Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения. Упражнения для улучшения техники чтения Упражнения по формированию навыков чтения

  • Дата: 07.03.2024

Упражнения для развития техники чтения

*** Чтение с закладкой. Закладка движется на читаемой строке, закрывая уже прочитанный слог слева от ученика. Это исключает повторы и ускоряет чтение.

1. Чтение про себя со звуковыми помехами (для подавления артикуляции. Затем пересказать текст или ответить на вопросы): во рту колпачок, звучит музыка или ребенок отстукивает ритм (малыши просто ритмично стучат, либо им стучит учитель, более взрослые отстукивают сложный ритм)

2. Чтение вслух с артикуляцией (скороговорки, интонация, выражение).

3. Чтение хором (с исправлением ошибок, не бубнить) – дети догоняют друг друга, подтягиваются, а торопящиеся не суетятся, читают со всеми.

4. Чтение жужжащее:

а) все читают в своем темпе, но не в полный голос;

б) все читают про себя, а вслух жужжат, как насекомое.

в) «Канон» .Один ребенок начинает читать текст, другой читает то же, но отстает от первого на 3-4 слова (как при пении канона).

5. Чтение в темпе скороговорки (любой текст. Можно начать с одного предложения и постепенно увеличивать объем текста на один вдох).

6. Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу. Смена чтеца по знаку: хлопку, называя имя – так лучше концентрация, т.к. не знают, кто следующий).

7. Круговое чтение . Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз (по порядку, затем текст нужно пересказать).

8. Динамическое чтение . На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах («ёлочка» на увеличение см. Зотов, впоследствии можно и на убывание) – приучают переключаться с короткого на длинное, видеть слова целиком. Читать хором / по одному, меняться по команде.

9. Бинарное чтение (один текст читают два ученика одновременно) – удерживает внимание, объединяет детей, сплочает.

10. «Очередь» = «Эхо» (сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст в том же темпе, с той же интонацией) – начать со столбиков, затем предложения и тексты.

11. «Буксир» (парами учитель + ученик, лучшее для прогресса )

а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.

12. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену. Когда ведут дети, это смысловое чтение.

13. «Голова и хвост» . Учитель или ученик начинает читать предложение в знакомом тексте, дети быстро его находят и дочитывают все вместе (сканирование, беглое чтение про себя, понимание) Можно взять столбики слов.

14. «Прыжки» . Чтение вслух через слово, затем рассказать, о чем был текст.

15. «Первый и последний» . Чтение вслух первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова в предложении, а затем называние слова целиком / пересказ предложения.

16. «Прятки» . Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а; состоит из двух слогов; с ударением на последнем слоге; в нем Х гласных и У согласных и др.).

17. «Кто быстрее?» На доске или карточках написаны короткие предложения, на столе лежат тексты (около 3-5 штук). По сигналу ученики ищут в текстах данные предложения.

18. «Фотоглаз» :

а) на доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;

б) учитель показывает кадр диафильма, дети должны вспомнить подпись к нему.

19. «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.

20. «Угадай» : антиципация слов, предложений, пословиц (объяснить значение непонятных слов из текста своими словами); либо чтение текста через решетку.

21. «Сканирование» . За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации (например, ищут ответ на вопрос: имя главного героя, возраст – ищут опорные слова). Варианты этого упражнения:

а) "Спринт". Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав губы и зубы, а после прочтения отвечают на сформулированные перед чтением вопросы. проводится такое упражнение перед чтением вслух каждого текста.

б)"Чтение-разведка" Оно используется с целью обучения детей вертикальному чтению. Дети на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы. Так дети учатся находить в тексте главное. На уроках русского языка Можно предложить поиграть в разведчиков, т.е. найти в тексте словарные слова или слова на какое-то правило.

22. «Счет слов» . На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задается вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.

23. Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом.

ПЫлеСОС СнеГИри

ВоРОбьИ ТЕтерЕВочЕК

24. «Хвосты» . Чтение только второй половины слов. Данное упражнение ведёт к резкому уменьшению ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями. (Задание: Прочитай текст, произнося вслух только подчёркнутую часть слова).

25. «Заколдованное слово» . Первое слово читается обычно, второе (или подчёркнутое) − справа налево. Это упражнение развивает способность перцептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционировании двух противоположных установок (на хорошо знакомые, привычные образы и на новые) и гибко переходить от одной к другой. Подчёркивается сначала каждое второе слово, затем слова, несущие основную смысловую нагрузку.


Упражнения для формирования навыков выразительного чтения

1. Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов

(см. Зотов БА – ВЫ – ГО; ЫЦ – УШ – ЕМ; кот – фыц – рев – дым).

2. Чтение скороговорок (на одном выдохе несколько разных или одну несколько раз).

3. Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор).

4. «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд (читаем их громче, чем остальное слово, или всё слово про себя, а окончание вслух).

6. Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений из текста.

7. Чтение одного предложения с разной интонацией. (Можно весть текст прочитать с вопросительной или с восклицательной интонацией).

8. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца, затем стараться читать на одном выдохе как можно больше.

9. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, текста, ученики повторяют его с той же интонацией. Дать детям придумать интонацию, а все повторяют.

10. Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление и ослабление голоса – дети помечают значками /, | и т.п.

11. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса, артикулируя всё чётче.

12. Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.

14. Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.

15. «Чтение по ролям». Ребенок выбирает себе героя, подбирает ему голос, тембр, интонацию (развивает речь, снимает внутренние барьеры, т.к. читает герой, а не я)

17. Инсценирование – вслепую выбрать маску, реквизит, войти в роль (снимает стеснение и страх. Можно устроить кукольный театр).

19. Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно (типа концерта, выбор произведения самостоятельный, жюри из детей же).

20. Дикторское чтение.

а) Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором».

б) Текст пишется на рулоне обоев, который двое помощников сворачивают. Диктор читает, не подавая вида, что читает, как рассказывает, с выражением.

Упражнения для развития выразительности чтения и речи младших школьников

Умение выразительно читать и говорить формируется у учащихся в течение всего начального обучения. Именно в этом возрасте детям свойственны и эмоциональная открытость, и особая искренность, и острота эмоционального восприятия. Однако первые дни работы с первоклассниками показали, что многие из них имеют недостатки в дикции. Это и пропуск отдельных звуков, глотание слогов, вялость речи или очень быстрое проговаривание слов, манера говорить сквозь зубы. У большинства читающих детей еще недостаточно развито чувство темпа и ритма. Просьба прочитать наизусть любимое стихотворение выявила также ряд недостатков: при исполнении стихотворения первоклассники очень не выразительны в своей интонации, делают неверные логические ударения, торопятся, «глотают» последние слова произведения. Все это подтолкнуло к выделению отдельного этапа по развитию выразительности речи на уроках ОГ и литературного чтения, необходимости сбора особого художественного материала и совместной работы с логопедом.

Развитие навыков выразительного чтения и речи немыслимо без специальных упражнений. Необходимо, чтобы учебно-тренировочная работа велась так, чтобы можно было увлечь каждого, чтобы даже самый инертный ученик испытал удовлетворение от практических результатов своей работы. Тренаж состоит из различных упражнений, в том или ином наборе напечатанных на карточке, которую получает на уроке каждый ученик. Упражнения могут проводиться и на подходящем материале учебников. Система заданий предусматривает тренировку голосового аппарата и выработку некоторых психофизических качеств, необходимых для овладения искусством выразительного чтения. Специальные упражнения направлены на воспитание наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости. В тренировку включатся и упражнения, позволяющие работать над эстетикой движения, верностью и уместностью жестов, мимики и т.д. Все это позволяет систематически, в комплексе работать над приобретением умений и навыков, обязательных для выразительного чтения, а также одновременно совершенствовать технику чтения учащихся в силу многофункциональности ряда упражнений (например таких, как: многократное чтение, убыстрение темпа чтения и др.)
В основе данной системы лежат работы преподавателя БГУ г. Белгорода Л.С. Перетрухиной по организации внеклассной работы с целью развития выразительности чтения и речи.

Виды упражнений.
1. Упражнения для отработки правильной артикуляции и дикции.
Для работы над дикцией удобны групповые упражнения. В коллективной работе снимается тот психологический зажим, который нередко возникает у ребят с дефектами речи.

1. Медленное, громкое и четкое произношение ряда слогов.
МА-ША-РА-ЛА-СА-НА-ГА
2. Игра «Твердый-мягкий»: б-б, п-п, с-с…

3. Интонационное выделение одного звука в ряде гласных.
А О И Ы У Э
А О И Ы У Э и т.д.

4. Подстановка одного гласного ко всем остальным.
АА АО АИ АУ АЭ
5. Чтение таблицы гласных по горизонтали, по вертикали, с добавлениями групп согласных и др.
ТРА ТРЭ ТРО ТРУ ТРЫ
ТРЯ ТРЕ ТРЕ ТРЮ ТРИ

6. Работа над скороговорками.
Это наиболее эффективный прием совершенствования дикции. Не случайно известный русский лингвист А.М. Пешковский назвал скороговорки «специальным истязанием органов речи». Материал нужно подбирать не избитый, не надоевший и не примелькавшийся.
Методика работы над упражнением:
- тщательно вдуматься в смысл скороговорки;
- постепенно убыстряя темп, четко произносить каждый звук;
- хоровое и индивидуальное произнесение скороговорки в очень быстром темпе.
7. Работа с текстами, в которых есть звукопись.
Звуки позволяют усиливать фонетическую выразительность речи, создавать тональность произведения, музыкальную атмосферу, определенный эмоционально-психологический настрой. Многократное повторение звуков помогает зрительно представить движения героев, услышать шорохи, свист, визжание, треск, вызванные перемещением, движением, действием.
Например:

Шепчет кошке петушок:
- Видишь, пышный гребешок?
Шепчет кошка петушку:
- Шаг шагнешь - и откушу.

Задания к тексту: Какой звук повторяется чаще всего? Почему? Давайте разобьем текст на партии - партию петушка (1 ряд) и партию кошки (2 ряд).

Дети с удовольствием работают над произведениями со звуковым рефреном под дирижирование учителя.
1 половина класса/ 2 половина класса
Листья, слышите, шуршат? Ш-ш-ш-ш…
Листья словно говорят: Ш-ш-ш-ш…
Ветер дунул, мы шумим, Ш-ш-ш-ш…
Сорвались и вниз летим. Ш-ш-ш-ш…

8. Артикулирование без звука.
Можно произносить текст про себя, но по указанию учителя «включать» звук. Это позволяет концентрироваться на определенных фонетических трудностях.

9. Отработка правильного дыхания.
А) После глубокого вдоха как можно дольше вести счет на выдохе:
На пригорке возле горки стоят 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
Б) «Сдувание пушинки» с ладошки.
В) «Задувание свечи».

2. Упражнения для развития гибкости голоса (умения говорить громче - тише, выше - ниже).
1. Наиболее известный в методической литературе прием - хоровое произнесение текста с указаниями учителя. Например:

Тихо, словно бы во сне, Вполголоса
Закружился в тишине
Первый снег и зашептал: Тихо
- Как давно я не летал! Шепотом
(В.Ланцетти)
Можно предложить детям самим составить «партитуру» текста, сравнить полученное, выбрать наиболее удачные варианты.
2. Можно читать текст под «дирижирование» учителя, показывающего жестами (заранее обговоренными с детьми) тон или силу голоса, меняющегося на протяжении чтения. Первая ступень этого упражнения - произнесение под «дирижирование» одной фразы, скороговорки, строчки стихотворения; высшая - чтение неизвестного текста под «дирижирование».
3. Упражнения для постановки нужной скорости чтения, а также совершенствования чувства темпа и ритма.
Отработка скорости чтения чаще всего проводится на материале скороговорок, совмещая ее с работой над дикцией. Все подобранные учителем скороговорки можно пронумеровать и вынести на отдельные листы для каждого ученика. На уроке останется лишь назвать номер скороговорки. В итоге многократное чтение материала позволяет накапливать зрительные образы детей, совершенствовать зрительную и слуховую память и, как следствие, технику чтения.
Для совершенствования чувства темпа и ритма хороши такие художественные
тексты, в которых в создании конкретного образа большую роль играют
темпоритмические средства. Например, отрывок из стихотворения Ю.Тувима
«Паровоз», где правильно найденное постепенное убыстрение темпо-ритма
значительно усилит конкретное видение.

Стоит он, сопит он, вздыхает он тяжко,
И потная взмокла от масла рубашка,
И паром он пышет, и жаром он дышит.
Идет кочегар и как будто не слышит,
Как тяжко он дышит!
И уголь бросает в огромное брюхо.
И уголь тяжелый там бухает глухо.
И в брюхе горячем пылает так ярко.
Уууф, жарко.
Пуууф, жарко.
Ууух, жарко.
Едва,
Понемногу,
Да-да,
Понемногу -
В дорогу!
В дорогу!
Быстрее, быстрее колеса крутились,
И вот все вагоны вперед покатились,
Как будто они не вагоны, а мячики!
Так-чики,
Так-чики,
Так-чики,
Так-чики.

Помогут заметить детям особенности темпо-ритма этого стихотворения вопросы учителя:
- Почему так необычно расположены строчки? (Это позволяет разделить стихотворение на части, каждая из которых произносится с особенной интонацией и скоростью, и передать движение, динамику.)
- Скорость чтения будет возрастать или снижаться? (Возрастать, так как паровоз набирает
скорость.)
- С каких слов темп начнет явно возрастать?
- Почему последняя строка напечатана ступенчато? (Похоже на то, как мячики прыгают по ступенькам. С ними автор сравнивает раскачивающиеся вагоны.)
- Кому из вас приходилось видеть отправляющийся поезд? Попробуйте передать его движение с помощью хлопков, ударов, других звуков. Это ритм движения, постарайтесь сохранить его при чтении стихотворения.

4. Упражнения для усвоения норм культуры произношения.
В процессе работы над орфоэпией учащиеся должны почувствовать, что соблюдение норм литературного произношения - одно из условий выразительности речи и чтения, что даже одна-две ошибки вызовут раздражение и могут свести на нет художественное впечатление от исполнения. Кроме того, постоянное внимание учителя к произносительной культуре включает и учащихся, в результате чего создается речевая среда, благоприятствующая грамотной речи и неприятию ошибок.
В орфоэпическую «зарядку» можно включать 5-10 «каверзных» слов, которые учащиеся слышат от взрослых в быту, с экранов телевизоров. Например: средства, свекла, кухонный, ремень, каталог, звонит, начать, газопровод, щавель, новорожденный и др. Каждый ученик произносит очередное слово, предложенное в «зарядке», помечает ударения. По итогам нескольких таких «зарядок» можно провести соревнование на знание «хитрых» слов. Стремление не проиграть обостряет интерес к слову и быстрее закрепляет его литературное произношение и ударение.

5. Упражнения на развитие логической выразительности.
Все, о чем говорилось выше, связано с работой над техникой выразительного чтения. Умеющий выразительно читать должен владеть не только техникой, но и средствами логической выразительности: логическим ударением, паузами, интонацией.
Беда многих школьников в том, что они очень не выразительны в своей интонации. Ее безликость происходит потому, что ребенок устно передает письменный текст, не заставляя себя увидеть и услышать то, о чем пойдет речь. А между тем активное желание заставить других увидеть и услышать мобилизует все речевые средства, и основная роль среди них принадлежит интонации.
Одновременно в работе над интонационной выразительностью необходимо учить внедрять свои видения и чувства в слушателей. Ведь нередко бывает так: «увидел», «услышал», «представил», но все осталось при говорящем. Желательно, чтобы тренировочные упражнения этого плана были негромоздкими, краткими, занимательными.

1. Постановка логического ударения.
Задание: Произнесите скороговорку, отвечая на вопросы.

Купила бабуся бусы Марусе.
А) Кто купил бусы? (Купила бабуся бусы Марусе.)
Б) Кому купили бусы?(Купила бабуся бусы Марусе.)
В) Бусы Марусе сделали?
Г) Бабуся подарила колечко?

Задание: Прочтите предложение несколько раз, каждый раз выделяя голосом следующее слово.

Наша Таня громко плачет.
Наша Таня громко плачет.
Наша Таня громко плачет.
Наша Таня громко плачет.

2. Работа над интонационной выразительностью.
А) Произнесите фразу Пришла! в различной речевой ситуации:
Ваш класс собрался в кино. Все в сборе, кроме Люды. Время истекает. Жаль… такой фильм, а она не посмотрит. И вдруг вбегает запыхавшаяся Люда.
Класс собрался на прогулку, но явился и тот, кого не ждали.
Младшей сестры нет дома. Вы не нашли ее ни во дворе, ни у подруги. Возвращаетесь домой и спрашиваете маму…

Б) Произнесение фразы с определенной целевой установкой словесного действия.
Произнося фразу «Миша умеет танцевать»
- удивите;
- огорчите;
- иронизируйте;
- восхитите;
- разгневайте;
- констатируйте факт.

Мобильность таких тренировочных текстов (А, Б) позволяет говорящему сосредоточить свои волевые усилия на небольшом словесном материале, энергичнее воздействовать на слушателей, лично каждому испытать радость удачи или огорчение неудачи. Такие упражнения развивают способность не только быстро понять и почувствовать обстоятельства, заданные художественным текстом, но и превратить чтение в реальный живой разговор.

В) Чтение по ролям, инсценирование.
А Береснев. Тыква.
- Почему, скажи мне, тыква,
Все лежишь?
- А я привыкла.
- Почему не ходишь в гости,
А грустишь весь день в траве?
- Я привязана за хвостик
Крепко-накрепко к ботве!

Подготовительная работа:
- Прочтите стихотворение сами. Чей это диалог? Какова тыква по характеру? (Ленивая, медлительная, скучающая…) Как это передать при чтении? (Читать ее фразы медленно, размеренно, негромко. А последнюю реплику - с обидой, как бы жалуясь.) А что можно сказать о втором персонаже? (Он любопытен, добр, внимателен.) Действительно, поэтому его вторую реплику нужно прочесть с сочувствием.

Г) Работа со стихотворениями-картинами.
Упражнения с такими текстами позволяют развивать воображение и фантазию ребят, их эмоциональную отзывчивость, умение делиться своим видением произведения с другими читателями.

Луна на дереве висела,
Ей было весело висеть,
Она, как рыба, там блестела,
И было дерево как сеть!
Н. Глазков
- Закройте глаза, а я прочту вам стихотворение. Какую картину вы представили? Опишите ее. Сможете нарисовать на бумаге? Это будет трудно сделать? Какие слова вам помогут?

3. Работа над паузами.
Здесь с первых дней обучения можно использовать условные обозначения пауз в тексте: короткая пауза (/) и длительная пауза (//). Постепенно можно вводить и другие термины: средняя пауза, психологическая пауза.
Стихи // - не ноги футболиста, /
Не первоклассника тетрадь.//
Стихов читать не надо быстро: /
Их надо медленно читать.//

Со временем (в 3-4 кл.) ученикам будет полезно самим составлять партитуры чтения, используя все условные знаки разметки текста: обозначения ударений, пауз, мелодики голоса, темпа, тембра и др., а также использовать готовые партитуры. Главное - не перегружать ими текст, не использовать там, где дети интуитивно чувствуют особенности произнесения, чтения.

6. Упражнения для работы над жестами и мимикой.
Выразительное чтение и выразительная речь требуют «работы лица» на текст. В любом виде словесного действия жесты и мимика занимают исключительное место и играют важную роль. Как правило, на уроках чтения этому уделяется мало внимания, ученик предоставлен самому себе и чаще всего эта «свобода» проявляется в невоспитанности говорящего во время речи. Это и отсутствующий взгляд, и скованность позы и движений или, наоборот, их разболтанность.
С интересом работают учащиеся с упражнениями на «верность действия». Им предлагается взять из рук учителя карандаш, как горячую кастрюлю, как дорогую вазу, как контрольную работу, как живого червя, как просто карандаш.
Способствует развитию умения владеть мимикой такое упражнение: показ выражения лица человека, режущего лук, пробующего на вкус лимон, съевшего ложку меда и т.д.
Любят ребята игру в «корову». Нужно разделиться на команды и с помощью пантомимы показать какой - либо предмет, поговорку, литературного героя. Задача других команд - угадать, кто или что это.

Несомненно, эти формы работы не исчерпываются описанными упражнениями. Но такая тренировка, позволяющая комплексно и систематически развивать у учащихся обязательные для выразительного чтения умения и навыки, значительно повышает культуру и чтеца, и его слушателя.

Дарья Долгова
Упражнения для формирования качества полноценного навыка чтения.

ЗОЛОТОЙ ПОДСНЕЖНИК.

После холодной, суровой зимы все ждут весну. Кто открывает весну?

Весну цветов открывает ранний первенец – мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых склонах. Мать-и-мачеха распускается раньше всех трав – до выставки ульев, до вылета первых пчел, до ледохода.

Цветет этот чудесный цветок около двух месяцев.

(К. Пронин)

Упражнения для развития беглости, правильности, сознательности и выразительности чтения .

Правильность чтения :

1. У «Кто быстрее?» - в этом упражнении класс делится на небольшие подгруппы и по команде учителя начинают читать текст, та подгруппа которая быстрее и лучше других прочитает текст выигрывает. Задачи : увеличение объема слухового и зрительного восприятия;

развитие периферического зрения;

развитие умения одновременно с чтением вслух одного слова на основе усвоенного содержания по началу, по контурам угадать 2-3 последующих;

2. Предложить ребенку, который читает текст, отвлекаться на ребят, показывая иллюстрации : весенняя природа, мать-и-мачеха, подснежник, пчелы, улей; ребенок должен каждый раз отвлекаться и возвращаться к чтению текста , с того момента где он остановился. Задачи : Это упражнение приучает к быстрой ориентировке в тексте засчёт расширения угла зрения, увеличивается кратковременная память, тренируется распределении внимания.

3. Предложить детям превратится в пчел, и «прочитать» тескт жужжащим голосом. Упражнение «Жужжащие чтение » . Это когда все ученики читают одновременно вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Задача :развитие артикуляционного аппарата.

Сознательность чтения .

1.?-.

Ледоход-ледокол, пчела-пчелы. Задача : развитие внимания, памяти.

2. Закончи предложение : Этот золотой подснежник растет на соныхлнеч глинистых схклона. Необходимо прочитать слова правильно и обьяснить их значение. Задача : развитие внимания.

Выразительность чтения .

1. Прочитай этот текст с передачей эмоций .

Задача : учить читать, предавать текст с разной интонацией.

2. Предложить детям проанализировать текст, с целью чтобы они самостоятельно определили с какой интонацией, настроением можно и нужно этот текст прочитать.

Сознательность чтения .

1. Составьте текст (перестановка предложений) . В тексте переставляются предложения, для того чтобы дети могли самостоятельно определить как надо их переставить так, как это было изначально (не искажая смысл текста) . Например :

После холодной, суровой зимы все ждут весну. Цветет этот чудесный цветок около двух месяцев. Мать-и-мачеха распускается раньше всех трав – до выставки ульев, до вылета первых пчел, до ледохода.

Кто открывает весну?

Весну цветов открывает ранний первенец – мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых склонах.

2. Найди названия цветов в тексте (мать-и-мачеха, подснежник, назови времена года, встречающиеся в тексте. Задачи : развитие памяти, словаря.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дарья Долгова
Упражнения для формирования качества полноценного навыка чтения.

Упражнения для формирования каждого качества полноценного навыка чтения .

ЗОЛОТОЙ ПОДСНЕЖНИК.

После холодной, суровой зимы все ждут весну. Кто открывает весну?

Весну цветов открывает ранний первенец – мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых склонах. Мать-и-мачеха распускается раньше всех трав – до выставки ульев, до вылета первых пчел, до ледохода.

Цветет этот чудесный цветок около двух месяцев.

(К. Пронин)

Упражнения для развития беглости, правильности, сознательности и выразительности чтения .

Правильность чтения :

1. У «Кто быстрее?» - в этом упражнении класс делится на небольшие подгруппы и по команде учителя начинают читать текст, та подгруппа которая быстрее и лучше других прочитает текст выигрывает. Задачи : увеличение объема слухового и зрительного восприятия;

развитие периферического зрения;

развитие умения одновременно с чтением вслух одного слова на основе усвоенного содержания по началу, по контурам угадать 2-3 последующих;

2. Предложить ребенку, который читает текст, отвлекаться на ребят, показывая иллюстрации : весенняя природа, мать-и-мачеха, подснежник, пчелы, улей; ребенок должен каждый раз отвлекаться и возвращаться к чтению текста , с того момента где он остановился. Задачи : Это упражнение приучает к быстрой ориентировке в тексте засчёт расширения угла зрения, увеличивается кратковременная память, тренируется распределении внимания.

3. Предложить детям превратится в пчел, и «прочитать» тескт жужжащим голосом. Упражнение «Жужжащие чтение » . Это когда все ученики читают одновременно вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Задача :развитие артикуляционного аппарата.

Сознательность чтения .

1. «Что общего в этих словах и чем они различаются» ?- упражнение на развитие навыка сознательности чтения .

Ледоход-ледокол, пчела-пчелы. Задача : развитие внимания, памяти.

2. Закончи предложение : Этот золотой подснежник растет на соныхлнеч глинистых схклона. Необходимо прочитать слова правильно и обьяснить их значение. Задача : развитие внимания.

Выразительность чтения .

1. Прочитай этот текст с передачей эмоций (радости, возмущения, печали, гордости и т. д.) .

2. Предложить детям проанализировать текст, с целью чтобы они самостоятельно определили с какой интонацией, настроением можно и нужно этот текст прочитать.

Сознательность чтения .

1. Составьте текст (перестановка предложений) . В тексте переставляются предложения, для того чтобы дети могли самостоятельно определить как надо их переставить так, как это было изначально (не искажая смысл текста) . Например :

После холодной, суровой зимы все ждут весну. Цветет этот чудесный цветок около двух месяцев. Мать-и-мачеха распускается раньше всех трав – до выставки ульев, до вылета первых пчел, до ледохода.

Кто открывает весну?

Весну цветов открывает ранний первенец – мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых склонах.

2. Найди названия цветов в тексте (мать-и-мачеха, подснежник, назови времена года, встречающиеся в тексте. Задачи : развитие памяти, словаря.


Работу выполнила

учитель начальных классов

Можарова Наталья Викторовна

Приложение №1.

    Что общего в словах и чем они отличаются? Мел-мель, мал-мял, мыл-мил.

    Назови одним словом.

    Какое слово лишнее и почему?

    • Использование антонима

    Карточки-задания.

1. Прочитай рассказ сам. Выбери заглавие. Соедини его карандашом с рассказом.

Мальчик и стадо. Лгун. Волк.

Почему случилась беда?

№2

Наведи порядок!

Пришла весна, потекла вода.

№3

№4

Электрический ток.

Висят на столбах рядом два провода. Висят, молча, мирно, как веревки. Но берегись их, не трогай. Огромная невидимая сила заключена в них. Подведи провода к машине – оживет она, загрохочет. Подключи лампочку – она загорится. Течет в проводах электрический ток. Этот невидимка все может: и обогревать, и освещать, и заставлять машины работать.

Выбери правильный ответ:

№5

Галка.

Галка хотела пить. Во дворе стоял кувшин с водой. Но вода была только на дне. Галка не могла ее достать. Тогда галка стала бросать в кувшин камешки. Вода поднялась, и галка смогла напиться.

Выбери правильный ответ:

1. Галка хотела пить.

№ 6.

№7.

Для развития беглости чтения я использую следующие упражнения.

Как на горке, на пригорке

Стоят тридцать три Егорки

Раз Егорка

Бесконечные стихи

Кто вечно хнычет

И скучает,

Тот ничего не замечает,

Кто ничего не замечает,

Тот ничего

Не изучает,

Закончи:

ДЕНЬ РОЖД…

Два внука, старший и младший, решили сделать бабушке в день ее рождения …

Читай как можно быстрее.

Однажды мужик пошел в лес.

Угадай слово.

ДОКТОР

ОБЕЗЬЯНА

ШАРМАНЩИК

    СОСТАВЬ СЛОВА.

ДИВО – ДИВИТЬСЯ – УДИВИТЬСЯ

ДУМА – ДУМАЕТ – ПОДУМАЕТ

ДЕРЖУ – ДЕРЖАЛ – ВЫДЕРЖАЛ

    • Чтение через решетку

Например,

Грушевое яблочко.

Утром Аленка явилась с большим подсолнухом . Подсолнух был широкий, как корзинка , и весь набит черными шелковистыми семечками. Аленка вытаскивала по одному семечку, и в подсолнухе оставалось светлое пустое гнездышко…

По моему мнению, для того, чтобы учащиеся читали правильно, желательно перед чтением текста предлагать им специальные упражнения, составленные из наиболее трудных слов или предложений, входящих в намеченное для чтения произведение. Вот некоторые из этих упражнений.

    Читай внимательно: Слова различаются одной-двумя буквами. Одно слово взято из текста, другое, похожее предлагается для чтения в паре с ним. Например, предложила – переложила, поглядывал – подглядывал, ногти – когти, отравила – отправила.

    Если есть возможность работы с карандашом, то лучше использовать такой вариант упражнения. Подчеркни буквы, которыми слова отличаются, прочитай правильно.

    «Редактирование» Найди ошибки, исправь, прочитай правильно.

Кто любит пруд – того и люди чтут.

У работящего в руках тело спорится.

Без пруда не вытащишь рыбку из труда.

Кто привык трудиться, тому без мела не сидится.

    Кроме упражнений, формирующих внимание к графическому образу слова, я использую для обучения правильному чтению и другие задания. Например, чтение до первой ошибки. Ученик читает до первой ошибки, дети замечают искажение, поднимают руки, чтобы перечитать слово правильно. Другой ученик продолжает чтение до первой ошибки.

    Орфоэпические задания со словами, входящими в текст, намеченный для чтения. Прочитай правильно: Орел, когти, овечка, поджаренного, спасибо, пожалуйста. Правильно делай ударение: послала.

4. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ.

Предварительный этап подготовки к выразительному чтению заключается в тщательном анализе произведения, ориентированном на выявление и расшифровку «эмоциональных знаков». Начнем с того, что интонация – это совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания. Интонация – явление сложное, целостное. Однако, в ней выявляются следующие компоненты: сила голоса, пауза, те6мп и ритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр.

Ты пойдешь сегодня в театр?

Ты пойдешь сегодня в театр?

Ты пойдешь сегодня в театр?

Ты пойдешь сегодня в театр ?

    Кто больше?

    Театр одного актера.

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • Начальные классы

Описание:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Сычевская средняя общеобразовательная школа №1

Различные упражнения для развития навыков чтения.

Работу выполнила

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Можарова Наталья Викторовна

Приложение №1.

1.УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЗНАТЕЛЬНОГО (ОСОЗНАННОГО) ЧТЕНИЯ.

Для развития сознательного (осмысленного) чтения я использую упражнения, некоторые из которых приведены ниже.

1. Что общего в словах и чем они отличаются? Мел-мель, мал-мял, мыл-мил.

2. Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж. Картофель, свекла, лук, капуста.

3. Какое слово лишнее и почему?

Красивый, синий, красный, желтый. Дорога, шоссе, тропинка, путь.

4. Чем похожи следующие слова? Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

5. Путем перестановки букв составь слово: уклбо, сноас, упкс.

6. Составь текст (перестановка предложений).

7. Закончи рассказ «Забота о птицах». Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…

Данные упражнения помогают развивать осознанное чтение на уровне слова и предложения. Эти виды работ проводятся, в основном, на уроках чтения в 1 классе, но случается, что это необходимо и во 2 и в 3 классе, и даже в 4 классе.

1. Необходимо проводить на уроках чтения лексическую работу. Она направлена на обеспечение понимания фактического, элементарного слоя произведения. Но без знания значений отдельных слов невозможно понять и более глубокий смысл, содержащийся в подтексте и главной мысли произведения. Основные способы лексической работы следующие:

· Выявление детьми в тексте непонятных слов, объяснение учениками их значения, если это возможно. Если нет, то необходимо обратить внимание детей на необходимость выяснения значения слово у взрослого (учителя на уроке) или нахождения данного слова в толковом словаре

· Показ предмета, его изображения, демонстрация действия

· Замена непонятного слова синонимом, значение которого известно детям

· Использование антонима

· Развернутое пояснение по типу статьи толкового словаря

· Обращение к составу или этимологии слова

· Понимание смысла слова из контекста.

Также для работы я использую карточки-задания. Задания такого вида могут быть розданы учащимся, но если такой возможности нет, то задания пишутся на доске.

2. Карточки-задания.

№1. Прочитай рассказ сам. Выбери заглавие. Соедини его карандашом с рассказом.

Мальчик и стадо. Лгун. Волк.

Мальчик стерег стадо овец и будто увидал волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так два или три раза, случилось – и вправду прибежал волк. Мальчик стал кричать, звать на помощь, но к нему никто не прибежал. Мужики подумали, что он обманывает, и не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Почему мужики не поверили мальчику?

Почему случилась беда?

Что ты думаешь об этом мальчике?

№2

Наведи порядок!

Расположи предложения так, чтобы получился связный рассказ. Для этого установи, что было сначала, далее, в конце рассказа.

Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди не видели и в лужу упали.

Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде.

Пришла весна, потекла вода.

№3

Подбери заголовки к абзацам. Для данного упражнения может быть использован любой небольшой текст из учебника. В дальнейшем такое упражнение следует усложнять, а в итоге ребенок учится составлять план текста.

Этот вид задания от раза к разу усложняется, что дает возможность выявить уровень понимания текста ребенком и продолжить работу над этим показателем навыка чтения.

№4

Прочитай текст и задания к нему, отметь правильный ответ любым знаком.

Электрический ток.

Висят на столбах рядом два провода. Висят, молча, мирно, как веревки. Но берегись их, не трогай. Огромная невидимая сила заключена в них. Подведи провода к машине – оживет она, загрохочет. Подключи лампочку – она загорится. Течет в проводах электрический ток. Этот невидимка все может: и обогревать, и освещать, и заставлять машины работать.

Выбери правильный ответ:

Передается ли электрический ток по проводам? Да. Нет. Не знаю.

По мере овладения первым уровнем понимания текста, включаются задания, предполагающие понимание обобщения, а третий уровень понимания – это предметное содержание и обобщение вместе.

№5

Галка.

Галка хотела пить. Во дворе стоял кувшин с водой. Но вода была только на дне. Галка не могла ее достать. Тогда галка стала бросать в кувшин камешки. Вода поднялась, и галка смогла напиться.

Выбери правильный ответ:

1. Галка хотела пить.

2. В кувшине было много воды.

3. Галка бросала в кувшин хлебные шарики.

4. Галка бросала в кувшин камни от безделья.

5. Галка была умна и придумала, как напиться.

С каждым разом задания усложняются.

№ 6.

Найди поступок и его причину. Упражнение на материале рассказа Л. Толстого «Косточка».

Итог данной работы: прочитай рассказ и определи главную мысль.

Важным приемом, способствующим пониманию смысла текста, особенно художественного произведения, является определение его подтекста. Прием выяснения подтекста используется, когда читаются более сложные произведения.

№7.

Подчеркни слова, с помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев. Данную работу можно проводить, например, со сказкой «каша из топора».

При систематическом использовании этих и целого ряда других упражнений ребенок учится составлять план произведения, а впоследствии пересказывать его.

Для более глубинного понимания текста существует целый ряд заданий. Приведу лишь некоторые из них:

- Найди в тексте главные слова произведения

- Подумай, какие из следующих пословиц подходят к данному произведению

- Какая мудрая мысль высказана в этом произведении

- рассказ об одном из героев по плану

- постановка самостоятельных вопросов к тексту

- нахождение в тексте необходимых предложений для характеристики героя и т.п.

2.УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БЕГЛОСТИ ЧТЕНИЯ .

Для развития беглости чтения я использую следующие упражнения.

1. Читай скороговорку три раза. Сначала медленно, второй раз – с обычной скоростью, а третий – как можно быстрее.

У тридцати трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят.

2. Следующая скороговорка учит управлять своим дыханием. Выучи ее.

Как на горке, на пригорке

Стоят тридцать три Егорки

Раз Егорка

Два Егорка…. Вдохни, набери побольше воздуха и говори до тех пор, пока его хватит. Посоревнуйся с товарищами, кто сможет дольше посчитать, не делая вдоха.

3. Читай долговорку несколько раз, все быстрее и быстрее.

Бесконечные стихи

Кто вечно хнычет

И скучает,

Тот ничего не замечает,

Кто ничего не замечает,

Тот ничего

Не изучает,

Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает.

4. Следующее упражнение проводится на фрагменте текста, намеченного для чтения, и служит для перехода к чтению целыми словами. Прочитай целыми словами или плавно по слогам, затем задание звучит так: прочитай целыми словами. Наконец, дается задание: прочитай эту же часть текста как можно быстрее.

5. Чтению по догадке обучаю с помощью таких упражнений:

Закончи:

ДЕНЬ РОЖД…

Два внука, старший и младший, решили сделать бабушке в день ее рождения …

Взяли накопленные ими деньги и отправились в … Надо купить такую вещь, чтобы бабушка обра…

6. Научиться чтению длинных предложений помогают упражнения такого типа:

Читай как можно быстрее.

Однажды мужик пошел в лес.

Однажды мужик пошел в лес дрова рубить.

Однажды мужик пошел в лес дрова рубить, подошел к озеру.

Однажды мужик пошел в лес дрова рубить, подошел к озеру, сел на берег.

Однажды мужик пошел в лес дрова рубить, подошел к озеру, сел на берег и нечаянно уронил топор в воду.

7. Быстрому чтению на уровне слова обучают следующие упражнения:

Угадай слово.

ДОКТОР

ОБЕЗЬЯНА

ШАРМАНЩИК

8. СОСТАВЬ СЛОВА.

9. Читай правильно, целыми словами.

ВЕРНО – ВЕРНУЛСЯ – ОТВЕРНУЛСЯ

ДИВО – ДИВИТЬСЯ – УДИВИТЬСЯ

ДУМА – ДУМАЕТ – ПОДУМАЕТ

ДЕРЖУ – ДЕРЖАЛ – ВЫДЕРЖАЛ

10. Читай сначала плавно по слогам, затем целыми словами.

Ин-те-рес-но – интересно, спра-ши-вать – спрашивать и т.п.

11. Также возможно использование на уроках чтения следующие упражнения:

- Чтение через решетку

- Чтение текста, в котором частично затушевывается нижняя или верхняя часть.

Например,

Грушевое яблочко.

Утром Аленка явилась с большим подсолнухом. Подсолнух был широкий, как корзинка, и весь набит черными шелковистыми семечками. Аленка вытаскивала по одному семечку, и в подсолнухе оставалось светлое пустое гнездышко…

3. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.

По моему мнению, для того, чтобы учащиеся читали правильно, желательно перед чтением текста предлагать им специальные упражнения, составленные из наиболее трудных слов или предложений, входящих в намеченное для чтения произведение. Вот некоторые из этих упражнений.

1. Читай внимательно: Слова различаются одной-двумя буквами. Одно слово взято из текста, другое, похожее предлагается для чтения в паре с ним. Например, предложила – переложила, поглядывал – подглядывал, ногти – когти, отравила – отправила.

2. Если есть возможность работы с карандашом, то лучше использовать такой вариант упражнения. Подчеркни буквы, которыми слова отличаются, прочитай правильно.

3. «Редактирование» Найди ошибки, исправь, прочитай правильно.

Кто любит пруд – того и люди чтут.

У работящего в руках тело спорится.

Без пруда не вытащишь рыбку из труда.

Кто привык трудиться, тому без мела не сидится.

4. Кроме упражнений, формирующих внимание к графическому образу слова, я использую для обучения правильному чтению и другие задания. Например, чтение до первой ошибки. Ученик читает до первой ошибки, дети замечают искажение, поднимают руки, чтобы перечитать слово правильно. Другой ученик продолжает чтение до первой ошибки.

5. Орфоэпические задания со словами, входящими в текст, намеченный для чтения. Прочитай правильно: Орел, когти, овечка, поджаренного, спасибо, пожалуйста. Правильно делай ударение: послала.

4. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ.

Этот навык техники чтения незаслуженно отодвинут на задний план. Очень часто работа над данным видом навыка чтения приводит к типичной ошибке – скандированию художественных текстов. Для искоренения данного вида ошибок я использую следующие упражнения.

Предварительный этап подготовки к выразительному чтению заключается в тщательном анализе произведения, ориентированном на выявление и расшифровку «эмоциональных знаков». Начнем с того, что интонация – это совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания. Интонация – явление сложное, целостное. Однако, в ней выявляются следующие компоненты: сила голоса, пауза, те6мп и ритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр.

1. Чтобы научиться менять силу голоса, я использую следующее упражнение: разбуди человека тихим голосом, затем более громким, громким и, наконец, очень громким голосом.

2. Сила голоса проявляется не только в общей громкости звучания, в общем фоне, но и выделении наиболее значимых слов. Например, ребенку предлагается определить, какое из первых двух слов необходимо выделить голосом, а также выделить психологическую паузу в последней строчке.

И, шествую важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах … а сам с ноготок.

3. Наряду с логической паузой существует пауза психологическая. Это остановка, которая усиливает психологическое значение высказываемой мысли. Психологическая пауза всегда богата внутренним содержанием, красноречива, так как в ней отражено отношение чтеца к тому, что он говорит. Например, На пороге сидит старуха,

А перед нею …. разбитое корыто.

Ниже приведены еще несколько заданий для развития навыка выразительного чтения.

3. Читай предложение, выделяя голосом подчеркнутое слово.

Ты пойдешь сегодня в театр?

Ты пойдешь сегодня в театр?

Ты пойдешь сегодня в театр?

Ты пойдешь сегодня в театр ?

Понаблюдай, как меняется смысл предложения в зависимости от логического ударения.

4. Кто больше?

Задача: произнести какое-либо слово или фразу с разными интонациями. Можно произнести слово радостно, требовательно, умоляюще, печально, испуганно, возмущенно, обиженно, уныло, разочарованно, равнодушно, таинственно, презрительно.

5. Театр одного актера.

Задача: рассказать стихотворение, но не так, как обычно, а различными способами: очень громко, шепотом, медленно (со скоростью улитки), быстро (со скоростью пулеметной очереди); как иностранец, плохо владеющий русским языком.

Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение — это не только тот учебный предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет, благодаря которому он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыка правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.

Как показывает опыт, быстро обычно читают те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. Вслух долго читать невозможно, т.к. громкое чтение как средство извлечения информации нереально. При чтении «про себя» скорость чтения намного возрастает. При этом ученые и практики сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает вопрос: как выйти на этот уровень? Как же научить ребенка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учеников к пониманию смысла текста, к пониманию и запоминанию условия арифметической задачи, грамматического правила и задания при однократном чтении, научить вычленять главное в научно-познавательной статье, учебном тексте? Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для ученика? Наверное, каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему решить их.

Работая с детьми, я заметила, что ученики всегда читают лучше, с интересом, когда изучают букварь. Проверка техники чтения в конце первого полугодия всегда показывает, что почти все ученики читают положенную норму (15-25 слов в минуту). Интерес к чтению теряется, дети начинают плохо читать со второго полугодия 1 класса. И чтобы не допустить этого, со второго полугодия на первый план необходимо ставить техническую сторону чтения.

Интерес к чтению возникает в том случае, если читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы я стараюсь формировать навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.

В работе по совершенствованию навыков чтения используются следующие упражнения:

  • Упражнения, направленные на развитие четкости произношения.
  • Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения.
  • Упражнения, развивающие оперативную память и поле чтения.
  • Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и «про себя», умение угадывать последующий текст.

Упражнения, способствующие четкости произношения

Известно, что начинающий читать вслух недостаточно открывает рот и артикулирует звуки, поэтому, чтобы избежать монотонности, нечеткости произношения, такие упражнения необходимо давать всякий раз перед чтением. Дома тренироваться перед зеркалом.

Задуйте свечу

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу. Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять)

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

Выдох со счетом

Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух. Использование скороговорки (хором):

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка...

(и т. д. до полного выдоха).

Необходимо отметить, что уже после нескольких занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

Речевая разминка

Скороговорки, чистоговорки, упражнения в четком произношении абзаца, строфы.

Чтение сочетаний гласных и согласных

Работа с таблицей согласных.

Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:

Чтение блоков

Чтение слогов, трехбуквенных сочетаний и слов по таблицам.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения

Чтение слов с общим корнем

Чтение слов с разным корнем, но с одинаковыми окончаниями.

Чтение вслух непонятных слов из текста

Установочное чтение

Для выработки правильности чтения используется прием взаимопроверки: ученик читает текст из 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются — другой читает следующие два абзаца. Все учащиеся заняты чтением, а учитель фиксирует в своем списке степень правильности чтения каждого ученика раз в неделю. Таким образом, у учителя имеется картина чтения, у детей воспитывается внимание к тексту.

Упражнения, развивающие оперативную память и поле чтения

В каждом наборе имеется 6 предложений, но не менее эффективно использовать наборы по 5 предложений, так как дети в 1-2 классе еще быстро утомляются и для них это большая по объему работа. Особенность предложений из наборов такова: если первое предложение содержит всего два слова «Тает снег» — 8 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной-две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно два месяца.

На доске пишут один набор предложений, но можно и заготовить написанные предложения на листах бумаги, тогда не нужно затрачивать много времени на письмо на доске. Закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно одно предложение, и ребята в течение определенного времени (оно указано в таблице) читают про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении времени учитель закрывает предложение или стирает и предлагает записать его в тетрадях. Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как предложение закрыто, его также записывают в тетрадь.

Целесообразно записывать предложения на уроке чтения, так как на этом уроке дети много работают устно, а вот запись предложений послужит для смены вида деятельности. Эта работа занимает от 5 до 9 минут. Записи лучше выполнять в отдельной тетради, чтобы такая работа не повлияла на оценку в классной работе.

Непременное условие выполнения зрительных диктантов состоит в том, что их необходимо проводить ежедневно, только тогда они принесут ожидаемый результат.

Уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают. За два месяца оперативная память развивается на столько, что ребенок может запомнить предложение, состоящее из 36 букв, то есть шести - восьми слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и «про себя», умение угадывать последующий текст

Упражнение «Губы»

К плотно сжатым губам по команде читать «про себя» дети прикладывают палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. По мере привыкания детей к чтению без внешних признаков проговаривания команда «Губы» подавалась все реже, и, наконец, совсем отменялась.

Упражнение «Угадай»

Упражнение «Угадай» усваивается в двух вариантах:

  • Учитель раздает карточки с предложениями, в которых нет окончаний отдельных слов. Читая эти предложения вслух, он побуждает детей читать их «про себя», устно восполняя отсутствующие окончания. Затем эти предложения прочитывают дети самостоятельно.
  • Предлагаются на карточках тексты с пронумерованными предложениями, отдельные слова в которых лишены окончаний. Пропущенные буквы помещены на обороте карточек. Дети прочитывают про себя текст, стараясь понять его содержание. В случае затруднений разрешалось пользоваться ключом. Проверка антиципации проводилась после чтения.

Упражнение «Финиш»

Учитель называет по учебнику слово (или группу слов) до которого дети должны как можно быстрее «про себя» дочитать текст. Дочитав до заданного слова, дети поднимают руку. Учитель проверяет выборочно правильность (дети показывали ему заданное слово). Чтобы предупредить скольжение по тексту и стимулировать внимание, нужно обязательно задать вопросы по содержанию прочитанной части текста.

Упражнение «Фотоглаз»

На прозрачной пленке написаны (сфотографированы) столбцы четырех-, пяти-, шестибуквенных слов, которые показывались по одному; время предъявления каждого слова фиксировалось: 1,0; 0,75; 0,5; 0,25 секунды. Дети считывают слова с экрана молча. Для контроля после каждого десятка слов учитель спрашивает, было ли предъявлено такое-то слово. При этом названное слово в данном десятке могло и отсутствовать. В упражнение «Фотоглаз» позже включается наряду со словами, состоящими из шести букв, словосочетание из двух-трех слов, состоящее из семи-девяти букв, считая также пробел между словами.

Упражнение «Буксир»

Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учеников. Дети читают этот текст «про себя» стараясь поспевать за учителем. Таким образом, они приучаются изменять скорость и ритм чтения в целесообразной связи с содержанием и структурой самого текста.

Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществляется путем внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Дети должны также остановиться на этом слове и указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делает выборочную проверку.

Упражнение «Молния»

Упражнение «Молния» заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния!» и продолжается от 20 секунд (вначале) до двух минут (после освоения упражнения). Тренировки проводятся по несколько раз на каждом уроке чтения.

«Чтение с остановками»

Дети читаю до заданного слова (фразы, абзаца) и делают остановку. Далее размышляют, как будут происходить действия, предугадывают сюжет произведения. .

Дидактические тренажеры и дидактические тренировочные средства для чтения

Опыт свидетельствует о том, что применение дидактических тренажеров и дидактических тренировочных средств вносит в учебный процесс элементы новизны и занимательности, вызывает у школьников, особенно младших, большой интерес, стимулирует их внимание. Работа с тренажерами приобретает эмоциональную окраску. Все это значительно повышает коэффициент полезного действия труда учителя.

С помощью дидактических тренажеров очень быстро воссоздаются условия конкретной дидактической задачи, которую должны решить уча-щиеся. За счет экономии времени на воспроизведение условий задачи (а именно это подчас требует больших затрат времени, особенно в начальной школе) удается значительно увеличить количество таких задач-операций и обеспечить интенсивную тре-нировку учащихся в отрабатываемой деятельности и в выполне-нии необходимых действий, операций и т.п.

Дидактический тренажер «Решетка»

Тренажер «Решетка» представляет собой комплект четырехугольников, вырезанных из плотной бумаги размером 16х10 см. В каждом четырехугольнике вырезаны окошки размером 6х1 см. Решетки различаются шириной перегородки. В решетке №4 все перегородки между окошками равняются 4 мм. В решетке №5 — ширина перегородки 5 мм, в №6 — 6 мм.

Тренировка чтения текстов начинается с решетки №4. Она накладывается на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решетки на текст перпендикулярные перегородки перекрывают некоторые участки текста (буквы, буквосочетания, слова).

Обучаемые, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнить перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл. Если логические связи содержания в отдельных местах теряются, можно разрешить сдвигать решетку на 2-3 мм влево или вправо, чтобы увеличить поле видимого участка текста. Для облегчения восстановления перекрытых участков текста можно переходить к чтению вполголоса.

Тренировка чтения с решеткой продолжается не более 5 минут непрерывно и сменяется чтением без решетки в течение 2-3 минут. Общее время тренировки не более 10-15 минут. Решетку №4 надо сменить на №5, когда появится ощущение легкого чтения.

Таким образом, если систематически проводить упражнения для совершенствования техники чтения на первой половине уроков, начиная с первого класса, можно научить учеников читать, воспитывая у них любовь к чтению.

Литература:

  1. Баранова Е.Е., Разумовская О.К. Как научить Вашего ребенка читать. — М., 2003.
  2. Волокшина М.И. Белгородские учителя осваивают современные технологии обучения // Начальная школа. — 1998. - №1.
  3. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. — М., 1991.
  4. Колганова Н.Е. Обучение полноценному чтению детской литературы // Начальная школа. — 2005. — №6.
  5. Локакова Н.И. Как преодолеть медленное чтение у школьников // Начальная школа. — 1998. — №18.
  6. Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. — М., 1990.