Рынок и проблемы социальной справедливости. Сущность социальной политики

  • Дата: 19.11.2023

Ключевые слова: Социология, Государственное и муниципальное управление, Право социального обеспечения, Социальная психология, Психология, Социальное обеспечение, Банковское и биржевое дело.

Объектом исследования является анализ условий "Рынок и проблемы социальной справедливости". Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Рынок и проблемы социальной справедливости" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В процессе работы выполнялся теоретико-методологический анализ темы "Рынок и проблемы социальной справедливости", в том числе исследовались теоретические аспекты изучения явления "Рынок и проблемы социальной справедливости", изучалась природа темы "Рынок и проблемы социальной справедливости".

В результате исследования выявлены и количественно обоснованы конкретные пути решения проблемы "Рынок и проблемы социальной справедливости", в том числе обозначены некоторые возможности решения проблемы "Рынок и проблемы социальной справедливости" и определены тенденции развития тематики "Рынок и проблемы социальной справедливости".

Степень внедрения - предложения и конкретные мероприятия опробованы в деятельности организации, послужившей базой для учебной практики.

Предложенные мероприятия с некоторой конкретизацией могут быть использованы в работе кадровых служб российских предприятий.

Реализация предлагаемых мер позволяет обеспечить более точное понимание природы и актуальных проблем "Рынок и проблемы социальной справедливости".

Обзор источников по теме "Рынок и проблемы социальной справедливости"

В списке литературы, использованной при подготовке данной работы, представлено 36 библиографических источников. Охарактеризуем некоторые из них:

Обозначенную проблему "Рынок и проблемы социальной справедливости" рассматривает Н. И. Лапин, Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова в книге "Теория и практика социального планирования ", изданной в 1975 году и содержащей 200 стр. Из описания книги можно сделать вывод, что

Книга доктора философских наук Н.И.Лапина, кандидатов философских наук Э.М.Коржевой и H.Ф.Наумовой посвящена обобщению опыта социального планирования на промышленных предприятиях нашей страны. Авторы рассматривают некоторые вопросы теории и методики социального планирования, вносят ряд практических предложений по более полному использованию планирования социального развития производственных коллективов в целях коммунистического воспитания трудящихся, повышения их трудовой и общественной активности. Книга рассчитана на партийных, профсоюзных и хозяйственных работников, занимающихся вопросами социального планирования на промышленных предприятиях, на научных работников, а также на читателей, интересующихся актуальными проблемами управления обществом.

Также проблем регулирования современных вопросов по теме "Рынок и проблемы социальной справедливости" касается в монографии "Экономика и управление преобразованиями сложных социально-экономических систем ". Данная книга была выпущена в издательстве "Едиториал УРСС" в 2004 году, содержит 112 стр.

Представлены статьи ученых и специалистов-практиков по различным аспектам процессов планирования и реализации преобразований организационных систем, функционирующих в различных отраслях национальной и региональной экономики. Рассматриваются вопросы трансформации административно-территориального устройства государства, системного регулирования городского развития применительно к комплексной реконструкции сложившейся застройки, проблемы управления рисками промышленных предприятий, проблемы управления имущественным комплексом академической науки, методологические подходы к размещению производственных объектов в современной рыночной экономике, проблемы управления в корпорациях, ориентированных на пространственно разобщенные местные рынки и др. Для научных работников, аспирантов и студентов, специализирующихся на проблемах управления, системными преобразованиями в территориальном, социальном и экономическом развитии.

Ряд актуальных проблем был затронут в книге "Россия и Куба в контексте экономической глобализации ". определил актуальность и новизну этой темы в своем исследовании, опубликованном в 2005 году в издательстве " ". В описании книги сказано следующее.

Коллективная работа российских и кубинских ученых посвящена анализу воздействия процессов экономической глобализации на хозяйственную ситуацию в обеих странах. Исследуются основные составляющие глобализационных процессов, протекающих в мире, и их взаимодействия с макроэкономической политикой национальных государств. Показаны основные направления, результаты и проблемы экономических реформ в России и на Кубе. Большое внимание уделено преобразованиям внешнего сектора и изменениям его роли в экономическом развитии. Особый раздел посвящен деятельности ВТО, участию Кубы в этой организации и проблемам присоединения к ней России. Проанализированы современное состояние российско-кубинских экономических отношений и перспективы их развития.

Кроме того, при изучении темы "Рынок и проблемы социальной справедливости" были использованы такие периодические источники, как:

  1. Комментарий к распоряжению Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 08.11.2007 № 8-Р "О порядке заказа, приобретения марок-пломб и опломбирования контрольно-кассовой техники на территории Московской области". О.М. Шибина, "Московский бухгалтер", № 24, декабрь 2007.
  2. Пробелы и проблемы апелляции. Е. Погосян, "Расчет", № 11, ноябрь 2007.
  3. ООН и проблема международно-правовой защиты женщин. Н.В. Кроткова, "Гражданин и право", № 11, ноябрь 2007.
  4. Административно-правовое регулирование совместительства в органах внутренних дел и проблемы противодействия коррупции. А.В. Куракин, "Российская юстиция", № 11, ноябрь 2007.
  5. Банки-2007 и проблемы управления рисками. И.Е. Смирнов, "Управление в кредитной организации", № 6, ноябрь-декабрь 2007.

Образец введения

Представленная работа посвящена теме "Рынок и проблемы социальной справедливости".

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема "Рынок и проблемы социальной справедливости" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Рынок и проблемы социальной справедливости".

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Рынок и проблемы социальной справедливости". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Рынок и проблемы социальной справедливости" определяют несомненную новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Рынок и проблемы социальной справедливости" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Рынок и проблемы социальной справедливости" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Рынок и проблемы социальной справедливости".

Теоретическое значение изучения проблемы "Рынок и проблемы социальной справедливости" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объектом данного исследования является анализ условий "Рынок и проблемы социальной справедливости".

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Рынок и проблемы социальной справедливости" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

  1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Рынок и проблемы социальной справедливости".
  2. Сказать об актуальности проблемы "Рынок и проблемы социальной справедливости" в современных условиях.
  3. Изложить возможности решения тематики "Рынок и проблемы социальной справедливости".
  4. Обозначить тенденции развития тематики "Рынок и проблемы социальной справедливости".

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы "Рынок и проблемы социальной справедливости". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов "Рынок и проблемы социальной справедливости".

В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы "Рынок и проблемы социальной справедливости".

Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития "Рынок и проблемы социальной справедливости".

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Рынок и проблемы социальной справедливости", круг вопросов и логическую схему ее построения.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

Источниками информации для написания работы по теме "Рынок и проблемы социальной справедливости" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Рынок и проблемы социальной справедливости", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Понятие социальной политики относится к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются. Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства.

Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.

Социальная политика - это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения.

Основными задачами социальной политики являются:* повышение благосостояния;* улучшение условий труда и жизни людей;* осуществление принципов социальной справедливости.

Социальная политика должна учитывать не только материальные, но и политические и духовные интересы членов общества. Основная социальная функция экономической политики заключается в обеспечении заинтересованности работников в повышении эффективности их экономической деятельности.

Социальная политика выдвигает перед экономикой следующие проблемы:* как удовлетворить социальные потребности людей;* каким образом обеспечить социально справедливое распределение благ в обществе;* как добиться того, чтобы повышение благосостояния людей происходило в соответствии с повышением эффективности общественного воспроизводства.

В направлении социальной политики принято выделять два относительно самостоятельных блока:

а) социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все сферы жизни членов общества, включая обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальной базы, охрану и укрепление здоровья населения, его образование и культуру, создание системы гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан;

б) собственно социальная политика (ее элементами являются политика в области социальной защиты и ее конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов) Способом реализации социальной политики государства является система социальной защиты и социальных гарантий.

Обычно социальная защита определяет систему мер, которые осуществляются обществом и его звеньями, по реализации общественно нормального материального и социального положения граждан.

Социальные же гарантии представляет система обязательств общества перед своими членами по определённому удовлетворению ряда их необходимых потребностей.

Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций - относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности. Важнейшими из них являются:- выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;- оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;- интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;- прогностическая;- социальная защита населения;- управление социальными процессами и др.

С помощью функций обеспечивается главная задача социальной политики - гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества.

Состояние социальной защищенности характеризуется как объективными, так и субъективными показателями.

К первым относятся реальные условия для удовлетворения жизненно важных потребностей.

Это реальная возможность социального функционирования в соответствии с условиями и нормами данного общества. Она обеспечивается как политикой доходов и заработной платы для трудоспособного населения, так и политикой льгот, дотаций, нематериальных форм помощи для уязвимых слоев населения.

К субъективным показателям относятся восприятие и оценка личностью этих реальных условий.

Это самооценка индивидов, семей и групп, ощущение ими своего социально го статуса, что в значительной мере зависит от уровня притязаний индивидов, а также от сравнения их сегодняшнего положения с положением других людей или собственным положением в предшествующий период.

Социальная защищенность должна быть показателем не только возможности удовлетворения жизненно важных личных потребностей. Прежде всего, необходимость социальной защищенности вытекает из наличия общественной потребности иметь в государстве систему законов, компенсирующих социальное несовершенство организации производства материальных благ и их распределения. Следовательно, сущность социальной защищенности состоит в законодательном обеспечении экономических, политических, социальных и иных прав, свобод и интересов граждан.

Такая трактовка данной категории имеет конституционный оттенок. И это правомерно. Но их реализация - проблема, которая должна еще решаться. Следовательно, социальная защищенность - это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека

Социальная защищенность является основой взаимодействия человека и социума, практическим воплощением социальной политики и критерием психологического самочувствия людей.

Социальная защищенность выступает как:* многомерное социальное бытие во взаимодействии экономической, политической и духовной сфер;* уровень межличностных отношений человек - общество;* качество социальных институтов.

Другими словами, это одновременно и совокупное состояние, и цель, и средство стабильного существования человека в социуме.

Социальная защищенность - не привилегия отдельных: индивидов или слоев, она должна быть образом жизни большинства населения. Вне сомнения, что уровень и качество социальной защищенности членов общества прямо зависят от уровня развития и экономической эффективности общественного производства.

Социальная защищенность, касающаяся всех и каждого в социуме, независимо от принадлежности к той или иной социальной, этнической, религиозной, половозрастной группе, имеет ряд объективных показателей.

К ним относятся:* распространяемый на всех гарантируемый минимум материального обеспечения, достигаемый, прежде всего усилиями самого человека;* взаимная ответственность общества и человека;* стабильность общества как следствие его управляемости* защищенность от экстремизма, анархии, бездуховности;* реальные, реализуемые свободы личности, ее самоопределение и самовыражение;* права на жизнь, труд, безопасность, уважение, независимость, поддержку и помощь общества в том случае, когда сам человек не справляется со своими жизненными проблемами;* умение и желание пользоваться правами и свободами, осознавать и отстаивать свои интересы;* свободный и ответственный социальный выбор как: неотъемлемое свойство личности.

В рыночной экономике возрастает роль социальной защищенности всех слоев населения, в особенности наименее обеспеченных. Система социальной защищенности включает: обязательное медицинское страхование, пенсионное обеспечение, социальное страхование, минимальные социальные гарантии, выплату пособий по нетрудоспособности, безработице, малообеспеченным и многодетным семьям, в связи с рождением ребенка, инвалидам, беженцам, детям, оставшимся без попечения родителей, дотации и льготы малообеспеченным слоям населения.

МОЖЕТ БЫТЬ, Я ВАС И УДИВЛЮ, но в целом социальная справедливость / несправедливость российского общества и государства в условиях рыночной экономики сегодня, как это ни парадоксально, по-моему, определяется тем же фактором, что и в СССР во времена плановой административно-командной системы, а именно – поддержкой и одобрением людьми справедливых социальных неравенств и стремлением людей к минимизации несправедливых социальных неравенств. Но при этом сам «перечень» существующих сейчас в России в условиях рыночной экономики социальных неравенств и их оценки общественным сознанием частично (но только частично!) другие, чем это было в СССР.

ГОВОРИТЬ и писать сейчас только о политическом и законодательном равенстве людей, о правах и свободах человека и их соблюдении применительно к будущему нашей страны - как сущности модернистского проекта в России, по-моему, уже просто невозможно.

ЧТО ЛЮДИ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ РАВНЫЕ ПРАВА перед законом, а политические права и свободы людей включают свободу политических союзов, свободу слова, свободу собраний, свободу вероисповедования, политически неангажированный и беспристрастный суд, свободные и честные выборы всех уровней власти, гуманное отношение к людям в местах заключения и т.д. и т.п., а также то, что у нас в государстве допустимо существование любых форм собственности на средства производства и государство обязано все эти требования граждан выполнять (хотя очень часто эти требования сегодня государством не соблюдаются, что остается огромной и нерешенной проблемой) уже с конца 1980-х – начала 1990-х годов является общепризнанным в российском социально-политическом дискурсе и давно решенным в теории модернистского проекта общим местом.

СЕГОДНЯ МОДЕРНИСТСКИЙ ПРОЕКТ стоит обсуждать прежде всего в плане вопроса, который не решен не только практически, как вышеупомянутые проблемы, но не решен и теоретически и даже не поставлен. Это вопрос – что именно понимается в России в условиях рыночной экономики под социально справедливым и социально несправедливым обществом и какие механизмы, обеспечивают обществу в условиях рынка социальную справедливость и минимизируют социальную несправедливость?

ПО КОНСТИТУЦИИ в соответствии с пунктом 1 статьи 7: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Пункт 2 статьи 7 Конституции говорит, что «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Есть и еще статьи в Конституции трактующие о социальной справедливости и механизмах ее обеспечения, в частности, статья 2, которая говорит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (я бы обязательно добавил к этому, что защита своих прав и свобод это еще и обязанность и право граждан), в статье 8.2 говорится: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (я бы обязательно добавил к этому, что в РФ признается и защищается только легитимная собственность, т.е. та и только та собственность, которая являются юридически законной и вместе с тем происхождение (источник) которой признается большинством общества честным и морально допустимым), в статье 8.1 говорится: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров и услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

ВЫШЕПРИВЕДЕННЫХ, а также всех остальных положений Конституции (с которыми легко познакомиться), по-моему, недостаточно для ответа на вопрос, что именно понимается в России в условиях рыночной экономики под социально справедливыми и несправедливым обществом и какие механизмы, обеспечивают в условиях рынка социальную справедливость и минимизируют социальную несправедливость?

ПОЛАГАЮ, что обеспечение норм социальной справедливости в условиях рыночной экономики означает, точнее, должно было бы означать поддержку в стране законодателями, правительством, политиками существующих и возникающих в российском обществе в ходе его экономической, политической, культурной жизни справедливых социальных неравенств и минимизацию несправедливых социальных неравенств.

Автор Юрий Самодуров

Я СЧИТАЮ ТАК ПОТОМУ, что многие мои знакомые, я сам и, как мне представляется, большинство граждан в нашей стране в общем и целом хотят видеть российское общество более справедливым. Люди достаточно остро воспринимают и переживают не только условия своей жизни, но и плохие условия жизни других людей и чувствуют несправедливость (когда встречаются с ней) не только в отношении себя, но и в отношении других. При этом некоторые социальные неравенства в условиях жизни в стране люди воспринимают и оценивают как в конечном счете социально справедливые и правильные, потому они и не вызывают неприятия, а какие-то другие социальные неравенства считают несправедливыми и неправильными поэтому недовольны ими, критикуют их, а иногда стараются изменить.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ И НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ социальных неравенств означает, по-моему, только то, что люди в массовом порядке и закономерно воспринимают и оценивают какие-то социальные неравенства – в зависимости от сферы их проявления, от тех или иных источников их происхождения и в зависимости от глубины (величины) неравенств – как нечто нормальное, естественное и справедливое или как нечто несправедливое и неприемлемое (хотя это определение и кажется тавтологией, но это не так).

НАПРИМЕР, неравенство в доходах, источник которого – добросовестный, честный интеллектуальный и физический труд разной квалификации, запатентованные изобретения и открытия большинство людей в современном российском обществе воспринимает в целом как справедливое, правильное, необходимое. Большинство россиян, как я думаю, считают справедливым и нужным, чтобы зарплата у профессоров ВУЗов была, например, в несколько раз больше, чем у менеджеров по продажам в магазинах и больше, чем у машинистов метрополитена. То, что у нас, хотя бы и в рыночной системе, часто бывает наоборот большинство российских граждан, я предполагаю, расценивают, хотя и мирятся с этим, как социальную несправедливость. Заметим, что точно так же справедливость / несправедливость данного социального неравенства оценивалась людьми и в СССР в условиях командно-административной системы.

АНАЛОГИЧНЫМ ОБРАЗОМ неравенство в доходах, источником которого является разное должностное положение в организации сотрудники этих организаций и большая часть общества сегодня воспринимают в целом как правильное и справедливое при условии, что разница в доходах в зависимости от должностного положения людей в бюджетной организации отличается не в 50 и не в 100 раз, а допустим в 5 раз у директора и инженера и в 10 раз у директора и вахтера. Таким же в точности образом справедливость / несправедливость зависящего от служебного положения социального неравенства в доходах оценивалась людьми и в СССР (иногда это тоже приводило к конфликтам. Так, когда мой знакомый очень высококвалифицированный блестящий токарь стал получать за свою работу «слишком много», т.е. больше чем директор завода, где он работал, то этому токарю приказом директора снизили расценки на выполняемую им работу).

А ВОТ В ЧЕСТНО СОЗДАННОМ и честно ведущемся бизнесе в современной России абсолютный размер доходов и разница в доходах у владельцев фирмы и ее рядовых сотрудников с точки зрения и самих сотрудников и большинства российских граждан может быть по справедливости больше, чем у сотрудников бюджетных организаций. Во сколько раз больше – это вопрос для обсуждения и договоренностей сотрудников с владельцем бизнеса и вопрос о размере прогрессивного налога для владельца этого бизнеса, но во всяком случае не во много сотен или тысяч раз, как это сегодня бывает. К нашим олигархам это неприменимо. Их на залоговых аукционах создал Кремль и, по моему мнению, их бизнес вообще не должен существовать.

СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО в доходах у людей одной квалификации живущих в крупных и маленьких городах, социальное неравенство в доступности и возможности для людей в больших и маленьких городах получить хорошую и интересную работу, хорошее образование, необходимую медицинскую помощь, социальное неравенство в возможностях людей в больших и маленьких городах увидеть новые спектакли, выставки, социальное неравенство возможностей у людей в больших и маленьких городах и селах для общения с новыми лицами и широте общения, так же как и желание людей живущих в больших и маленьких городах и селах эти социальные неравенства минимизировать и чем-то компенсировать существовало и в царской России и в СССР, существует оно и в современной России в условиях рыночной экономики по историческим, географическим, экономическим, политическим, культурным причинам.

ВАЖНО, что люди вполне определенно и закономерно и, так сказать, массово и вполне обоснованно и объективно ощущают и оценивают справедливость или несправедливость тех или иных социальных неравенств в условиях жизни в связи с происхождением (источниками) этих неравенств, их величиной и сферой их действия. Конечно, во время эпох общественного психоза, как в СССР во время коллективизации и большого террора или в нацистской Германии во время действия антисемитских законов и т.д. социально нормальные и социально правильные оценки людьми справедливости и несправедливости социальных неравенств невероятно искажаются.

НО В БОЛЕЕ МЕНЕЕ ОБЫЧНЫХ, не экстраординарных политических условиях жизни большинство людей воспринимает различные социальные неравенства в условиях жизни людей и разных групп общества вполне объективно и оценивают их по обычным человеческим и гуманистическим критериям как справедливые и нормальные либо как несправедливые и неприемлемые.

ЕЩЕ ПРИМЕР из жизни. Сегодня в российских бюджетных больницах при операциях замены суставов пациенты и их родственники должны сами покупать дорогостоящие отечественные или еще более дорогостоящие импортные протезы («железо»), стоимость которых часто превышает сто тысяч рублей, и далеко не все больные и их родственники могут их купить, хотя многие могут. Мне кажется, что такое положение дел в целом оценивается большинством людей не как социально несправедливое неравенство в доходах, а как несправедливое социальное неравенство возможностей для малообеспеченных людей получить необходимую им медицинскую помощь, гарантированную государством и как невыполнение государством своих конституционных социальных обязательств по представлению людям необходимой им медицинской помощи.

А ВОТ ЕЩЕ ОДИН ВОПИЮЩИЙ ПРИМЕР социально несправедливого и постыдного социального неравенства в медицинской сфере. С недавних пор в Москве существуют хосписы для помощи тяжело и неизлечимо больным раком людям и их семьям (хотя в эти московские хосписы больным видимо достаточно сложно попасть, даже если это необходимо, и они этого хотят), а вот во многих сравнительно крупных российских городах хосписов для помощи тяжело больных раком людям до сих пор нет и когда они будут созданы неизвестно. А это ведь тоже значимое для очень многих и неприемлемое социальное неравенство в положении больных и членов их семей и в праве на получение больными необходимой им медицинской помощи.

ВАЖНО УЧИТЫВАТЬ, что в отличие от того, что было в СССР, сегодня российское общество в целом уже принимает и допускает существование и платных клиник с более комфортными, чем в бюджетных клиниках условиями пребывания пациентов, для людей, которые могут и готовы за эти более комфортные условия платить, но при непременном условии, что уровень необходимой медицинской помощи и бюджетных (бесплатных) и в платных клиниках должен быть с точки зрения медицины одинаково высоким и при условии, что всем людям, которые не могут или не хотят лечиться в платных клиниках, государство обязано обеспечить возможность получить необходимую им медицинскую помощь в бесплатных клиниках. При этом платные и бесплатные медуслуги должны быть обязательно разведены по разным учреждениям, потому что платная медицина в рыночных условиях может и должна строиться бизнесменами как бизнес (при наблюдении со стороны государства за ее должным уровнем), а бесплатная медицина в бюджетных учреждениях и в рыночных условиях должна строится государством не как бизнес, а как общественно необходимая бесплатная социальная услуга.

В ОБЩЕМ ПЛАНЕ очень разную степень доступности для людей в нашей стране необходимой им медицинской помощи, особенно когда значимым источником этой разницы является, как это происходит сегодня, преобладающее развитие в стране платной медицины (притом не бизнесом, а государством!) и меньшее чем в СССР внимание государства к развитию бюджетной, бесплатной медицины и отставание ее роста и развития в сегодняшних рыночных условиях от платной медицины большинство российского общества (в т.ч. материально хорошо обеспеченные люди), по-моему, воспринимают такое положение дел в медицине как несправедливое и нежелательное социальное неравенство.

НОВОЕ И НЕСПРАВЕДЛИВОЕ в глазах общества социальное неравенство возникло в нашей стране в сфере организации государством высшего образования. Сегодня возможность для способных абитуриентов с высоким баллом в школьных аттестатах и хорошо сдавших экзамены в институт (там, где они есть) получить бесплатно высшее образование и поступить на бесплатное отделение (бюджетные места) для обучения в интересующем их ВУЗе в связи с постоянно идущим сокращения «бюджетных» мест в ВУЗах, по-видимому, меньше чем в СССР! Если имеющие высокий бал и хорошо сдавшие экзамены абитуриенты не проходят по конкурсу на «бюджетные» места в избранный ими ВУЗ и если у них нет средств платить за обучение, а имеющие такие же или даже более низкие баллы в аттестатах и так же хорошо или даже хуже их сдавшие экзамены абитуриенты принимаются на платное обучение, если смогут внести плату за обучение, такой порядок зачисления в ВУЗы, я думаю, расценивается самими абитуриентами и значительной частью общества как новое и весьма чувствительное и несправедливое социальное неравенство возможностей для выпускников школ получить высшее образование… Такой порядок приема на платные места в ВУЗы является рыночной имущественной социальной дискриминацией абитуриентов имеющих высокий балл в аттестате, хорошо сдавших вступительные экзамены и не прошедших по конкурсу на бесплатные места в ВУЗах.

СОЦИАЛЬНО НЕСПРАВЕДЛИВЫМ неравенством в понимании почти всего общества является, я думаю, меньший уровень зарплат учителей и врачей в бюджетных школах и клиниках в сравнении, скажем, с зарплатами бюджетных «неруководящих» категорий работников в министерствах и областных администрациях.

ПРИВЕДЕННЫХ ПРИМЕРОВ ДОСТАТОЧНО, чтобы сделать вывод, что, к сожалению, российское правительство, депутаты Госдумы и российские политики не ставят своей задачей (ее нет даже в общественно-политическом дискурсе) минимизировать вышеназванные и многие другие существовавшие в СССР, продолжающие существовать сегодня и новые появившиеся в условиях рыночной экономики в постсоветской России несправедливые – с точки зрения большинства общества – социальные неравенства в важных и чувствительных для людей сферах жизни. И депутаты, и правительство вместо этого просто время от времени говорят о необходимости повысить зарплаты разным категориям бюджетных работников и даже повышают их время от времени сотрудникам силовых структур и органов власти.

РАДИ ОБЪЕКТИВНОСТИ следует отметить, что предоставление московским правительством пенсионерам – жителям Москвы бесплатных проездных билетов на проезд в городском транспорте и подмосковных муниципальных автобусах даже в контексте постоянного роста стоимости билетов на проезд в московском транспорте для всех не имеющих льгот москвичей воспринимается и пенсионерами и, думаю, большинством жителей Москвы как социально справедливое неравенство в этой сфере, поскольку московский транспорт дорог, а пенсии невелики (в СССР эта проблема решалась по-другому, проезд в московском транспорте стоил «пятачок» и целом был доступен для всех). Но вот отмена бесплатного проезда в московском транспорте для пенсионеров из Московской области, ими и большинством населения Москвы и Подмосковья воспринимается, я думаю, как социально несправедливая мера и как несправедливое социальное неравенство возможностей московских и подмосковных пенсионеров, тем более что московские пенсионеры имеют право на бесплатный проезд в муниципальных автобусах в Подмосковье.

МНЕ ДАВНО ХОТЕЛОСЬ и хочется, чтобы предложения о способах поддержки справедливых и минимизации несправедливых социальных неравенств в условиях рыночной экономики в нашей стране стали в глазах избирателей важной и необходимой частью дискуссий и программ политических партий и кандидатов в президенты. Мониторинг социальных неравенств различного происхождения, разного масштаба и желание понять – какие именно из социальных неравенств какие именно социальные группы и какая часть всего российского общества считают социально справедливыми и почему, а какие не справедливыми и почему, и задача поддержки справедливых и минимизации несправедливых социальных неравенств, уже давно должны были бы стать постоянным предметом исследований социологов и политологов, общественных дискуссий, забот правительства, споров депутатов Госдумы, споров, договоренностей и компромиссов думских фракций, политических партий, профсоюзов друг с другом и с государством.

НО НИЧЕГО ЭТОГО НЕ ПРОИСХОДИТ. Потому, думаю, и стали не нужны и не интересны после 1991 года большинству избирателей демократические и либеральные политики и общественные деятели предыдущей горбачевской эпохи середины – конца 1980-х годов, а сегодня и новые оппозиционные Путину политики и общественные деятели, почти все они «забыли» о важнейшей для избирателей политической, экономической, культурной и социальной проблеме и задаче социальной политики – поддержке справедливых и минимизации несправедливых социальных неравенств в обществе.

В ОТЛИЧИЕ ОТ ВСЕХ ПОСЛЕГОРБАЧЕВСКИХ руководителей нашей страны, руководители советского государства ясно представляли себе, что такое справедливое общество, что значит социальная справедливость и какими образом ее следует в СССР обеспечивать. Проблема заключалась в том, что реализация этих представлений требовала резкого ограничения политической, экономической, идеологической, религиозной свобод советских граждан. Но надо понять и признать, что потребность множества людей в более социально справедливом обществе и государстве, чем то, что мы имеем сегодня, оказалась так велика, что много наших сограждан уже говорят, что лучше снова ограничить условия политической, экономической, идеологической и религиозной свободы, чтобы вновь сделать наше общество более социально справедливым. Пусть эти надежды фикция и самообман, но само стремление российских граждан к социальной справедливости не фикция и не самообман, оно реально и сильно.

ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ В ГОРБАЧЕВСКУЮ ЭПОХУ деятелями культуры – «прорабами перестройки», правозащитникам и неформалами поддержанной Горбачевым идеи, лозунги, общественного требования – признать соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства, объявить их высшей ценностью и разрешить постепенно развивать рыночные отношения – безусловно, было громадным достижением и шагом вперед по сравнению с советской эпохой.

РАСЧЕТ ЕЛЬЦИНА, ГАЙДАРА, ЯСИНА и поддержавших их общественных деятелей и гражданских активистов (вышедших на общественную арену еще при Горбачеве), а также и сегодняшних принципиальных политических противников Путина на то, что реализация прав и свобод человека и принципа обязательности защиты их государством (ст. 2 Конституции), и реализация закрепленных в Конституции условий существования рыночной экономики (ст. 8, 9, 34, 35, 36, 37) постепенно все в нашей стране «автоматически» поставит на правильное место и обеспечит создание более свободного, более процветающего, а вместе с тем и более социально справедливого, чем в СССР общества, оказался ошибкой и не оправдался.

НЕ ОПРАВДАЛСЯ ЭТОТ РАСЧЕТ, по-моему, главным образом, по двум причинам. Во-первых, почти все, кто получил после 1991 года возможность распоряжаться природными, финансовыми и иными материальными ресурсами страны и общества, включая власть, исповедовали и исповедуют принцип «своя рубашка ближе к телу» (многие называют это коррупцией, злоупотреблением служебным положением, рэкетом, пофигизмом или как-то еще). Во-вторых, у людей, стоявших после 1991 года у руля государственной власти и всех российских, в т.ч. оппозиционных политиков, м.б. за исключением Явлинского, до сих пор нет (в отличие от руководителей СССР) определенных, представлений о том, каковы условия и требования социальной справедливости и какими механизмами обеспечивается социальная справедливость общества и государства в условиях политической, идеологической и экономической, культурной свободы.

ПИСАЛ И ГОВОРИЛ я об этом много раз и по разным поводам. В частности, в опубликованных в интернете статьях: «Почему народ не верит антисталинистам?», «Почему мы не там, где надо?», «Честно о Ходорковском и реформе конституции».

В НАЧАЛЕ 2000-х годов я попытался сделать исследования и поддержку справедливых и минимизации несправедливых социальных неравенств в нашей стране одним из постоянных и значимых направлений в работе Сахаровского центра. Я хотел, чтобы Музей и общественный центр «Мир, прогресс, права человека» имени Андрея Сахарова постепенно стал методическим и общественным центром этой деятельности. В 2003 году Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова выпустил объемный сборник статей «Справедливые и несправедливые социальные неравенства в современной России» том I, для подготовки и издания которого нами был получен грант от Фонда Мак-Артуров для реализации этой идеи и приглашена в качестве научного руководителя и организатора авторского коллектива известный ученый, доктор наук.

САМА ИДЕЯ необходимости перейти от советской уравнительной системы к системе поддержки справедливых и минимизации несправедливых социальных неравенств как метода поддержки условий социальной справедливости в обществе в условиях политической свободы пришла мне в голову в самом начале перестройки в 1986 году (я пошел тогда работать на кафедру экономики в НИСе МГРИ, где поставил – и мне ее разрешили – тему «Развитие демократических начал в управлении трудовым коллективом» – характерная черточка того времени!) в декабре 1986 года во время командировки в Новосибирск в лабораторию знаменитой Т.И.Заславской. Саму Заславскую я тогда не видел, ее в это время не было в Новосибирске, но познакомился с ее соратником И.В.Рывкиной. В 2002 году я пригласил И.Рывкину стать научным руководителем и собрать авторский коллектив книги «Справедливые и несправедливые социальные неравенства в современной России», рассказав ей о своей идее, которую она одобрила и приняла.

К СОЖАЛЕНИЮ, эта вымечтанная мной книга оказалась, на мой взгляд, крайне неудовлетворительной, о чем я и написал в ее предисловии… Проблематику существования социальных неравенств в современной России и оценку их разными социальными группами как справедливых либо несправедливых почти все авторы вошедших в вышеназванную книгу статей не связали аналитически и фактологически с источниками происхождения и существования ряда существующих в стране и описанных ими социальных неравенств. Авторы книги также не разделили аналитически две принципиально разные с точки зрения их восприятия и оценки людьми «предметные» области существующих в России социальных неравенств. Дело в том, что социальные неравенства в бытовых, культурных и материальных условиях жизни и работы граждане современной России при определенных условиях могут воспринимать как справедливые. Например, большинство людей считают социально справедливой существующую, если она не слишком велика, разницу бытовых условий жизни в городе и деревне, существующую, если она не слишком большая, разницу в зарплате у людей одной квалификации в городе и селе и т.д.. А вот сколько-нибудь заметные социальные неравенства в реализации прав на беспристрастное правосудие, на получение необходимой медицинской помощи, на получение высшего образования, на реализацию политических прав и свобод воспринимаются, по-моему, практически всеми находящимися в неравных условиях людьми и почти всеми социальными группами за исключением «кремлевской» и прикормленной «околокремлевской» и большинством нашего общества очень остро и только как социально несправедливые, какими бы ни были источники неравенств в возможностях реализации этих прав.

В РЕЗУЛЬТАТЕ авторами упомянутого сборника статей не была, к сожалению, разработана методика выявления, мониторинга справедливых и минимизации несправедливых социальных неравенств в современной России в рыночных условиях, без чего невозможна системная и разумная поддержка существующих справедливых и минимизации несправедливых социальных неравенств в нашей стране.

ЭТА ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ ЗАДАЧА и проблема российского модернистского проекта, к моему удивлению, до сих пор не обсуждается и не вызывает интереса у политологов, социологов, политиков, профсоюзных и гражданских активистов, депутатов, а также руководства страны…

Реферат *

330руб.

Описание

Целью данной работы является рассмотрение экономической эффективности и социальной справедливости рыночной экономики
Задачи работы:
1. Рассмотрение понятий рыночная экономика и социальная справедливость;
2. Дать общую характеристику рыночной экономики
3. Сделать определенные выводы
...

Введение

В процессе длительной эволюции во всех странах мира утвердилось господство рыночной экономики как основной и наиболее эффективной формы ведения хозяйства. Ее основу составляет товарное производство. Под ним понимается производство продуктов отдельными, частными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного какого-либо продукта, поэтому для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке, их обмен.
В длительной экономической эволюции «сотворение» рынка произошло вследствие поиска людьми решения извечной экономической дилеммы: «редкие, ограниченные ресурсы - неограниченные потребности человека в разнообразных благах».Ограниченность ресурсов

Фрагмент работы для ознакомления

Поэтому не случайно, что в учебниках по экономике основное внимание уделяется анализу особенностей и закономерностей рыночной экономической системы. Чтобы разобраться в деталях функционирования рыночной экономики, необходимо понять главную особенность этой системы. Рыночная экономика - это такая экономическая система, в которой фундаментальные экономические проблемы - что, как и для кого производить - решаются главным образом через рынок, в центре которого находится конкурентный механизм формирования цен на продукты и факторы производства. Цены формируются в результате взаимодействия спроса на продукцию и предложения продукции. Именно цены на рынке указывают, что производить и какие ресурсы использовать.Понятие рынка является исходным понятием в теории рыночной экономики. Рынок представляет собой систему отношений между продавцами и покупателями, при помощи которых они вступают в контакт по поводу купли-продажи товаров или ресурсов. Эти контакты между продавцами и покупателями предполагают какие-то соглашения между ними, в соответствии с которыми осуществляется обмен по установленной цене. При обмене происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой собственности, то есть взаимная передача прав собственности. На рынке в ходе обмена происходит общественная оценка произведенных благ. Если производитель продал свой товар, то его труд и другие затраты признаются обществом как отвечающие потребностям общества. Именно на рынке производители вступают в контакт между собой, рынок их объединяет, устанавливает связи между ними. В широком смысле слова рынок - это социальный механизм, осуществляющий связь между производителями, между производителями и потребителями благ и ресурсов.В качестве производителей и потребителей на рынке могут выступать различные экономические агенты, или субъекты, рынка. Экономические агенты - это участники рыночных экономических отношений, обладающие собственностью на факторы производства и принимающие экономические решения. Основными экономическими агентами являются домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство. Положение каждого экономического агента зависит от его собственности на ресурсы. Например, если экономический агент обладает лишь собственной рабочей силой, то его возможности влиять на организацию производства и распределение доходов незначительны. Если же участник рынка владеет как своей рабочей силой, так и денежным капиталом, то у него значительно больше возможностей организовать и управлять предприятием и распределять доходы.Домашние хозяйства как экономические агенты принимают решения, главным образом, о потреблении благ, необходимых для поддержания жизнедеятельности членов семьи. В качестве домашнего хозяйства могут выступать как семья, так и индивид, если он живет отдельно и ведет собственное хозяйство. В конечном итоге все экономические ресурсы принадлежат домашним хозяйствам, но они распределены крайне неравномерно между ними. Абсолютное большинство домашних хозяйств владеют и распоряжаются рабочей силой. В рыночной экономике рабочая сила является главным товаром, создаваемым в рамках домашнего хозяйства и предлагаемым на рынке факторов производства. Получая доходы от продажи своих ресурсов, домашние хозяйства принимают решения о распределении ограниченных доходов для приобретения различных потребительских благ. Главный экономический интерес домашних хозяйств состоит в том, чтобы максимизировать полезность приобретаемых благ. Выбор потребительских благ домашними хозяйствами формирует спрос в рыночной экономике.Предприятие, или фирма, - это экономический агент, принимающий решения о производстве благ на продажу с использованием ресурсов, приобретаемых на рынке. Производимые блага - это и материальные блага и услуги, поэтому когда речь идет о предприятии, то имеют в виду и чисто производственные предприятия, и торговые, и финансовые, и обслуживающие. В длительном историческом процессе возникновения и развития рыночной экономики производство благ отделилось от домашних хозяйств и стало осуществляться на предприятиях. Главный экономический интерес предприятия состоит в том, чтобы максимизировать прибыль. Другими экономическими мотивами деятельности предприятий могут быть максимизация продаж, увеличение доли на рынке, удержание монопольных позиций на рынке, стабильный экономический рост, увеличение рыночной стоимости предприятия. Решения предприятий об объеме и структуре производства формируют предложение на рынке.Государство как экономический агент, а точнее правительство, принимает решения о перераспределении благ, производимых в частном секторе, и о производстве так называемых общественных благ. К последним относятся блага, потребляемые совместно, например почта, общественная безопасность, образование, общественное здравоохранение. Перераспределение производимых благ государство может осуществлять, например, с целью помощи инвалидам и безработным. Экономические интересы государства отражают интересы общества в целом. Важнейшими из них являются поддержание экономического роста для удовлетворения растущих потребностей общества, повышение эффективности национальной экономики и ее конкурентоспособности на мировом рынке.Экономические агенты действуют в разных условиях, на разных рынках, отличающихся по месту их расположения и по широте охвата, по объекту купли-продажи, по тому, как там устанавливаются цены и т. д. Соответственно можно выделить следующие основные формы рынков: по широте охвата это локальные, национальные и международные рынки; в зависимости от объекта купли-продажи это рынки товаров и услуг и рынки ресурсов (рынок труда, капитала, земли, предпринимательских способностей); по способу установления цен это рынки с заранее установленными ценами и рынки, где цены устанавливаются в процессе купли-продажи; по форме организации это рынки, требующие личного контакта или не требующие контакта.Информацию о том, что производить и каким способом, в рыночной экономике предоставляют цены. С их помощью выявляются общественные потребности и ограниченные ресурсы общества направляются туда, где эти ресурсы могут быть использованы наилучшим способом. Если попробовать в самом общем виде представить себе рыночный экономический механизм, то есть каким способом рыночная экономика решает фундаментальные экономические проблемы общества, то это будет выглядеть следующим образом.Что производить? Речь идет, о том, какие продукты лучше всего будут удовлетворять многочисленные потребности общества и сколько их нужно произвести. Потребности общества выражаются в спросе на тот или иной товар, а масштабы спроса определяются тем, сколько люди могут заплатить за разные товары. Будут покупаться те продукты, цена и качество которых удовлетворяют потребителей. С другой стороны, объем произведенных товаров и их ассортимент выражаются в предложении товаров. Производители будут производить те товары, цена на которые возмещает им затраты на производство и приносит прибыль. Во взаимодействии спроса и предложения формируются цены на товары. Потребительский спрос играет важнейшую роль при определении того, что и сколько производить. Потребители «голосуют рублем». Если в пользу данного продукта отдано достаточно голосов, чтобы обеспечить прибыль предприятиям, то они будут его производить. При повышении потребительского спроса прибыль увеличивается, что служит сигналом для расширения производства. И, наоборот, если потребительский спрос уменьшается, то прибыль снижается и производство начинает сокращаться.Как производить? Другими словами, какие ресурсы и какую технологию надо использовать при производстве той или иной продукции? В рыночной экономике производство осуществляют те предприятия, которые применяют наиболее эффективную, то есть наиболее выгодную, технологию. Эффективная технология предполагает выбор таких ресурсов, цены на которые относительно низкие. Если в стране существует нехватка капитала, чтобы купить дорогое оборудование, но вместе с тем есть дешевая рабочая сила, то выбирается трудоемкая технология. Таким образом, цены на ресурсы, в данном случае стоимость оборудования и уровень заработной платы, дают основание для решения проблемы, как производить.Для кого производить? То есть, как произведенная продукция должна быть распределена между членами общества? В принципе продукция распределяется между потребителями в соответствии с возможностями потребителей заплатить за нее рыночную цену. Эти возможности, в свою очередь, определяются доходами потребителей. А денежные доходы зависят от количества и качества ресурсов (от количества и качества труда, капитала, земли, предпринимательского таланта), которые домохозяйства поставляют на рынок ресурсов. В обмен на поставляемые ресурсы домохозяйства получают доходы. Величина дохода непосредственно зависит от цен на ресурсы. Это значит, что цены на ресурсы в конечном итоге определяют как доход, так и количество продукции, которое получает потребитель при распределении произведенного общественного продукта. Что купит потребитель, зависит от цен на товары и услуги, другими словами, цена продукта играет ключевую роль в определении ассортимента товаров и услуг, которые получит потребитель.Таким образом, роль цены в рыночном экономическом механизме весьма значительна, цены (1) выявляют общественные потребности, (2) сигнализируют о том, что производить и в каких количествах, (3) передают информацию о том, какая технология является наиболее эффективной, (4) определяют механизм распределения общественного продукта, (5) влияют на масштабы и структуру потребления людей.Вместе с тем, надо иметь в виду, что процесс возникновения и развития рыночной экономической системы длительный это процесс. В истории экономически развитых стран он занял не одно столетие. В этом историческом процессе развиваются условия, или предпосылки для возникновения и развития рыночной экономики. Важнейшими из них являются общественное разделение труда и специализация, развитие частной собственности на средства производства, личная заинтересованность производителей и собственников, свобода выбора и свобода передвижения факторов производства, государственное вмешательство в экономику, нравственность, нормы которой выработаны человечеством.1. Фундаментальным условием возникновения и развития рыночной экономики является общественное разделение труда и специализация. Они повышают производительность труда, ведут к появлению излишков продукции и тем самым ведут к развитию товарного хозяйства и рыночного обмена.2. Для нормального функционирования рыночной экономики необходимо развитие частной собственности на средства производства. Общественное разделение труда и специализация, вызывая обособление производителей, также стимулируют процесс развития частной собственности. Частная собственность является господствующей формой собственности в рыночной экономике. Она выступает в форме индивидуальной частной собственности и корпоративной (акционерной) частной собственности. Вместе с тем, в странах с развитой рыночной экономикой большую роль играют государственная, смешанная и кооперативная собственность, а также собственность общественных организаций.3. Частная собственность формирует новые стимулы к повышению производительности труда, к совершенствованию технологии и организации производства. Появляется личная заинтересованность производителей и собственников в более эффективном размещении и использовании принадлежащих им ресурсов. Она проявляется различными способами, в частности, собственники рабочей силы стремятся заработать большую зарплату, собственники денежного капитала - получить больший процент, предприниматели - большую прибыль, потребители - приобрести больше за меньшую цену.4.

Список литературы

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абалкин Л. Неиспользованный шанс - Изд. «Политиздат», М., 2013.
1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / Пер. с англ. – 4-е изд. – М.: Дело ЛТД, 2011.
2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 2012.
3. Лившиц А. Я. Введение в рыночную экономику. М., Станкин, 2011 г.
4. Маневич В. А. О закономерностях становления рынка. Вопросы экономики, 2014 г., № 3.
5. Мясникович М. В., Никитенко П. Г. К вопросу об устойчивом социально-экономическом развитии Беларусь в контексте цивилизационного подхода. Мн., 2014.
6. О коренной перестройке управления экономикой. Сборник нормативных документов, изд. «Политиздат», М., 2013
7. Переход к рынку: борьба мнений. М., Наука, 2013 г.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Рыночная экономика и социальная справедливость

История экономического развития общества показывает сложную комбинацию между понятиями «экономика» и «социальное равенство». На начальных этапах эволюции хозяйственный прогресс в обществе в значительной мере был связан с резко выраженным неравенством, несправедливостью , давлением одних слоев населения на другие.

Исторически первые крупные шаги в социальной области были предприняты в Западной Европе лишь в конце XIXв. Пионером выступила Германия. По указанию рейхсканцлера О. Бисмарка в 1883, 1884, 1889 гг. введены страхование работников от несчастных случаев, выплаты по болезни, пенсии по старости и инвалидности.

Проявлением тенденции к определенному социальному выравниванию в наиболее развитых странах следует считать формирование во второй половине XX в. Так называемого среднего класса. К данному социальному слою относят ту часть населения, которая имеет стабильный и относительно высокий уровень доходов. Средний класс в Казахстане составляет примерно 70% всего населения.

Таким образом, рыночная экономика по своей природе олицетворяет две противоположные тенденции: формирование имущественного неравенства, с одной стороны, и определенное социальное выравнивание – с другой. По отношению ко второму феномену имеется два объяснения:

1. Рынок по своей природе есть форма компромисса между его участниками. Они – самостоятельны, противостоят друг другу (поскольку имеют противоположные интересы), но в то же время зависят друг от друга. Их интересы могут реализоваться только в результате обоюдного, встречного удовлетворения потребностей.

2. На продвинутой ступени развития, при насыщенности рынка и жесткой конкуренции участники сбыта заинтересованы в высоких доходах потребителей. На начальном этапе, в условиях относительного товарного дефицита, такого интереса у продавцов не было. Конкуренция была на стороне спроса, а не предложения.

В то же время следует учитывать: рынок никогда не дает полного равенства. Обусловлено это следующим:

Персональные участники рынка всегда различаются между собой (по знаниям, умению или способностям);

На продвинутой фазе своего развития рынок, как мы отметили, достигает условий определенного социального равенства. Однако в рамках этого положения продолжается естественное стремление каждого участника к своему личному выигрышу.

Итак, рынок обеспечивает предпосылки для определенного социального равенства.

Методы социальной коррекции рынка. Пробелам рынка, связанным с социальной сферой, общество стремится противопоставить целенаправленные действия. Они заключаются в первую очередь в разработке определенных принципов

(схема 1 ).

Стремление общества к выработке обстоятельных социальных программ не проходило гладко. В целом сложились два варианта данного подхода: эволюционный и радикальный. В ходе исторического развития свою эффективность показал именно эволюционный путь

Схема1

Контрасты социальной политики, осуществляемой эволюционным и радикальными методами, содержали в основе глубинные теоретические расхождения. Если радикализм строился на концепциях марксизма и национал-социализма, то эволюционный путь базировался на теории благосостояния – составном элементе неоклассики.

Исходной задачей в данных теоретических построениях было не столько выявление целевых задач правительства, сколько – определение условий, при которых рыночный процесс распределения (благ, ресурсов, доходов) осуществляется наиболее рациональным образом. Другими словами, речь шла о нахождении критериев, которые могли обеспечить достижение оптимума в использовании ресурсов и благ, что в конечном счете обеспечивало рост благосостояния нации.

Доходы в обществе и социальная обеспеченность

Социальное равенство определяется прежде всего системой доходов. Они представляют собой совокупность всех получаемых человеком финансовых средств, необходимых для оплаты материальной стороны своей жизни. Доходы являются, как правило, результатом экономической деятельности.

Среди экономических данных, характеризующих социальную обеспеченность, видное место занимает показатель уровня жизни.

Его использование возможно в более узком и более широком смысле. В первом случае понимается потребление материальных благ: продуктов питания, промышленных товаров, жилья (прежде всего – на душу населения).

Более широкое понимание названной категории предполагает выход на такой термин, как «качество жизни» . Данный показатель имеет обобщенный характер. Введение его в научный оборот связано с процессом более зрелого понимания обществом смысла человеческого существования.

Социальная дифференциация: причины, показатели

Доходы населения любого общества всегда дифференцированы. Существует множество факторов, определяющих расхождение в уровнях жизни.

С развитием общества глубина дифференциации проявляет следующую динамику: на первоначальном этапе рыночного развития дифференциация неизбежно увеличивается. На зрелой фазе она уменьшается благодаря социальной политике государства.

Для измерения степени дифференциации в доходах используют графический показатель, получивший название кривой Лоренца

Данный график представляет собой графическое изображение двуч величин: градации населения на равные группы по численности и распределения доходов между этими группами населения. Методически условно (для простоты и наглядности) в общей совокупности населения выделяют пять групп (каждая при этом составляет 20% от общей численности). Сумма получаемых доходов тоже условно делится на такие же процентные распределении благ данная зависимость выглядит как биссектриса. Однако такая прямая линия – лишь потенциальная возможность.

В реальной жизни доходы никогда не распределяются строго равномерно. Истинная картина распределения графически проявляется в виде прогнутой вниз линии. Эта изогнутость означает, что первые две группы населения (в данном графике группы разделены в зависимости от объема доходов: вначале приведены получающие относительно низкие доходы, затем – доходы среднего уровня и, наконец, - высокооплачиваемые) получают относительно небольшую часть от общей суммы доходов.

Помимо графического показателя принято использовать и цифровой, децильный коэффициент (соотношение доходов 10% населения, получающих наибольший уровень доходов, и 10% населения с наименьшим уровнем доходов).

Еще один показатель – индекс Джинни. Его задача – отразить степень концентрации доходов.

В качестве примера приведем информацию о характере дифференцирования доходов в Казахстане

Распределение доходов в Республике Казахстан за 2008 год

В 2008 году по сравнению с предыдущим годом доля населения, имеющая доходы ниже величины прожиточного минимума, уменьшилась до 12,1%, относительно стоимости продовольственной корзины – до 1,2% (в 2007 году составляли соответственно 12,7% и 1,4%). Сокращение доли бедного населения сопровождается снижением глубины и остроты бедности, в 2008 году относительно предыдущего года глубина и острота бедности уменьшились на 0,1 процентных пункта.

Уменьшение в 2008 году коэффициента Джини и коэффициента фондов по сравнению с 2007 годом говорит о некотором снижении дифференциации доходов населения.

Показатели бедности в Республике Казахстан

(в процентах)

Распределение доходов, использованных на потребление,
по 20% (квинтильным) группам населения

Среднемесячный доход на душу населения в интервале, тенге Доля дохода населения по квинтильным группам,
в процентах
первая вторая третья четвертая пятая первая вторая третья четвертая пятая
2007 7057 10371 13592 18110 33491 8,54 12,55 16,45 21,92 40,54
2008 8992 12680 16329 21543 37892 9,23 13,01 16,76 22,11 38,89

Направления социальной политики в развитой рыночной экономике

Необходимость социального баланса. В условиях наличия неравенства доходов перед государством стоит задача: определенное сглаживание этой разницы между слоями общества. В такой направленности заложен социально-экономический смысл. Он имеет два аспекта. Один связан с чисто моральными соображениями (нравственные, духовные, религиозные основы), другой – с прикладной, прагматической стороной жизни. Государству как институциональному органу управления хорошо видно, что успех экономического развития во многом определяется атмосферой социальной удовлетворенности в обществе.