различать звуки С и Ш?
- Как ты им в этом помог?
- Для чего нужно различать эти звуки?
- А что тебе понравилось больше всего на занятии?
-А что было труднее всего?
-Покажи, каким символом ты оценишь свои знания, которыми ты поделился со Смешариками?
- Молодец, ты очень старался!

Конспект фронтального логопедического занятия для учащихся 1-го класса c ОНР III уровня речевого р

Дифференциация Г – К в словах

Цель: развитие умения различать звуки и буквы г-к устно и на письме.

Ход занятия:

I . Повторение.

Ребята, давайте вспомним, что такое звук и буква.

(Звуки произносим и слышим, а буквы видим и пишем)

II . Знакомство с темой

Послушайте стихотворение С.Погореловского «Как Мишка деда рассердил». А потом ответите на вопрос: В чемзаключалась ошибка Миши?

Пишет Миша – Михаил:

«Дед Герасим гол забил».

Все читают, восклицают:

Ай да старый, гол забил!

Дать во все газеты

Дедовы портреты!

Нет, - сказал сердито дед, -

Мишкин дайте в них портрет!

Писал диктант он в школе,

А думал о футболе.

Оттого – то КОЛ

Превратился в ГОЛ,

И за этот ГОЛ

Получил он КОЛ!

В чем заключалась ошибка Миши?

Какие два значения имеет слово КОЛ?

Назовите первые звуки в словах - КОЛ, ГОЛ.

Что общего в этих звуках (звуки К, Г – согласные)

Чем различаются эти звуки? (звук г – звонкий, а к - глухой)

III . Закрепление.

    Соотнести звуки с буквами к, г

Задание: найдите букву, соответствующую звуку [к]; найдите букву, соответствующую звуку [г].

    Игра «Доскажи словечко». Подними соответствующую букву.

Я услышал: у ворот

Замяукал громко … (кот)

Вышел суп совсем не плох

В нем картофель и … (горох)

Почему же Ким веселый?

Он идет сегодня в … (школу)

Бегать быстро я могу

И по улице … (бегу)

Утром к реке по чудесной дороге

Быстро бегут загорелые …(ноги)

Для больного человека

Нужен врач, нужна …(аптека)

Идут морозные деньки

Нужны нам лыжи и …(коньки)

Свой железный язычок

Прячу я под колпачок

Созываю на урок

А зовут меня…(звонок)

    Игра «Один - много» с перебрасыванием мяча.

Задание: изменить слова так, чтобы после согласного г или к появился гласный.

Утюг-… молоток-…

Листок-… берег-…

Овраг-… сапог-…

Галстук-… клубок-…

    Работа в тетради по карточкам

Задание: Допишите недостающую в словах букву г или к. В скобках напишите проверочное слово.

Сне..., кула..., пау..., столби..., замо..., пиджа..., каблу..., шлан...,

зна..., рыно..., клубо..., вра…

IV . Физминутка.

Как живешь? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

Как плывешь? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

Как бежишь? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

В даль глядишь? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

Ждешь обед? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

Машешь в след? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

Ночью спишь? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

А шалишь?… Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

    Работа по карточкам

    Слоговой состав.

Задание: Разложи картинки под цифрами 1,2,3 в зависимости от количества слогов в слове. Запиши слова в 3 столбика.

Перечень картинок: гитара, гвоздь, глаз, компас, кот, гуси, клубок, косы, горох, грабли, капуста, собака, носки, голубь.

V . Домашнее задание

Задание: Разгадайте кроссворд. Обязательное условие: подбирать слова только те, в названии которых есть звук г или к.

По вертикали: 1. Книги, по которым учатся дети.

По горизонтали: 2.То, что остается после сгорания дров.

3. Весенняя птица.

4. Мужское имя.

5. Ракообразный обитатель моря.

6. То, что вдевают в иголку.

7. Вид обуви.

8. Аккуратно смотанные нитки.

9. Вид сельскохозяйственного инвентаря.

VI . Итог.

- какие буквы различали на письме?

Как проверить сомнительную согласную в конце слова?

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциаци HYPERLINK "https ://www .google .ru /search ?newwindow =1&biw =1366&bih =691&q =%D 0%B 4%D 0%B 8%D 1%84%D 1%84%D 0%B 5%D 1%80%D 0%B 5%D 0%BD %D 1%86%D 0%B 8%D 0%B 0%D 1%86%D 0%B 8%D 1%8F +%D 1%81-%D 1%88&spell =1&sa =X &ei =3Es -VO 3lE -XPygPox 4HAAw &ved =0CBgQvwUoAA "и звуков [с] – [ш]

Тема: звуков [с] – [ш]

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

    Закрепить навыки различия и правильного артикуляторного произношения звуков [C] - [Ш] в речи.

Коррекционно-развивающие:

    Развитие навыка коммуникативного поведения при ответах на вопросы.

    Развитие навыка координированных движений пальцев рук, при выполнении серии упражнений.

    Развитие подвижности артикуляционного аппарата при выполнении артикуляционной гимнастики.

    Развитие навыка составления простого предложения по сюжетной картинке.

    Развитие навыка различения звуков [с] – [ш].

Коррекционно-воспитательные:

    Воспитывать самоконтроль за положением языка в момент речи.

    Воспитывать культуру поведения на занятии.

    Формирование начальных учебных навыков.

Оборудование:

    Сюжетная картинка; изображения со звуками [с] – [ш]; изображения главных героев; массажный шар.

Ход занятия

п/п

Этап занятия

Содержание

Орг. момент

Здравствуй! Я рада тебя видеть. Давай начнем наше занятие.

Артикуляционная гимнастика

Лопатка

(Пусть язык наш отдыхает, Пусть немножко подремает )

Качели

(На качелях Я качаюсь Вверх – вниз, Вверх – вниз, И все выше поднимаюсь, А потом лечу я вниз )

Вкусное варенье

(Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.)

Чашечка

(Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка)

Маляр

(Мы работаем с утра,

Красить потолок пора,

Челюсть ниже опусти,

Язык к нёбу подними.

Поводи вперёд-назад -

Наш маляр работе рад .)

Почистим за верхними зубками

(Чищу зубы, Чищу зубы

И снаружи, И внутри.

Не болели, Не темнели,

Не желтели чтоб они.)

Пальчиковая гимнастика

Вот держи, массажный шарик. Сейчас мы с ним поиграем.

Этот шарик не простой

Весь колючий вот такой

Меж ладошками кладем

Им ладошки разотрем

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем

Можно шар катать по кругу

Перекидывать друг другу

Раз, два, три, четыре, пять-

Нам пора и отдыхать!

Самомассаж биологически активных зон

Ты же знаешь, что весной все часто болеют? А чтобы нам не болеть, нам нужно сделать массаж! Ты любишь, когда тебе делают массаж?

«Чтоб горло не болело, мы его погладим смело,
(поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз )

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать

(указательными пальцами растирать крылья носа )

Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим «козырьком »

(приложить ко лбу ладони « козырьком » и растирать его движениями в стороны-вместе )

«Вилку » пальчиками сделай, массируй ушки ты умело!

(Раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону )

Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна! (Потирать ладошки друг об друга) »

Объявление темы занятия

Сегодня, к нам в гости придут два мальчика, а зовут их Свистун и Шептун.

Ты знаешь этих мальчиков? Давай с ними познакомимся, хорошо?

Сравнение звуков [с] – [ш] по артикуляции

Смотри, кто к нам идет. Это же Свистун. У Свистуна для нас есть подарок. Что он принес? Это чайник! Какой звук издает наш чайник, когда он кипит? (с-с-с-с)
Губы в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы. Посередине языка идет сильная холодная струя воздуха (если струя не кажется холодной, для сравнения произносим звук Х)

Тук-тук-тук, кто стучит в дверь? Заглянул к нам, мальчик Шептун.
Ах, смотри, кто же у него на руках? Это змея! Какой звук издает змейка? (ш-ш-ш-ш)

Губы вытянуты бубликом (рупором). Кончик языка поднят за верхние зубы. Посередине языка идет теплая, широкая, плавная струя воздуха.


Мы должны с тобой накормить друзей, ведь они пришли к нам в гости!
Но вот задача, Свистун кушает только ту еду, в которой есть звук
«С », а Шептун, любит еду, в которой звук «Ш »

Давай, сначала накормим Свистуна! Язык вниз: СА-СА-СА
Сахар, масло, колбаса. Какой звук часто повторяется?
Теперь, будем кормить Шептуна! Язык вверх: ША-ША-ША

Шашлык, каша и лапша. Какой звук часто повторяется?

Накормили, наших гостей! Мальчики довольные и сытые!

Развитие фонематического слуха

Наши друзья Свистун и Шептун, захотели играть в прятки. И спрятались в словах. Ты должен их найти. Как только услышишь звук «С » ты должен хлопнуть в ладоши. А когда услышишь звук «Ш », ты должен топнуть ногой.

(уши – усы, шутки – сутки, кашка – каска, Машка – маска, Мишка – миска, скала – шкала, стык – штык, стиль – штиль, марс– марш, вас – ваш, мыс – мышь)

Молодец, ты нашел Свистуна и Шептуна!

Физминутка

Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Работа на уровне слога

Свистун очень понравилось, как ты хлопал в ладошки, что он даже запел свою песенку, давай будем петь вместе с ним: Са-са-са, со-со-со, су-су-су, сы-сы-сы. Шептуну, тоже понравилась наша песня, и он начал подпевать: Ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу, ши-ши-ши.

А теперь, мальчики захотели спеть одновременно, вот что у них получилось:

Са-ша; са-са-ша; са-ша-са; ша-са; ша-ша-са; шу-су-шу; со-со-шо; сы-ши-ши.

Какие разные у нас получились песенки!

Работа на уровне слова

Посмотри вокруг!

Шептун и Свистун, разбросали свои вещи, и они перепутались. Давай поможем разделить их. Вещи Свистуна начинаются на звук «С », а Шептуна, на звук «Ш »

Работа на уровне словосочетания

Наши друзья большие выдумщики.
Они нарисовали несколько картин. Знаешь, что на них изображено?
Большая собака, какой еще бывает собака? (маленькая, злая, добрая)

Смелая мышка, какой еще бывает мышка? (трусливая, серая)

Смешной мишка, каким бывает мишка? (большим, добрым)

Синяя крышка, какой бывает крышка? (красная, желтая, маленькая)

Работа на уровне предложения

Посмотри на картинки. Их названия очень похожи, будь внимателен. Покажи крышку, крыску, уши, усы, мишку, миску, каску, кашку.

Давай посмотрим, картинку, которую нарисовали девочки!
Назови, кого ты видишь на картинке.
Мальчика зовут Саша, а собаку-Шарик.
Что увидела собака и куда побежала? (увидела цветок и побежала к нему)

Кто вылетел из цветка? (оса)
Что сделала оса? (укусила в нос)

СА-СА-СА-укусила в нос оса!

Какой ты молодец!
Вот и пришло время, говорить «до свидания » нашим друзьям Свистуну и Шептуну. Им пора домой.

Итог занятия

Оценивание

Тебе понравилось играть со Свистуном и Шептуном?

Им тоже с тобой понравилось!
Ты сегодня молодец!

Домашнее задание

Необходимо раскрасить только те картинки, в названиях которых есть звук [ш]. Слова, в которых есть звук [с], необходимо обвести простым карандашом.

Конспект занятия по дифференциации звуков

Дифференциация свистящих звуков

(подготовительная к школе группа)

Цели: учить правильному произношению звуков [с], [з] в слогах, словах, фразе; сравнивать характеристики этих звуков; развивать фонематический слух; упражнять в звуком анализе, определении позиции звука в словах; закреплять употребление предлогов (с, за, из, из-за, из-под); совершенствовать навыки употребления имен существительных множественного числа родительного падежа; закреплять навыки чтения и письма; развивать внимание и логическое мышление у ребенка .

Оборудование: предметные картинки на звуки [с], [з] (ослик, собака, заяц, лиса, слон, коза, свинья, барсук, носорог, зубр, суслик) и картинка с изображением лошади; мягкие игрушки собаки и зайца; конверт с приглашением; письмо от зайчат; раздаточный материал для звукового анализа на каждого ребенка; кассы букв; кроссворд; нарисованные домики с изучаемыми звуками; символы предлогов.

1. Организационный момент.

Логопед. Ребята, сегодня нам прислали письмо. Давайте посмотрим, что в нем. (Логопед показывает детям конверт и достает приглашение, зачитывает) .

Ребята, приходите к нам в гости, в зоопарк.

Логопед. Нас приглашают в зоопарк. Вот только, отправители забыли подписать приглашение. Отгадайте загадки и узнаете, кто нас туда пригласил.

Много бед таят леса,

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? (Зайка.)

Жил-был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок –

Взрослая … (собака) .

Дети отгадывают загадки. Логопед помещает перед детьми игрушки зайца и собаки, сообщает тему занятия.

2. Анализ и сравнение характеристик звуков.

Логопед. Произнесите названия животных, которых вы только что отгадали. Какие звуки вы слышите в названии этих слов?

Дети. Звуки С и З.

Логопед. Правильно, давайте дадим характеристику этим звукам.

Дети. Звук [с] – согласный, твердый, глухой. Звук [з] – согласный, твердый, звонкий.

Логопед. Чем похожи эти звуки?

Дети. Они оба согласные, твердые.

Логопед. Чем отличаются друг от друга?

Дети. Звук [с] – глухой, [з] – звонкий.

3. Развитие фонематического слуха .

По дороге в зоопарк собачка предлагает детям провести речевую разминку.

ИГРА «Запомни – повтори»

Дети по очереди повторяют за логопедом дорожки из слов и чистоговорки (зайка и собачка помогают исправлять ошибки детей).

Сом – зонт – сок

Зайка – сумка – завод

Знак – стол – звон

Собака – заноза – соль

Лист – зубы – твист

Замок – совок – засов

За-са-за – вот идет коза.

Са-за-са – вот летит оса.

Зу-зу-су – мы видели лису.

Су-су-зу – отвязали мы козу.

ИГРА «Наоборот»

Логопед произносит слог (слово) со звуком [с], дети отвечают ему слогом (словом) со звуком [з].

Соя – Зоя

Суп – зуб

Лиса – Лиза

Коса – коза

Сайка – зайка

4. Работа с картинками

Логопед обращает внимание детей на картинки, расположенные на наборном полотне (ослик, собака, заяц, лиса, слон, коза, свинья, барсук, носорог, зубр, суслик, лошадь).

Логопед. Ребята, посмотрите, кто встречает нас в зоопарке?

Дети. Животные.

Логопед. Наш зоопарк необычный, потому что в нем живут разные животные и все они дружат друг с другом. Какие животные живут в зоопарке?

Дети. Дикие и домашние.

Дети называют животных.

Логопед. В названиях животных есть звуки [с] и [з]. рассмотрите внимательно картинки и скажите, какая картинка лишняя. Почему?

Дети. Лошадь. В названии этой картинки нет звуков [с] и [з].

ИГРА «Посели животных в дом»

На магнитной доске находятся картинки с изображением двух домов. На одном нарисован символ звука [с] – насос (либо буква С), на другом символ звука [з] – комар (либо буква З).

Логопед. Звери грустные стоят,

В дом попасть они хотят.

Но не знают – как? Куда?

Помогите, детвора!

Дети берут картинки с изображением животных с наборного полотна и распределяют их по домикам со звуками на два столбика с помощью магнитов, объясняя свой выбор и позицию звука в слове (в начале, середине, конце).

Логопед. Молодцы! Сегодня у нас много разных животных. Давайте скажем правильно – кого у нас много?

Дети. У нас много свиней, зайцев и т. д.

5. Физкультминутка

В зоопарке побывали,

Очень сильно мы устали.

Мы играть с лисой пойдем,

Хорошо мы отдохнем!

Логопед читает стихотворение, дети выполняют соответствующие тексту движения.

У лисицы острый нос,

У нее пушистый хвост.

Шуба рыжая лиса

Несказанной красоты.

– Я охотница до птицы!

Кур ловить я мастерица!

Как увижу – подкрадусь

И тихонько затаюсь.

После прыгну и схвачу,

Деткам в норку отнесу.

6. Упражнение в подборе предлогов в предложениях.

Логопед. Дети, посмотрите, у зайки в руках конверт. Это зайчата передали нам письмо с заданиями. Здесь что-то написано, а что непонятно. Зайчата еще маленькие и не умеют писать правильно. Давайте им поможем!

На доске выставляются символы предлогов (с, за, из, из-за, из-под). Детям предлагается прослушать предложение и вставить пропущенный предлог.

Зайка спрятался … куст.

Козы пасутся … домом.

Лиса выскочила … норы.

Рысь спустилась … дерева.

Ослик выглядывает … столба.

… будки выглядывает собака.

… дивана выкатился ёжик.

Носорог вышел … воды.

7. Разгадывание кроссворда.

Логопед. Давайте посмотрим, что еще осталось в конверте. Это кроссворд. Если мы разгадаем его, то узнаем, какой сюрприз нас ждет в конце занятия. Я буду загадывать загадки, а слова-отгадки мы будем записывать в клетки кроссворда. У нас должно получится ключевое слово.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её – … (лиса).

Эта милая лошадка,

Будто школьная тетрадка –

Разрисована в полоску.

В черно-белую полоску.

(Зебра.)

Спереди – пятачок,

Сзади – крючок,

Посередине – спинка,

А на ней щетинка.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Лось.)

С бородой, а не старик.

С рогами, а не бык.

Доят, а не корова.

(Коза.)

Он как маленькая лошадь,

Он упрямый, но хороший.

(Ослик.)

8. Звуковой анализ.

Логопед. Теперь прочитаем ключевое слово «ириски» и проанализируем его с помощью звуковых символов, предварительно выложив его из букв разрезной азбуки.

Один ребенок выполняет задание у доски, остальные за своими столами.

9. Итог занятия.

Логопед. Молодцы, ребята! Вы все сегодня хорошо занимались и заслужили угощение, которое вам приготовили собачка и зайка. Угощайтесь!

Раздает детям конфеты.

МКДОУ Бобровский детский сад «Колосок»

Цель: Научить дифференцировать звуки [С] - [Ш] в слогах, словах.

Задачи:

  • Развивать фонематический слух;
  • Воспитывать формирование контроля за собственной речью.

Ход занятия

1. Организационный момент (сюрпризный момент).

Появляется Петрушка.

2. Основная часть

Здравствуй, ты любишь путешествовать? (Да)

Давай вместе с тобой отравимся путешествовать на корабле.

Для того чтобы отправиться в путь, нам нужно выполнить первое задание.

Выполнение артикуляционной гимнастики (Упражнения: "Лягушка", "Хоботок", "Чашечка", "Грибок", "Лошадка", "Вкусное варенье", "Гармошка", "Маляр").

Молодец, первое задание выполнили, и наш кораблик поплыл на волшебный остров. И вот к волшебному замку и нам нужно выполнить второе задание. Упражнение на развитие воздушной струи ("Фокус").

Молодец, и с этим заданием справился.

Не успел ты выполнить одно задание, а тебя уже ждет другое задание.

Открой конверт и посмотри что там.

Раз, два, три, картинки собери! Ребенок собирает картинки: неваляшка,сумка, машина, собака.

А теперь давай с тобой поиграем с пальчиками

Пальчиковая гимнастика

Шагали наши ножки

по ровненькой дорожке (шагают пальцы указательный, средний)

Прыгали скакали

Оп и пропали (Спрятались пальцы в кулачок).

На волшебном острове нас ждет нас еще сюрприз. Открывай шкатулку, нам приготовили картинки. Давай с тобой будем играть. Я буду называть слова,а ты когда услышишь звук [С] - поднимешь синий флажок, а когда услышишь звук [Ш] в слове - поднимешь зеленый флажок.

(кашка -каска, мишка -миска, усы -уши, крыса -крыша, башня -басня сутки -шутки)

Звукобуквенный анализ слова

Давай с тобой поделим слова на слоги. Сколько слогов - столько и палочек будешь выкладывать на стол (слова: шкаф, шорты, сумка, сарафан, светофор, шалаш, сапоги, самолет).

Следующее задание открывай конверт. Что там такое?

Игра "Доскажи словечко".

Крыса всех зовет на пир

Раздобыла вкусный…… (сыр).

Собралась в саду семейка,

все уселась на….(скамейку).

Сверху смотрит голова

На сосне сидит …(сова).

Скачет Саня скок-поскок

Соскочил с ноги …..(носок).

В острых иглах вся она,

Это дерево ……(сосна).

Неуклюже ходят мишки

им шагать мешают …(шишки).

Весь из веток домик наш

Потому что он …(шалаш).

Я прошел не мало луж

И теперь мне нужен …(душ).

3. Итоговая часть

Последнее задание ждет тебя.

Раскрась те картинки, в название которых есть звук [Ш] и звук [С].

Молодец выполнил задание правильно!

Нам пора возвращаться домой.

Вот мы и дома, тебе понравилось наше путешествие?