Методическая разработка по музыке на тему: модульный урок. Прелюдия Рахманинова

  • Дата: 03.02.2024

Сергей Васильевич Рахманинов славился не только умением сочинять превосходные классические композиции, но и виртуозным владением фортепиано. Так, фортепианная музыка занимает весомую часть его творчества. Отдельным выдающимся музыкальным пластом можно назвать прелюдии для фортепиано. На данной странице можно узнать историю создания многих знаменитых произведений, послушать композиции, а также познакомиться с содержанием и прочитать интересные факты.

История создания

Одна из знаменитейших прелюдий до-диез минор была написана композитором в 1892 году, спустя два года после сочинения грандиозного Первого концерта для фортепиано. Она входила в цикл «Пьесы-фантазии», обозначенный, как op.3. Композитор пишет о том, как создавалось сочинение:

«В один прекрасный день прелюдия просто пришла сама собой, и я её записал. Она явилась с такой силой, что я не мог от нее отделаться, несмотря на все мои усилия».

Впервые на крупной сцене композиция прозвучала в 1892 году, и сразу же завоевала сердца и умы слушателей. Даже спустя огромное количество лет, когда с семьей переехал жить в Соединенные Штаты Америки, прелюдия не теряла собственной актуальности и популярности. Каждое интервью, которое журналисты брали у Рахманинова, сопровождалось вопросом, связанным с прелюдией до-диез минор. Однажды, устав от постоянных допросов, Рахманинов ответил, что просто сочинил музыку, и не стоит искать в ней программный замысел.

Оp. 23 создается также как и op.3 спустя два года после сочинения Второго фортепианного концерта для фортепиано с оркестром . Именно поэтому многие отмечают чрезвычайное сходство тематизма и интонационную близость. Впервые исполнен в 1903 году, и хорошо был принят публикой.

Необходимость создания op. 32 связана с обновлением фортепианного репертуара Рахманинова. Так, к 1910 году было сочинено 13 прелюдий, которые создают с другими прелюдиями законченный цикл из 24 сочинений. Работа над произведениями была достаточно длительной, процесс сочинения стал сложным для Рахманинова. Но премьера прошла блестяще, все слушатели еще раз смогли оценить многогранность и совершенность рахманиновского пианизма.

Интересные факты

  • На удивление, Рахманинов признавался, что ему сложно сочинять миниатюрные произведения. В собственных письмах к Морозову, он писал, что именно над миниатюрами работа всегда идет очень тяжело.
  • Руки композитора могли спокойно охватить сложный интервал квинта через октаву. Данный интервал легко можно встретить в прелюдиях и концертах. Пианистам, не имеющим столь хороших природных данных, приходится делить аккорд или интервал на две руки, что не всегда удобно.
  • Композитор любил тишину, поэтому при исполнении фортепианных миниатюр или вариаций при недостаточной тишине или излишнем шуме, великий композитор мог перестать играть продолжение нового сочинения. Он говорил слушателям, либо вы будете кашлять, либо я буду играть.
  • Вместе с прелюдией cis-moll два опуса 23 и 32 образуют законченный цикл из 24 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях. Расположение композиций в данном цикле произвольное и не имеет чёткой систематичности, как это можно наблюдать в творчестве Баха или Шопена.
  • Выступление композитора, которое знаменовалось презентацией до-диезной прелюдии, мгновенно сделало его знаменитым.

Содержание


Прелюдия op.3 №2 (до-диез минор)

Наиболее популярное произведение среди фортепианных миниатюр. Сочинение относится к раннему творчеству композитора, но уже сочетает в себе характерные для стиля черты:

  • Насыщенность и красочность звучания;
  • Широта регистрового диапазона;
  • Пронзительная «колокольность»;
  • Продуманная динамичность развития;
  • Монументальная кульминация.

Ритмическое движение неровное, что придает взволнованности и напряженности. Не случаен и выбор тональности. Томный до-диез минор создает особую колористическую атмосферу. Несмотря на сравнительно миниатюрные размеры произведение производит неизгладимое впечатление. Глубочайшая тоска и всепоглощающая лирика отличают и выделяют прелюдию из цикла «Пьесы-фантазии». Сочинение стало популярным достаточно быстро. Сегодня оно входит в число часто исполняемых композиций среди известных пианистов по всему миру.

Прелюдия op.3 №2 - слушать

Цикл фортепианных прелюдий op.23

10 прелюдий – 10 шедевров фортепианной музыки. Цикл не имеет законченной ладово-тональной структуры, тем не менее, можно проследить закономерность, связанную с чередованием минорных и мажорных пьес. Именно этот приём позволяет создать общую форму, объединяющую систему. Внутреннее единство подчеркивается постоянной сменой жанров, характеров и настроения музыки.

Открывает цикл необычайно вдумчивая и колористически тёмная фа-диез минорная прелюдия. Тема имеет явно выраженные сходства с протяжной русской песней. Волнообразная мелодия имеет кульминацию и спад. Одно мелодическое построение плавно перетекает в другое, все границы не чёткие, немного размытые, покрытые туманной дымкой. Развитие и стимул придают скорбные интонации, которые окрашивают мелодию в сумрачно-трагичные тона.

Волшебной и таинственной выступает четвёртая прелюдия, написанная в солнечной тональности Ре мажор. Скрытый жанр сочинения – это баркарола (народная песня Италии, известная как произведение, которое часто поют лодочники в Венеции). Укачивающий ритм аккомпанемента, фактурная объёмность, широкий охват пространства. Эстетический образ – это волны, качающие лодку. Тема словно парит над аккомпанементом, создавая ощущение лёгкости и непринужденности. Постепенно движение усиливается и приводит слушателя к динамической кульминации. Тема резко устремляется вверх к вершине, а затем не торопясь спадает. Вновь звучит первоначальный музыкальный материал.

Печально-скорбный характер носит соль минорная прелюдия №5. Душевное состояние, раскрывающееся в сочинении, носит сугубо лирический характер. Воинственная красота, сила воли человека – все это отражается в данной прелюдии.

Особую очаровательность и просветленность имеет прелюдия Es-dur №6, одно из выразительнейших произведений цикла. Именно это сочинение нередко сравнивают с одухотворенной побочной партией Второго фортепианного концерта. Ровное поступенное движение, длительная парящая над аккомпанементом мелодия создают ощущение легкости и спокойствия. Постепенно пространство расширяется, мелодический голос и бас волнообразно достигают новые музыкальные грани, увеличивая общий диапазон. Ясная и яркая кульминация сопровождается непрерывностью музыкального развития. Вторая часть композиции постепенно смягчает напряжение первой, постепенно все утихает и растворяется в безграничном океане красивой музыки.

При создании сочинений, входящих в данный цикл композитор использовал разнообразные приемы фактурного и мелодического изложения, позволяющие выразить широчайший спектр чувств и эмоций от грусти и скорби до ощущения полёта и радости.


Цикл фортепианных прелюдий op. 32

Цикл состоит из тринадцати разноплановых по настроению и строению композиций. Наряду с op. 33 и 36 олицетворяет композиторский расцвет в фортепианном творчестве. Циклическая композиция отличается внутренней законченностью. По сравнению с опусом 23, в строении преобладают не лирические оттенки, а более мужественные и эпические.

Прелюдия соль мажор №5 относится к тому небольшому числу лирических композиций в цикле. Заметна эволюция в стиле, появляются новые средства выразительности, в том числе и явно выраженная фактурная графичность. Гармония становится более ясная и прозрачная. Основной упор композитор возлагает на холодную мелодию, которая излагается на фоне квинтолей. Медленно она растворяется в фигурациях. Общее настроение напоминает пасторальную зарисовку. Чарующие туманные дали.

Интересна прелюдия №4 имеющая в основе дуэтный способ изложения музыкальной мысли. Две темы словно общаются между собой. Декламационность и речитативность преобладают в строении тем. Материал имеет стремление к многократному повторению, что постепенно укореняет главную музыкальную мысль произведения.

Как нарастающий гул бури можно определить прелюдию ля минор. Тема состоит из трех упорно повторяющихся звуков, которые излагаются в разных регистрах. Постоянно изменяющаяся динамика то держит в напряжении, то позволяет расслабиться и раствориться в звучащей тишине.

Прелюдия gis-moll №12 представляет собой популярнейшее произведение из цикла, вошедшее в репертуар многих пианистов мира. Музыка наполнена характерной для творчества Рахманинова лирикой. Безмятежность, атмосфера спокойствия и отрешенности в этом сочинении окрашены преимущественно печальные тона. Мелодия появляется сразу с вершины, что добавляет драматизма и тревожности. Постепенно драма лишь усиливается. В кульминации музыка звучит наиболее сильно и честно. Напряжение усиливается непрерывным движением, которое постепенно стихает и растворяется.

Образцом трагического и эпического служит прелюдия e-moll. Мятежная, склонная к порывам музыка неразрывно связана с чувством глубокой тревоги. Закрученные пассажи сочетаются с колокольным звучанием. Разворачивается борьба, суровая и беспощадная. Тема является утверждением воли, которая способна надломить происходящее.

Цикл из тринадцати прелюдий является энциклопедией выразительных средств Рахманинова в период расцвета его творчества. Каждая прелюдия заслушивает внимания слушателя, так как каждое произведение – это маленький мир.

Использование музыки в кинематографе

Музыка Рахманинова обладает необыкновенным действием на слушателя. Многие музыковеды сравнивают ее с необъятным океаном, волны которого подкрадываются вначале незаметно, но потом нарастают и приобретают мощь и силу. Монументальность музыки покрывает с головой. Возможно, именно благодаря подобному эффекту многие режиссеры используют музыку в кино.


Произведение Фильм
Прелюдия до-диез минор op. 3 №2 «Области тьмы» (2011)
«Шесть демонов Эмили Роуз» (2005)
«Блеск» (1996)
«Индийский шарф» (1963)
«Рай Деми» (1943)
«Бей по льду» (1943)
«День на скачках» (1937)
Прелюдии op.23 «Анна Каренина» (1997)
«Вечеринка окончена» (2015)
«Доктор Живаго» (1965)
«4014» (2014) Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: слушать Прелюдии Рахманинова

Приветствую участников содружества "Искусство звука"!

С.В. Рахманинов - мой самый любимый композитор. Объяснить, почему это так, непросто. Вышло так, что с детства его музыка вызывает в душе что-то такое, необъяснимое, что-то такое, что заставляет сердце биться в унисон с его музыкой. И еще… музыка С.В. Рахманинова для меня ассоциируется с Россией, с ее природой, с русским народом. Мне кажется, что нет другого композитора, музыка которого так связана с Россией. Да, все мы знаем, что композитор часть жизни провел не в России, это так. Но, его музыка, его сочинения, написанные в то время, когда он жил в России, и тогда когда он ее покинул, остаются привязанными к России, в них тот же лейтмотив.
В своем блоге я уже написал немало постов о музыке, но так вышло, что ни разу не обращался к творчеству моего самого любимого композитора. Сейчас, когда организовалось сообщество людей, преданных музыке, постараюсь восполнить этот пробел, и свой первый пост посвящаю С.В. Рахманинову.
Намеренно в заголовке поста не указал, о каких именно прелюдиях С.В. Рахманинова идет речь, ведь их у него намного больше. Уверен, что большинство из вас догадалось о каких именно прелюдиях идет речь. Одна из них, вообще, как говорят, находится вне конкуренции, это прелюдия До диез минор соч. 3 №2.


Вторая прелюдия, о которой хочу написать - Прелюдия соль минор соч.23 №5.


Когда Федор Шаляпин поинтересовался, как он пишет музыку и ясно ли он слышит её перед тем, как занести на бумагу, Сергей Васильевич ответил, что слышит.
- Ну, как же? - допытывался Шаляпин.
- Ну, так, слышу.
- Где?
Сергей Васильевич сделал паузу и ответил:
- В голове. Только когда напишу на бумагу, перестанут играть.

Музыка С.В.Рахманинова мне очень близка. Почему так - в двух словах не опишешь... С самых ранних лет его произведения вызывают у меня нежный трепет, учащенное сердцебиение, прекрасные и светлые чувства. Это что-то настоящее и неповторимое.

Сегодня я хочу рассказать о трех самых моих любимых произведениях Сергей Васильевича Рахманинова.

Итак, две Прелюдии и Вокализ.

Прелюдия до диез минор (соч. 3 №2)

Это произведение относится к числу самых популярных классических произведений. У этой прелюдии очень интересная история.
«В рассматриваемой прелюдии я старался приковать внимание к начальной теме. Эти три ноты в виде октавного унисона должны прозвучать торжественно и угрожающе <…>».
«Мотив из трех звуков проходит на протяжении 12-ти тактов первого раздела, а в противовес ему в обоих ключах звучит контрастная мелодия в аккордовых последованиях. Здесь два мелодически противоборствующих элемента, цель которых - завладеть вниманием слушателей. Сущность главной темы – это массивный фундамент; контрастом ему становится гармонизированная мелодия; ее функция – рассеять мрак. Но если разработку ее продолжить, то возникает монотонность, и поэтому быстро вступает средняя часть. Смена настроения резкая, и на протяжении 29-ти тактов музыка устремляется подобно нарастающей буре, усиливаясь по мере того, как мелодия движется вверх. Эта часть написана мелкими длительностями, а первая тема вступает как кульминация в удвоении одновременно в правой и левой руке. Буря стихает, музыка постепенно успокаивается и семитактная кода завершает сочинение. Слушатель был взволнован, возбужден и успокоен. Теперь он готов к восприятию следующего произведения. Прелюдия выполнила свое назначение».(С.Рахманинов)

Прелюдия соль минор (соч.23 №5)

Прелюдия №5 представляет собой величественный марш с красивейшим певучим трио. Она была создана в год завершения Второго фортепианного концерта (1901 г.) и, несомненно, родственна финалу Концерта бьющей через край энергией.
З. А. Прибыткова пишет: «Мне всегда бывало жутко от исполнения Рахманиновым этой прелюдии. Начинал он тихо, угрожающе тихо… Потом "крещендо" нарастало с такой чудовищной силой, что казалось – лавина грозных звуков обрушивалась на вас с мощью и гневом… Как прорвавшаяся плотина».

О процессе создания фортепианных произведений композитор отзывался так: «…Я нередко убеждался, что короткая фортепианная пьеса причиняла мне всегда гораздо больше мук и ставила передо мной больше проблем, чем симфония или концерт. Когда пишешь для оркестра, само разнообразие инструментальных красок как-то подводит к различным мыслям и эффектам. Когда же я пишу маленькую фортепианную пьесу, я целиком во власти своей тематической идеи, которая должна быть представлена сжато и без отступлений… В конце концов, сказать то, что вы имеете сказать, и сказать это кратко, ясно, немногословно – вот самая трудная задача, стоящая перед художником».

Вокализ (соч.34, № 14)

Вокализ был написан Рахманиновым в 1912 году и посвящен Антонине Васильевне Неждановой, выдающейся русской оперной певице. И после этого у композитора наступила жесточайшая депрессия, которая еще более обострилась из-за кончины его друга Сергея Ивановича Танеева. Почти полтора года Рахманинов не садился за рояль.

Вокализ – одно из самых известных произведений С.В.Рахманинова. Интересно то, что оно звучит чаще не в оригинальном вокальном варианте, а в многочисленных аранжировках- переложениях.

Сохранились воспоминания певицы, в которых она рассказывает об этом произведении:
«В последние годы его жизни в Москве я была осчастливлена исключительным вниманием со стороны Сергея Васильевича: он написал для меня и посвятил мне чудесный «Вокализ». Это талантливое, прекрасное произведение, написанное с большим художественным вкусом, знанием, произвело сильное впечатление. Когда я высказала ему своё сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал:
- Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами.
Это было так убедительно и серьезно сказано, и я так этим была тронута, что мне оставалось только выразить ему от всей души свою глубокую благодарность за такое лестное мнение и исключительное отношение ко мне. "Вокализ" свой до напечатания он приносил ко мне и играл его много раз. Мы вместе с ним, для более удобного исполнения, обдумывали нюансы, ставили в середине фразы дыхание. Репетируя со мной, он несколько раз тут же менял некоторые места, находя каждый раз какую-нибудь другую гармонию, новую модуляцию и нюансы. Затем, после того, как «Вокализ» был оркестрован, я в первый раз спела его с оркестром под управлением дирижера С. А. Кусевицкого в Большом зале Благородного собрания. Успех Рахманинова как великого композитора был колоссальный. Я бесконечно радовалась тому, что часть заслуженного успеха принадлежала также и мне как исполнительнице. Рукопись «Вокализа», которую он мне подарил до концерта, с тех пор хранится у меня как драгоценное воспоминание о гениальном композиторе».

"Вокализ" Рахманинова звучит в исполнении Вероники Джиоевой
(Оркестр Новосибирской филармонии)

Трогательную историю об отношении самого С. Рахманинова к этому своему произведению рассказал великий скрипач XX века Натан Мильштейн, лично знавший и много общавшийся с композитором: «Как-то раз мы с Пятигорским приехали, не условившись заранее, к Рахманинову домой - как всегда, около четырех часов дня. Пятигорский был с виолончелью, я - со скрипкой. Дверь нам открыла прислуга: «Тихо, тихо - хозяин спит...» (Днем, после русского обеда, Рахманинов обыкновенно отдыхал. Дом в это время замирал.) На цыпочках мы с Пятигорским вошли в гостиную. На пюпитре увидели ноты рахманиновского «Вокализа», который мы оба знали очень хорошо. Не сговариваясь, мы оба вынули инструменты из футляров и стоя начали играть «Вокализ» - тихо-тихо, в унисон, с разницей в октаву. Вдруг к нам вышел Рахманинов. Заспанный, он был похож на арестанта со своей короткой стрижкой и в полосатой пижаме с поднятым воротником. Без слов он подошел к роялю и, тоже стоя, подыграл нам аккомпанемент - но как! Когда мы все доиграли «Вокализ» до конца, Рахманинов все так же безмолвно ушел из комнаты - со слезами на глазах...».

Биография С.В.Рахманинова

Живописные окрестности города Сумы знамениты тем, что в конце XIX века здесь любили отдыхать гении. В посёлке Низыв усадьбе помещика Н.Кондратьевав 1871-79 гг. каждое лето (кроме 1877- года своейженитьбы) жил .В особняке помещиков Линтварёвых на Лукев 1888-1889 годылетом гостил А.П.Чехов. А летом 1893 года в Лебединев имении купца в жил С.В.Рахманинов.

Все они были знакомы между собой. Чайковский и Чехов собирались вместе писать оперу поодной изчастей романа «Герой нашего времени» Лермонтова «Бэла». Рахманинов сдавал Чайковскому экзаменпо композиции, за который Пётр Ильич поставилСергею Васильевичупять стремя плюсами.

Знакомство Чехова с Рахманиновымпроизошло в сентябре 1898 года. Рахманинов аккомпанировал Шаляпину в Ялте. После концертаАнтон Павлович, войдя вартистическую, прямо направился к Сергею Васильевичу со словами: «Я все время смотрел на вас, молодой человек, у вас замечательное лицо — вы будете большим человеком».

У драматургаЧехова не сложилосьс Толстым. Лев Николаевич терпеть не мог чеховские пьесы: » «Чайка» очень плоха… Лучшее в ней - монолог писателя, это автобиографические черты, но в драме они ни к селу, ни к городу».

Рахманинову тожеперепалоот Толстого. В 1900 году после провалаПервойсимфонии знакомые привели его к Толстому, чтобы великий писатель подбодрил начинающего композитора. Толстой послушалпесни и романсыРахманиновав исполнении Шаляпина и,как рассказывал сам Сергей Васильевич: « Я сразу заметил, что Толстой нахмурился и, глядя на него, и другие затихли. Я, конечно, понял, что ему не понравилось и стал от него убегать, надеясь уклониться от разговора. Но он меня словил, и стал бранить, сказал, что не понравилось, прескверные слова. Стал упрекать за повторяющийся лейтмотив. Я сказал, что это мотив Бетховена. Он обрушился на Бетховена… Потом, в конце вечера, он подошел ко мне и сказал: «Вы не обижайтесь на меня. Я старик, а вы — молодой человек». Тут я ответил ему даже грубо: «Что ж обижаться мне, если Вы и Бетховена не признаете…»

РахманиноврассказалЧехову о своём неудачном визите к Толстому.Тотответил как настоящий доктор: „Если это произошло вдень, когда Толстой страдал от желудочной боли, - он не мог работать и поэтому должен был быть в очень нервном состоянии. В такие дни он склонен говорить глупости. Но не надо обращать на это внимания. Это не важно“….

А вот уже Рахманинов вспоминает о Чехове: «Какой человек! Совсем больной и такой бедный, а думал только о других. Он построил три школы, открыл в Таганроге библиотеку. Он помогал направо и налево, но больше всего был озабочен тем, чтобы держать это в тайне».

Надо сказать, чтоРахманинов,бывшийвсемирно известным пианистоми бравший достаточно высокие гонорары за выступления, большую их часть расходовал на благотворительность. Основными (но не единственными) адресатами его помощи были соотечественники в советской России.К слову,музыканты утверждают, что постромантик Рахманинов переросромантизм пианистически и задал новый идеал исполнительства чуть ли не на век вперед. Акогда он написал свою Первую симфонию, ему было всего 22 года. Дирижировал ею А. Глазунов, человек, по воспоминаниямсовременников,пьющий, способный дажеза пультвстать в нетрезвом виде. Похоже, что он, глядя намолодость композитора,просто непонял,с музыкой какого уровня работает.

Между тем,и Чехов, и Рахманиновгениально чувствовалинаступлениеэпохи, о которой Ницше говорил как о времени превращении человечествав сверхчеловека—существа, создавшего технику, способную уничтожить его самого.Чувствовали раньше многих своих современников.В этой связи показательно, что Первая симфония и«Чайка» созданы в один год(1895). И обе премьерызакончились провалом и полным неприятием публикии критики.

Завершаячеховскуюветкужизни Рахманинова,скажем, что12 января 2007 годав Санкт-Петербурге на сцене Александринского театрас успехом и аншлагом прошлапремьерабалетаБориса Эйфмана «Чайка» по мотивамодноименнойпьесы Чехова на музыку Рахманинова…

Как известно, Сергей Рахманиновуспел уехатьи вывезти семью из Советской России сразу после революцииизакончил свою жизнь гражданином США. Каки ещё одингений — Владимир Набоков.В судьбе Рахманинова есть подспудная биографически-литературная связь сНабоковым.

Один из последних романовНабокова «Ада, или радостистрасти», который ставят в один ряд с «Войной и миром» Толстого, «Улиссом» Джойса и эпопеей Пруста —это история любви Ивана Вина и Ады Вин,длившейсяпочти девяносто лет. Они были брат и сестра. Законы общества не позволяли имофициально оформить отношения, но их любовь, вспыхнувшая в 12-14 лет, была безумна. К сожалению,им пришлось провести жизнь отдельноивстретиться уже на склоне лет, после смерти мужа Ады и тысячотношенийс женщинами Вана, так и не связавшего себя узами брака ни с одной из них.Встретившись, Ван и Ада провели вместе ещё 40 лет. Оба дожили почти до ста…

Так вот Рахманинов был женат на своей двоюродной сестре Наталье Сатиной. Онасталаматерью их двоих детей.Все знавшиееё людиговорято душевнойкрасоте и духовном величии этой женщины. Церковь, запрещающая браки между родственниками до четвертого колена, не давала разрешения на этот союз, и чувства молодых людей подверглись длительному испытанию. Но в апреле 1902 года Рахманиновы венчались в полковой церкви, подав одновременно прошение на высочайшее имя об узаконивании брака. Государь дал согласие. Это был крепкий и счастливый союз.Набоков вполне мог иметь в видусемейную историюРахманиновых, сочиняяроман проВина и Аду.

Известно, что в жизни Чайковского была некаятаинственная романтическая история, связанная с его покровительницей Надеждой фон Мекк.Есть такойромантический фрагменти в биографии Сергея Рахманинова.

Рахманинова после провала Первой симфонии лечил от депрессии доктор Николай Владимирович Даль - русский психотерапевт, оккультист и гипнотизер.А у него была красивая дочь Елена.Есть мнение, что именно поэтому лечение затянулосьнатри года, хотя,по воспоминаниям близких, Сергей Васильевич был натурой жизнерадостной, активнойи энергичной.Дальвнушал Рахманинову,что скоро всё наладится и что тот напишет прекрасный фортепианный концерт. И композитор действительно создал одно из самых прекрасных своих произведений - Второй фортепианный концерт и посвятил его… дочери своего доктора. Новскоре, под влиянием семейства Сатиных (семьи невесты),Сергей Васильевичизменил решение и переписал посвящение, адресовав его уже самому Далю.

В 1918 году Сергей Васильевич оказался в Америке, а в 1919-м туда прибыла Елена Даль. Семья Сергея и Натальи Рахманиновых внешне выглядела идеальной. Однакопосле каждого концерта музыканта его в артистической ждалбукет белой сирени от другой женщины. И они оба об этом знали. Наталья никогда не устраивала публичных сцен и нив чём не упрекала мужа. В от рассказ внукакомпозитора Александра Рахманинова опоследних днях жизни деда. «Сергей Васильевич очень много курил, практически не выпускал изо рта сигарету. И заболел раком. Последние месяцы жизни он провёл в Калифорнии. Наталья Александровна и Ирина (старшая дочь) были рядом. Уход из жизни был очень тяжёлым. Сергей Васильевич шёпотом спросил: «Вы ведь слышите? На улице играют мою «Всенощную»…» В этот трагический момент тихо отворилась дверь в спальню и к изголовью теряющего последние силы композитора подошла ещё одна женщина, за которой срочно посылала шофёра сама Наталья Александровна. Не произнеся ни звука, она жестом попросила её подойти ближе к кровати, указав на место рядом с собой. Через мгновение жизнь покинула великого Сергея Рахманинова…»

В общем,такая романтическая история, конечно же,поэтизирует биографиюСергея Рахманинова, внося в неё человеческую изюминку. Новот что я прочитал в одном из комментариевк ней:

«…история о Натальe Александровнe Рахманиновой и ее «сопернице» конечно, очень романтичная история, но боюсь, не соответствует действительности. У доктора Н.В. Даля было трое детей:дочь Елена и сыновья Владимир и Николай. Елена родилась 8 февраля 1889 в Москве. А С.Рахманинов лечился у Даля в конце 1899, начале 1900 года. Вы точно уверены, что Сергей Рахманинов страстно влюбился в десятилетнюю девочку и хотел посвятить ей свой концерт, а Наталья Сатина от этого страдала?»

Ах, как жаль!Что ж, раз с поэтической историей не сложилось, будем наслаждаться музыкой. Кстати, я больше всего люблю у Рахманинова«Прелюдию для фортепиано No.5 Соль минор op. 23». Мне кажется,что этой музыкой Рахманинов разговаривает с Бетховеном оЛьве Николаевиче Толстом…

В этой прелюдии Рахманинова воссоединяются два разнородных начала, свойственных его музыке – это железная, нерушимая ритмика, достигающая в этой прелюдии степени маршеобразности, и непрерывная льющаяся мелодика, пропитанная глубоким лиризмом и утонченными чувствами. Эти два начала показаны Рахманиновом с необычайной контрастностью (к слову, здесь используется прием развития коренной контраст ) так, что маршевость отточена до крайней остроты, а лирический мелодизм до того очарователен и изящен, что кажется, что слышишь человеческий голос, а не звук фортепиано. Все это мы сейчас увидим в нижеизложенном анализе.

Первая часть имеет сложную структуру, представленную в трехчастном виде с сокращенной репризой, причем первая часть повторяется с изменениями:

Здесь а – это период повторного строения, который обозначает главную тему. В первый раз она звучит отдаленным маршем. Мелодия, построенная по звукам трезвучия (соль-си-ре-си -соль), разорвана «пулеметными» аккордовыми репликами, которые в течение периода прибавляют и прибавляют в фактурной тяжеловесности. В конце первого предложения (3 и 4 такты) мелодия «заражается» ритмическим рисунком аккордов, но она произносится на легато в противопоставление стаккатности аккордов. Намек на начало развития развеивается в начале второго предложения, начинающееся той же темой, но сбитой в тональность гармонической доминанты. Заканчивается второе предложение скерцозными аккордами, шуточность и некая издевка которых особенно подчеркивается внезапно появляющимися ритмическим рисунком «16-ая,16-ая,8-ка» и акцентами на слабых долях. Но даже миновав до-минор и вернувшись в исходную тональность, этим аккордам будто не хватило времени, чтобы досказать шутку и они расширяют предложение до 5-ти тактов, нарочито написанный в более мелком размере 2/4.



Но за первыми двумя следует еще одно, третье предложение(!) в исходной тональности,не нарушающее повторности периода. Оно содержит в себе черты и первого, и второго предложений. Так, контраст легатного проведения темы и резких аккордовых выкриков развивается с помощью поднимающейся выше и выше секвенции, проходящей по Си-бемоль мажору и ре-минору. Секвенция сменяется позаимствованным из второго предложения фрагментом скерцо (которое теперь на форте звучит надменно и массивно), также завершающимся добавочным тактом в размере 2/4, что расширяет это предложение уже до 7 тактов.

В итоге мы можем наблюдать нормативный по размерам период (16 тактов) из трех предложений, который в гармоническом отношении является модуляционным .

Последовательное увеличение размеров каждого предложения (4 такта – 5 тактов – 7 тактов), а также обогащение фактуры и нарастающая динамика подводят нас к середине первой части прелюдии, начинающейся в ярком Ми-бемоль мажоре. Она наполнена полнокровными, мощными ниспадающими ходами аккордов и волевыми октавными мотивами, которые вместе очень расширяют диапазон фактуры. Середина представляет собой очередную секвенцию в тональностях Es-dur, B-dur, d-moll, f-moll, c-moll, g-moll. Начиная с пятого такта, смена звеньев секвенции учащается в два раза с помощью приема дробления, что вносит еще большую стремительность и беспокойство в музыку, вихрем несущеюся к каденционной зоне. Здесь с тишайшего субито-пиано вырастает мощная волна шестнадцатых из чередующихся аккордов D и К функций, она подобно низвергающемуся водопаду спускается на октавах стаккато к репризе.

В репризе марш главной темы звучит уже на фортиссимо, приобретая уже угрожающий характер, и у слушателя могло бы сложиться ощущение окончательной сформированности темы, если бы во втором предложении репризы ее железная ритмика не сломалась синкопированными четвертями, явно замедляющими непрерывное метрическое движение восьмушками. Общее затухание достигается не только динамикой, но и интонационным движением мелодии по хроматической линии, и фактурным обеднением, выраженном в упрощении структуры аккордов и сокращении диапазона (реприза варьированная ). Вся музыка сводится к единственному звуку доминанты («ре»), замирающему в ожидании чего-то совершенно нового…

__________________________________________________________________________________

…И это новое появляется во второй части прелюдии, поражая нас своей утонченностью и красотой. В музыке изменилось абсолютно все – и образ, и тональность (Ре-мажор, тональность гармонической доминанты), и метро-ритмическое движение, заслуживающее отдельного внимания. Потрясающая по выразительности мелодия в правой руке, составленная из полнозвучных аккордов, разливается в бесконечном легато на фоне глубочайшего арпеджио левой руки. Фактурный диапозон не больше и не меньше, чем в предыдущей части, но у полноты фактуры теперь иной смысл: арпеджированные волны левой руки становятся человеческим дыханием, вносящим жизнь в мелодию.

В первом предложении периода мы видим еще только эскиз диалога двух голосов. Верхний голос лишен основного тона («ре»), что привносит в звучание неустойчивость и хрупкость; волшебное изящество ощущается в ум.4 «си»-«фа-диез». И в ответ на это очарование звучит благородный, глубокомысленный мотив в первой октаве «ля-до-ре». Когда этот ответ звучит во второй раз, происходит отклонение в соль-минор, мелодия тут же реагирует на этот эмоциональный толчок, она стремится вверх, проходит через до-минор, уже даже волны арпеджио в левой руке участились, но, почти добравшись до вершины, происходит возвращение в Ре-мажор, а мелодия падает на целую нону(!). Неудачность попытки темы дойти до кульминации отражается на неполном размере первого предложения – 7 тактов.

Во втором предложении эскиз диалога очертился, и контуры его стали конкретны. Мы слышим потрясающей красоты переплетение этих двух голосов, будто мужского и женского, которые то дополняют друг друга, лишь передавая мелодическую линию, то в нетерпении наступают один на другой, то вторят друг другу по принципу канона. Так же, как и в предыдущем предложении, по тому же тональному пути (период повторного строения ),мелодия начинает очередной подъем, но теперь, подкрепленная вторым голосом она стремится к вершине с еще большей уверенностью. Можно считать, что кульминация середины приходится как раз на это место, но и в этот раз эйфория не была окончательно достигнута, и следует успокоение: мелодия мерно затихает, ее верхние ноты хроматически спускаются вниз. В последнем такте сокращается и диапазон арпеджио левой руки. Второй раз в этой прелюдии все замирает, мы не знаем, что будет дальше. При желании это можно было бы отнести к драматургическому приему, применяемому Рахманиновым.

________________________________________________________________________________

А ожидает нас повторение первой части . Но начинается она вновь совсем иначе: на трех пиано, будто на цыпочках, она вкрадывается, постепенно набирая силу. В течение первого(D-dur) и второго(g-moll) предложений (по 4 такта) тема накапливает мощь. Вся первая часть репризы сводится к колоссальному крещендо, выраженному и в ускорении темпа, и в нарастании динамики, и в восходящем хроматическом движении мелодии. В начале третьего предложения(Tempo I, c-moll) музыка уже набирает полную силу и сразу после расширенного секвентнообразными мотивами 3-ого предложения периода переходит к серединной части, в которой автор не делает никаких изменений. Она звучит так же мощно и феерично и переходит к репризе. В ней огрызающиеся мотивы шестнадцатых теперь обогащены хроматическими интонациями, добавляющие в характер музыки пафос, надменность и властность, явно ощущающиеся и в дерзких ходах мелодии в басу. Второе и третье предложения отводятся на постепенное диминуэндо: так же как и в самой первой части прелюдии вновь происходит обеднение аккордовой структуры и зависания в ритмической сетке.

В завершение прелюдии звучит миниатюрная кода из трех тактов, где ритмический рисунок темы сохраняется только у левой руки, а правая на едином хрустальном пассаже уходит в высокий регистр, закрывая за собой занавес.

Выполнил студент 4 курса ОСИ

Чиркунов Вячеслав

_____________________________________________________________________________________