Притчи о главном. Лучшие притчи о смысле жизни, жизненных проблемах и жизненных целях Главная мысль притчи что важнее

  • Дата: 04.03.2024

Притча - это небольшой рассказ, имеющий некий глубокий философский смысл. Она заставляет задуматься о чём-то важном, жизненном. Наиболее распространены в народе притчи о смысле поскольку это та тема, которая волнует всех людей испокон веков. Старые, принесённые из прошлого века рассказы ценятся как более мудрые, в них чувствуется опыт предыдущих поколений. Однако не стоит недооценивать современные притчи о смысле жизни, они не менее востребованы. Всё потому, что без разницы, когда описываемая ситуация происходила, главное - смысл.

Рассказам не обязательно быть длинными, некоторые притчи о смысле жизни короткие, как спичка, и прочесть их можно успеть ещё до того, как она догорит. Однако это не мешает им нести некий посыл, который одним поможет определиться с тем, для чего мы живём, а другим просто даст пищу для размышлений. Ниже в качестве примеров предоставлены некоторые известные и интересные притчи о смысле жизни.

Пример: «Осёл и колодец»

Упал осёл в колодец и стал призывно кричать, привлекая внимание хозяина. Тот действительно прибежал, но доставать питомца не спешил. В его голову пришла «гениальная» идея: «Колодец высох, его давно пора было закопать и создать новый. Осёл тоже старый, нового пора заводить. Засыплю-ка я колодец прямо сейчас! Сразу 2 полезных дела сделаю».

Сказано - сделано, пригласил мужчина соседей, и начали они дружно закидывать колодец и находящегося внутри ослика землёй, не обращая внимания на крики бедного животного, догадавшегося что к чему.

Вскоре осёл замолчал. Любопытно стало людям, почему он притих, заглянули они в колодец и увидели такую картину: каждый ком земли, что опускался сверху на спину, ослик сбрасывал с себя, а потом приминал копытами. В итоге, когда мужчины продолжили, животное окончательно добралось до верха и выбралось.

Жизнь посылает людям много неприятностей, сравнимых с комьями земли. Можно ныть и кричать о том, как плоха и а можно попытаться стряхнуть землю и примять её, чтобы подняться. Главное - не сидеть сложа руки и что-то делать.

Чему учат притчи


Каждая притча учит чему-то своему. Например, приведённая выше даёт понять, что никогда нельзя сдаваться, даже в тех случаях, когда ситуация кажется безнадёжной, а также что для достижения положительного результата нужно всего-то хорошенько думать и постараться найти выход. Чаще всего именно такой смысл и вкладывают в эти небольшие философские рассказы те, кто способен на это. Некоторые притчи пришли к людям прямиком от мудрецов, некоторые просто придуманы обычными людьми, но в любом случае глубинный подтекст есть в любой притче, а потому читать их иногда бывает крайне полезно.

Кроме этого, конечно, притчи помогают разобраться с добром и злом, любовью и симпатией, верой в Бога, религией в целом, со смыслом жизни и с другими интересующими проблемами.

Пример: «Жизнь и кофе»

Однажды выпускники престижного колледжа зашли в гости к своему мудрому профессору, некогда многому их обучившему. Постепенно разговор зашёл о жизненных трудностях, и тогда преподаватель предложил ребятам кофе. После согласия мужчина ушёл, а вскоре вернулся с кофейником и уставленным разнообразными чашками подносом. Одни были красивыми и дорогими, сделанными из хрусталя или фарфора, другие - простые и неказистые, пластмассовые, дешёвые.

Посмотрите, что вы выбрали, - начал профессор, когда каждый из его учеников взял по чашке. - Вы все взяли лишь самые красивые и привлекательные чашки, оставив дешёвые на подносе. Это и есть источник ваших бед - вы стремитесь получить всё лучшее для себя. Но главное не то что снаружи, а что внутри. От красоты чашки не зависит вкус кофе, а именно он является вашей главной целью. Задумайтесь: кофе - это наша жизнь, а деньги, общество, работа - это всего лишь чашки. Мы стремимся к самой красивой чашке, забывая наполнять её содержимым. Но ведь она служит всего лишь средством, помогающим поддержать жизнь. Главное - кофе и его вкус.

Чем притчи полезны

Из примера выше сразу понятно, что притчи могут нести поистине масштабную мысль. Действительно, наши жизни сравнимы с кофе. Люди пытаются заработать огромные деньги, стремятся жить в роскошных домах, красиво и дорого одеваться, ищут себе спутников жизни не по любви, а по другим качествам вроде богатства и громкого имени и т.д. При всём этом человек не понимает, что счастье совсем не в красивой чашке (а также в фантике, если сравнивать с конфетами), а в содержимом. Наверняка многие слышали, что богатые люди чаще всего несчастливы. У них есть всё, поэтому они просто не знают, чего им ещё надо. Зато бедные, живущие в скромных хижинах люди могут быть настолько довольными своими жизнями, что просто поражаешься.

Кстати, в притчах и тому подобных философских рассказах очень любят сравнения. Даже в обоих приведённых выше примерах жизни сравниваются с чем-то/кем-то. Это происходит для лучшего восприятия человеком смысла.

В каком возрасте лучше начать изучать притчи


Конкретного ответа на этот вопрос нет, однако чем старше человек, тем он мудрее, а потому и настоящий смысл, который авторы хотели донести до читателя, понять ему проще. некоторые притчи настолько легки для восприятия (чаще всего благодаря пресловутому сравнению, о котором говорилось ранее), что их способен осознать абсолютно любой человек, даже самый далёкий от философии.

Чаще всего притчи начинают интересовать вместе с приходящим в голову вопросом о смысле жизни. У кого-то это может быть в 15 лет, у кого-то в 30, но факт остаётся фактом: именно притчи помогают найти ответы на интересующие жизненные вопросы. Причём совершенно любые, поскольку касаются они почти всех направлений.

Восток - дело тонкое

Чаще всего людей интересуют не обычные, а о смысле жизни. Происходит это потому, что именно на Востоке большее количество мудрецов и мастеров, в отличие от других народов, а значит, именно оттуда стекаются полноценные рассказы, созданные истинными мастерами своего дела. Не всегда, конечно, это правда, поскольку назвать притчу «восточной» может любой автор, будь он из Лондона или России, но всё же зачастую люди верят, что читают именно восточную притчу, отчего автоматически доверяют ей сильнее, чем другим вариантам подобных рассказов.

Пример: «Бабочки и ответы»

Подлетели однажды к горящей свече три прекрасные бабочки, полюбовались некоторое время на огонь и стали рассуждать о его природе и смысле. Первая решилась подлететь чуть ближе, и вскоре она вернулась.

Огонь светит, - оповестила она.

Другая бабочка решила не отставать от первой, поэтому тоже решила подлететь к свече. Только приблизилась к огню она ближе первой подруги, чтобы лучше понять, что к чему, а потому немного подпалила крыло.

Огонь жжётся! - воскликнула она, вернувшись к ждущим её «девушкам».

Третья бабочка тоже отправилась к свече, правда, оказавшись смелее всех, она залетела прямиком в огонь. Она уже не вернулась, но свою мечту - познать, в чём сила и природа огня - она исполнила. К сожалению, оставшимся бабочкам она уже не могла поведать истину.

Притчи и смысл жизни

Все ищут истинную ценность человеческого существования на Земле. Однако, как видно из приведенного выше примера: знания - это мощная сила. Чаще всего бывает, что те, кто ничего не знают, говорят, а те, кто точно знают правду, молчат. Мёртвые, например, знают смысл жизни, но они не могут поведать его земным людям, как бы они сами этого ни хотели.

Все притчи так или иначе затрагивают смысл существования, но точного ответа они вряд ли дадут любопытным. Лишь намёки, подсказки, которые каждый воспримет по-своему и разовьёт в полноценную идею, мысль. Не у каждого это получится, правда, некоторые посчитают, что все притчи - это полный бред, но, возможно, когда-нибудь они всё-таки задумаются над этим вопросом.

С притчами я знакома довольно таки давно, но вот весь глубинный смысл притчи я поняла несколько лет назад. Так что же такое ПРИТЧА?

Обращаюсь в Википедии.

При́тча (англ. preach - проповедь) - короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.

Я полюбила притчи за то, что с их помощью можно дать такую раскладку текущей проблемы, что все становится просто и ясно как дважды два.

Мне нравится использовать притчи в своей работе . Вот пришел человек со своей проблемой - он не знает где вход, а где выход. Он запутался. Он в тупике. А ты ему притчу соответствующую рассказала и человеку становится понятно к чему ты все это говоришь. Человек понимает эту притчу. Человек начинает видеть выход из своей проблемы .

Не спорю, что все проблемы решаются с помощью притчи, но многие - да. Ведь проблема, по сути, это тупик для одного человека, который в упор не видит двери-выхода. А ты ему посветила притчей в нужном направлении и все, человек идет в этому выходу.

У меня в работе есть несколько любимых прич, которые я использую чаще всего. Они - универсальны (как я их называю), так как охватывают наиболее встречающиеся жизненные проблемы.

Я эти притчи помещу ниже, но вывод делайте каждый сам.

Притча первая - "Два монаха" (даосская притча).

Возвращались как-то старый и молодой монахи в свою обитель. Путь их пересекала река, которая из-за дождей сильно разлилась. На берегу стояла хорошо одетая женщина, которой срочно нужно было перебраться на противоположный берег к больному ребенку, но она не могла обойтись без посторонней помощи.

Обет строго-настрого запрещал монахам прикасаться к женщинам. Молодой монах, заметив женщину, демонстративно отвернулся, а старый подошел к ней, посадил себе на спину и перенес ее через речку. Весь оставшийся путь монахи хранили молчание, но у самой обители молодой монах не выдержал:

Как ты мог прикоснуться к женщине!? Ты же давал обет!

На что старый, повернув улыбающееся лицо, ответил:

Я перенес эту женщину и давно оставил на берегу реки, а ты до сих пор ее несешь на себе.

Притча вторая - "50 лет вежливости".

Одна пожилая супружеская пара праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала:
- Вот уже 50 лет, как я, стараясь угодить своему мужу, всегда отдавала ему горбушку с хрустящей корочкой, оставляя себе мякиш. А сегодня я хочу, чтобы эта корочка достался мне.

Она намазала себе маслом верхнюю половину хлеба, а мякиш отдала мужу. Вопреки ее ожиданиям, он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:

Моя дорогая, ты доставила мне сегодня большую радость! Вот уже более пятидесяти лет я не ем нижнюю половину хлеба, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе потому что ты ее так любишь.

Притча третья - "Притча о старике, мальчике и осле".

Однажды старик и мальчик путешествовали на осле. Мальчик вел осла, а пожилой человек ехал на осле верхом. Когда они проходили мимо небольшой деревни, несколько деревенских людей пронзительными голосами стали кричать: "Посмотрите на этого старика, который эксплуатирует этого бедного мальчика! Что за негодяй!"

После того как они прошли деревню, пожилой человек сказал: "Нам лучше поменяться, иначе в следующей деревне нас тоже будут оскорблять". И они поменялись, пожилой человек стал вести осла, а мальчик ехал верхом. Но в следующей деревне они тоже подверглись критике: "Посмотрите на этого эгоистичного мальчика, не уважающего своего престарелого деда! Он не даёт пожилому человеку ехать верхом на осле".

Тогда они оба решили пойти пешком, но в следующей деревне люди стали кричать: "Посмотрите на этих двух глупых людей! У них есть осел, но они предпочитают идти пешком!"

Тогда старик повернулся и сказал мальчику: "В действительности, не важно, что ты делаешь, – люди всё равно будут тебя критиковать".

Согласитесь, что в этих трех притчах заключаются многие наши проблемы:

1) Мы любим грузиться проблемами и таскать их на себе (в себе) очень долгое время. А некоторые таскают, холят и лелеют свои проблемы всю жизнь. Счастлив тот, кто во время умеет скидывать с себя проблемы.

2) Мы любим во многих моментах жизни "вежливо"молчать, переступая через свои интересы, с целью угодить другим. Молчать с самыми близкими нами людьми вместо того, чтобы проговорить проблему, решить ее и забыть о ней. Вот так вот и живут тысячи Саш и Наташ несчастливо всю свою семейную жизнь, вежливо, но тупо переступая свои интересы вместо того, чтобы поговорить начистоту и ясно выразить свою позицию, желания и интересы.

3) Мы любим думать о том, что о нас подумают другие. Мы опасаемся, мы прогибаемся, мы, со временем, теряем себя только потому, что боимся выглядеть смешно и глупо в глазах окружающих. Мы теряем себя только из-за того, чтобы казаться лучше. Но ДАЖЕ В ЭТОМ СЛУЧАЕ найдутся те, которые будут нами недовольны. Для всех ты никогда мил не будешь. Смысл ломать себя?

Схема анализа текста притчи

1. Притча о человеке, построившем дом

Жил-был один человек. Он строил себе дом. Он хотел, чтобы дом стал самым удобным, самым теплым, самым красивым в мире.

Основательно принялся строить свой дом человек. Он с любовью выбирал камни и обтесывал их. Строительство шло долго, но постепенно появлялся на свет один из самых красивых домов, которые когда-то существовали в мире.

К нему приходили и просили о помощи, так как весь мир был объят пламенем, люди страдали и умирали. Он всем отказал в защите и заботе, потому что интересовался только домом, а не миром вокруг…

Когда он построил, наконец, свой замечательный дом, то не смог найти планету, где можно было бы жить.

1. Анализ притчи

1. Символы и значения, используемые в притче:

Дом – семья, жизнь, опора, защита…

Камни правила, законы…

Пламя – войны, беды, несчастья…

2. Ценности (общечеловеческие): дом, семья, милосердие, отзывчивость, помощь ближнему, превосходство мира духовного над материальным…

3. Основная мысль – человек, который живет только для себя, остается одиноким в этом мире…

4. Вопросы и задания учащимся:

1) Чтение притчи учителем (до последнего абзаца)

– Понравилась ли вам притча? Что привлекло в ней? Какие чувства она пробудила у вас?

– На сколько частей можно разделить данную притчу?

2) Работа в группах (чтение по частям и выполнение заданий)

1 группа: Составить вопросы к первой части повествования.

2 группа: Объяснить выражения: «основательно принялся строить», «с любовью выбирал и обтесывал», «постепенно появился».

3 группа: Составить вопросы к третьей части повествования.

4 группа: Нарисовать дом, построенный человеком, и его самого в конце повествования. Какие чувства вы постараетесь передать в рисунке?

Примерные вопросы учащихся и к учащимся: Чего хотел человек, когда мечтал о своем доме? Есть ли что-нибудь плохое в том, о чем он мечтал? Какие чувства он у вас вызывает?

(Ступенька – и человек на вершине , показать (зарисовать) иллюстрацию на доске)

– Как строил свой дом человек? Что означают выражения: «основательно принялся строить», «с любовью выбирал и обтесывал», «постепенно появился».

– Это была трудная работа? Почему же она не утомляет человека? Почему он не бросает эту трудную работу?

(Ступенька ниже)

– Что происходило вокруг человека и его красивого дома? В чем нуждались окружающие люди?

– Как ведет себя человек? Почему он отказывает другим в защите и заботе?

– Можем ли мы по-прежнему восхищаться человеком?

– Какие чувства он у вас вызывает?

(Ступенька ниже)

– Как вы думаете, почему человеку, построившему дом, нет места не только на Земле, но и во всей Вселенной? За что он так страшно наказан?

(Демонстрация рисунков 4 группы учащихся)

– Почему человек, задумавший хорошее дело, оказался в таком ужасном положении? Справедливо ли такое наказание? Какие чувства у вас вызывает этот человек?

2. Беседа

– Охарактеризуйте качества человека? («Равнодушие», «бессердечие», как вы их понимаете?)

– Что необычного в этом коротком повествовании? Только ли о человеке и строительстве дома оно рассказывает?

– Что такое ДОМ в жизни каждого человека?

– Чего же не хватило человеку, о чем он забыл, строя свой дом?

(Ступенька последняя – вниз)

3. Общее знакомство с жанром притчи. Сравнение с басней

4. Обобщение

– Что помогла понять каждому из вас эта притча? Какова основная мысль притчи?

Русские народные пословицы

Жизнь дана на добрые дела.

Чтобы помочь другим – не нужно богатырской силы, не нужно волшебной палочки. Нужно только желание. Еще важнее не ожидать просьб о помощи. И, самое главное не опоздать с помощью…

2. Садовник и падишах

Проезжал однажды падишах мимо сада и увидел за забором старика, сажавшего персиковое дерево.

– Эй, старик, – обратился падишах к садовнику, – твоя жизнь клонится к закату, ты уже не дождешься плодов этого дерева, так к чему же твои заботы?.. Ну знаю, знаю, ты скажешь: «Предки наши трудились для нас, а мы должны трудиться для потомков». Но ответь, есть ли смысл думать о прошлом, которое ушло во тьму, и о будущем, которое ещё не вышло из тьмы? Ведь только настоящее принадлежит нам.

– Тебе ли, властителю, понять садовника! – отвечал старик. – Ты не хочешь вспоминать прошлое – значит, оно у тебя такое, что лучше бы его вовсе не было. Ты не хочешь думать о будущем – значит, ты его боишься. Так что не завидую я твоему настоящему!

Анализ притчи:

– Как к жизни и времени относится каждый из героев?

– Почему старик-садовник сказал о том, что он не завидует настоящему самого падишаха? (Хотя падишах говорит о том, сегодняшнему поколению принадлежит только настоящее, он не понимает самого главного: настоящее – связующее звено между прошлым и будущим человека.)

Сад – жизнь на Земле, закат – время старости, плоды – дела, поступки человека , тьма – пустота, бездна, дерево – человек (древо жизни), старик – мудрец, забор – символ разделения…

«Как мост становится мостом только тогда, когда по нему идут, как золото обретает ценность, только когда его отделяют от земли, как ядрышко ореха можно съесть, только расколов его скорлупу, так и знание, заключённое в символах, может открыться только тогда, когда человек приложит к этому максимальные усилия..» .

Русские народные пословицы

Кто добро творит, того Бог благословит.

Без добрых дел нет доброго имени.

Доброе дело два века живет, этот и тот.

Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра – спасение души.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда.

Доброе дело на два века: на тот и на этот.

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

Для размышлений: «Человек уходит, а дела остаются; стало быть, и человек в конце концов остается». (А. Исаакян)

3. Раввин и Мыловар

(Данную притчу можно использовать при изучении «Основы мировых религиозных культур» курса ОРКСЭ.)

Шли однажды вместе раввин и мыловар.

– Что толку в еврейской религии? – спросил мыловар. – Посмотри, сколько бед и страданий в мире! Не помогают ни тысячи лет познания добра, правды и справедливости, ни изучение Торы, ни мудрость праведников, ни высокие идеалы пророков. Если наша вера на самом деле истинна, почему так плохо?

Ничего не ответил раввин. Пошли они дальше, видят: ребенок в сточной канаве играет, весь грязный, перепачканный. И сказал раввин:

– Посмотри на этого ребенка. Ты говоришь, мыло отмывает людей от грязи, а он – весь в грязи. Что толку в мыле? Его в мире хоть отбавляй, а ребенок остается грязным. Вот я и спрашиваю, так ли уж помогает мыло?

– Но, рабби, – возразил мыловар, – мыло не может помочь, если им не пользоваться.

– Верно! – оживился раввин. – Так же и с нашей религией. Она не помогает, если не исповедовать её изо дня в день всю жизнь!

Анализ притчи

– Определите действующих лиц притчи. О чем в ней говорится? (Действующим лицом притчи является иудейский священник – раввин, речь в ней идет об истинности иудейской веры.)

– О каком священном источнике говорится в притче? (Обращение к священной книге иудеев – Торе, к мудрости праведников и идеалам иудейских пророков.)

– Какие слова-символы встречаются в притче, что они обозначают?

(Мыловар – сомневающийся иудей. Грязь – человеческие грехи, «грязные поступки», земное бытие человека. Мыло – иудейская вера (молитва, обряды, иудейские традиции, Тора, заповеди, путь добра и справедливости, благие человеческие поступки). Ребенок – неверующий еврей; еврей, который не придерживается канонов иудейской религии; грешник.)

– Какие ценности отражает притча? (Познание добра, правды и справедливости через исповедание иудейcкой веры (религиозный подход). Путь к познанию идеала бытия через человеческие поступки во имя добра, правды и справедливости (культурологический подход).)

– Какова основная мысль притчи? (В основе человеческих страданий и бед лежит неверие людей, их греховность и отстраненность от заповедей иудейской религии, для того, чтобы от них избавится нужно быть истинным иудеем (религиозный подход). Для того чтобы прийти к справедливости, добру, мудрости, необходимо всю свою жизнь подчинять этим ценностям (культурологический подход).)

Теоретические вопросы: Что такое Тора? Что означает Тора, и в переводе с какого языка? Можно ли назвать автора Торы и почему? Сколько книг включает Тора? Назовите ее основные части. Почему Тору читают до сих пор?

Практические вопросы (к источнику):

  1. Что стало причиной спора?
  2. Какова точка зрения мыловара, наблюдающего за ребенком? Согласен ли с ним раввин?
  3. Сравните героев? Чем они похожи, чем отличаются?
  4. Какие уроки дал раввин мыловару?
  5. Какой урок (заповедь) может сделать для себя человек, прочитав притчу?
  6. В чем причина того, что люди продолжают совершать зло?
  7. Какие символы вы встречаете в притче? Что, или кого может означать каждый из героев притчи?
  8. Точка зрения кого из героев вам наиболее близка? Почему?

4. Корзину-то возьми…

Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.

Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:

– Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!

– На что она мне?

– Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…

Анализ притчи

О чем эта притча?

О чем забыл сын? (Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют.)

О каком важном законе нравственности напоминает притча?

В чем заключается ответственность родителей и детей друг к другу?

Чему учит притча?

Для размышлений:

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…» Одна из заповедей христиан

«Хочешь знать, как будут относиться к тебе дети в дни твоей старости – оглянись на то, как ты относишься к своим родителям». Персидская поговорка

«Что ты даешь сегодня своим родителям – завтра получишь от своих детей». Китайская поговорка

«Кто в молодости не заботиться о своих родителях, тот обрекает себя на страдание в старости». Персидская поговорка

«Поддерживать отца и мать – вот величайшее благословение». Буддизм

«Мера доблести детей в их отношении к родителям». Армянская поговорка

«Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а предупредительно давать потребное друг другу». Диоген

5. Притча о змее

Некогда жила змея, голова и хвост которой все время спорили между собой. Голова говорит хвосту: «Меня надо считать старшей. У меня есть глаза, чтобы смотреть, рот, чтобы есть, при движении я впереди остального тела. А ты не имеешь таких достоинств».

В ответ хвост трижды обмотался вокруг дерева. Голова не смогла двигаться в поисках пищи и чуть не умерла от голода. Она сказала хвосту: «Отпусти меня, а я признаю тебя старшим». Хвост, услышав эти слова, тут же отцепился от дерева.

Голова снова говорит хвосту: «Раз ты признан старшим, то посмотрим, как ты пойдешь первым». Хвост отправился вперед, но не сделал и нескольких шагов, как свалился в огненную яму, и змея погибла в огне.

Анализ притчи

– Определите героев-участников данной притчи; перечислите. А сколько героев?

– О чем спорили Хвост и Голова?

– Кто, на ваш взгляд, прав: хвост или голова?! Аргументируйте свою точку зрения.

– Что можно сказать о качествах, ценностях Хвоста и Головы?

– Что в истории вам может показаться странным? (Хвост сделал несколько шагов, а Змея не может шагать; Змея молчалива.)

– Чтобы вы посоветовали Змее, оказавшись рядом?

– В чем заключается смысл притчи? (Жить в согласии.)

– Могут ли подобные ситуации быть в жизни?

– Назовите басни, которые можно отнести к данной притче.

– Назовите пословицы и поговорки, подходящие к притче.

– Как бы вы проиллюстрировали данную притчу на листе бумаги?

6. Пчела и трутни (Эзоп)

– Управы на вас нет, бездельники! – не выдержала как-то рабочая пчела, урезонивая трутней, летавших попусту вокруг улья. – Вам бы только не работать. Постыдились бы! Куда ни глянь, все трудятся, делают запасы впрок. Возьмите, к примеру, крохотного муравья. Мал, да удал. Все лето работает в поте лица, стараясь не упустить ни одного дня. Ведь зима не за горами.

– Нашла кого ставить в пример! – огрызнулся один из трутней, которому очень наскучили наставления пчелы. Да твой хваленый муравей губит семена каждого урожая. Этот крохобор тащит всякую мелочь в свой муравейник.

Бездельника хлебом не корми, а дай порассуждать, да и в умении очернить других ему не откажешь.

Анализ притчи

– Кто является героями притчи?

– Как вы поняли, за что рабочая пчела ругает трутней? Как пчела назвала трутней? (Бездельники.)

– Назовите в этом слове приставку? Я предлагаю вам посмотреть на слова, в которых мы тоже выделим приставку без- : безденежный, бездомный, беззаботный, безлюдный, безрадостный. Какое значение вносит приставка в слова? (Отсутствие чего-либо или недостаток.)

– Как вы считаете, какая интонация чувствуется в голосе пчелы?

– Перечитайте притчу еще раз. Считаю ли трутни себя бездельниками? Как они пытаются оправдать себя?! (Трутни оговаривают трудолюбивого муравья.)

– Символом чего выступает муравей и рабочая пчела; выступают трутни? Кто из них заслуживает нашего уважения? Почему? А откуда берутся трутни?

– Почему «труд», «трудно» и «трудность» – одного корня?

Работа с пословицами и поговорками

Счастье в воздухе не вьется – оно трудом дается.

Без дела жить – небо коптить.

Ленивый – к обеду, ретивый – к работе.

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

Праздность – мать пороков.

Для размышлений:

«Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды». Вольтер

«Труд – отец счастья». В. Франклин

«Труд не есть добродетель, но неизбежное условие добродетельной жизни». Д. Торро

«Лежит дорога к счастью через труд, пути иные к счастью не ведут». Абу Шукур Бахли

«Освобождение себя от труда есть преступление против себя». Ж. Ж. Руссо

«Всякий, кто был полезен другому, принес пользу самому себе». Сенека

«Лень – мать всех пороков». Восточная мудрость

7. Жадный Лев

Героем притчи будет являться царь зверей – Лев. Все знают, что лев – страшный хищник. К своей добыче может подкрадываться очень близко, а затем бросается вслед за ней, догоняет и совершает прыжок. Живет в Африке.

Слушая притчу, определите, какое качество льва проявляется очень ярко? (Аналитическое чтение)

Однажды вышел Лев на охоту, увидел зайца, погнался за ним, зарычал:

– Эй, косой, тебе от меня не уйти, я тебя съем.

Только хотел Лев схватить зайца, как навстречу ему выбежал горный козел. Видит Лев – в козле мяса больше, оставил зайца, погнался за козлом. Совсем догнал было Лев козла, как вдруг навстречу ему выбежала газель. Лев оставил козла и погнался за газелью. Дорогу им преградила глубоководная река. Газель перескочила реку и дальше побежала, а Лев остановился – не перепрыгнуть ему.

Наклонил голову Лев, увидел свое отражение в воде и подумал…

Жадность

Данная притча так и называется – «Жадный Лев». Почему Лев все время менял добычу?

– К чему стремится жадный человек?! (Стремится к наживе, хочет получить больше, чем ему необходимо.)

– Жадность становится необузданным желанием, необузданной страстью для нашего героя. В народе жадного человека называли «прижимистым» или «скаредным».

– Как вы думаете, о чем же подумал Лев, увидев свое отражение в воде? (Высказывания детей.)

… И подумал, что перед ним какое-то большое животное. И решил Лев: к чему гнаться за газелью, когда здесь его ждет большая добыча. Разогнался он и бултыхнулся в воду, только пузыри пошли.

– Какое еще качество Льва проявляется в этой истории? (Глупость )

– Чему учит притча?

Для размышлений:

«Жадность заключается в желании иметь больше, чем необходимо». Августин

«Жадность есть необузданная страсть приобретения, жажда наживы». П. Браччолини

8. Медведь

  1. Отгадайте, кто будет героем в этой притче (работа в группах) :
  1. «Собери картинку» (пазлы): учащиеся собирают пазлы и отгадывают героя притчи.
  2. Читают отрывок текста и тоже отгадывают героя.

Самый крупный и, наверное, самый известный хищник. Любит лакомиться лесными ягодами и вкусными корешками растений. Но не откажется и от вкусных желудей и грибов. Великолепно плавает, не боясь переплывать большие реки в несколько километров шириной.

Итак, героем нашей притчи будет медведь .

– Что любят медведи больше всего? (Мёд.)

– Правильно. Медведи – большие сладкоежки. Косолапые сластены часто разоряют гнезда диких пчел. Это совсем не нравится пчелам, и они стараются укусить непрошенных гостей. Но мишки не сдаются, ведь мед такой вкусный.

– А что может испугать медведя? (Выслушать варианты.)

Кого боится медведь?

Сказали как-то медведю:

– На тебя вся деревня идет!

– А я не боюсь! – отвечает косолапый.

– Кого же ты боишься?!

– А вот если скажут, что братья на меня идут, тогда мне есть чего бояться.

– Чего же боится медведь? Что его может испугать? (Предательство близких.)

– В чем смысл притчи?

В обозримом прошлом Земли, зародилось и ушло в небытие немало народов. От одних осталось только их название, от других – несколько строк в историографии.

Объективных причин много. Но немалую роль в их ослаблении сыграли вражда, междоусобицы властителей. Именно они подрывали силу народов.

9. Собака и волк

Героем русских народных сказок часто является Серый волк. Отгадайте, из каких сказок данные иллюстрации (учитель демонстрирует иллюстрации или слайды из сказок «Волк и семеро козлят», «Кот и Лиса», «Лиса и Волк»).

– Мы с вами знаем о том, что Серый волк обманывает, хитрит; он сильный, но использует силу для совершения проступков; злой, не пожалеет беззащитного; в каких-то ситуациях русский народ показывает его глупым.

Чтение притчи «Собака и Волк».

Собака и волк

Однажды крестьянин отправился в лес за дровами. За ним увязалась и его собака. Вместе они вошли в лес. Вдруг появился волк. Он набросился на собаку, отволок ее в лес, чтобы съесть, но собака со слезами на глазах сказала ему:

– Что сделала я тебе плохого, что ты хочешь меня съесть? Если ты сейчас съешь меня, все равно завтра опять будешь голодным. Давай пойдем к нам домой, там каждый день мне дают хлеб и другую пищу, будем жить вместе.

Волк видит, что собака говорит дело, и согласился. Шли они, шли, и, когда подошли к селу, волк заметил, что шея у собаки плешивая, вся в нагноившихся ранах.

– Это хорошо, очень хорошо, братец, что ты так прекрасно живешь, но почему у тебя такая израненная шея?

– Знаешь что, братец, у моего хозяина дурной характер: перед тем как положить передо мной хлеб, он надевает мне на шею цепь, а затем говорит: «Ешь».

– Нет, братец, пойду-ка я обратно, а ты иди, живи сам с сытым желудком и с цепью на шее.

Анализ притчи

– Что ценит Волк больше всего? (Ценит свободу .)

Свобода является одной из важнейших нравственных ценностей. Свободу можно сравнить с воздухом горных вершин. Имея свободу, человек имеет выбор. Но для слабых людей свобода непереносима! Почему?

– В чем смысл притчи?

Постарайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.

– Какие ценности отражает притча? Чему она учит нас?


Не спорю, каждый человек в праве иметь свое мнение.
Но если бы все люди тоже пытались найти себя, а не занимались, чем придется и к чему они вообще не предрасположены, и задавали бы себе чуть побольше вопросов, быть может, в нашей стране все было бы немножко иначе, чем сейчас. Я имею ввиду, не было бы практически полного безразличия к тому, что происходит. Ведь нашу страну разваливают! У нас нет собственной промышленности, мы ничего не производим, живем только за счет нефти…что делают с образованием, я вообще молчу…И при том всем вроде как все равно. Полная апатия какая-то. Нет, я, конечно, понимаю, что каждому своя рубашка к телу ближе…но не до такой же степени! Впрочем…я часто думаю, что же можно сделать? Сама ведь по сути говорю большей частью. Безусловно, есть люди, которым тоже все это не нравится, но тем не менее, тех, кто живет по принципу «Dont worry, be happy», думаю, все-таки больше…Я не знаю, как заставить других людей задуматься, заставить их делать что-то. А Вы…что Вы думаете об этом?

Знаете, я еще хотела спросить. Я знаю, мой вопрос может показаться наивным, но, как сказал Ремарк:»Наивность, это дар а не недостаток»)). В общем, вы не думали о том, чтобы заняться литературным трудом? Я имею в виду, не думали ли Вы о карьере писателя? Или, может быть, Вы уже где-нибудь печатаетесь? Блог, это, конечно, замечательно…Но как сказать, не совсем то. Вы представитель молодого МЫСЛЯЩЕГО поколения и по-моему, очень даже неплохо пишете (конечно, я Вам не судья, и вообще не имею никакого морального права давать Вам оценку, т. к. у меня нет гуманитарного образования. Хм…пока нет…)Просто я очень люблю литературу, и то, что я прочла у Вас в блоге: Ваши рассуждения, размышления, притчу о крыльях, — мне понравилось. Если уж совсем по-честному, единственное, что немножко не нравится, это некоторые пунктуационные ошибки и слово «ровняться» в Вашей «Первой записи». Оно ведь пишется через а, от слова равный…А так, я по-прежнему в восторге). Надеюсь, Вы не обидетесь на то, что я сейчас сказала.)

Так вот. Мне просто очень обидно, что в наше время так мало людей, которые бы …как сказать…занимались бы нравственным воспитанием общества, что ли. Нет сейчас писателей, современных писателей, которые бы пользовались популярностью и всеобщим уважением и в своих произведениях освещали бы важные вопросы, заставляли бы людей анализиравать свои поступки и т. д. Ведь кто такие все эти дашковы и маринины? Так, серенькая литературка для чтения в электричке…Из всех людей, занимающихся творческой деятельностью, я считаю, только Задорнов ставит своей целью хоть как-то повлиять на людей, на их патриотические чувства)) А из современных писателей..говорили, что Акунин неплохо пишет…Врочем, много чего говорят, а сама я, к сожалению, не читала. А Вы читали? Поделитесь своими впечатлениями, если читали?
И поэтому я думаю, таким людям как вы, которым не все равно, которые не согласны плыть по течению, нужно нести свои мыси в массы! (Как бы пафосно и глупо это не звучало))) И безусловно, не все с Вашим мнением согласятся, и конечно, найдутся те, кто будет против, но тем не менее, люди задумаются. Я думаю, неприменно задумаются! Ведь что такое «Метро 2012 «, «Гарри Поттер», романы Вебера и Коэльо? Мне кажется не более, чем увлекательное чтиво…хотя, мое знакомство с вышеперечисленными вещами ограничивалось лишь пролистыванием книжек, стоящих на магазинных полках…но все же, в один ряд в произведениями Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского им никогда не стать. Быть может, это однобоко с моей стороны читать только классическую литературу, но я считаю, что жизнь коротка, и лучше успеть прочесть что-то более стоящее.

Почти нет в современной литературе настоящих, глубоких вещей, а если есть то они не популярны. По крайней мере, мне не попадались)) А очень хочется, чтобы были. В общем, надеюсь, что основную мысль я донесла. Мне будет очень интересно узнать Ваше мнение.

И…надеюсь, Вас еще не утомило мое письмо, и Вы прочтете его до конца…)) Наверное, это сранно, когда незнакомая девушка просто так вот берет и начинает писать…Может это потому, что я уже на протяжении лет этак трех-четырех время от времени «впадаю в деперссняк» ввиду того, что не не знаю, а чувствую, что пока не тем занимаюсь по жизни. Или, быть может, пока не нашла то свое в той сфере, с которой связана моя жизнь сейчас. А Вы, Вы очень позитивно смотрите на мир. Не зацикливаетесь на простых вопросах, а решаете их. Потому мне интересно Ваше мнение. Короче, я надеюсь, что Вы хотя бы смеяться надо мной не будете, читая мое «сочинение»))

Можно я Вам последний вопрос задам?) Вы говорите, что поняли, чего хотите и, тем не менее, находитесь в поисках себя. Не совсем понимаю…Разве найти себя, это не значит понять, чего ты хочешь? Что вы имели в виду?

P.S. Обещаю это будет последний вопрос. Вот Вы прочли мое письмо. Сколько бы лет Вы мне дали?)) Просто моя мамочка цитирует мне пушкинское «блажен кто смолоду был молод» и говорит, что в моем возрасте нужно думать совсем о другом. Неужели я такая старая?;)) Надеюсь, я Вас не сильно утомила…


Выполнив экзегетическую часть работы, следует определить принципы толкования притчи, которые, по мнению автора, должны исходить из следующих аспектов:

Определить цель Евангелия от Луки

Определить цель притчи и согласовать ее с целью Евангелия

Важность отношений между Рассказчиком и слушателями

Историко-религиозный контекст

Согласовать значение притчи с другими книгами Нового Завета

Значение притчи касательно Ветхого Завета

Учитывая все вышеперечисленные аспекты, необходимо определить, придерживаясь какого метода или принципа следует интерпретировать притчу. Например, некоторые богословы считают, что любая притча имеет «одну теологическую идею» Dodd C.H. The parables of the kingdom. - New York: Charles Scribner`s Sons, 1961. - C.7.

Лезов С. (Юлихер) Попытка понимания: Избранные работы. М. -Спб.: «Университетская книга», 1998. - С.425.

Верклер Г.А. Герменевтика Принципы и процесс толкования Библии Мичиган: «Гранд Рапидс», 1995. - С.121.. Следует согласиться с таким мнением за исключением маленького замечания. Позже мы коснемся дополнительных тем, которые могут наблюдаются в притче. Подобные темы никак нельзя обходить стороной, особенно в нашем случае, где в притче затронуто достаточно много тем.

В общем, следует отличать главную идею притчи от ее значения и дополнительных тем. В связи с этим, представим в логической последовательности от общего к частному цели притчи:

Главная цель - спасти всех грешников

Частная цель - спасти сребролюбивых фарисеев

Конкретная цель - указать фарисеям на их опасное состояние перед Богом

Использование дополнительных тем притчи богословами для утверждения определенных концептов в систематическом богословии имеет место в богословских работах. Эриксон М. Христианское богословие Спб.: «Библия для всех», 1999. - С.446, 660, 861, 994 Райри Ч. Основы богословия М.: «Духовное возрождение», 1997. - С.624. Тиссен Г.К. Лекции по систематическому богословию Спб.: «Библия для всех», 1994. - С.367 Buswell J.O. A Systematic Theology of the Christian Religion, Michigan: “Grand Rapids”, 1977. - C.306. Berkhof L. Systematic Theology Michigan: “Grand Rapids”, 1993. - C.679, 689,735. Pannenberg W. Systematic Theology V-2 Michigan: “Grand Rapids”, 1994. - C. 183. Но целью данной работы не было исследовать темы, которые касаются главной идеи притчи, поэтому мы их позже только перечислим.

Главная идея притчи

На основании экзегетического исследования и определенных принципов толкования следует определить центральную теологическую идею притчи и о богаче и Лазаре.

Эта притча отличается от других притч тем, что Христос рассказал ее без дополнительного толкования. Например, Христос прямо не говорит что с чем сравнивается, Он не говорит: «А теперь вам необходимо понять, что жизнь богача это жизнь сребролюбивых фарисеев..» Как уже отмечалось ранее, по предположению Рассказчика слушатель должен был сопоставить себя с одним из героев, причем притча рассчитана на сообразительного слушателя и построена определенным образом. Чтобы определить главную идею притчи следует придерживаться следующей определенной логической последовательности:

1. Цель написания Евангелия от Луки. В первой части работы мы определили, что цель написания Евангелия от Луки в следующем: представить Христа, Который пострадал, умер и воскрес ради спасения грешных людей. Кульминационный стих всего Евангелия от Луки, по нашему мнению, это «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (19:10).

2. Цель написания притчи «О богаче и Лазаре». На основании экзегетического исследования мы выявили, что целью Христа в данной притче было призвать фарисеев к покаянию и принятию Мессии для спасения их душ. Откуда мы можем это видеть? Притча, состоящая из трех частей имеет неопределенный конец, который состоит из диалога Авраама с богачом. Речь шла о пяти братьях.

Вопрос о пяти братьях повис в воздухе или другими словами остался открыт. Наверное, поэтому Иеремиас назвал эту притчу «О шести братьях». Jeremias J. The Parables of Jesus. - Upper Saddle River, NJ: Prentice-Hall, USA 1954. - C. 186. Но, по мнению автора, притчу следовало бы назвать «О богаче и пяти братьях» по той лишь причине, что притча имеет главную цель и вступительную. Вступительная цель - указать фарисеям на их негативный образ жизни, как результат неверия (иллюстрация жизни богача), а главная цель - призвать их к покаянию и вере. По этой причине и, следовательно, по причине наименования данной работы будем называть исследуемую притчу, как притчу «О богаче и пяти братьях».

Таким образом, видим, что цель притчи легко согласуется с целью Евангелия, а именно: объединяющий элемент - это спасение, разница лишь в том, что во всем Евангелии прослеживается спасение всех людей, а в притче - спасти конкретных людей (сребролюбивых фарисеев).

3. Важность отношений между Рассказчиком и слушателями. Здесь следует напомнить, что контекст притчи определяет ее предназначение. Именно в контексте притчи мы видим фарисеев, которые были сребролюбивы (Лук. 16:14). Такого рода притчи рассчитаны на сообразительных слушателей, поэтому дополнительные разъяснения были бы излишними. Таким образом, можно увидеть, что есть определенная категория людей, которая прямо отождествляется с главным героем притчи и тех персонажей, которые с ним солидарны.

Итак, сребролюбивые фарисеи, денег ради которые были готовы нарушить мицву милосердия и любви, тем самым свидетельствовали о своей вере.

Отношение между Рассказчиком и слушателями можно проследить в третьей части притчи. Как было указано выше, темой последнего разговора Авраама с богачом была о том, как донести Евангелие до пяти братьев. Вывод был сделан устами Авраама о том, что всякие попытки как либо донести истину Божию до их сердца не оправдаются, не будут успешны. В беседе было оговорено два метода, по которым можно было бы обрести спасение. Это Слово Божье и чудо Божие, но ни то ни другое не изменит их сердца, по словам Авраама, если не уверуют. Воскрешение из мертвых - это единственное чудо, которое, по мнению богача, возможно, подействовало бы на сердца его братьев. Но и здесь он ошибся.

Таким образом, сюжет притчи не имеет развязки или другими словами завершенного конца. Эпизод с нищим Лазарем является завязкой Понятие завязки и развязки в притче использовано из лекций профессора Ван Дер Вата, пребывание в аду богача обостряет сюжет и беседа богача с Авраамом является кульминацией, которая ни к чему не приводит. Чем закончилась жизнь пяти братьев? Это вопрос, который должен был задать себе каждый слушатель. Следовательно, ключевой сценой всего аггадического повествования является разговор богача с Авраамом, другими словами вопросы и ответы, которые открывали реальную картину жизни пяти братьев.

Главные слушатели это сребролюбивые фарисеи, которые по идее должны были сами развязать эту притчу. Но все дело в том, что они не принимали Того, Кто рассказал им ее, фарисеи смеялись над Христом (Лук.16:14). Это видно из ответов Авраама. Смысл рассуждения сводится к словам Авраама, который свидетельствует о неверии пяти братьев и о наличии Слова Божьего у этих братьев, которое никак не влияло на их жизнь (31 стих).

4. Связь между ВЗ и НЗ в свете притчи. В контексте притчи Христос говорит о законе: «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.» (Лук.16:16-17).

В контексте притчи сказано, что фарисеи смеялись над Христом (Лук.16:14). Причина такого смеха - они не верили в Священное Писание, которое говорит о Христе. Теперь становится понятно, почему Христос прежде сказал о том, что ни одна йота не пропадет из закона. Но закон до Иоанна, а Иоанн как мы знаем проповедовал покаяние и прощение грехов (Мф.3:8). Из 30 стиха притчи видим, что богач, озабоченный житием своих братьев, говорит: «…но если кто из мертвых придет к ним, покаются». Из этого следует, что фарисеи прекрасно знали Иоанна и тему его проповедей. Они знали, что необходимо покаяться в своих грехах.

Из семантического исследования слов мы увидели, что богач одевался в царскую одежду, но не был царем, следовательно, это говорит о его гордости и роскошь неумеренную. «Одежда есть знак потерянной человеческой невинности, лишение первобытного блаженства и приобретение бедности человеческой; ибо в состоянии невинности праотцы наши ходили наги». Силвестра Приточник Евангельский Въ Синодальной Тиопграфии Москва, 1997, -С. 523. Кавказский Архиепископ Кавалер Силвестр продолжает: теперь же человек имеет нужду в одежде в доказательство нашего падения и греховной наготы и потому славиться своею одеждою есть не что иное, как гордиться своею бедностью, своим падением, своим отступлением от Бога (там же). Силвестра подводит итог исследованию жизни богача и говорит, что внешняя излишность есть знак внутренней легкомысленности. Силвестра Приточник Евангельский. - С. 524.

Те фарисеи, которые любили деньги больше чем закон Бога, они становились богатыми и автоматически нарушали заповеди Божьи о любви к ближнему. И причина такого поведения, как мы выяснили раньше - сребролюбие, при возникновении которого автоматически появляется неверие Св. Писанию и, следовательно, Христу.

Христос через притчу как раз хотел показать не спасительную веру фарисеев и призвать их к покаянию и истинной вере.

В результате, слова Авраама: «У них есть Моисей и пророки, пусть их слушают» являются не только пожеланием к пяти братьям, но и призывом к фарисеям обратиться к Слову Божьему. Другими словами Христос ставит фарисеев перед фактом (их отношение к деньгам) и перед выбором - либо поверить Писанию и Ему, либо продолжать жить так, как они живут, зная, чем такая жизнь закончится. Таким образом через текст притчи Христос пытается донести до слушателя следующее - невозможно иметь одинаковое отношение и к деньгам и к Богу (Лук.16:13).

Следует отметить, что речь идет именно о тех фарисеях, которые пренебрегали Св. Писанием (смотри истор. контекст), следовательно, смеялись над Христом и были равнодушны к нищим по причине сребролюбия.

4. Согласование значения притчи с другими книгами НЗ. Тему сребролюбия затрагивают и другие авторы НЗ. Например, история с богатым юношей, которая записана в Евангелии от Матфея 19:16-26 тоже представляет нам яркий пример того, о чем заботятся богатые люди. Юношу объяла печаль от слов Христа, потому что имел большое имение (19:22). Иначе говоря, кто любит богатство, тот не может служить Богу и любить ближнего и ничто на земле так не господствует над умом и сердцем человека, как богатство.

Апостол Павел в послании к Тимофею пишет, что «корень всех зол - сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры…» (Тим.6:10). Как видно из слов Апостола Павла, те, кто привязываются к деньгам, вместе с этим теряют истинную спасающую веру в Бога. Пример Анании и Сапфиры из Деяний Апостолов является ярким примером, когда люди всем сердцем прилепились к деньгам, что повлекло за собой смелость солгать Духу Святому и, следовательно, их смерть (Деян.5 глава).

Итак, притча о богаче и Лазаре, а точнее «О богаче и пяти братьях» имеет одну главную теологическую цель, направленную к первым слушателям, где Бог действует следующим образом:

1. Он приоткрывает внутренний мир человека (через диалог), чтобы показать реальное положение вещей

2. Он дает возможность измениться (нищие у ворот богатых есть всегда)

3. Бог действует как Судья

Второй пункт действия Бога показывает для чего нужна была эта притча в тот настоящий момент. Все сказанное Христом в свое время имело место и смысл - изменить сердца людей через покаяние и принятие Его истин. Через эту притчу открывается возможность спастись сребролюбивым фарисеям, для спасения которых дано три варианта свидетельства, как мы видим из притчи:

3 Священное Писание, 2. Нищие, 3. Чудеса

Три достаточно весомые свидетельства даны были фарисеям, которые больше возлюбили деньги. Коснемся немного третьего свидетельства, которое просил богач в беседе с Авраамом - это чудо. Если посмотреть жизнь Иисуса Христа в целом через четыре Евангелия, то можно увидеть, что в притче есть намек на воскресение Христа. Это мы можем видеть опять же из диалога богача с Авраамом. Речь идет о том, чтобы Авраам послал Лазаря на землю для свидетельства пяти братьям. Авраам отказал, утверждая, что в чудо братья не поверят, потому что не верят в Писание. Позже Христос воскрешает Лазаря, брата Марфы и Марии. Кашовская Н. Новый Библейский Словарь Библейские персонажи Спб.: «Мирт», 1999. - С.192. После этого чуда фарисеи опять искали убить Христа (Иоанн11:47-57). Мало того, когда воскрес Сам Христос, фарисеи заплатили воинам за дезинформацию (Мф.28:11-13). Таким образом, фарисеи так и не поверили в чудо воскресения Христа, намек которого уже был приведен в притче о богаче и пяти братьях.

4. Элементы значения притчи, касающиеся ВЗ.

Слова Авраама, обращенные к богачу, это не конечный приговор, его слова дают свободу выбора. 29 стих: Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть их слушают. Это своего рода пожелание Авраама - слушать Слово Божье. Далее, 31 стих - это условное предложение: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто из мертвых воскрес, не поверят». Другими словами, Священное Писание в центре внимания в ответных рассуждениях Авраама. Учитывая, что диалог богача с Авраамом в притче происходит за линией смерти, автор показывает, что Моисей и пророки это вневременные понятия, несмотря на то, что книги Моисея и пророков были написаны во времена ВЗ.

Упоминание Моисея и пророков Авраамом повторяется в 29 и 31 стихах. Священное Писание (Моисей и пророки), так же устная форма Еврейской традиции тоже были в наличии у фарисеев, где сказано, что «сладострастие, вожделения, страсть к любым телесным наслаждениям… - лишают человека жизни в мире этом и будущем» (Трактат Авот, смотри истор. контекст).Отсюда можно заключить, что жизнь, которую проводили эти пять братьев на земле направляла их прямо в ад. Причины такого направления это сердца братьев, которые не способны были поверить в чудо и тем более принять Слово Божье. Как говорит Даррель, текст учит нас, что знамения сами по себе не имеют ценности и влияния, если сердце человека не правильно настроено, испорчено. Darrell L.B. Baker B. Exegetical commentary of the NT Luke V-2 Grand Rapids, Michigan, 1996, - C. 1378.

В Ветхом Завете материальные блага были обещаны Богом только праведникам, и поколение праведников должно было быть благословенным в этом смысле слова, как замечает Хаберсон. Habershon A.R. The study of the Parables Michigan: Grand Rapids, 1975. - C. 292. Естественно, что фарисеи себя считали праведниками не мало не сомневаясь, иначе они не смеялись бы над Христом (Лук.16:14). Они были богаты, так же как и Авраам. На фоне такого понимания благословения Богом евреев, Христос рассказывает притчу. Можно представить себе противоречие, которое возникло среди фарисеев. Почему возникало такое противоречие? Потому что те же фарисеи прекрасно понимали, что такое обещанные материальные блага Богом, но не особо рассматривали то, что эти материальные блага были обещаны праведникам. А слово праведникам включает в себя хотя бы проявление милостыни бедным людям (Втор.24:14-15), не говоря уже о предупреждениях Устной Традиции евреев (смотри истор. контекст).

Но почему Христос выбрал Авраама, отвечающего на вопросы богача? Личность Авраама в данной притче играет очень важную роль.

Известно, что Авраам жил в Ветхозаветные времена. Возникает вопрос: Как спасались люди, которые жили во времена Ветхого Завета, в том числе и Авраам? Кстати, Авраам жил в то время, когда закон, речь о котором идет в тексте и контексте притчи, еще не был дан Богом.

Авраам как известно признан двумя авторами Нового Завета, как отец веры. Например, «Верою Авраам повиновался идти в страну, которую имел получить в наследие..» (Евр.11:8). «И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божьим»» (Иак.2:23). Другими словами, Авраам представлен авторами НЗ, как глубоко верующим человеком, несмотря на то, что он был весьма богат. Кроме того, Авраам не просто веровал в Бога, но в обетование Божье. Обетование Божье Аврааму гласит, что Бог благословит его потомство, в котором благословятся все племена земные (Быт.12:3). И, действительно, как толкует Апостол Павел: «Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано «и потомкам», как-бы о многих, но как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос» (Гал.3:16). Итак, Авраам верил в обетование Божье, другими словами, в обещанного Богом Мессию. Следовательно, как в Ветхом Завете люди спасались верою во Христа, так и в Новом Завете спасение приобретается верою в Мессию.

Через столь краткий анализ жизни Авраама видно, что благословенные Богом люди и, следовательно, рассчитывающие на спасение, это не те, кто имеет много богатства, но те, кто искренне всем сердцем веруют во Христа как Мессию. Но, фарисеи как раз думали по другому (смотри повествоват. анализ).

Таким образом, из текста притчи мы видим, как Христос переворачивает понимание фарисеев благословенного Богом человека и проклятого Богом человека. Борьба идет между материальным и духовным пониманием благословения. Если фарисеи привыкли все измерять деньгами, то им трудно переключиться на то, на что акцентирует Христос во взаимоотношении с Богом и с ближним.

Итак, текст притчи учит нас, что люди, привязанные к богатству никак не могут служить Богу. И здесь важно понимать, что само богатство не является злом и быть богатым это вовсе не грех, и Христос не осуждает фарисеев за то, что они богаты. Здесь необходимо провести грань между богатством как таковым и богатством как средство обольщения. Именно богатство является тем предметом, к которому сердце человеческое быстрее всего привязывается и в этом состоит опасность.

Но призыв остался призывом в этой притче, развязку которой должен был сделать сам слушатель.