Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группы на тему: Звуки,. Буква «Л» «Наш гость Лунтик

  • Дата: 16.04.2024

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группы на тему: Звуки [Л], [Л"]. Буква «Л» «Наш гость Лунтик»

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

  1. Познакомить с согласными звуками [Л] , [Л"] .
  2. Закрепить умение давать артикуляционную и акустическую характеристику звука.
  3. Продолжать учить определять позицию звука в словах.
  4. Познакомить с буквой «Л» .

Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие фонематического слуха, внимания, памяти;
  2. Развитие общей моторики и тонких дифференцированных движений пальцев рук.
  3. Совершенствование грамматического строя речи;
  4. Закреплять понятие «звук» , «буква» , «гласный, согласный звук» , «мягкий – твердый» .
  5. Воспитание навыков самоконтроля за правильным звукопроизношением в самостоятельной речи.
  6. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом.

Воспитательные: воспитание доброжелательности, отзывчивости, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности и инициативности.

Оборудование: Ноутбук, телевизор, слайдовая презентация, схемы для составления предложений, предметные картинки, карточки для звукового анализа слова «ЛУНА» , игра «Чья? Чей?»

I. Организационный момент.

Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришел необычный гость. А кто мы узнаем, если отгадаем загадку.

Я родился на Луне,
Оказался на Земле,
Много здесь завёл друзей,
Чтоб жилось мне веселей.

Про меня есть мультик,
А зовусь я…
- ЛУНТИК!

Вы все знаете историю о Лунтик. Лунтик упал на землю, и на земле у него появилось много друзей. Все друзья Лунтика ходят в лесной садик, где узнают много нового и интересного.

Лунтик тоже хочет многому научиться, поэтому он пришел к нам.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

Ребята, скажите, какой первый звук в слове «Лунтик» ? (Звук [Л] )

При произнесении звука [Л] - губки в улыбке; зубки сближены; кончик языка поднят за верхние зубки; воздушная струя встречает преграду.

[Л] ?

2. Характеристика звука: звук [Л] согласный (язычок создает преграду воздуху) , твердый, звонкий, обозначакм фишкой синего цвета.

Звук [Л] имеет младшего братца звук [Л"] .

Что мы можем сказать о звуке [Л"] ?

Звук [Л"] согласный, мягкий, звонкий – обозначаем фишкой зеленого цвета.

4. Закрепление звуков в изолированном виде.

Большой самолет летит и гудит: [лллллл: ] (Дети произносят звук [л] громко) .

Маленький самолет летит и гудит: [льльльльльль: ] (Дети произносят звук [л"] тихо.)

5. Игра: «Светофор»

Я буду произносить слова, а вы когда услышите слово со звуком [Л] , поднимите синий сигнал светофора, а если услышите звук [Л"] , поднимите зеленый сигнал светофора.

Ласка, ложка, пила, лев, дом, кошка, стол, башня, полка, лес, окно, Лиза...

6. Игра: «Доскажи словечко»

звуком [Л] : сто..., сту..., осё…, дяте…, уко...,
слогом ЛА: пол…; иг…; кук…; ю…; пи..., ска..., ма...;
слогом ЛЫ: сто..., дят…; ска..., пи..., шко..., шпа...
7. Игра «Составь слово»

Ребята, я вам буду бросать звуки, а вы должны составить из них слово и вернуть мне:

Л У К (ЛУК) , С Т У Л (СТУЛ) , Ю Л А (ЮЛА) , Л" Е В (ЛЕВ) , С Т О Л (СТОЛ) , В О Л К (ВОЛК) ,

8. Определение позиции звука в слове:

Ребята, на столах у вас картинки, вы должны определить место звуков [Л] - [Л"] , в словах (начале, середине или в конце слова) .

Если в вашем слове звук [Л] , фишку, какого цвета возьмете?

А если звук [Л"] ?

Предметные картинки: будильник, волк, лиса, лось, олень, телевизор, малина, слон, дятел.

9. Игра «Один – два - пять» (С мячом)

Ребята, назовите диких животных, в названии которых есть звуки [Л] - [Л"] . (Лиса, волк, белка, слон, лев, олень, лось и т.д.) .

Одна лиса – две лисы – пять лис;

Волк, белка, слон, лев, олень, лось.

10. Физкультминутка «По дорожке»

По дорожке шли, шли
Много камешков нашли
Пришли, собрали
И дальше пошли

(Дети выполняют движения со словами)

11. Игра «Чья морда? Чей хвост?»

Логопед показывает детям картинку с изображением хвоста или морды и просит назвать: «Чья морда? Чей хвост?»

Лиса – лисий хвост – лисья морда;

Волк, олень, белка.

12. Игра «Зашифрованное слово»

Ребята, чтобы угадать, какое слово «зашифрованно» необходимо соединить первые звуки названий предметов, которые изображенны на слайде.

Ласточка, улитка, ножницы, аквариум. ЛУНА

13. Звуковой анализ слова ЛУНА

Скажите слово ЛУНА так, чтобы услышали первый звук, назовите его.

Какой второй звук в слове ЛУНА?

Что вы можете сказать об этом звуке?

Почему он гласный?

Какой третий звук в слове ЛУНА?

Что вы можете сказать об этом звуке?

Какой последний звук в слове ЛУНА?

Сколько звуков в слове ЛУНА?

Сколько слогов в слове ЛУНА?

Почему? (ответы детей)

А мы знаем, сколько гласных звуков столько и слогов в слове.

Назовите первый слог? Второй?

Сколько звуков в первом слоге? Во втором?

14. Составление предложений со словом ЛУНА.

Придумайте предложение со словом ЛУНТИК или ЛУНА.

Из чего состоит предложение? (Из слов) .

Как пишется первое слово в предложении? (С заглавной буквы) .

Что ставится в конце предложения? (Точка)

Составление детьми предложений.

Дети выбирают понравившееся предложение и составляют схему предложений.

15. Знакомство с буквой «Л» .
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш
В. Степанов

16. Построй по стихотворению.

Ладони вверх направим,

Под углом соединим.

Это построенье

В букву превратим.

17. На что похожа буква «Л» ?

18. Чтение слогов и слов.

19. На сюжетной картинке найдите слова со звуком [Л] , [Л"] .

III. Итог:

Молодцы! Лунтик многому научился у вас, вы стали ему друзьями, но ему пора возвращаться домой. С какими звуками познакомились? Что вы можете сказать об этих звуках? Ребята, если на занятии вам было все понятно и интересно, покажите зеленый смалик, если что – то не поняли и было скучно, то покажи желтый смалик.

Список используемой литературы:

  1. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР, Москва 1998.
  2. Пожиленко Е.А, Волшебный мир звуков и слов. М., Владос, 1999г.
  3. Смирнова Л.Н., «Логопедия» (играем со звуками) , Москва, 2006.
  4. Ткаченко Т., Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. С.-П., Детство-Пресс, 1998г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

начальная школа детский сад «Ивушка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по обучению грамоте «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л.»

Лексическая тема: День Защитников Отечества

для детей подготовительной группы

подготовила учитель-логопед

Мельникова Наталья Ивановна

г. Новый Уренгой

2013

ЦЕЛЬ: Познакомить детей со звуками Л, Ль, и буквой Л. Активизировать словарь по лексической теме «День защитников Отечества».

ЗАДАЧИ: Образовательные:

    Познакомить детей с механизмом образования и характеристикой звуков [л] — [л’], буквой ЭЛ;

    Формировать умение различать звуки [л] — [л’] по акустическим и артикуляционным признакам;

Коррекционно-развивающие:

    Развивать фонематическое восприятие;

    Развивать артикуляционную и мелкую моторику;

    Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;

    Активизировать речевую деятельность детей по теме «День защитников Отечества»

    Отработать навык подбора синонимов;

    закрепить правильное произношение звуков [л] — [л’] в слогах и словах.

Воспитательные:

    Воспитывать чувство патриотизма и чувство гордости за Российскую армию.

    Формировать желание быть сильными, смелыми, храбрыми и отважными.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто услышит свое имя…….

2. Артикуляционная гимнастика (проводится перед зеркалом):

«Улыбочка» — Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок»
— Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

«Улыбочка-хоботок» — попеременно

Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!


«Качели»

— Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку,

А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.

«Вкусное варенье»

— Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык широкий, боковые края языка касаются углов рта).

Губка верхняя в варенье Ах, неаккуратно ел. Вот облизывать придётся Будто нету других дел.


«Маляр»

— Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком мазок.
Сделано немало, кисточка устала.


«Лошадка»

— Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет!

3. Знакомство с новой темой.

Скажите, какой праздник мы отмечали 23 февраля? (день Защитников Отечества)

Кто такие Защитники Отечества? (люди, которые защищают Родину: солдаты, пограничники, летчики…)

Какими качествами должны обладать эти люди? (смелость, ловкость, храбрость, сила).

Кто самый внимательный и скажет мне, какой звук есть в каждом слове: СИЛА, ЛОВКОСТЬ, СМЕЛОСТЬ (звук Л)

Кто догадался, с какими звуками мы сегодня будем знакомиться? (звук Л)

Характеристика Звука: Согласный, Звонкий, Может быть твердым, может быть мягким. (большой самолет летит ЛЛЛЛЛЛЛ, Маленький — ЛЬЛЬЛЬЛЬЛЬЛЬ)

Где находится язык, когда мы произносим звуки Л, ЛЬ? (за верхними зубами)

Знакомство с буквой Л.

4. Развитие фонематического слуха:

Повторить звук Л(ЛЬ) столько раз, сколько я топну ногой, хлопну в ладоши, кивну головой, стукну рукой…)

Повтори слоги (отраженно):

ла-ла-ла — ля-ля-ля

ло-ло-ло — ле-ле-ле

лу-лу-лу — лю-лю-лю

лы-лы-лы — ли-ли-ли

Повтори чистоговорки:

ла-ла-ла — у самолета два крыла

ло-ло-ло — сломано крыло

лу-лу-лу — слава генералу

лы-лы-лы — воины сильны

ли-ли-ли — танки в бой пошли

лю-лю-лю — Родину люблю

ле-ле-ле — вертолеты вдалеке

5. Зрительная гимнастика.

Сейчас мы с вами отправимся в полет на большом самолете. Проследить глазами его путь. Наша первая остановка называется «Сигнальщик»

6. Игра «Сигнальщик»

Цель: учить различать звуки [л] — [л’] в словах по акустическим признакам.

Детям необходимо определить, какой звук твердый или мягкий находится в словах и поднять соответствующую картинку (синий или зеленый колокольчик).

Слова: Самолет, солдат, крыло, вертолет, лодка, корабли, генерал, бинокль, причал, тельняшка, двигатель.

7. Игра «Кто это?»

Цель: развитие логического мышление, расширение словаря по теме «День защитников Отечества».

Следующая наша остановка называется «Кто это?»

1 .Кто, ребята, на границе

Нашу землю стережет?

Чтоб работать и учиться

Мог спокойно весь народ? (Пограничник)

2 .Кто плывет на корабле?

Он не тоскует о земле.

Он с ветром дружит и волной

Ведь море-дом его родной.

Так кто ж, ребята, он такой (Моряк)

3 .Самолет парит, как птица,

Там- воздушная граница.

На посту и днем и ночью

Наш солдат- военный… (летчик)

4 . Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы.

Та машина в поле чистом

Управляется…( танкистом)

С парашюта прыгает……

В разведку идет …..

На вертолете летает….

В десантных войсках служит ….

8. Пальчиковая гимнастика.

Не допустят к нам войну (обе ладони от себя)

Защитят свою страну (руки соединить перед собой)

Пограничник, вертолетчик (загибать пальцы, начиная с мизинца)

Врач военный и танкист,

А еще десантник, летчик,

Снайпер и артиллерист.

9. Остановка «Двойной противник.»

Цель: закрепить умение подбирать антонимы к словам.

Нужно в словосочетании поменять оба слова на противоположные:

Холодная зима - теплое лето.

Длинный день - короткая ночь.

Грустный мальчик - веселая девочка.

Смелый друг - трусливый враг.

Горькая правда - сладкая ложь.

Маленький карлик - большой великан.

Правдивый мудрец - лживый глупец.

Скучное начало - интересный конец.

10. Остановка «Ребус»

Цель: развитие звукового анализа, закрепление умения составлять звуковую схему слова.

Отгадать зашифрованное слово.

первая буква слова находится в верхнем левом углу

вторая — в нижнем правом углу

третья — в верхнем правом углу

четвертая — в нижнем левом углу

пятая — под буквой, которая находится в верхнем левом углу

шестая — под буквой, которая находится в верхнем правом углу.

Какое слово получилось? (солдат) Сделаем его звуковой анализ, разделим на слоги и поставим ударение.

Составить предложение с этим словом.

11. Итог занятия:

«Да или нет?»
Я проверю, какие Вы внимательные!
— Наша армия сильна? (Да)
— Защищает мир она? (Да)
— Мальчишки в армию пойдут? (Да)
— Девочек с собой возьмут? (нет)
— Стоит летчик на границе? (нет)
— Он летает выше птицы? (Да)
— Мы праздник с вами отмечали? (Да)
— Мам, девчонок поздравляли? (Нет)
— Мир важней всего на свете? (Да)
— Знают это даже дети? (Да)

Список используемой литературы:

    Кузнецова Е.В. , Тихонова И. А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2008. -128с.

    33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет)/ Авт.-сост. А.В. Никитина.- СПб.: КАРО, 2008.-128с.

    Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Пособие для логопедов. – М.: издательство ГНОМ и Д, 2005. -80с.

Цель: - познакомить со звуком и буквой Л, л и научить детей правильно произносить звук [Л] в различных формах речевой деятельности.

Образовательные:

– познакомить с буквой и со звуком Л,л;

Автоматизировать правильное произнесение [Л]

– формирование умения определять местоположение звука в слове.

Воспитательные:

Воспитание положительной мотивации в учебной деятельности; - воспитывать познавательный интерес к уроку через использование игровых приёмов;

Воспитание правильной звуковой культуры речи.

Оборудование: компьютер, проектор, иллюстрации (лиса, лист, лошадь, лук), слайдовая презентация, листочки с буквами (а, о, у, м, с, ш, л, х), кувшинка с буквой Л, камушки, блокноты, ручки, листы с индивидуальными заданиями

Ход занятия

Оргмомент

Психологический настрой.

– Посмотрите внимательно на изображение солнышка. Какое вам больше нравится – 1-е, 2-е, 3-е?

На доске изображение солнышка (веселое, грустное, задумчивое.)

(Ответы детей.)

– Мне нравится ваше настроение, мы еще вернемся к этим изображениям в конце урока.

Посмотрите на экран и скажите, какой герой сегодня с нами будет путешествовать.

На экране Лунтик.

Дети слушают текст.

Однажды на Луне родился необычный малыш. Родился и прилетел на Землю. Когда он летел, то упал прямо в пруд на лугу. Этот малыш пока еще ничего не знает. Мы буем путешествовать вместе с ним и помогать ему, узнавать все новое.

Подготовительная работа

Давайте нырнем вместе с ним в пруд.

Дыхательная гимнастика «Ныряльщики»: делаем глубокий вдох носом, зажимаем нос и ныряем под воду, задержали дыхание, выныриваем и выдыхаем ртом. (2-3 раза).

Ну вот мы и под водой вместе с Лунтиком.

Дети встают и выполняют дыхательную гимнастику.

Актуализация пройденных знаний

Ребята, Лунтик нашел вот такие листочки. И не может понять, что на них изображено. Что это? Буквы.

Какая еще есть сестренка у буквы? Звук.

Чем буква отличается от звука?

Букву – видим и пишем, а звук – слышим и говорим

Гласные и согласные

Переворачивают лист и называют букву.

Какие бывают звуки?

Разбейте буквы, которые на листочках на 2 группы. Назовите буквы и дайте им характеристику.

(а – гласный,

у – гласный,

м – согласный, звонкий,

о – гласный,

с – согласный, глухой,

х – согласный, глухой,

ш – согласный, глухой,

Сообщение темы

А в какую группу мы добавим эту букву? Кто-нибудь знает? Мы ее не изучали. Нет.

А почему?

Скажите, с какого звука начинается имя нашего сказочного героя? Со звука Л.

С каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся на занятии? Со звуком и буквой Л, л.

Работа по теме

Физминутка «Рыбки»

Дети выполняют гимнастику

Рыбки плавают, ныряют в тихий солнечный денек.

То согнутся, разогнутся, то зароются в песок.

Посмотрите, кто плывет к нам на встречу? Стая пиявок.

Они что-то несут нам. Это картинки. Что изображено на картинках?

Лиса, лист, лошадь, лук.

С какого звука начинаются все эти слова?

Со звука Л.

Дайте характеристику звуку л. Расскажите Лунтику о звуке л.

Согласный, звонкий (кладут руки на горло и проверяют)

Кто-то дергает за водоросли. Давайте поднимемся на сушу и посмотрим кто это? Жаба Клава.

Жабе Клаве стало скучно. Она хочет поиграть с нами в игру «Угадай, где звук». Я буду называть слово, а вы должны угадать, где находится буква л, в начале, в середине или в конце слова.

Стол - ? В начале слова

Ребята, посмотрите что изображено на кувшинке? Буква

Ребята, это буква Л. Дети отвечают

Скажите, на что она похожа?

Из каких элементов состоит печатная буква Л? Из двух палочек.

Посмотрите, Лунтик принес много морских камушек. Выложите из них букву Л.

Выкладывают из камушек букву Л.

Лунтику понравились все ваши буквы.

Посмотрите, кто ползет по песку? Покажите пальчиками краба.

Пальчиковая гимнастика «Краб»

Краб ползет по дну,

Выставив свою клешню.

(Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.)

Краб что-то тянет за собой. Это ваши блокноты. Напечатайте в блокнотах печатную букву Л. И Лунтик с вами тоже будет печатать букву на песке.

Крабу очень понравились ваши буквы. К нему в гости ползет улитка. Печатают в блокнотах букву Л.

Выполним физминутку.

Физминутка «Улитка»

Выполняют гимнастику

Ползёт улитка по тропе

Свой домик носит на спине.

Ползёт тихонько, не спешит

По сторонам всегда глядит.

Ну, а когда устанет очень

И отдохнуть она захочет,

То может быстренько свернуться

И шаром круглым обернуться.

Посмотрите, что у улитке в домике лежит? Листы бумаги.

На этих листах задание для вас.

Раскрасьте букву Л и найдите ее среди других букв. Выполняют задание

Улитка и краб прощается с нами. Помашите им рукой.

(Приложение 1)

Закрепление изученного

Ребята, мы с Лунтиком устроили такой шум, что из пруда вылез Пискарь Иванович. Он ругается и просит, чтобы мы вели себя по тише. И в этом он нам поможет. Он приготовил загадки для нас.

Загадки «Доскажи словечко»:

1.На скамейке у ворот

Лена горько слезы… (льет)

2.Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лису).

3.У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки).

4.Заставил плакать всех вокруг

Хоть он и не драчун, а… (лук).

А еще он принес листочки с картинками. Надо соединить только те картинки с буквой Л, которые начинаются на эту букву.

Соединяют картинки с буквой.

(Приложение 2)

Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Пискуль Иванович возвращается домой. А Лунтик так устал, что заснул под листочком цветка. Мы не будем ему мешать, а на следующем уроке с ним встретимся.

Итог урока

Посмотрите, как ярко светит солнышко. Посмотрите еще раз на наши солнышки и скажите, какое сейчас у вас настроение?

С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Со звуком и буквой Л

Какая это буква? Она согласная и звонкая.

На что она похожа?

Коррекционно-развивающие задачи.

Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы.

Научить правильно произносить звуки [Л] и [Л"], дифференцировать их на слух и в произношении.

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности на уровне слова и предложения.

Учить самостоятельно, анализировать слова.

Закрепить понятия «твердый - мягкий согласный звук», дифференцировать понятия «твердый – мягкий согласный звуки».

Учить детей выделять заданный звук в начале, в середине и в конце слова. Продолжать учить придумывать слова на заданный звук.

Анализ и синтез.

Познакомить буквой Л

Развивать внимание, память, речь.

1. Организационный момент.

Организационный момент.

1. Дидактическое упражнение «Исправь ошибки». Взрослый читает ребенку предложения, а ребенок слушает внимательно, исправляет допущенные ошибки и произносит правильный вариант.

Красивый ручка. Высокая дом. Плохой погода. Сильная ветер. Большое лужа. Куриный яйцо. Злой собака. Железный дорога. Красивая кот.

Логопед: «Сядет тот, кто стоит за …, перед…, слева от…, справа от…, ближе всех к…, дальше всех от меня… и т. д. »

Знакомство с новой темой. (Слайд 2)

2. Знакомство со звуком [Л].

Отгадать загадку, назвать первый звук в слове:

Л.: -Дети, я принесла вам волшебный сундучок, отгадайте, что в нем?

(На экране появляется сундучок).

Л.: - Я буду загадывать вам загадки, и если правильно отгадаете, то на экране появятся эти картинки - отгадки.

На потолке висит,

На нас глядит (лампочка ).

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает (лук).

Сама не ем, а людей кормлю (ложка).

Логопед произносит название картинок еще раз.

Л.: - С какого звука начинаются слова?

Д.: - Со звука «л».

Л.: - Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком «л».

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Л]:

Губки слегка в улыбке;

Зубки сближены;

Узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам;

Горлышко «работает.

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

3 . Знакомство со звуком [Л"].

Характеристика звука [Л"]: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

4. Дифференциация звуков [Л] - [Л"].

Игра «Семафор».

Логопед: «Возьмем в правую руку синий квадратик (он будет обозначить твердый звук [л]), в левую – зеленый (он будет обозначать мягкий звук [л,])»

Логопед: «Если слышим в слогах или словах твердый звук, поднимаем вверх какой фонарик? (Синий, если – мягкий звук? (Зеленый) »

Логопед: «Слоги: ла, ли, ло, лу, ле, лэ, лю, ля… »

Логопед: «Слова: лампа, лейка, билет, булка, балет, ель, мел, стол, стул, халва, лодка, лампа».

5. Игра «Доскажи словечко» (слайд 3)

Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко!

Ну, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол)

Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче … (лампу)

Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло)

Молодчина эта Лина,
Лепит всё из … (пластилина)

Заглянула в дверь коза,
Очень грустные … (глаза)

Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)

Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)

6.Определить место звука в слове (слайд 4)

Физкультминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Буквой «Л» расставим ноги,

Словно в пляске, - руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо.

Получается на славу.

Влево, вправо, влево, вправо.

6. Знакомство с буквой ЭЛЬ

Л уставилась на цаплю:

«Мы похожи как две капли:

Ноги длинные у цапли,

Как у буквы Л , не так ли?»

О. Гофман

Игры с буквой.

На что еще похожа буква Л?

Буква Л из пальцев: указательный и средний пальцы правой руки, слегка раздвинув, опустить вниз, а остальные пальцы сжать в кулачок.

Конспект НОД по обучению грамоте по теме: «Звук-Л, буква-Л»

(подготовительная группа)

Цель: познакомить со звуком и буквой Л, л; научить детей правильно произносить звук [Л] в различных формах речевой деятельности.

Задачи:

Познакомить с буквой и со звуком Л, л;

Автоматизировать правильное произнесение [Л];

Формирование умения определять местоположение звука в слове;

Формирование правильной звуковой культуры речи;

Развивать связную речь; внимание, память;

Воспитывать познавательный интерес к образовательной деятельности через использование игровых приёмов.

Оборудование: компьютер, проектор, иллюстрации (лиса, лист, лошадь, лук), слайдовая презентация, листочки с буквами (а, о, у, м, с, ш, л, х), кувшинка с буквой Л, камушки, блокноты, ручки, листы с индивидуальными заданиями

Ход НОД:

Организационный момент:

Посмотрите внимательно на изображение солнышка. Какое вам больше нравится – 1-е, 2-е, 3-е?

На доске изображение солнышка (веселое, грустное, задумчивое.)

(Ответы детей.)

Мне нравится ваше настроение, мы еще вернемся к этим изображениям в конце урока.

Посмотрите на экран и скажите, какой герой сегодня с нами будет путешествовать. (На экране Лунтик.)

Дети слушают текст.

Однажды на Луне родился необычный малыш. Родился и прилетел на Землю. Когда он летел, то упал прямо в пруд на лугу. Этот малыш пока еще ничего не знает. Мы буем путешествовать вместе с ним и помогать ему, узнавать все новое.

Подготовительная работа:

Давайте нырнем вместе с ним в пруд.

Дыхательная гимнастика «Ныряльщики» : делаем глубокий вдох носом, зажимаем нос и ныряем под воду, задержали дыхание, выныриваем и выдыхаем ртом. (2-3 раза).

Н, вот мы и под водой вместе с Лунтиком.

(Дети встают и выполняют дыхательную гимнастику.)

Ребята, Лунтик нашел вот такие листочки. И не может понять, что на них изображено. Что это? Буквы.

Какая еще есть сестренка у буквы? Звук.

Чем буква отличается от звука?

Букву – видим и пишем, а звук – слышим и говорим

Гласные и согласные

Переворачивают лист и называют букву.

Какие бывают звуки?

Разбейте буквы, которые на листочках на 2 группы. Назовите буквы и дайте им характеристику.

(а – гласный,

у – гласный,

м – согласный, звонкий,

о – гласный,

с – согласный, глухой,

х – согласный, глухой,

ш – согласный, глухой,

А в какую группу мы добавим эту букву? Кто-нибудь знает? Мы ее не изучали. Нет.

А почему?

Скажите, с какого звука начинается имя нашего сказочного героя? Со звука Л.

С каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся на занятии? Со звуком и буквой Л, л.

Физкультминутка «Рыбки»

Рыбки плавают, ныряют в тихий солнечный денек.

То согнутся, разогнутся, то зароются в песок.

Посмотрите, кто плывет к нам на встречу? Стая пиявок.

Они что-то несут нам. Это картинки. Что изображено на картинках?

Лиса, лист, лошадь, лук.

С какого звука начинаются все эти слова?

Со звука Л.

Дайте характеристику звуку л. Расскажите Лунтику о звуке л.

Согласный, звонкий (кладут руки на горло и проверяют)

Кто-то дергает за водоросли. Давайте поднимемся на сушу и посмотрим кто это? Жаба Клава.

Жабе Клаве стало скучно. Она хочет поиграть с нами в игру «Угадай, где звук». Я буду называть слово, а вы должны угадать, где находится буква л, в начале, в середине или в конце слова.

Стол - ? В начале слова

Ребята, посмотрите что изображено на кувшинке? Буква

Ребята, это буква Л. Дети отвечают

Скажите, на что она похожа?

Из каких элементов состоит печатная буква Л? Из двух палочек.

Посмотрите, Лунтик принес много морских камушек. Выложите из них букву Л.

Выкладывают из камушек букву Л.

Лунтику понравились все ваши буквы.

Посмотрите, кто ползет по песку? Покажите пальчиками краба.

Пальчиковая гимнастика «Краб»

Краб ползет по дну,

Выставив свою клешню.

(Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.)

Краб что-то тянет за собой. Это ваши блокноты. Напечатайте в блокнотах печатную букву Л. И Лунтик с вами тоже будет печатать букву на песке.

Крабу очень понравились ваши буквы. К нему в гости ползет улитка. Печатают в блокнотах букву Л.

Физкультминутка «Улитка»

Ползёт улитка по тропе

Свой домик носит на спине.

Ползёт тихонько, не спешит

По сторонам всегда глядит.

Ну, а когда устанет очень

И отдохнуть она захочет,

То может быстренько свернуться

И шаром круглым обернуться.

Посмотрите, что у улитке в домике лежит? Листы бумаги.

На этих листах задание для вас.

Раскрасьте букву Л и найдите ее среди других букв. Выполняют задание

Улитка и краб прощается с нами. Помашите им рукой.

Ребята, мы с Лунтиком устроили такой шум, что из пруда вылез Пискарь Иванович. Он ругается и просит, чтобы мы вели себя по тише. И в этом он нам поможет. Он приготовил загадки для нас.

Загадки «Доскажи словечко»:

1.На скамейке у ворот

Лена горько слезы… (льет)

2.Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лису).

3.У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки).

4.Заставил плакать всех вокруг

Хоть он и не драчун, а… (лук).

А еще он принес листочки с картинками. Надо соединить только те картинки с буквой Л, которые начинаются на эту букву.

Соединяют картинки с буквой.

Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Пискуль Иванович возвращается домой. А Лунтик так устал, что заснул под листочком цветка. Мы не будем ему мешать, а на следующем уроке с ним встретимся.

Итог НОД:

Посмотрите, как ярко светит солнышко. Посмотрите еще раз на наши солнышки и скажите, какое сейчас у вас настроение?

С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Со звуком и буквой Л

Какая это буква? Она согласная и звонкая.

На что она похожа?