Здравствуйте, дорогой мой читатель!
Спасибо огромное тебе за вопрос. Начнем со всем по порядку.
1
.
Между
частями
бессоюзного
сложного
предложения
ставится
запятая
, если
эти
части
тесно
связаны
между
собой
по
смыслу
. Так, например:
День
был
серый
, небо
висело
низко
, сырой
ветерок
шевелил
верхушки
трав
и
качал
листья
дерев
ьев.
Поезд
ушёл
быстро
, его
огни
скоро
исчезли
, через
минуту
уже
не
было
слышно
шумa
.
Я думаю, вы поняли смысл, данного правило. Перейдем к следующей теме.
Важно помнить, что если
между
частями
бессоюзного
сложного
предложения
, разделенными
запятой
, находится
вводное
слово
, то
в
качестве
дополнительного
знака
возможна
постановка
тире
, чтобы
показать
, к
какой
из
частей
сложного
предложения
относится
вводное
слово
, или
чтобы
подчеркнуть
присоединительный
характер
второй
части
.
Например:
Злые
собаки
лаяли
на
задворках
, не
решаясь
выбежать
навстречу
бричке
, – должно
быть
, отучили
их
от
этой
привычки
проезжие
солдаты.
2
. Если
части
бессоюзного
сложного
предложения
более
отдалены
друг
от
друга
по
смыслу
или
значительно
распространены
и
имеют
внутри
себя
запятые
, то
между
частями
предложения
ставится
точка
с
запятой
.
Давайте приведем примеры:
Налево
чернело
глубокое
ущелье
; за
ним
и
впереди
нас
тёмно
—синие
вершины
гор
, изрытые
морщинами
, покрытые
слоями
снега
, рисовались
на
бледном
небосклоне
, ещё
сохраняющем
последний
отблеск
зари
(Лермонтов
); Лёгкая
пыль
жёлтым
столбом
поднимается
и
несётся
по
дороге
; далеко
разносится
дружный
топот
, лошади
бегут
, навострив
уши
(Тургенев
);
Изумрудные
лягушата
прыгают
под
ногами
; между
корней
, подняв
золотую
головку
, лежит
уж
и
стережёт
их
(Горький
).
3. Но если
бессоюзное
сложное
предложение
распадается
на
части
(группы
предложений
), по
смыслу
отдаленные
друг
от
друга
, то
между
ними
ставится
точка
с
запятой
, а
внутри
этих
частей
образующие
их
простые
предложения
разделяются
запятыми
.
Например:
Бледно
—серое
небо
светлело
, холодело
, синело
; звёзды
то
мигали
слабым
светом
, то
исчезали
; отсырела
земля
, запотели
листья
, кое
—где
стали
раздаваться
живые
звуки
, голоса
(Тургенев
);
Грачи
улетели
, лес
обнажился
, поля
опустели
; только
не
сжата
полоска
одна
(Некрасов
).
Я думаю, что теперь Вы поняли, где и когда, нужно ставить точку запятой. Полагаю, что после нашего объяснения (с примерами) у Вас не возникнут трудности в грамматике и пунктуацией русского языка.
Желаем удачи!
Справочник по русскому языку. Пунктуация Розенталь Дитмар Эльяшевич
§ 43. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
1. Между предикативными частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части близки между собой по смыслу: Метель не утихала, небо не прояснялось (П.); Бледные щёки впали, глаза сделались большие, большие, губы горели (Л.); День был серый, небо висело низко, сырой ветерок шевелил верхушки трав (Т.); Широкая черкеска была кое-где порвана, шапка была за ломлена назад, по-чеченски, ноговицы спущены ниже колен (Л.Т.); Он весь в слезах, голова поникла, лицо бледно, руки сложены на груди, губы шепчут (С.-Щ.); Поезд ушёл быстро, его огни скоро исчезли, через минуту уже не было слышно шума (Ч.); Рябое лицо Николая покрылось красными пят нами, его маленькие серые глаза не отрываясь смотрели на офицера (М.Г.); Белое одеяло сброшено на пол, дом пуст, Вера Никандровна одна (Фед.).
Не являются бессоюзными сложными предложениями и не разделяются запятыми части в предложениях следующего типа (произносимые в быстром темпе): Смотри тебе попадёт; А он смотри какой важный!; Смотри не прогадай - в них слово смотри выступает в роли частицы. То же в предложениях типа: Хочешь покажу; Хочешь принесу. Но: Хочешь, принесу? - при расчлененном произношении и вопросительной интонации.
2. Если два простых предложения с союзом и между ними соединены бессоюзной связью с предшествующим предложением, то они приравниваются к однородным придаточным частям и запятая между ними не ставится (см. § 30): Кажется, погода налаживается и вскоре наступит потепление - если рассматривать слово кажется как вводное, то запятая перед и тоже не ставится, чтобы показать отнесенность вводного слова к обеим частям сложносочиненного предложения.
В связи с отмеченной здесь возможностью различной трактовки синтаксической роли слова кажется, наблюдается двоякая пунктуация в сложных предложениях, в которых перед кажется стоит союз и, а именно:
2) если рассматривать кажется как первую часть последующего бессоюзного сложного предложения, связанного с предшествующим предложением союзом и, то за пятая после и не нужна: Задача представляется несложной, и кажется, так оно и есть на самом деле.
3. Если между двумя частями бессоюзного сложного предложения находится вводное слово, то иногда в качестве дополнительного знака ставится тире, чтобы показать, к какой из частей сложного предложения относится вводное слово, или чтобы подчеркнуть добавочный, пояснительный характер второй части (ср. § 25, п. 10): Где-то стучит мотор, - видимо, поблизости находится мастерская (Баб); Злые собаки лаяли на задворках, не решаясь выбежать навстречу бричке, - должно быть, отучили их от этой привычки проезжие солдаты (Саян.).
4. Точка с запятой ставится в бессоюзном сложном предложении в следующих случаях:
1) если предикативные части отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые: У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большей частью покрыты соломой (П.); Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари (Л.); Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля (Т.); Берёзы, тополя, черёмуха распускали свои клейкие и пахучие листья; липы надували лопавшиеся почки (Л.Т.); Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их (М.Г.);
2) если бессоюзное сложное предложение распадается на части (группы предложений), в свою очередь образующие бессоюзные сложные предложения: Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса (Т.); Лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши (Т.); Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели; только не сжата полоска одна (Н.);
3) если бессоюзное соединение частей предложения сочетается с союзным (нередко между частями, соединенными без союзов, ставится точка с запятой, а между частями, связанными союзом, - запятая ): Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая, лошадь ободрилась, и Владимир успокоился (П.); Долго при свете месяца мелькал белый парус между тёмных волн; слепой всё сидел на берегу, и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание (Л.); Прошла беда; крестьянин встал, и он же батрака ругает (Кр.); Обед кончился; большие пошли в кабинет пить кофе, а мы побежали в сад шаркать ногами по дорожкам, покрытым упавшими жёлтыми листьями, и разговаривать (Л.Т.); Было серо, тускло, безотрадно, хоть огонь зажигай; все жаловались на холод, и дождь стучал в окна (Ч.).
Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич§ 31. Точка с запятой в сложносочиненном предложении 1. Если части сложносочиненного предложения значительно распространены (часто это сложные предложения смешанного типа - с сочинением, подчинением и бессоюзной связью) и имеют внутри себя запятые, то между такими
Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич§ 37. Точка с запятой в сложноподчиненном предложении Если однородные придаточные части сложноподчиненного предложения распространены, особенно если внутри них имеются запятые, то между такими придаточными частями вместо запятой может ставиться точка с запятой: О чём
Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар ЭльяшевичРАЗДЕЛ 12 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении В бессоюзном сложном предложении используются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие,
Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович§ 44. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в тех случаях, когда основная часть высказывания (соответствующая иногда главной части в сложноподчиненном предложении) содержится в первой части сложного предложения,
Из книги автора§ 45. Тире в бессоюзном сложном предложении Тире в бессоюзном сложном предложении обычно ставится в тех случаях, когда основная часть высказывания (соответствующая иногда главной части в сложноподчиненном предложении) содержится во второй части сложного предложения, а
Из книги автора§ 46. Запятая и тире в бессоюзном сложном предложении Действующими правилами предусмотрено употребление запятой и тире в качестве единого знака препинания в трех случаях: 1) перед главной частью сложноподчиненного предложения, которому предшествует ряд однородных
Из книги автораXXX. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении § 116. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части тесно связаны между собой по смыслу, например: Бледные щёки впали,
Из книги автора§ 116. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части тесно связаны между собой по смыслу, например: Бледные щёки впали, глаза сделались большие, большие, губы горели (Лермонтов);
Из книги автора§ 117. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Двоеточие в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится: l) если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание первой части (между обеими частями можно вставить
Из книги автора§ 118. Тире в бессоюзном сложном предложении Тире в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится: 1) если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий (между обеими частями можно вставить союз и), например:
Из книги автораXXX. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ § 116. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части тесно связаны между собой по смыслу, например: Бледные щеки впали,
Из книги автора§ 116. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части тесно связаны между собой по смыслу, например: Бледные щеки впали, глаза сделались большие, большие, губы горели (Лермонтов);
Из книги автора§ 117. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Двоеточие в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится:1) если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание первой части (между обеими частями можно вставить
Из книги автора§ 118. Тире в бессоюзном сложном предложении Тире в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится:1) если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий (между обеими частями можно вставить союз и), например:
Из книги автораЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложении § 127. Между частями бессоюзного сложного предложения при перечислении ставится запятая: Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал (Бун.); Темнело,
Из книги авторав бессоюзном сложном предложении запятая между частями предложения при перечислении. § 127перед последней частью предложения с союзом и § 127, также § 25точка с запятоймежду распространенными частями предложения § 128между частями предложения, представляющими собой
Ирина ХАЗАНОВА
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ В БЕССОЮЗНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
При объяснении темы «Сложное
бессоюзное предложение» возникает вопрос:
почему все-таки надо ставить такой знак, как
точка с запятой? Часто там, где хотелось бы
поставить запятую, стоит точка с запятой, и
наоборот. Известно, что этот знак имел большее
распространение в XIX веке, нежели в современных
текстах, например, у Пушкина, позднее у Тургенева
и у других авторов. (С самого утра перепадал
мелкий дождик, сменяемый по временам теплым
солнечным сиянием; была непостоянная погода. (И.С.
Тургенев)
Большинство примеров, как и этот,
объясняют следующим правилом: точка с запятой
ставится, если предикативные части отдалены друг
от друга по смыслу или значительно
распространены и имеют внутри себя запятые.
Не всегда убедителен аргумент, что содержание
первой и второй частей, входящих в состав
сложного предложения, различно, отдалено по
смыслу, что обе части довольно независимы.
Возникает вопрос: нельзя ли здесь поставить
точку? Или: почему в аналогичном случае на этом
месте стоит запятая? Но есть и прозрачные случаи,
когда очевидно, что эти части связаны смысловыми
нюансами и должны быть в составе одного
предложения, например: Между тем стемнело;
свечи у него не было, да и в голову не приходило
ему зажигать. (Ф.М. Достоевский
. Преступление и
наказание). Здесь есть и логические отношения
между первой и второй частями, которые
мотивируют их объединение в одно предложение, и
при этом существует их достаточная смысловая
отдаленность друг от друга. К тому же
правомерность постановки именно точки с запятой
подтверждается синтаксически: употреблением
глаголов разных видов – совершенного в первой
и несовершенного во второй предикативных частях.
Важен также и контекст, в котором находится
предложение. К нему следует обращаться, так как
именно он обусловливает выбор той или иной
синтаксической конструкции. Легче объяснить
постановку точки с запятой в предложении с
сильным распространением каждой из частей и
наличием внутри них запятых, например: Селифан
лошадей, однако ж, остановил; впрочем, они
остановились бы и сами, потому что были сильно
изнурены. (Н.Гоголь)
Для объяснения, почему объединены в одно сложное
предложение два или более простых, почему их
нельзя употребить по отдельности, что это
изменит в тексте, можно использовать такие
примеры, из которых следует, что иногда разбиение
сложного предложения на простые ведет к
упрощению или искажению смысла текста. Конечно,
это особенно видно в стихотворных текстах, где
все приемы работают на выражение смысла в
широком понимании этого слова (эмоция,
настроение, образ, информация и т. д.). Возьмем
одну октаву из стихотворения А. С. Пушкина
«Осень».
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Можно сказать, что автор в этом отрывке
пишет о том состоянии природы осенью, когда она
почти подчинилась зиме и уснула. Тайна перехода
от жизни ко сну становится предметом
изображения, и из этого процесса также не
исключена и жизнь человека, она находится в
контексте происходящего.
Октава состоит из двух предложений. Первое
предложение посвящено тому, что можно считать
связанным со сном, смертью природы. Это
наступающее и наступившее состояние
подчеркивается и лексическими средствами:
повторяется дважды усилительная частица уж
(уже)
. Следственно-временные отношения
выражены бессоюзными сложными предложениями с
тире; достаточно независимые смысловые
отношения и синтаксический параллелизм этих
частей позволяет их отделить друг от друга
точкой с запятой. Содержание следующего
предложения находится как бы в сопоставительных
отношениях с первым, ведь речь сначала идет о том,
что в природе еще
есть живое, но этой жизни
очень мало, и она обречена: Но пруд уже застыл
.
Заканчивается описание природы, далее на фоне
этой картины следует описание поведения
человека, поэтому здесь нет точки, а стоит точка с
запятой. Ради сопоставления этих моментов в
жизни природы вся октава состоит только из двух
предложений, а пунктуация внутри них помогает
логическому развитию этой мысли. Надо отметить,
что вторая октава построена точно так же:
смысловое сопоставление выражается с помощью
тех же синтаксических и пунктуационных средств,
и логика развития темы та же. Жизнь человека
включена в этот мир природы, поэтому переход к
описанию поведения человека оформляется не
отдельным предложением, а точкой с запятой.
Интересно, что третья октава заканчивается
некоей шутливой сентенцией, которая оформляется
как отдельное предложение.
Такого рода примеры могут помочь понять, что
пунктуация теснейшим образом связана с
содержанием предложения и иногда даже шире – с
содержанием абзаца. Интересные примеры
привлекают внимание к материалу и помогают
овладевать новыми синтаксическими
конструкциями.
Тренировочный материал
1. Илюша у него учится; полтора целковых за урок плачу.
2. Он взял его к себе в секретари; в этом и вся его должность.
3. Приезжай-ка в наш городишко, Фома, всего десять верст; там есть домик за церковью, в первом переулке, с зелеными ставнями, премиленький домик вдовы-попадьи; как будто для тебя его и построили.
4. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней.
5. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову.
6. Боялся он погони, боялся, что через полчаса, через четверть часа уже выйдет, пожалуй, инструкция следить за ним; стало быть во что бы то ни стало надо было до времени схоронить концы.
7. Письмо дрожало в руках его; он не хотел распечатывать при ней: ему хотелось остаться наедине с этим письмом.
8. Но довольно; два листа кругом уписала, и места уж больше не остается; целая наша история; ну да и происшествий-то сколько накопилось!
9. Он бросил скамейку и пошел, почти побежал; он хотел было поворотить назад, к дому, но домой идти ему стало вдруг ужасно противно: там-то, в углу, в этом ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца, и он пошел, куда глаза глядят.
10. Нервная дрожь его перешла в какую-то лихорадочную; он чувствовал даже озноб; на такой жаре ему становилось холодно.
11. Прошло с минуту; ему показалось даже в ее глазах что-то вроде насмешки, как будто она уже обо всем догадалась.
12. Ключи он тотчас же вынул; все, как и тогда, были в одной связке, на одном стальном обруче.
13. Наконец вот и переулок; он поворотил в него полумертвый; тут он был уже наполовину спасен и понимал это: меньше подозрений, к тому же тут сильно народ сновал, и он стирался в нем, как песчинка.
15. Боль от кнута утихла, и Раскольников забыл про удар; одна беспокойная и не совсем ясная мысль занимала его теперь исключительно. Он стоял и смотрел вдаль долго и пристально; это место было ему особенно знакомо.
16. Раскольников в бессилии упал на диван, но уже не мог сомкнуть глаз; он пролежал с полчаса в таком страдании, в таком нестерпимом ощущении безграничного ужаса, какого никогда еще не испытывал.
(Ф.М. Достоевский)
1. Если предикативные части бессоюзного сложного предложениия близки между собой по смыслу , то между ними ставятся запятые : Метель не утихала, небо не прояснялось (П.); Бледные щёки впали, глаза сделались большие, большие, губы горели (Л.); День был серый, небо висело низко, сырой ветерок шевелил верхушки трав (Т.); Широкая черкеска была кое-где порвана, шапка была заломлена назад, по-чеченски, ноговицы спущены ниже колен (Л. Т.); Он весь в слезах, голова поникла, лицо бледно, руки сложены на груди, губы шепчут (С. Щ); Поезд ушёл быстро, его огни скоро исчезли, через минуту уже не было слышно шума (Ч.); Рябое лицо Николая покрылось красными пятнами, его маленькие серые глаза не отрываясь смотрели на офицера (М. Г.); Белое одеяло сброшено на пол, дом пуст, Вера Никандровна одна (Фед.).
Не разделяются запятыми части в не являющихся бессоюзными сложными предложениях следующего типа (произносятся в быстром темпе): Смотри тебе попадёт; А он смотри какой важный!; Смотри не прогадай — в них слово смотри выступает в роли частицы. То же в предложениях типа Хочешь покажу; Хочешь принесу. Но: Хочешь, принесу? — при расчлененном произношении и вопросительной интонации.
2. Если два простых предложения с союзом и между ними соединены бессоюзной связью с предшествующим предложением, то они приравниваются к однородным придаточным частям сложноподчинённого предложения и запятая между ними не ставится: Кажется, погода налаживается и вскоре наступит потепление. [См. § 30 ]
Если рассматривать слово кажется как вводное, то запятая перед и тоже не ставится, чтобы показать отнесенность вводного слова к обеим частям сложносочиненного предложения.
В связи с возможностью различной трактовки синтаксической роли слова кажется, в сложных предложениях, в которых перед кажется стоит союз и, наблюдается двоякая пунктуация, а именно:
2) если рассматривать кажется как первую часть последующего бессоюзного сложного предложения, связанного с предшествующим предложением союзом и, то запятая после и не нужна: Задача представляется несложной, и кажется, так оно и есть на самом деле.
3. Если между двумя частями бессоюзного сложного предложения находится вводное слово, то иногда в качестве дополнительного знака ставится тире , чтобы показать, к какой из частей сложного предложения относится вводное слово, или чтобы подчеркнуть добавочный, пояснительный характер второй части: Где-то стучит мотор, — видимо, поблизости находится мастерская (Баб.); Злые собаки лаяли на задворках, не решаясь выбежать навстречу бричке, — должно быть, отучили их от этой привычки проезжие солдаты (Саян.). [Ср. § 25, п. 10 .]
4. Точках запятой ставится в бессоюзном сложном предложении в следующих случаях:
1) если предикативные части отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые: У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большей частью покрыты соломой (П.); Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари (Л.); Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля (Т.); Берёзы, тополя, черёмуха распускали свои клейкие и пахучие листья; липы надували лопавшиеся почки (Л. Т.); Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их (М. Г.);
2) если бессоюзное сложное предложение распадается на части (группы предложений), в свою очередь образующие бессоюзные сложные предложения: Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса (Т.); Лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши (Т.); Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели; только не сжата полоска одна (Н.);
3) если бессоюзное соединение частей предложения сочетается с союзным (нередко между частями предложения, соединенными без союзов, ставится точка с запятой , а между частями, связанными союзом, — запятая ): Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая, лошадь ободрилась, и Владимир успокоился (П.); Долго при свете месяца мелькал белый парус между тёмных волн; слепой всё сидел на берегу, и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание (Л.); Прошла беда; крестьянин встал, и он же батрака ругает (Кр.)» Обед кончился; большие пошли в кабинет пить кофе, а мы побежали в сад шаркать ногами по дорожкам, покрытым упавшими жёлтыми листьями, и разговаривать (Л. Т.); Было серо, тускло, безотрадно, хоть огонь зажигай; все жаловались на холод, и дождь стучал в окна (Ч.).
Монах в белой рясе. Облачение
Как заквасить помидоры в бочке
Защита от колдовства на работе
Митрополит Платон (Левшин)
Какие бывают галеры. Галеры. Дромон – как образец средневековых галер