Конспект урока по русскому языку "Проект «Скороговорки». Составление сборника «Веселые скороговорки»"(1 класс)

  • Дата: 02.05.2024

МБОУ «Камскоустьинская средняя общеобразовательная школа»

Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан

Исследовательская работа

СКОРОГОВОРКИ

Макарова Виктория ученицы 2 Б класса

Руководитель:

Малафеева Юлия Васильевна

Камское Устье

2015 г.

Оглавление

Введение

Глава 1. История появления скороговорок

Глава 2. Значение скороговорок для развития речи

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение.

В кружке «Развитие речи» мы очень часто разучиваем скороговорки, и вначале у меня совсем не получалось их произносить: смеялась и я, смеялись и надо мной. Быстрое проговаривание практически мне не давалось, и очень часто я задавала вопрос своей учительнице Юлии Васильевне:« Для чего мы их заучиваем и для чего это нужно?».

На сегодня меня особенно заинтересовал вопрос: «Что такое скороговорки и какую пользу они приносят нашей речи?»

Проблема исследования - каким образом систематическое заучивание и проговаривание скороговорок будет способствовать развитию речи.

Объект исследования - скороговорки.

Цель исследования - проанализировать информацию о скороговорках и выяснить их роль в развитии речи человека.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Научиться работать над скороговорками.

3. Составить памятку по заучиванию скороговорок

4. Проверить на практике эффективность употребления скороговорок в улучшении качества речи.

Гипотеза - если систематически заучивать и проговаривать скороговорки, то наша речь станет грамотной, понятной, выразительной.

Методы исследования:

1. Изучение специальной литературы.

2. Обобщение и систематизация материала по данной теме.

3. Наблюдение за речью одноклассников.

Глава 1.История появления скороговорок.

Скороговорка - жанр устного народного творчества. Это шутка, забава, игра. В скороговорке много похожих по звучанию слов. Эти слова путаются, когда их произносят быстро, и получается смешно.

На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину, но точное время появления не указано ни в одном источнике. Иногда их в народе называли чистоговорки или языковёртки. И, действительно, некоторые скороговорки выговорить очень трудно, а уж произнести быстро несколько раз - «язык сломать» можно.Вся прелесть скороговорок заключается в том, что с первого раза их сложно проговорить точно. В старину скороговорки не читали, а повторяли со слуха, что значительно труднее.

Первое собрание скороговорок впервые опубликовал Владимир Иванович Даль в 1862 году. По его мнению, скороговорки необходимо включить в программу обучения для развития речи.

Скороговорки, которые собрал Даль, разные: они бывают короткие и длинные, некоторые произносятся как стихи, их легче заучивать. В некоторых скороговорках повторяется один звук, а в некоторых - несколько.

Короткие скороговорки:

У ёлки иголки колки

Длинные:

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

Скороговорки, похожие на стихи:

Вёз корабль карамель,
наскочил корабль на мель,
И матросы три недели
карамель на мели ели.

Скороговорки с повторяющимся одним звуком:

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

С разными звуками:

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

Русские скороговорки до сих пор не забыты и даже рождаются новые, на современные темы.

Бери круглый рублик

Купи круглый бублик (М. Шварц)

Глава 2. Значение скороговорок для развития речи.

Скороговорки очень веселые по содержанию, поэтому очень часто при заучивании мы смеемся и у нас хорошее настроение

Скороговорки развивают речевой аппарат. Речь становится правильной, выразительной, чёткой и понятной.

Скороговорки развивают внимание и память. Для того чтобы повторить ее, нужно внимательно послушать, понять смысл.

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка. Любой человек, который желает красиво говорить, может обратиться к древней «скороговорной» науке.

В нашем классе много детей-татар, которые путают звук [ч] и [щ], и наша учительница предложила нам научиться произносить: «В четверг, четвертого числа, в четыре с четвертью часа, четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.», «Чешуя у щучки, щетинка у чушки»

Тимуру не давался звук [р], и он его учился произносить по скороговоркам «Вокруг погреба хожу все про погреб говорю.», «Сыворотка из-под простокваши», «Король-орел». За несколько занятий Тимур научился проговаривать этот звук, но иногда делает ошибки.

А мне с трудом давалась скороговорка: «Ткет ткач ткани на платки Тане», я смеялась, глотала звуки и еще больше путалась. Но теперь у меня поучается. Не каждому удаётся повторить скороговорку сразу без ошибок, но весёлая словесная игра увлекает, и скороговорка запоминается навсегда.

Скороговорки помогают правильно, чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка.

Памятка по разучиванию скороговорок.

1. Прочитай скороговорку медленно.

2. Подумай, о чём говорится в скороговорке.

3. Посмотри, какие слова похожи по звучанию.

4. Проговори скороговорку медленно вслух.

5. Теперь проговори скороговорку шёпотом несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее(не менее пяти раз).

Вывод.

В начале нашей исследовательской работы была поставлена проблема - выяснить, каким образом систематическое заучивание и проговаривание скороговорок будет способствовать развитию речи.

Изучив материал, посетив несколько занятий кружка «Развитие речи», я поняла, для чего нужно изучать скороговорки.

Во-первых, они помогают четко и правильно произносить звуки речи, во-вторых, тренируют память, в-третьих, развивают речь, она становится правильной и грамотной: исчезнет «каша во рту» (так говорит наша учительница, это когда мы произносим звуки, смешиваем их, неправильно выговариваем, смущаемся, а все вокруг смеются).

Проведенные наблюдения помогли убедиться в правильности выдвинутой гипотезы: если систематически заучивать и проговаривать скороговорки, то наша речь станет грамотной, понятной, выразительной. В этом я убедилась, участвуя в районном конкурсе чтецов, где мое чтение было отмечено, и мне было совсем не страшно.

Наши проекты. Скороговорки - Учебник по Русскому языку 1 класс (Канакина, Горецкий)

Краткое описание:

Авторы твоего учебника «Русский язык. 1 класс» позаботились о том, чтобы тебе не только полезно, но и интересно было получать новые знания. Например, ты изучил несколько страничек для любознательных, с интересом разглядывал картинки, знакомился с чудо-городками. Сейчас перед тобой необычная страница учебной книги. Она называется «Наши проекты. Скороговорки». Проектом она названа потому, что на ней не только сведения, но и творческие задания по теме. Скороговорки бывают весёлые и даже смешные. Выговаривать их сложно – язык заплетается. Но занятие это полезное для развития органов речи. Взрослые люди, который хотят хорошо овладеть искусством красноречия, часто их используют. Это дикторы телевидения и радио, актёры, преподаватели. Скороговорку нужно произносить чётко и быстро. Знакомясь с интересным проектом, ты развиваешь своё представление о языке как увлекательной науке.


Слайд 1

СКОРОГОВОРКИ С ШИПЯЩИМИ СОГЛАСНЫМИ

Проект по русскому языку ученика 1 «А» класса ГБОУ СОШ № 49 Смирнова Ильи

Слайд 2

ЧТО ТАКОЕ СКОРОГОВОРКИ?

Скороговорка - жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка.

На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Их еще называли «чистоговорками» или даже «языковертками».

Слайд 3

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ СКОРОГОВОРКИ?

Скороговорки помогают развивать речь, правильно произносить слова не только детей, но и взрослых. Например, дикторы на радио и телевидении, многократно повторяют разные скороговорки, чтобы говорить красиво и без ошибок.

Слайд 4

Шипящие звуки нелегко даются многим – и детям и взрослым. Поэтому для тренировки их произношения придумано множество скороговорок. Скороговорки бывают простые и сложные, в стихах и в прозе: У гуся усов ищи не ищи - не сыщешь. Ёж, ёж, где живешь? Ёж, ёж, что несешь? Из-под кислого молока, Из-под простокваши У Маши сыворотка в каше.

Слайд 5

МОИ ЛЮБИМЫЕ СКОРОГОВОРКИ

Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке.

Мышонку шепчет мышь: "Ты все шуршишь, не спишь". Мышонок шепчет мыши: "Шуршать я буду тише".

В луже, посредине рощи, Есть у жаб своя жилплощадь. Здесь живет ещё жилец - Водяной жук-плавунец.

Слайд 6

МОЯ СКОРОГОВОРКА

Хороша наша Шура: шапочка шерстяная, шарф шелковый

Слайд 7

СОРЕВНОВАНИЕ СКОРОГОВОРОК

ОПРЕДЕЛИ СКОРОГОВОРКУ-ПОБЕДИТЕЛЯ! В КАКОЙ СКОРОГОВОРКЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ?

Слайд 8

На опушке в избушке Живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке кошка, Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки. Этой щеткой чищу зубы, Этой щеткой башмаки, Этой щеткой чищу брюки, Все три щетки мне нужны.

Жук жужжит над абажуром, Жужжит жужелица, Жужжит, кружится.

Слайд 9

СКОРОГОВОРКА-РЕКОРДСМЕН

На опушке в избушке Живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке кошка, Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

КОЛИЧЕСТВО ШИПЯЩИХ - 16!

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_0.jpg" alt=">ПРОЕКТ по литературному чтению на основе скороговорок на тему: «Скороговорки – учимся говорить"> ПРОЕКТ по литературному чтению на основе скороговорок на тему: «Скороговорки – учимся говорить правильно» Проект подготовила ученица 1 А класса Четвергова Екатерина 2012 г.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_1.jpg" alt=">Цель: Доказать влияние скороговорок на развитие детей, правильную постановку речевого аппарата, как у"> Цель: Доказать влияние скороговорок на развитие детей, правильную постановку речевого аппарата, как у детей, так и у взрослых.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_3.jpg" alt=">Задачи проекта: 1. Узнать, что такое скороговорки. 2. Выявить их влияние на развитие"> Задачи проекта: 1. Узнать, что такое скороговорки. 2. Выявить их влияние на развитие речи.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_4.jpg" alt=">Гипотеза: - Я думаю, что читая скороговорки, можно узнать много интересного и необычного,"> Гипотеза: - Я думаю, что читая скороговорки, можно узнать много интересного и необычного, то, что не всегда встретишь в обычной жизни. - Проговаривая скороговорки тренируется речевой аппарат.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_7.jpg" alt=">План проекта: 1. Скороговорка – это упражнение в скором и быстром произношении. 2. Виды"> План проекта: 1. Скороговорка – это упражнение в скором и быстром произношении. 2. Виды скороговорок. 3. Какие скороговорки помогают развить речевой аппарат у детей, а какие у взрослых. 4. Вывод.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_8.jpg" alt=">">

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_9.jpg" alt=">Скороговорка – это краткое произведение устного народного поэтического творчества. Состоит из подбора слов, трудно"> Скороговорка – это краткое произведение устного народного поэтического творчества. Состоит из подбора слов, трудно произносимых при быстром и многократном повторении всей фразы или поэтически оформленной строфы. Содержание скороговорки, как правило, носит юмористический характер; этот жанр является частью художественного мира ребенка.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_10.jpg" alt=">Мы все знаем скороговорки и знаем с каким трудом они даются нам в произношении."> Мы все знаем скороговорки и знаем с каким трудом они даются нам в произношении. Но потренировавшись некоторое количество раз, мы улучшаем произношение, язык уже не так заплетается, и в какой- то момент мы понимаем, что скороговорку мы победили.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_11.jpg" alt=">Есть скороговорки с которыми взрослые нас начинают знакомить еще с раннего детства. "> Есть скороговорки с которыми взрослые нас начинают знакомить еще с раннего детства. Например, рассказывая нам, про девочку Сашу, которая шла по шоссе?

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_12.jpg" alt=">Из истории скороговорок. На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они, как"> Из истории скороговорок. На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они, как и сейчас, помогали ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить. Но скороговорки помогают не только детям, но и взрослым в достижении внятности и выразительной дикции.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_13.jpg" alt=">Первым, кто обратил внимание на скороговорки, был известный собиратель русского фольклера В.И.Даль. Его записи"> Первым, кто обратил внимание на скороговорки, был известный собиратель русского фольклера В.И.Даль. Его записи скороговорок отражали давно минувшие века.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_14.jpg" alt=">Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, дикторов, учителей и всех кто хотел бы"> Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, дикторов, учителей и всех кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_15.jpg" alt=">Скороговорки обязательно, в своей работе, используют логопеды.">

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_16.jpg" alt=">Существует множество скороговорок: от детских шуточных, похожих на сказку и до прибауток с профессиональным"> Существует множество скороговорок: от детских шуточных, похожих на сказку и до прибауток с профессиональным оттенком. Например: Портной пыхтел, поров пальто, Пришил петельки прочно, Почистил пыльное пятно, Пел песенку побочно.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_17.jpg" alt=">Есть также скороговорочные шедевры, в том же шуточном стиле по национальным мотивам, например: по"> Есть также скороговорочные шедевры, в том же шуточном стиле по национальным мотивам, например: по английским, японским или индейским.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_19.jpg" alt=">Мы уже знаем, что существуют скороговорки для детей, например такие как: "> Мы уже знаем, что существуют скороговорки для детей, например такие как: Вёз корабль карамель, Наскочил корабль на мель. И матросы две недели, Карамель на мели ели.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_20.jpg" alt=">И для взрослых, например такие как: В четверг четвертого числа в четыре"> И для взрослых, например такие как: В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж. - черезвычайно чисто - очень тчательно чертили чертята да не точно.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_21.jpg" alt=">Вывод: В результате моего исследования, я выяснила, что скороговорки имеют долгую историю своего существования"> Вывод: В результате моего исследования, я выяснила, что скороговорки имеют долгую историю своего существования и всегда преследовали одну и ту же цель – научить человека правильно и четко произносить слова. Также я выяснила, что в мире существует очень много скороговорок, разделенных по видам, жанрам и национальным мотивам различных стран. Также, с уверенностью могу сказать, что частое произношение скороговорок полезно, как для детей, так и для взрослых. Проговаривание скороговорок положительно сказывается на развитии речевого аппарата. Пусть время потраченное на скороговорочные тренировки, принесет радостные эмоции, а возможно даже и какую-то определенную пользу.

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_22.jpg" alt=">">

Src="https://present5.com/presentacii/20170505/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_images/126-proekt_na_temu__skorogovorki.ppt_23.jpg" alt=">">

Елена Устинова
Краткосрочный проект «Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь» в подготовительной группе

Вид проекта : коррекционно-познавательный, детский с участием родителей.

Выявление проблемы : недостатки в развитии дикции старших дошкольников, которые снижают уровень развития коммуникативной компетентности; человек не должен быть «Иваном, родства не помнящим» .

Цель : развивать коммуникативные способности детей с речевыми дефектами, воспитывать уважение к великому культурному наследию России;

Задачи :

1. Закреплять навык звукопроизношения наиболее трудных по артикуляции звуков, воспитывать красивую и правильную дикцию.

Совершенствовать звуковую сторону речи, улучшать дикцию детей;

Продолжать работу по формированию выразительности речи;

Развивать слуховое внимание и память;

Развивать артистические способности;

2. Осуществлять взаимодействие семьи и детского сада развивать познавательные и творческие способности детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями и педагогами.

3. Формировать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Развивать умение детей работать в группе .

Интеграция ОО «Коммуникация» , «Художественное творчество» , «Познание» , «Чтение художественной литературы» .

Продолжительность : краткосрочный – 2 недели

Участники проекта : учитель-логопед, дети и воспитатели подготовительных групп , родители.

Актуальность темы :

Дикция является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи и характеризует произносительные качества звучащей речи.

В тоже время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в развитии дикции. У детей дошкольного возраста отмечается быстрая нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Эти особенности не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата.

В старшем дошкольном возрасте выработка внятности произношения является специальной задачей занятий по развитию речи. Для её решения в старших группах используют специальные методы и приемы.

Недостатки в развитии дикции неблагоприятно отражаются на личности ребенка : он становиться замкнутым, резким, неусидчивым. У него падает любознательность, что значительно влияет впоследствии на успеваемость в школе, а также на психосоматическое здоровье ребенка.

В последнее время идет спад заинтересованности к устному народному творчеству. У детей неполное представление о многообразии жанров русского творчества. Увлечение детьми просмотров зарубежных мультфильмов, комиксов негативно сказывается на его эмоциональную сферу, оказывает влияние на поведение, забываются народные традиции, снижается читательский интерес.

Этапы реализации проекта

1 этап : подготовительный

Опрос детей;

Анкета для родителей «Зачем нужна скороговорка

Беседы с родителями об актуальности создания проекта

2 этап : пути решения проблемы и обсуждение идей реализации :

- внутригрупповые конкурсы «Лучший чтец скороговорки » , «Нарисуй иллюстрацию к любимой скороговорке » ;

Совместно детско-родительский конкурс на придумывание скороговорки с определенным звуком;

Мастер – класс для родителей «Веселые скороговорки » ;

Подборка скороговорок для родителей ;

Информационный лист для родителей «Вместе учим скороговорки » ;

Памятка для педагогов «Методика работы со скороговорками » ;

Картотека скороговорок для педагогов ;

Стенд «Семейное чтение» ;

Выставка литературы по теме для педагогов.

3 этап : реализация проекта

Формы работы с детьми : беседа о видах устного народного творчества, заучивание скороговорок , посещение библиотеки, оформление мини книг «Любимые скороговорки » , проведение коррекционных интегрированных занятий по теме, логоритмика «Покажем скороговорку » , викторина, разгадывание кроссвордов, придумывание рассказов по скороговорке , сочинение скороговорок .

4 этап : заключительный

Организация выставки победителей в конкурсе «Домашняя скороговорка » .

КВН «Всех скороговорок не перескороговоришь не перевыскороговоришь ».

Ожидаемый результат проекта :

Улучшение состояния дикции у детей с речевыми нарушениями, повышение интереса к устному народному творчеству.

Повышение активности, заинтересованности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей в нравственном воспитании дошкольников базирующихся на исторически сложившихся народных принципах.

Продукты проекта :

Фотоматериалы;

Видеоматериалы;

Стенд «Домашняя скороговорка » ;

проектная папка : сценарий развлечения, конспект интегрированного занятия, картотека скороговорок для родителей ;

Памятка для педагогов «Методика работы со скороговорками » ;

Две книги со скороговорками , изготовленные с детьми;

Информационный лист для родителей;

Разработанная анкета для родителей «Зачем нужна скороговорка

Литература :

1. Куликовская Т. Л. 40 новых скороговорок . – М.: «Издательство ГНОМ и Д» , 2005.

2. Куликовская Т. Л. Скороговорки и Чистоговорки . М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. Издательство «ГНОМ – ПРЕСС» , 1997.

3. Куликовская Т. Л. Птичьи скороговорки . М.: Издательство «ГНОМ и Д» , 2004.

4. Лаптева Е. В. 600 упражнений для развития дикции – М.: АСТ : Астрель : профиздат, 2007.

5. Мазнин Н. А. 500 скороговорок , пословиц, поговорок. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

6. Сухин И. Г. Веселые скороговорки для «непослушных звуков» . – Ярославль : Академия развития, 2006.

7. Шанина С. А., Серова Е. Д. 100 скороговорок для развития речи – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги» , 2008.

8. Гридина В. Т. Читай, играй, веселись. – М.: ЗАО «БАО-ПРЕСС» , 2005.

9. Семеренко Н. В., Семеренко И. Г. Программа развития и обучения дошкольника. – М. 2007 г.