Поместные соборы. Поместный собор Русской православной церкви (1988)

  • Дата: 08.12.2023

Поместный собор - это собрание епископов, мирян, других клириков, а также поместной Церкви. На нем обсуждаются и решаются важнейшие вопросы, связанные с делами вероучения, нравственно-религиозной жизни, а также дисциплины, устройства и управления церковью.

История соборов

Практика созывов поместных соборов появилась еще в так называемой древней церкви. Свое начало она берет от Иерусалимского собора, на котором собирались апостолы, чтобы решить вопросы соблюдения крещеными язычниками требований закона Моисея. Со временем решения поместных соборов (как и Вселенских) стали обязательными для исполнения всеми послушниками монастырей и храмов.

Изначально соборы именовались по городам, в которых они проходили. Также существовало условное распределение по местонахождению церквей, названию поместных церквей, стран или территорий, на которых они организовывались.

Практика соборов в Русской православной церкви

В нашей стране вплоть до XX века поместными соборами называли любые частные соборы древности, за исключением Вселенских. При этом в широкое употребление термин вошел только в XX столетии, когда началась подготовка к Всероссийскому поместному собору русской церкви, о котором мы еще поговорим подробнее. Он открылся в августе 1917 года. Примечательно, что более половины его участников оказались мирянами.

Уже в самых поздних оригиналах документов утверждается, что поместным собором считается собрание епископата, а также любых других клириков и мирян, относящихся к РПЦ.

Порядок формирования

В современном уставе РПЦ существует даже особый порядок формирования поместного собора Русской православной церкви.

В его состав должны входить архиереи, начальники Синодальных учреждений и духовных академий, делегаты от духовных семинарий, а также от настоятельниц женских монастырей. В обязательном порядке в состав поместного собора Русской православной церкви включают начальника отечественной духовной миссии, которая базируется в Иерусалиме, членов комиссии по подготовке собора при РПЦ, представителей патриарших приходов в Соединенных Штатах Америки, Канаде, Италии, Туркменистане, скандинавских странах.

Восстановление патриаршества

Пожалуй, важнейший поместный собор русской церкви в двадцатом веке состоялся в 1917 году. Во-первых, это был первый собор, организованный с конца XVII века. Во-вторых, именно на нем было решено восстановить институт патриаршества в российской церкви. Оно было принято 28 октября, положив конец синодальному периоду. Все было организовано в знаменитом Успенском соборе.

Интересно, что этот поместный собор Русской православной церкви заседал больше года. Он совпал с такими важнейшими событиями, как Первая мировая война, пережил взлет и крах Временного правительства, а также социалистическую революцию, роспуск Учредительного собрания, на которое многие возлагали большие надежды, подписание Декрета об начало кровопролитной Гражданской войны.

Реагируя на некоторые из этих важнейших событий, поместный собор РПЦ делал заявления по поводу них. При этом члены партии большевиков, действия которых обсуждались на соборе, не препятствовали проведению этого собрания.

Примечательно, что подготовка к этому собору поместных православных церквей велась с первых лет XX века. Именно тогда в обществе начали преобладать антимонархические настроения. Они же встречались и в среде священнослужителей.

Подготовка к собору

Подготовка к православному поместному собору началась в 1906 году. Было издано специальное определение Святейшего синода. Началось формирование предсоборного присутствия, за это время успели напечатать четыре тома "Журналов и протоколов".

В 1912 году организовали специальное отделение при Святейшем синоде, которое непосредственно занималось подготовкой.

Созыв собора

В апреле 1917 года был одобрен проект Святейшего синода, посвященный обращению к пастырям и архипастырям.

В августе был принят устав поместного собора. Он должен был послужить качественным примером "руководственного правила". В документе постановлялось, что данный собор способен решать любые вопросы, все его решения обязательны к исполнению.

В августе 1917 года было издано постановление о правах Священного собора, подписанное Временным правительством.

Первая сессия

Официально работа собора стартовала в августе 1917 года. Именно тогда началась первая сессия. Она была целиком и полностью посвящена реорганизации верхушки церковного управления. Обсуждались вопросы восстановления патриаршества, а также избрание самого патриарха, установление его обязанностей и прав. Подробно обсуждалось правовое положение, в котором оказалась православная церковь в изменяющихся условиях российской действительности.

Уже с первой сессии начались дискуссии о необходимости восстановления патриаршества. Пожалуй, самым активным поборником того, чтобы восстановить патриаршество, стал епископ Митрофан, а также в поддержку этой идеи выступали члены собора архиепископ Харьковский Антоний и архимандрит Иларион.

Правда, нашлись и противники патриаршества, которые указывали на то, что данное нововведение может сковать соборное начало в церковной жизни, а также привести к абсолютизму в РПЦ. Среди ярых противников выделялся профессор по имени Петр Кудрявцев, а также протоиерей профессор Александр Бриллиантов.

Выборы патриарха

Важное решение в этом году было принято для Русской православной церкви. Поместный собор впервые после долгого перерыва выбрал патриарха. Было определено, что выборы пройдут в два этапа. Это тайное голосование и жребий. Каждый участник имел право написать записку, в которой мог указать только одно имя. На основании этих записок был составлен окончательный список кандидатов. Имена трех лидеров, которые получили больше всего голосов, было решено выбирать на святой престол. Кто из них станет патриархом, решалось путем жребия.

Стоит отметить, что часть членов собора высказалась против такой процедуры. После подсчета записок выяснилось, что лидером первого этапа стал архиепископ Антоний Храповицкий, получивший 101 голос в свою поддержку. За ним следовали митрополит Кирилл Смирнов и Тихон. Причем с заметным отставанием у них оказалось всего по 23 голоса.

Торжественное оглашение результата жребия произошло в конце 1917 года. В храме Христа Спасителя это сделал старец Зосимовой пустыни по имени Алексий Соловьев. Он вытянул жребий перед иконой Владимирской Божией Матери. Именно этого старца для такой важной миссии выбрали не случайно. На тот момент ему исполнился уже 71 год, в поступил в 1898 году, там и был пострижен в монахи. В 1906 году начал заниматься старчеством. Это особый вид иноческой деятельности, который напрямую связан с духовным руководительством. При старчестве специальный человек осуществляет духовное наставничество над другими монахами, которые живут с ним в одном монастыре. Наставничество осуществляется, как правило, в форме советов и бесед, которые старец ведет с приходящими к нему людьми.

К тому времени это был уже достаточно уважаемый человек. Он и огласил имя нового патриарха, которым стал митрополит Тихон. Примечательно, что в результате победил кандидат, за которого изначально подали меньше всего голосов.

Новый патриарх

Патриархом Московским стал Тихон. В миру Василий Иванович Беллавин. Интересна его биография. Он родился в Псковской губернии в 1865 году. Его отец был потомственным священником. Вообще, фамилия Беллавин была весьма распространена на Псковщине как раз среди духовенства.

В 9-летнем возрасте будущий патриарх поступил в духовное училище, затем получил образование в духовной семинарии в самом Пскове.

Патриарх постригся в монахи в 1891 году. Тогда же он и получил имя Тихона. Интересный этап в его биографии - миссионерская деятельность в Северной Америке. В 1898 году он был назначен архиепископом Алеутским и Аляскинским.

В памяти современников патриарх Тихон остался автором громких воззваний, анафем и других заявлений, которые активно обсуждались в обществе.

Так, в 1918 году он издал Воззвание, в котором, в частности, призывал всех опомниться и остановить кровавые расправы, потому что это в действительности сатанинское дело (за него человек может быть сослан в геенну огненную). В сознании общественности закрепилось мнение, что данная анафема была адресована непосредственно большевикам, хотя прямо они ни разу так и не назывались. Патриарх осуждал всех, кто шел против христианских ценностей.

В июле 1918 года в патриарх Тихон открыто осудил расстрел императора Николая II и всей его семьи. Вскоре большевики начали уголовное преследование священнослужителя. К реальному уголовному наказанию его так и не приговорили.

В 1924 году состоялось разбойничье нападение на патриарший дом. Был убит Яков Полозов, который на протяжении многих лет являлся одним из самых близких его помощников. Это нанесло серьезный удар по Тихону. Здоровье его сильно пошатнулось.

В 1925 году он скончался в возрасте 60 лет, по официальной версии, от сердечной недостаточности.

Вторая сессия собора

Возвращаясь к поместному собору, стоит отметить, что в самом начале 1918 года началась вторая сессия, которая продлилась до апреля. Сессия проходила в условиях крайней политической нестабильности в обществе.

Поступало большое количество сообщений о расправах над духовенством. Особенно всех поразило убийство киевского митрополита Владимира Богоявленского. На соборе был принят Приходский устав, который призывал сплотить прихожан в это непростое время вокруг православных храмов. Епархиальному управлению полагалось более активно участвовать в жизни мирян, помогать им справляться с тем, что происходило вокруг.

При этом собор выступил категорически против принятия новых законов о гражданском браке, а также о возможности его безболезненного расторжения.

В сентябре 1918 года собор прекратил работу, не завершив ее до конца.

Третья сессия

Третья сессия была самой непродолжительной. Она проходила с июня по сентябрь 1918 года. На ней участникам предстояло выработать основные соборные определения, которыми должны были руководствоваться высшие органы церковного управления. Рассматривались вопросы о монастырях и их послушниках, привлечении женщин к участию в различных богослужениях, а также об охране церковных святынь от так называемого кощунственного захвата и поругания.

Как раз во время собора произошло убийство императора Николая II и всей его семьи. На соборе после прений был поставлен вопрос о необходимости проведения богослужения, посвященного убийству императора. Было организовано голосование. Против проведения службы высказались около 20 % участников собора. В результате патриарх прочитал заупокойную литию, а во все российские церкви было направлено распоряжение отслужить соответствующие панихиды.

Память о соборе

В память о соборе осталось немало документальных источников. Были среди них и иконописные. Самый известный из них - икона "Отцы поместного собора". Она была написана в 1918 году. На ней изображены все иерархи, которые поддерживали возобновление российского патриархата. Отмечается, что за каждым образом стоит настоящая исповедническая история, которая важна для любого православного.

1. Поместному Собору принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви в вопросах избрания Патриарха Московского и всея Руси и ухода его на покой, предоставления автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской Православной Церкви, а также в рассмотрении тем, перечень которых определяется настоящим Уставом.

2. Поместный Собор созывается по мере необходимости Архиерейским Собором. В исключительных случаях Поместный Собор может быть созван Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом.

3. Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, включаемых в состав Поместного Собора по должности или избираемых, в соответствии с Положением о составе Поместного Собора.

Положение о составе Поместного Собора, а также изменения и дополнения к нему, утверждаются Архиерейским Собором.

4. Ответственность за подготовку Поместного Собора несет Архиерейский Собор, который разрабатывает, предварительно одобряет и вносит на утверждение Поместного Собора регламент заседаний, программу, повестку дня, структуру этого Собора, а также принимает иные решения, относящиеся к проведению Поместного Собора.

В случае, если Поместный Собор созывается Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом, предложения о регламенте заседаний, программе, повестке дня и структуре Поместного Собора утверждаются Архиерейским Собором, заседание которого в обязательном порядке должно предшествовать Поместному Собору.

5. Поместный Собор:

а) служит выражением вероучительного и канонического единства Русской Православной Церкви и имеет своей главной задачей его сохранение;

б) принимает решения, относящиеся к предоставлению автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской Православной Церкви;

в) избирает Патриарха Московского и всея Руси в соответствии с Положением об избрании Патриарха Московского и всея Руси и принимает решение об его уходе на покой;

Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси, а также изменения и дополнения к нему, утверждаются Архиерейским Собором;

г) по предложению Архиерейского Собора вырабатывает позицию церковной полноты по важнейшим вопросам, касающимся внутренней церковной жизни, взаимоотношений с другими Поместными Церквами, с инославными конфессиями и нехристианскими религиозными общинами, взаимоотношений между Церковью и государствами, а также Церковью и обществом на канонической территории Русской Православной Церкви;

д) в необходимых случаях обращается к Архиерейскому Собору с предложением повторно рассмотреть ранее принятые им решения в области вероучения и канонического устроения с учетом мнений, высказанных большинством участников Поместного Собора;

е) инициирует рассмотрение значимых вопросов в рамках Межсоборного Присутствия;

ж) заботится о сохранении чистоты православной веры, христианской нравственности и благочестия;

з) утверждает, изменяет, отменяет и разъясняет свои постановления.

6. Председателем Собора является Патриарх Московский и всея Руси, в отсутствие Патриарха — Местоблюститель Патриаршего Престола.

7. Кворум Поместного Собора составляет 2/3 членов Собора, включая 2/3 архиереев от общего числа иерархов — членов Собора.

8. Поместный Собор утверждает регламент заседаний, программу, повестку дня и свою структуру, а также избирает простым большинством присутствующих членов Собора президиум, секретариат и формирует необходимые рабочие органы.

9. Президиум Поместного Собора состоит из председателя (Патриарха Московского и всея Руси или Местоблюстителя) и двенадцати членов в архиерейском сане. Президиум руководит заседаниями Собора.

10. Секретариат Поместного Собора состоит из секретаря в архиерейском сане и двух помощников — клирика и мирянина. Секретариат несет ответственность за обеспечение членов Собора необходимыми рабочими материалами и за ведение протоколов заседаний. Протоколы подписываются секретарем и утверждаются председателем.

11. Собор избирает председателей (в архиерейском сане), членов и секретарей учрежденных им рабочих органов простым большинством голосов.

12. Президиум, секретарь и председатели рабочих органов составляют соборный совет.

Соборный совет является руководящим органом Поместного Собора. В его компетенцию входит:

а) рассмотрение возникающих вопросов по повестке дня и внесение предложений о порядке их изучения Собором;

б) координация всей деятельности Собора;

в) рассмотрение процедурных и протокольных вопросов;

г) административно-техническое обеспечение нормальной деятельности Собора.

13. Все архиереи — члены Поместного Собора составляют Архиерейское Совещание. Совещание созывается председателем Собора по его инициативе, по решению совета Собора или по предложению не менее 1/3 архиереев. В задачу Совещания входит обсуждение тех постановлений Поместного Собора, которые имеют особую важность и которые вызывают сомнения с точки зрения соответствия Священному Писанию, Священному Преданию, догматам и канонам, а также поддержания церковного мира и единства.

Если какое-либо решение Поместного Собора или его часть отвергаются большинством присутствующих архиереев, то оно выносится на повторное соборное рассмотрение. Если же и после этого большинство присутствующих на Поместном Соборе иерархов его отвергнут, то оно теряет силу соборного определения.

14. Открытие Поместного Собора и его ежедневные заседания предваряются совершением Божественной литургии или другого соответствующего уставного богослужения.

15. Заседания Поместного Собора возглавляет председатель или, по его предложению, один из членов президиума Собора.

16. В открытых заседаниях Поместного Собора, помимо его членов, могут принимать участие приглашенные богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия определяется регламентом, но в любом случаев они не имеют права участвовать в голосовании. Предложение о проведении закрытого заседания вправе вносить члены Поместного Собора.

17. Решения на Поместном Соборе принимаются большинством голосов, за исключением особых случаев, оговоренных принятым Собором регламентом. При равенстве голосов в случае открытого голосования решающее значение имеет голос председателя. При равенстве голосов в случае тайного голосования проводится повторное голосование.

18. Решения Поместного Собора в форме постановлений и определений подписываются председателем и членами президиума Собора. Иные документы, утвержденные определениями (постановлениями) Собора, визируются секретарем Собора.

19. Все официальные документы Поместного Собора подписывают Патриарх Московский и всея Руси (Местоблюститель), члены президиума и секретарь.

20. Постановления Поместного Собора вступают в силу сразу после их принятия.

ВЫСШЕЕ УПРАВЛЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПО УСТАВУ, ПРИНЯТОМУ АРХИЕРЕЙСКИМ СОБОРОМ (13-16.08. 2000г).

Вгод двухтысячелетнего юбилея Рождества Христова с 13 по 16 августа 2000 г., в в храме Христа Спасителя в Москве заседал Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Среди документов Собора важное значение имеет Устав Русской Православной Церкви. Проект Устава был разработан и представлен полноте Собора митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом.

В синодальную эпоху управление Русской Цер­ковью осуществлялось на основании «Духовного регламента», в не­котором отношении сходного с Уставом; затем «Духовный регла­мент заменили отдельные Определения Поместного Собора 1917- 1918 гг. и, наконец, с 1945 г. по 1988 г. действовало краткое «По­ложение об управлении Русской Православной Церковью», на Поместном Соборе, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре с 6 по 9 июля 1988 г. был принят первый Устав об управлении Русской Православной Церкви, действовавший до августа 2000 года.

Новый Устав разделен на 18 глав, каждая из ко­торых состоит из нескольких статей. В первой главе Устава («Общие положения») говорится о том, что Русская Православная Церковь является многонациональной поместной автокефальной Право­славной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и мо­литвенно-каноническом общении с другими поместными Право­славными Церквами. Определение «многонациональная» соответст­вует действительности. Приводится в Уставе и другое официальное наименование Русской Церкви - Московский Патриархат.

Согласно ст. 3 Устава, Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах.

В ст. 4 содержится перечень источников действующего русского церковного права: Священное Писание и Священное Предание, святые каноны, постановления Поместных Соборов Русской Православной Церкви, настоящий Устав. Отмечено и то обстоятельство, что свою деятель­ность Русская Церковь осуществляет при уважении и соблюдении государственных законов.В

Высшими органами церковной власти, в соответствии с Уста­вом, являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священ­ный Синод во главе с Патриархом. В преамбуле Устава названы также органы епархиального и приходского управления.

В ст. 5 говорится, что Русская Православная Церковь зарегистрирована в качестве юридического лица в Российской Федерации как централизованная религиозная организация. Московская Патриархия и иные канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории Российской Федерации, регистрируются в качестве юридических лиц как централизованные или местные религиозные организации.



Церковная судебная система представлена судами трех инстнций: епархиальный суд, общецерковный суд и суд Архиерейского Собора. Устройство Высшего управления Русской Церкви регламентиру­ется в гл. гл. 2-6 Устава.

Поместному Собору принадлежит высшая власть в области вероучения и канонического устроения. (гл II ст. 1 Устава).

Сроки созыва Поместного Собора определяются Архиерейским Собором. В исключительных случаях Поместный Собор может быть созван Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом. (гл. II, ст. 2 Устава). Поместный Собор 1917-1918 гг. предусматри­вал в своих определениях трехлетний промежуток между очеред­ными Поместными Соборами, а Положением 1945 г. сроки созыва Соборов вовсе не регламентировались).

Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, в количестве и порядке, определяемых Архиерейским Собором

Членами Собора являются правящие и викарные архиереи по своему статусу (в соответствии с Уставом Собора 1917-1918 гг. ви­карные архиереи не являлись его членами). Процедура избрания на Собор представителей от клира и мирян и их квота устанав­ливаются, согласно действующему Уставу, Архиерейским Собором.

На основании Устава 2000 г. (ст. 5) Поместный Собор:

а) истолковывает учение Православной Церкви на основе Священного Писания и Священного Предания, сохраняя вероучительное и каноническое единство с Поместными Православными Церквами;

б) решает канонические, богослужебные, пастырские вопросы, обеспечивая единство Русской Православной Церкви, сохранение чистоты православной веры, христианской нравственности и благочестия;

в) утверждает, изменяет, отменяет и разъясняет свои постановления, касающиеся церковной жизни, в соответствии со ст. 5 пп. "а", "б" настоящего раздела;

г) утверждает постановления Архиерейского Собора, относящиеся к вероучению и каноническому устройству;

д) канонизирует святых;

е) избирает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания;

ж) определяет и корректирует принципы отношений между Церковью и государством;

з) выражает в необходимых случаях озабоченность проблемами современности.

Собор возглавляется председателем - Патриархом или, в его отсутствие, Местоблюстителем Патриаршего Престола. Кворум Со­бора составляют 2/3 законно избранных делегатов, включая 2/3 архиереев от общего числа иерархов – членов собора. Собор определяет регламент своей работы и избирает большинством го­лосов Президиум, Секретариат и рабочие органы. Президиум Со­бора состоит из Председателя (Патриархи Московского и всея Руси или Местоблюстителя) и 12 членов в архиерейском сане.

Секретариат Собора состоит из Секретаря в архиерейском сане и двух помощников – клирика и мирянина. Секретариат несет ответственность за обеспечение членов Собора необходимыми рабочими материалами и за ведение протоколов заседаний. Протоколы подписываются Председателем, членами Президиума и Секретарем.

Собор избирает председателей (в архиерейском сане), членов и секретарей учрежденных им рабочих органов простым большинством голосов.

Президиум, Секретарь и председатели рабочих органов составляют Соборный Совет. Соборный Совет является руководящим органом Собора. В его компетенцию входит:

а) рассмотрение возникающих вопросов по повестке дня и внесение предложений о порядке их изучения Собором; б) координация всей деятельности Собора; в) рассмотрение процедурных и протокольных вопросов; г) административно-техническое обеспечение нормальной деятельности Собора.

Все архиереи – члены Собора составляют Архиерейское Совещание.

Совещание созывается Председателем Собора по его инициативе, по решению Совета Собора или по предложению не менее 1/3 архиереев. В задачу Совещания входит обсуждение тех постановлений Собора, которые имеют особую важность и которые вызывают сомнения с точки зрения соответствия Священному Писанию, Священному Преданию, догматам и канонам, а также поддержания церковного мира и единства.

Если какое-либо решение Собора или его часть отвергаются большинством присутствующих архиереев, то оно выносится на повторное соборное рассмотрение. Если же и после этого большинство присутствующих на Соборе иерархов его отвергнут, то оно теряет силу соборного определения.

Решения на Соборе принимаются большинством голосов, за исключением особых случаев, оговоренных принятым Собором регламентом. Когда имеет место равенство голосов при открытом голосовании, то перевес дает голос Председателя. При равенстве голосов в случае тайного голосования проводится повторное голосование. Постановления Собора входят в силу сразу после их принятия.

2009 года Поместный собор РПЦ, имеющий, в частности, избрать следующего Патриарха Московского . Перед Поместным собором, на 25 - 26 января 2009 года, было намечено проведение Архиерейского Собора , на котором должны быть определены кандидаты на патриарший престол. На заседании Синода 10 декабря также было принято положение о составе Поместного собора (часть 2 пункта 4 главы II устава Русской православной церкви) ; образована комиссия по подготовке Поместного собора РПЦ в составе 29 человек во главе с патриаршим местоблюстителем митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом .

Интронизация новоизбранного патриарха была назначена на 1 февраля 2009 года .

17 января 2009 года в Киево-Печерской Лавре состоялось предсоборное совещании делегатов УПЦ на Поместный Собор РПЦ. После Божественной литургии, митрополит Киевский и всея Украины Владимир обратился к пастве с посланием, посвященным выборам нового Патриарха Московского и всея Руси. После небольшой трапезы состоялось архиерейское совещание в зале архиерейских собраний УПЦ Киево-Печерской лавры, на котором Управляющий делами УПЦ архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан (Юрчук) ознакомил всех делегатов Поместного Собора от УПЦ с программой и регламентом работы Архиерейского Собора РПЦ 25-26 января 2009 года и Поместного Собора РПЦ 27-29 января 2009 года, а также с предстоящей интронизацией новоизбранного Патриарха. Также к делегатам Собора обратился Предстоятель УПЦ митрополит Владимир, митрополит Киевский и всея Украины с увещеванием сохранения единства, мира и братской любви во время работы Архиерейского и Поместного Соборов РПЦ .

Участники

Среди членов собора было 72 женщины (как монахини , так и мирянки); большинство участников собора были граждане иных, нежели Россия , государств . Общее число делегатов - 711, из них граждане России - 44,8 %, Украины - 28,6 %, Белоруссии - 7,1 %; епископов - 30,4 %, клириков - 40 %, мирян - 23,4 %; мужчин - 89,7 %, женщин - 10,3 % .

Меры безопасности и секретности

Собор проходил в обстановке повышенных мер безопасности и секретности: в частности, на время его (а также архиерейского собора 25 января 2009 года) заседаний неназываемыми «спецслужбами » была заблокирована работа мобильных телефонов и любых возможных средств связи и звукозаписи в помещении храма ; здание храма было окружено сотрудниками МВД и дружинниками .

Повестка собора

Созыв Собора был вызван необходимостью избрания нового предстоятеля РПЦ, согласно Уставу РПЦ () . Работа Собора была рассчитана на три дня - с 27 по 29 января должно было состояться девять пленарных заседаний . 28 января Собор был закрыт. По заявлению начальника пресс-службы Московской патриархии священника Владимира Вигилянского , это произошло по причине того, что главная цель Собора, избрание нового патриарха, была исполнена 27 января. «Повестка дня исчерпана », - сказал Вигилянский .

Освещение в СМИ

В российских СМИ основными кандидатами первоначально называли митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) , митрополита Калужского и Боровского Климента (Капалина) , митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) и митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева) .

Персональный состав Собора вызвал активное обсуждение в российских СМИ: весомую долю мирян - членов Собора составили представители государственной власти и бизнеса . Церковный публицист диакон Андрей Кураев , известный в том числе выступлениями, обращёнными к молодёжи, выступил с публичными обвинениями в «нестеснительности в средствах партии митрополита Климента» .

В Интернете появился ряд сайтов, где предлагалось выбрать патриарха голосованием пользователей. Кроме того, три соборных делегата имели аккаунты в Живом Журнале .

Архиерейский Собор

Открытие Архиерейского Собора РПЦ 25 января 2009 года предварялось литургией в верхнем (главном) Храме Христа Спасителя, которое возглавил Патриарший Местоблюститель митрополит Кирилл; за литургией молились члены Священного Синода РПЦ, другие архипастыри, прибывшие на Собор, московское духовенство .

После трапезы, в Зале церковных соборов (цокольный этаж ХХС) состоялось открытие Архиерейского Собора, в котором приняли участие 198 из 202 архиереев Русской православной церкви .

В качестве кандидатов на Патриарший престол Архиереский Собор выдвинул следующих архиеерев :

  • митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (97 голосов);
  • митрополит Калужский и Боровский Климент (32 голоса);
  • митрополит Минский и Слуцкий Филарет (16 голосов).

Кроме того, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий получил 13 голосов, митрополиты Киевский Владимир (Сабодан) и Черновицкий Онуфрий (Березовский) набрали по 10 голосов; митрополит Воронежский Сергий (Фомин) - 7 голосов, Кишинёвский Владимир (Кантарян) - 4 голоса, Одесский Агафангел (Саввин) - 3 голоса; по одному голосу получили пять епископов РПЦ, которые, видимо, проголосовали сами за себя .

Были также приняты Определения «О подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви» и «О кандидатах на Патриарший Престол»; одобрена Грамота о созыве Поместного Собора Русской Православной Церкви ; утверждено Положение о составе Поместного Собора; был рассмотрен и предварительно одобрен для последующего утверждения Поместным Собором ряд документов, касающихся организации работы Собора.

В связи с тем, что повестка Архиерейского Собора была исчерпана в ходе заседания 25 января, Председательствующий на Соборе Местоблюститель Патриаршего Престола объявил об окончании его работы. В завершение заседания Пресвященные архиереи - участники Собора пропели молитву «Достойно есть » .

Ход Поместного Собора

27 января

На первом пленарном заседании был избран президиум Поместного собора из 13 человек. По предложению Архиерейского собора были сформированы :

  • секретариат Собора - секретарь управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) ;
  • мандатная комиссия - председатель архиепископ Хустский и Виноградовский Марк (Петровцы));
  • редакционная комиссия - председатель архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилёв));
  • счётная комиссия - председатель митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор (Кириченко)).

Митрополит Кирилл зачитал доклад о состоянии Русской православной церкви за годы патриаршества Алексия II .

На втором пленарном заседании выступил митрополит Киевский и всея Украины Владимир , рассказавший о современном состоянии Украинской церкви . Также он сообщил, что отдаст на выборах свой голос за кандидатуру митрополита Кирилла . В ходе заседания Собора дополнительные кандидаты в патриархи выдвинуты не были, предложение Собору отказаться от этого права, по сообщению агентства Интерфакс , поступило от митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона . Митрополит Минский и Слуцкий Филарет взял самоотвод и попросил тех, кто проголосовал за него, голосовать за митрополита Кирилла . В своём заявлении митрополит подчеркнул: «Мы должны консолидироваться перед избранием Патриарха » . На данном заседании участники Собора утвердили программу, регламент и повестку дня, а также процедуру избрания патриарха. Председатель мандатной комиссии архиепископ Марк доложил о наличии кворума.

Около 19 часов было объявлено о завершении голосования, счётная комиссия приступила к подсчёту голосов . Пресс-служба Поместного собора сообщила, что оглашение итогов состоится после 20:00 в храме Христа Спасителя .

22:00 . Оглашены официальные результаты голосования. Митрополит Кирилл , набрав 508 голосов из 677, был избран шестнадцатым Патриархом Московским и всея Руси . Митрополит Калужский и Боровский Климент набрал 169 голосов. Из 702 делегатов двое не положили бюллетени в урну. Таким образом, в голосовании участвовало 700 бюллетеней, 23 из которых были недействительны.

28 января

Перед началом заседаний в нижней (Преображенской) церкви храма Христа Спасителя была совершена Божественная литургия иерейским чином.

В этот день на трёх пленарных заседаниях были приняты следующие документы:

Дана положительная оценка развитию Русской церкви за последние 18 лет, одобрены деяния Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, состоявшихся в период между Поместными соборами. Собор призвал клириков и мирян активнее развивать диалог с «с окружающим обществом, включая гражданские объединения, мир науки и культуры ». Утверждён Устав Русской православный церкви, исправленный и дополненный Юбилейным Архиерейским Собором 16 августа 2000 года, с дополнениями и поправками, принятыми Архиерейским Собором 27 июня 2008 года. Также было определено, что:
  1. Право внесения поправок к настоящему Уставу имеет Архиерейский Собор с последующим утверждением Поместным Собором.
  2. Постановления Архиерейского Собора входят в силу сразу после их принятия. Окончательное утверждение этих постановлений, равно как их отмена или изменение, осуществляется исключительно Поместным Собором.

28 января Поместный собор досрочно завершил работу, хотя ранее планировалось, что его работа продлится по 29 января . По завершении работы к участникам Собора обратился митрополит Кирилл, нареченный Патриархом Московским и всея Руси:

Оценки итогов и перспектив

Опрошенные журналистами участники собора: Михаил Пальцев, Николай Поляков, Владимир Синицын, Лариса Копаенко, Сергей Мянник свидетельствовали, что «консолидация епископата, клириков и мирян особым образом ощущалась на Поместном Соборе - об этом свидетельствовали почти все выступавшие » . Игумен Максимилиан (Клюев) отметил: «Поразило то, что все прошло в мирной братской атмосфере » .

Социолог религии, критик РПЦ Николай Митрохин 29 января 2009 года писал: «На удивление грязная избирательная кампания закончилась. Патриарха избрали. Им стал митрополит Кирилл - самая скандальная фигура новейшей церковной истории, для значительной части церкви символизирующая нравственное разложение, беспредельный цинизм и приверженность закулисной политике <…> Полицейские меры при проведении собора, „дружинники“, разгоняющие немногочисленных протестующих, и использование „нашистов“ в качестве массовки <…> - всё это наглядно показывает, что кулак как был, так и будет немаловажным орудием во внутрицерковных дискуссиях. Сразу после избрания Кирилл и его приближённые (в первую очередь епископ Венский Иларион) и вовсе предложили подумать над отменой Поместных соборов - юридически полномочного (хотя и реально профанируемого) представительства от духовенства и мирян. Вместо них предложено создание некоего совещательного органа. Всё это демонстрирует главный принцип будущего правления патриарха Кирилла - отмену даже формальных остатков „соборности “ и замену её просвещённым абсолютизмом, в значительной части церкви однозначно оцениваемым как „папизм “.»

В тот же день член президиума Всемирного Русского народного собора Александр Дугин утверждал: «В церкви начнется новый этап, но не идеологический. Если при патриархе Алексии II внешняя политика церкви была умеренной и скорее оборонительной, то теперь она будет наступательной. Владыка Кирилл поведёт церковь в общество, чтобы там отстаивать православные ценности: РПЦ выступит против постмодернизма, либеральной культуры и либеральной индивидуальности.» .

Вскоре по окончании Собора епископ Иларион (Алфеев) (сотрудник ОВЦС в 1990-х) высказывался следующим образом: "Избрание митрополита Кирилла патриархом - одно из важнейших событий новейшей истории Русской церкви. Думаю, что это будет очень яркое и плодотворное патриаршество, соответствующее исключительным качествам новоизбранного Первосвятителя. Так называемый путинский рейтинг митрополита на Поместном соборе - 72 % - свидетельствует о высоком уровне доверия к нему. Крестового похода не будет - будет новое «крещение Руси .»

Отлучённый от Церкви бывший клирик РПЦ Глеб Якунин 11 февраля 2009 года: «Поместный Собор, который имел даже согласно Уставу 2000 года полное право не одобрить узурпацию его власти со стороны Архиерейского Собора с удивительной лёгкостью, по-видимому, под гипнотическим влиянием яркой и сильной личности избранного Патриарха, совершил уникальный исторический акт „самооскопления“, в результате которого прошедший Поместный Собор можно назвать „Собором по изгнанию из РПЦ МП соборности“.»

Участник собора епископ Женевский Михаил (Донсков) сказал: «Это был первый Поместный Собор, когда архиереи РПЦ и РПЦЗ вместе избирали нового Предстоятеля Русской Православной Церкви. Этот акт имеет очень большое значение для Церкви, для всего русского народа и для всего православного мира» .

Разное

Примечания

  1. гл. II, п. 2 Устава РПЦ
  2. Поместный собор Русской православной церкви состоится 27-29 января 10 декабря 2008.
  3. Поместный собор выберет путь развития православия РИА «Новости» 11 января 2009.
  4. Журналы заседания священного синода Русской православной церкви от 10 декабря 2008 года // Журнал № 96
  5. Положение о составе Поместного собора Русской православной церкви Официальный сайт МП 10 декабря 2008.
  6. Поместный Собор Русской Православной Церкви состоится 27-29 января / Новости / Патриархия.ru
  7. Новый патриарх будет выбран 27-29 января, но в РПЦ не сомневаются, что его уже избрал Бог NEWSru 10 декабря 2008
  8. Священный синод вынес предложения по проведению архиерейского и поместного соборов Русской православной церкви Официальный сайт МП 24 декабря 2008
  9. " 17.01.2009. Киев. Киево-Печерская лавра. Суббота перед Богоявлением
  10. Список участников поместного собора Русской православной церкви 2009 года Официальный сайт МП 17 декабря 2008
  11. Малороссийский десант (неопр.) . НГ Религии (21 января 2009). - Из семисот делегатов поместного собора почти двести представляют Украину. Проверено 21 января 2009. Архивировано 22 марта 2012 года.
  12. Незнакомый патриарх, или Чему нас учит история храма Христа Спасителя Известия 26 января 2009.
  13. Иерархи не стали полагаться на жребий (неопр.) . НГ Религии (28 января 2009). - Митрополит Филарет взял самоотвод. Проверено 30 января 2009. Архивировано 22 марта 2012 года.
  14. Солидный собор солидных господ (неопр.) . Новая газета (28 января 2009). - Практически все делегаты так или иначе связаны с большим бизнесом. Проверено 31 января 2009. Архивировано 22 марта 2012 года.
  15. Архиереи выбрали кандидатов в патриархи (неопр.) . Известия (26 января 2009). - Список формировался в условиях абсолютной секретности. Проверено 28 января 2009. Архивировано 22 марта 2012 года.
  16. Соборные страсти (неопр.) . Новые известия (28 января 2009). - Избрание патриарха сопровождалось усиленными мерами безопасности, пикетами и сплетнями в СМИ. Проверено 29 января 2009. Архивировано 22 марта 2012 года.
  17. гл. IV, п. 16 Устава РПЦ
  18. Программа Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 г.
  19. Поместный собор РПЦ досрочно завершил работу
  20. Названа дата вступления в должность нового главы РПЦ Lenta.ru 10 декабря 2008.
  21. Без лишних богословов Коммерсантъ № 6 (4061) от 16 января 2009.
  22. Дом без хозяина Новые известия 13 января 2009.
  23. VIP-миряне и феномен Даниила независимая газета 15 января 2009.
  24. МЕСТО ЛИ ДЕЛЬЦУ И ЧИНОВНИКУ НА ПОМЕСТНОМ СОБОРЕ, - МНЕНИЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ regions.ru 13 января 2009.
  25. Менеджер вместо патриарха Новая газета 19 января 2009 года
  26. Андрей Кураев . Непредсказуемый Собор (неопр.) . НГ Религии (21 января 2009). - Можно ли прогнозировать исход церковных выборов?. Проверено 21 января 2009. Архивировано 22 марта 2012 года.
  27. Митрополит Климент призвал СМИ «не проецировать светскую предвыборную кампанию на церковную» NEWSru 15 января 2009.
  28. Поместный раздор (неопр.) . Коммерсантъ (22 января 2009). - Накануне выборов патриарха началась война компроматов. Проверено 22 января 2009. Архивировано 22 марта 2012 года.
  29. Кандидат от партии власти (неопр.) . Ведомости (22 января 2009). - Миряне-единороссы едут на выборы патриарха с убеждением, что руководство страны рассчитывает на победу митрополита Кирилла. Проверено 23 января 2009. Архивировано 22 марта 2012 года.
  30. Свет добра (неопр.) . Российская газета (23 января 2009). - На вопросы "РГ" отвечает Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Проверено 23 января 2009. Архивировано 22 марта 2012 года.

ПОМЕСТНЫЕ СОБОРЫ - в христианстве разновидность церковных соборов, которые обладают высшими властными полномочиями в границах отдельных поместных церквей.

Тра-ди-ци-он-но к поместным соборам от-но-сят так-же со-бо-ры, ко-то-рые по важ-но-сти при-ня-тых ре-ше-ний и по пред-ста-ви-тель-но-сти уча-ст-ни-ков (Ан-кир-ский (314), Сар-ди-кий-ский (340-е годы), Лао-ди-кий-ский (около 360), кон-стан-ти-но-поль-ские со-бо-ры (иси-ха-ст-ские) 1341 года, 1347 и 1351 годов, и другие) пре-вос-хо-ди-ли со-бо-ры отдельных по-ме-ст-ных церк-вей.

К ком-пе-тен-ции поместного собора от-но-сят-ся все де-ла, ка-саю-щие-ся по-ме-ст-ной Церк-ви, ко-то-рые, од-на-ко, долж-ны ре-шать-ся в со-от-вет-ст-вии с об-ще-цер-ков-ны-ми дог-ма-та-ми и ка-но-на-ми; в про-тив-ном слу-чае по-ме-ст-ная Цер-ковь рис-ку-ет от-пасть от ка-фо-лического един-ст-ва. Поместный собор яв-ля-ет-ся так-же су-деб-ным уч-ре-ж-де-ни-ем (выс-шая ин-стан-ция при рас-смот-ре-нии спо-ров ме-ж-ду епи-ско-па-ми о гра-ни-цах их об-лас-тей, по жа-ло-бам кли-ри-ков на чу-жо-го ар-хие-рея и по жа-ло-бам на епи-ско-пов с об-ви-не-ни-ем их в дей-ст-ви-ях, не-со-вмес-ти-мых с дос-то-ин-ст-вом ар-хие-рей-ско-го са-на; для ми-рян и кли-ри-ков, в от-но-ше-нии ко-то-рых епи-скоп из-рёк при-го-вор об их от-лу-че-нии, - апел-ля-ци-он-ная ин-стан-ция). Что-бы по-ста-нов-ле-ния со-бо-ра име-ли за-кон-ную си-лу, он дол-жен со-сто-ять не ме-нее чем из 3 ие-рар-хов - 1 ми-тро-по-ли-та и 2 епи-ско-пов. Пред-се-да-тель-ст-во на поместном соборе при-над-ле-жит пер-во-му епи-ско-пу по-ме-ст-ной Церк-ви. Пер-во-иерарх из-би-ра-ет-ся и по-став-ля-ет-ся со-бо-ром за-ви-ся-щих от не-го епи-ско-пов; в слу-чае не-об-хо-ди-мо-сти под-ле-жит их су-ду. Со-став и рег-ла-мент поместного собора ус-та-нав-ли-ва-ют-ся са-ми-ми по-ме-ст-ны-ми це-рк-ва-ми.

Уни-вер-са-ли-ст-ский цен-тра-лизм Рим-ско-ка-то-лической церк-ви ис-клю-ча-ет ту сте-пень са-мо-стоя-тель-но-сти ме-ст-ных церк-вей, ко-то-рая су-ще-ст-ву-ет в пра-во-сла-вии, и, со-от-вет-ст-вен-но, на-ли-чие по-ме-ст-ных ав-токе-фаль-ных церк-вей, по-это-му в ка-то-ли-циз-ме ме-ст-ные цер-ков-ные со-бо-ры не име-ли то-го ста-ту-са и зна-че-ния, ка-кое при-да-ёт-ся поместным соборам в пра-во-сла-вии.

В Рус-ской церк-ви в пе-ри-од до уч-ре-ж-де-ния её ав-то-ке-фа-лии (1448), ко-гда она пред-став-ля-ла со-бой ми-тро-по-лию Кон-стан-ти-но-поль-ско-го пат-ри-ар-ха-та, выс-шая власть при-над-ле-жа-ла со-бо-ру епи-ско-пов ми-тро-по-лии. Вви-ду об-шир-но-сти тер-ри-то-ри-аль-ной юрис-дик-ции Русской ми-тро-по-лии в со-бо-рах обык-но-вен-но уча-ст-во-ва-ла лишь часть епи-ско-па-та.

Со вре-ме-ни на-ча-ла ав-то-ке-фа-лии (Московская ми-тро-по-лия, Московский пат-ри-ар-хат), по-ми-мо со-бо-ров ис-клю-чи-тель-но епи-скоп-ско-го со-ста-ва, ста-ли со-зы-вать-ся, осо-бен-но для ре-ше-ния об-ще-цер-ков-ных во-про-сов, так-же со-бо-ры ши-ро-ко-го со-ста-ва, так называемые Ос-вя-щен-ные со-бо-ры (все - в Мо-ск-ве): со-бо-ры 1490 и 1504 годов, осу-див-шие ересь «жи-дов-ст-вую-щих», со-бор 1503 года, так называемые ма-карь-ев-ские со-бо-ры 1547 и 1549 годов, Сто-гла-вый со-бор 1551 года и многие другие. Кро-ме епи-ско-пов, к уча-стию в них при-вле-ка-лись ар-хи-ман-д-ри-ты и игу-ме-ны так называемых сте-пен-ных (наи-бо-лее зна-чи-мых) мо-на-сты-рей, на-стоя-те-ли московских крем-лёв-ских со-бор-ных и при-ход-ских церк-вей, в них уча-ст-во-ва-ли так-же ве-ли-кие кня-зья мо-с-ков-ские (с 1547 ца-ри) со сви-той. При при-ня-тии ре-ше-ний на Ос-вя-щен-ных со-бо-рах ре-шаю-щий го-лос при-над-ле-жал епи-ско-пам и го-су-да-рю.

Осо-бен-но мно-го со-бо-ров со-зы-ва-лось во 2-й половине XVII века, что бы-ло свя-за-но с при-ня-ти-ем Со-бор-но-го уло-же-ния 1649 года, цер-ков-ны-ми ре-фор-ма-ми, цер-ков-но-государственной кол-ли-зи-ей, воз-ник-шей в свя-зи с ос-тав-ле-ни-ем пат-ри-ар-ше-го пре-сто-ла пат-ри-ар-хом Ни-ко-ном, и другими. В Боль-шом Московском со-бо-ре 1666-1667 годов, рас-смат-ри-вав-шем во-про-сы про-ти-во-дей-ст-вия цер-ков-но-му рас-ко-лу (смотреть Ста-ро-об-ряд-че-ст-во) и «де-ло пат-ри-ар-ха Ни-ко-на», по при-гла-ше-нию ца-ря Алек-сея Ми-хай-ло-ви-ча и русских ар-хие-ре-ев при-ня-ли уча-стие алек-сан-д-рий-ский и ан-ти-охий-ский пат-ри-ар-хи и пред-ста-ви-тель кон-стан-ти-но-поль-ско-го пат-ри-ар-ха. Со-бор под-твер-дил свя-щен-ный ав-то-ри-тет греческих цер-ков-ных чи-нов и бо-го-слу-жеб-ных книг; со-ста-вил «На-став-ле-ние ду-хов-ное», в ко-то-ром осу-дил цер-ков-ный рас-кол и пред-пи-сал со-вер-шать все бо-го-слу-же-ния со-глас-но ре-фор-ми-ро-ван-но-му ка-но-ну; ана-фе-мат-ст-во-вал всех, при-дер-жи-вав-ших-ся ста-рых об-ря-дов; ли-шил пат-ри-ар-ха Ни-ко-на пат-ри-ар-ше-го и свя-щен-но-го са-на; из-брал 3 кан-ди-да-тов в пат-ри-ар-хи, из ко-то-рых царь от-дал пред-поч-те-ние Ио-а-са-фу (пат-ри-арх Ио-а-саф II); от-ме-нил прак-ти-ку под-суд-но-сти ду-хов-ных лиц свет-ским вла-стям; при-нял ряд оп-ре-де-ле-ний от-но-си-тель-но бла-го-чес-тия и дис-ци-п-ли-ны.

По-сле уп-разд-не-ния пат-ри-ар-ше-ст-ва в си-но-даль-ный пе-ри-од ис-то-рии Русской церк-ви (XVIII - начало XX веков) со-бо-ры не со-зы-вались, ор-га-ном выс-шей цер-ков-ной вла-сти яв-лял-ся Свя-тей-ший Пра-ви-тель-ст-вую-щийСи-нод, за-се-дав-ший на ре-гу-ляр-ной ос-но-ве.

В начале XX века российской цер-ков-ной об-ще-ст-вен-но-стью ак-тив-но об-су-ж-дал-ся во-прос о со-зы-ве ка-но-ни-че-ски пол-но-цен-но-го поместного собора. В 1906 году про-хо-ди-ла ра-бо-та Пред-со-бор-ного при-сут-ст-вия, а с 1912 года - Пред-со-бор-но-го со-ве-ща-ния. Ре-ше-ние о со-зы-ве Все-рос-сий-ско-го поместного собора при-ня-то Си-но-дом 29.4(12.5).1917 года, по-сле Февральской ре-во-лю-ции 1917 года. Вы-бо-ры чле-нов поместного собора бы-ли 3-сту-пен-ча-ты-ми: на уров-не при-хо-да, на уров-не бла-го-чи-ния и на уров-не епар-хии. От ка-ж-дой епар-хии вы-дви-гались 1 епи-скоп, 2 кли-ри-ка и 3 ми-ря-ни-на. Все-го бы-ло из-бра-но 564 де-ле-га-та. Пол-но-мо-чия уча-ст-ни-ков поместного собора в епи-скоп-ском са-не от-ли-ча-лись от пол-но-мо-чий других уча-ст-ни-ков, по-сколь-ку все важ-ные ре-ше-ния пле-ну-ма со-бо-ра под-ле-жа-ли ут-вер-жде-нию на ар-хие-рей-ском со-ве-ща-нии.

Поместный собор ра-бо-тал с 15(28).8.1917 года по 20.9.1918 года в 3 сес-сии (1-я сес-сия: август - декабрь 1917 года, 2-я сес-сия: январь - апрель 1918 года, 3-я сес-сия: июль - сентябрь 1918 года). Од-ним из наи-бо-лее важ-ных дея-ний со-бо-ра ста-ло вос-ста-нов-ле-ние в но-ябре 1917 года пат-ри-ар-ше-ст-ва. Кан-ди-да-та-ми в пат-ри-ар-хи, на-брав-ши-ми наи-боль-шее чис-ло го-ло-сов, бы-ли ар-хи-епи-ско-пы Харь-ков-ский и Ах-тыр-ский Ан-то-ний (Хра-по-виц-кий), Нов-го-род-ский и Ста-ро-рус-ский Ар-се-ний (Стад-ниц-кий) и митрополит Мо-с-ков-ский и Ко-ло-мен-ский Ти-хон (Бе-ла-вин). Из них по-сред-ст-вом жре-бия пат-ри-ар-хом Мо-с-ков-ским и всея Рос-сии стал митрополит Ти-хон. Бы-ли вы-ра-бо-та-ны прин-ци-пы цер-ков-но-го управ-ле-ния, со-глас-но ко-то-рым выс-шая за-ко-но-дательная, административная, су-деб-ная и кон-тро-ли-рую-щая власть при-над-ле-жа-ли пе-рио-ди-че-ски со-зы-вае-мо-му поместному собору в со-ста-ве епи-ско-пов, кли-ри-ков и ми-рян; так называемый Боль-шой со-бор дол-жен был со-зы-вать-ся 1 раз в 10 лет; со-ве-ща-ние епи-ско-пов, ут-вер-ждав-шее важ-ней-шие со-бор-ные по-ста-нов-ле-ния, вхо-ди-ло в поместный собор, но не воз-глав-ля-ло его; ис-клю-чи-тель-ной пре-ро-га-ти-вой поместного собора яв-ля-лось из-бра-ние пат-ри-ар-ха; пат-ри-арх воз-глав-лял цер-ков-ное управ-ле-ние, пат-ри-арх и ор-га-ны выс-ше-го цер-ков-но-го управ-ле-ния под-от-чёт-ны поместному собору; на-ря-ду со Свя-щен-ным Си-но-дом соз-да-вал-ся Выс-ший цер-ков-ный со-вет (ВЦС), со-сто-яв-ший из епи-ско-пов, кли-ри-ков и ми-рян, в круг обя-зан-но-стей ко-то-ро-го вхо-ди-ли ор-га-ни-зационные и хо-зяйственные сто-ро-ны цер-ков-ной жиз-ни.

Про-ве-де-ние в жизнь при-ня-тых поместным собором 1917-1918 годов ре-ше-ний ока-за-лось не-воз-мож-ным по по-ли-тическим при-чи-нам. Со-бо-ры в Русской церк-ви не со-зы-ва-лись до 8.9.1943 года, ко-гда в ус-ло-ви-ях Великой Отечественной вой-ны с раз-ре-ше-ния вла-стей в Мо-ск-ве со-бор ар-хиерей-ско-го со-ста-ва из-брал пат-ри-ар-хом Мо-с-ков-ским и всея Ру-си митрополита Сер-гия (Стра-го-род-ско-го).

По-сле кон-чи-ны пат-ри-ар-ха Сер-гия поместный собор про-хо-дил в Мо-ск-ве 31.1-4.2.1945 года. По-ми-мо из-бра-ния но-во-го пред-стоя-те-ля - пат-ри-ар-ха Алек-сия I (Си-ман-ско-го), со-бор при-нял По-ло-же-ние об управ-ле-нии Рус-ской пра-во-слав-ной цер-ко-вью, ко-то-рое пре-ду-смат-ри-ва-ло су-ще-ст-во-ва-ние 3 ор-га-нов со-бор-ной вла-сти: поместного собора ши-ро-ко-го со-ста-ва, ар-хие-рей-ско-го со-бо-ра, со-зы-вае-мых по ме-ре не-об-хо-ди-мо-сти, а так-же по-сто-ян-но дей-ст-вую-ще-го Свя-щен-но-го Си-но-да ис-клю-чи-тель-но епи-скоп-ско-го со-ста-ва. С этих пор в РПЦ по-ня-тие «Поместный собор» за-кре-пи-лось за со-бо-ра-ми ши-ро-ко-го со-ста-ва. По По-ло-же-нию… 1945 года поместный собор яв-лял-ся ин-стан-ци-ей, ко-то-рой под-чи-не-ны ар-хи-ерей-ские со-бо-ры: все ре-ше-ния ар-хие-рей-ских со-бо-ров, всту-пая в си-лу с мо-мен-та их при-ня-тия, под-ле-жа-ли ут-вер-жде-нию на по-сле-дую-щем поместном соборе. Ре-шаю-щим го-ло-сом на поместном соборе поль-зо-ва-лись лишь епи-ско-пы, го-ло-со-вав-шие, од-на-ко, не толь-ко от се-бя лич-но, но и от име-ни всех кли-ри-ков и ми-рян сво-ей епар-хии (не толь-ко от име-ни тех, кто при-сут-ст-во-вал на со-бо-ре).

Оче-ред-ной поместный собор, со-зван-ный по-сле кон-чи-ны пат-ри-ар-ха Алек-сия I, про-хо-дил в Трои-це-Сер-гие-вой лав-ре 30.5-2.6.1971 года, на нём впер-вые уча-ст-во-ва-ли жен-щи-ны. Со-бор из-брал но-вым пат-ри-ар-хом митрополита Пи-ме-на (Из-ве-ко-ва), снял ана-фе-му на ста-ро-об-ряд-цев («клят-вы на ста-рые об-ря-ды»).

Поместный собор в рам-ках празд-но-ва-ния 1000-ле-тия Кре-ще-ния Ру-си про-хо-дил в Трои-це-Сер-гие-вой лав-ре 6-9.6.1988 года. Вза-мен ус-та-рев-ше-го По-ло-же-ния… 1945 года со-бор при-нял Ус-тав об управ-ле-нии Рус-ской пра-во-слав-ной цер-ко-вью, ко-то-рый внёс су-ще-ст-вен-ные из-ме-не-ния в ста-тус поместного собора, в ча-ст-но-сти пра-во ре-шаю-ще-го го-ло-са пре-дос-тав-ля-лось всем чле-нам со-бо-ра, вклю-чая кли-ри-ков и ми-рян. Ус-тав пре-ду-смат-ри-вал при оп-ре-де-лён-ных об-стоя-тель-ст-вах воз-мож-ность со-зы-ва в рам-ках поместного собора ар-хие-рей-ско-го со-ве-ща-ния, ко-то-рое дву-мя тре-тя-ми го-ло-сов пра-во-моч-но от-ме-нить ре-ше-ние, при-ня-тое пле-ну-мом по-ме-ст-но-го со-бо-ра.

По-сле кон-чи-ны пат-ри-ар-ха Пи-ме-на со-зван поместный собор, про-хо-див-ший в Трои-це-Сер-гие-вой лав-ре 7-8.6.1990 года. Впер-вые в советский пе-ри-од вы-бо-ры пат-ри-ар-ха, ко-то-рым стал Алек-сий II (Ри-ди-гер), про-хо-ди-ли на аль-тер-на-тив-ной ос-но-ве пу-тём тай-но-го го-ло-со-ва-ния. Поместный собор 27-28.1.2009 года, со-зван-ный в Мо-ск-ве по-сле кон-чи-ны пат-ри-ар-ха Алек-сия II, из-брал но-во-го пред-стоя-те-ля Русской церк-ви - пат-ри-ар-ха Ки-рил-ла (Гун-дяе-ва).

Со-от-но-ше-ние пол-но-мо-чий по-ме-ст-но-го и ар-хие-рей-ско-го со-бо-ров пе-ре-смот-ре-но в но-вом Ус-та-ве Рус-ской пра-во-слав-ной церк-ви, при-ня-том Ар-хие-рей-ским со-бо-ром 2000 года (с кор-рек-ти-ва-ми 2013 года). Со-став поместного собора, кво-та пред-ста-ви-тель-ст-ва на нём епар-хий и иных цер-ков-ных уч-ре-ж-де-ний и по-ря-док из-бра-ния из-би-рае-мых чле-нов со-бо-ра ус-та-нав-ли-ва-ют-ся специальным по-ло-же-ни-ем (2013). Ус-тав не пре-ду-смат-ри-ва-ет в со-зы-ве поместного собора пе-рио-дич-но-сти. Поместный собор из-би-ра-ет пат-ри-ар-ха, при-ни-ма-ет ре-ше-ния о пре-дос-тав-ле-нии ав-то-ке-фа-лии, ав-то-но-мии или са-мо-управ-ле-ния час-тям Русской церк-ви, по пред-ло-же-нию Ар-хие-рей-ско-го со-бо-ра вы-ра-ба-ты-ва-ет по-зи-ции по важ-ней-шим во-про-сам цер-ков-ной жиз-ни, за-бо-тит-ся о со-хра-не-нии чис-то-ты пра-во-слав-но-го ве-ро-уче-ния, хри-сти-ан-ской нрав-ст-вен-но-сти и бла-го-чес-тия. Ре-ше-ни-ем поместного собор 2009 года об-ра-зо-ва-но Меж-со-бор-ное при-сут-ст-вие, дей-ст-вую-щее на по-сто-ян-ной ос-но-ве и при-зван-ное го-то-вить про-ек-ты до-ку-мен-тов, при-ни-мае-мых на по-ме-ст-ных и ар-хие-рей-ских со-бо-рах, а так-же Си-но-дом.