Актуальность темы.
Бережное отношение к природе, её богатству необходимо развивать с ранних лет. Педагоги нашего ДОУ считают, что семья и детский сад смогут сделать очень многое для экологического воспитания детей. Так возник комплексный долгосрочный познавательно - исследовательский проект для старших дошкольников, родителей и воспитателей «Лес - наше богатство».
Цель проекта.
Создание условий для исследовательской деятельности детей. Формировать осознанное отношение детей к природе. Расширить знания о лесе, его флоре и фауне. Организация сотрудничества с семьями воспитанников.
В ходе реализации проекта проводятся различные мероприятия:
- Обсуждение темы, направлений работы, составление плана мероприятий по реализации проекта.
- Подбор, изучение научно - популярной и художественной литературы по теме.
- Консультации для педагогов, координация их деятельности.
- Занятия с детьми, беседы, экскурсии, досуги, праздники.
- Совместная деятельность детей и взрослых по созданию рукописных книг, макетов деревьев, поделок и др.
- Организация игровой деятельности (сюжетно - ролевых, дидактических, подвижных игр природоведческого характера).
- Оформление выставок, альбомов и т.д.
- Презентация проекта в виде праздника с участием родителей, детей, других участников проекта.
Предполагаемый результат проекта:
- Знать и называть деревья, их части;
- Овладеть общим понятием «лес»;
- Знать правила поведения в лесу;
- Изображать лес в разной технике;
- Создавать коллекции - гербарии листьев, семян, плодов разных деревьев.
Сценарий развлечения для старших дошкольников
«Лес - наше богатство»
Зал украшен макетами деревьев, изображением птиц, животных, иллюстрациями, поделками.
Участники : старичок - лесовичок, лесник, ведущий, дети.
Ход развлечения.
Ведущий : Представьте, что мы в лесу. Как здесь красиво, тихо!
Дети зовут его: Ау-ау! Старичок - лесовичок!
Входит Лесовичок: Это я, седой старик,
По прозванью Лесовик.
Этот лес я сторожу,
За порядком здесь слежу.
Лес, мой дом, для всех открыт,
Он резною крышей крыт.
Коль с добром пришёл в мой дом,
Чудеса увидишь в нём.
Я в лесу живу не один. Со мной мои друзья- растения и животные.
А какие растения леса вы знаете? (Ответ детей)
Чем отличается дерево от кустарника? (Ответ детей). Верно.
Есть лес из лиственных деревьев, есть - из хвойных.
Как называется лес, где растут одни сосны и ели? (Хвойный)
А если одни березы? (Березняк)
А как будет называться лес, в котором растут хвойные и лиственные деревья? (Смешанный)
Вот в таком лесу я и живу. А вы молодцы, многое знаете про лес. Давайте поиграем в игру « Назови и покажи». Д/материал: картинки с изображением кустарников, ягод, грибов, животных.
Ход игры : ведущий предлагает отобрать картинки с кустарниками, ягодами, грибами, животными (поочередно) и назвать их. Лесовичок смотрит и слушает, правильно ли дети отбирают и называют картинки.
Лесовичок : Молодцы! Я знаю одну интересную пословицу: «Возле леса жить, голодному не быть». Чем же в лесу можно полакомиться?
Дети: Ягодами, грибами, орехами.
Лесовичок : Правильно. А вы знаете, что среди грибов попадаются ядовитые, их нельзя брать в руки и пробовать?
Дети : Да!
Лесовичок : Помните это всегда! А я, ребятки, люблю вечерком полакомиться вкусным лесным чайком. Какие растения можно заваривать для чая?
Дети: называют.
Лесовичок : Все эти растения - лекарственные. Как вы думаете, почему их так называют?
Дети: Они помогают лечить болезни.
Лесовичок : Растения тоже бывают ядовитые. Не всякий листок годится в чаёк. Какие ядовитые растения вы знаете?
Дети: отвечают.
Ведущий : Предлагаю всем немного размяться, по полянке лесной прогуляться.
В лес гулять мы пошли (ходьба на месте).
Вброд ручей перешли (высоко поднимать колени)
Небывалой высоты у ручья растут цветы (поднимаем руки, поднимаемся на носки)
Посмотри по сторонам (руки на пояс, повороты вправо, влево)
Что же лес подарит нам? (повороты)
Наклонись, сорви малинку (наклоны)
И клади её в корзинку (наклоны вправо, влево)
Крепкий маленький грибок мы положим в кузовок (приседания)
Лесовичок : В моём лесу много птиц. Каждое утро они будят меня своими звонкими песнями. Назовите лесных птиц.
Дети : отвечают
Лесовичок : У меня в лесу много друзей - животных. Предлагаю вам поиграть в игру « Изобрази животное».
Ведущий: Я загадаю загадку. Отгадавший изображает животное - отгадку и отвечает на вопросы:
Что ты делаешь в лесу?
Есть ли у тебя жилище?
Как оно называется?
Кого боишься?
(Вопросы могут задаваться выборочно)
Лесовичок, расскажи нам, без чего лес не может существовать?
Лесовичок : Лес живой. И ему необходимо солнце, тепло, свет, вода, почва для роста, чистый воздух, покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как легко они могут нанести вред лесу и его обитателям. А как вы ведёте себя в лесу?
Проводится игра «Можно - нельзя» с фишками двух цветов: красной и зелёной
Зелёную поднимают в знак одобрения, красную - в знак осуждения.
Воспитатель произносит текст, дети поднимают нужную фишку:
Ломать ветки, - Разорять гнёзда и муравейники
Кувыркаться в траве, - Отдыхать на пне,
Разжигать костёр, - Собирать ягоды,
Любоваться красотой природы, - Кричать в лесу,
Рвать цветы, - Оставлять после себя мусор.
Собирать грибы,
Исполняется детьми песня про «Про муравья».
Лесовичок : Мне понравилось у вас. Я вижу, вы любите лес, много о нём знаете. Но я услышал шаги лесника. Я играю с ним в игру «Невидимки».А с вами, я прощаюсь! (Уходит).
Входит лесник, обходит зал.
Лесник : Вижу, в лесу у меня порядок. Можно и на пенёк, присесть, отдохнуть.
Ведущий : Здравствуйте, лесник! Как хорошо, что вы пришли к нам на праздник. Мы как раз с ребятами беседуем о лесе.
Лесник : Здравствуйте, ребятки! Я устал немного, обходя лес, решил отдохнуть и не заметил, что оказался в детском саду. У вас тут, как в лесу.
Ведущий: Лесник, может быть вы поиграете с детьми. Они многое знают о лесе.
Лесник: Давайте поиграем, заодно я и отдохну. Я буду называть профессии, а вы расскажите, как представители профессий используют лес:
Железнодорожник (шпалы)
Электрик (столбы для проводов)
Музыкант (деревянные музыкальные инструменты)
Строитель (брёвна, доски)
Учитель (учебники, тетради, карандаши).
Молодцы! Не могут люди обойтись без леса. Поэтому приходится рубить деревья. А чтобы леса не исчезали, что делают люди?
Дети : Сажают новые деревья.
Ведущий : Люди какой профессии занимаются этим делом?
Дети : Лесники.
Ведущий: Леснику: Расскажите о своей работе детям.
Лесник : У лесников много работы. Всё мы должны успеть; расчистить лес от валежника, охранять лес от пожара, бороться с насекомыми - вредителями, помогать зимой лесным обитателям, сажать новые деревья.
Ведущий : Ведь в лесу можно заблудиться. Как вы там ориентируетесь?
Лесник : по плану или карте, по компасу, днём по солнцу, ночью по звёздам, по муравейникам. В больших лесах лесники строят маленькие домики - заимки, где оставляют запас продуктов, спички. Здесь можно укрыться от дождя, заночевать, если ночь застала в лесу.
Ведущий : Профессия лесника сложная и увлекательная, очень нужная. Он защищает лес - наше богатство. Он защищает лес - наше богатство. Вспомните пословицы и поговорки о лесе.
Дети : Лес - богатство и краса, береги свои леса.
Враг природы тот, кто лес не бережёт.
Много леса - не губи, мало леса - береги,
Нет леса - посади.
Ведущий : А теперь наш последний конкурс «Своими руками». Дети вместе с родителями и воспитателями смастерили поделки и сейчас вам о них расскажут.
Ребёнок : Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!
Лесник : Я вижу, что вы будете настоящими друзьями леса и дарю вам в подарок книгу.
Старший воспитатель
Чайкина Л.А.
Воспитатели: Попова О.В.
Ларина Н.А.
МБДОУ д.с. "Теремок"
город Зубцов, Тверская область
Документы для скачивания:
Наталья Имамова
Экологический проект «Лес-наше богатство»
Информационная карта проекта группы№1 .
1. Полное название проекта : «Лес- наше богатство » .
3. Продолжительность проекта : средней продолжительности.
4. Тип проекта : познавательно-исследовательский.
5. Участники проекта : педагоги, дети, родители.
6. Возраст детей : 3-7 лет.
7. Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект : «Сломанный стул» - не бережное отношение к мебели.
8. Цель проекта : Донести до сознания детей, что лес – наше богатство . Активизировать знания детей, учить использовать их в жизни и деятельности. Сформировать представление о том, как труден «Путь стула в детский сад» (представление о дереве, как материале для строительства) .
9. Задачи проекта :
Для детей :
Образовательные : выявить проблему; формировать умение самостоятельно анализировать полученные результаты; формирование коммуникативных навыков; систематизация знаний об лесе, иго обитателей, растительности.
Развивающая : развивать познавательно-исследовательскую деятельность через экспериментирование;
Воспитательная : воспитывать бережное отношение к лесу, их обитателям.
Для педагога : Учить детей понимать, что лес – наше богатство . Познакомить детей с деревом, как материалом, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, изделиями из дерева. Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны. Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать. Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям. Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений) . Развивать творческие способности (умение видеть «в обычном необычное» , мастерить поделки из природного материала). Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.
Актуальность :
Деревья (лес) очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал : из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца. Поэтому охранять природу - и значит беречь не только животных, но и её растительность! Давайте, сохраним наши леса!
10. Форма проведения : Презентация проекта «Лес – наше богатство » .
11. Название итогового мероприятия : НОД «Путешествие в лес» .
12. Формы работы : НОД на тему : «Как узнать растение» , «Деревья нашей местности» , «Мы – защитники природы!» , «Лес в жизни человека» .
Беседа : «Как стул появился в детском саду» , «Больное дерево» , «Растение – земли украшение (по пословицам) ».
Чтение художественной литературы, просмотр видео сюжетов, мультфильмов, (Подборка специального материала на дисках) . Просмотр слайдов : «Наш лес» , «Что нам даёт природа?» , «Изделия из древесины» и др.
Наблюдение «Наблюдение за деревьями на участке и в детском саду.
Опыты : «Свойства и качества дерева» , «Плавает - тонет» .
Индивидуальные беседы : , «Маленькие помощники» , «Дятел – лекарь леса» , «В лесу пожар» .
Рисование «Сосна» , «Берёза» , «Ель» , (в разные времена года) ;
Аппликация «Ветка вербы» , «Ёлочка» , «Смешанный лес» ; коллективная работа «Березовая роща» .
13. Продукты проекта :
Для педагога : создание плакатов, фотовыставки, консультации.
Для родителей : изготовление плакатов, альбомов.
14. Ожидаемые результаты : по проекту :
Для детей : ведение конструктивной беседы в процессе совместной деятельности; систематизация знаний о лесе, его обитателях, растительности; систематизация знаний об лесе, его обитателях, его растительности, о причинно-следственных связях экологического состояния Земли ; обогащенный словарь по теме ; наличие у ребенка системных знаний о лесе, его обитателях, растительности.
Для педагога : удачное сотрудничество с родителями; новая предметно-развивающая среда; заинтересованные дети с новым экологическим сознанием .
Для родителей : возможность активного участия в образовательном процессе.
Системная паутинка по проекту «Лес – наше богатство » .
Образовательные области
Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие
Д/и «Что хорошо, а что плохо» , «Природа и человек» , «С какой ветки детки» , «Прилетели птицы» и т. д.
Сюжетно – ролевые игры : «В аптеке» , «В мебельном магазине» и т. д.
Беседы : «Как сохранить лес?» , «Поможем жителям леса» , «Как красив наш лес» , «Как вести себя в лесу во время грозы?» и т. д. Рассматривание различных альбомов : «Деревья» , «Дикие животные» , «Ягоды» , «Грибы» , «Цветы» ит. д.
Беседы : «Благодарит и сердится природа» , «Маленькие помощники» , «Дятел – лекарь леса» , «В лесу пожар» .
НОД : «Как узнать растение» , «Деревья нашей местности» , «Мы – защитники природы!» , «Лес в жизни человека» .
Наблюдение «Наблюдение за деревьями на участке и в детском сад
Опыты : «Свойства и качества дерева» , «Плавает - тонет» .
Речевое развитие
НОД : Рассматривание картины В. Бакшеева «Голубая весна;
Грицая «Подснежники» ;
И. Шишкина «» Корабельная роща»,
«Утро в сосновом бору» ;
Л. Бродской «Апрель» ;
Ю. Васнецова «Цветущий луг» , «Иван Цареевич на сером волке» и т. д.
Д/и «Вершки-корешки» ; «Найди картинке место» , «Кто как голос подаёт» , «Один и много» .
Лото «В мире растений» , «В мире животных» и т. д.
Разучивание потешек : «Дождик, дождик, веселей» , «По дубочку постучишь, прилетает синий стриж» .
Разучивание стихотворений : Я. Акима «Апрель» , Ф. Тютчева «Весенние воды» , А. Пушкина «Ель растет перед дворцом» и т. д.
Разгадывание и составление загадок.
Чтение волшебных сказок : «Иван Царевич и серый волк» , «Лиса и кувшин» и т. д.
Чтение прозаических произведений : В. Бианки «Сова» , Ю. Коваль «Заячьи следы» , М. Пришвина «Лисичкин хлеб» , Е. Чарушина «Что это за зверь?» и т. д.
Чтение сказок о социальной действительности и нравственных ценностях : С. Маршак «Двенадцать месяцев» , А. Толстого «Девочка и грибы» и т. д.
Физическое развитие Художественно – эстетическое развитие
П/и «Бездомный заяц» , «Волк во рву» , «Лягушки и цапли» , «Медведи и пчелы» .
Физминутки, релаксационные упражнения под звуки природы.
Беседы : «Съедобные и несъедобные грибы» , «Путешествие в мир растений» и т. д.
Рисование «Сосна» , «Берёза» , «Ель» , (в разные времена года) ;
Аппликация «Ветка вербы» , «Ёлочка» , «Смешанный лес» ; коллективная работа «Березовая роща» .
Слушание музыкальных произведений : Чайковского «Времена года» , «Звуки природы» , «Пение птиц» , «Голоса диких животных» .
Этапы реализации проекта
информационно-подготовительный Анкетирование родителей по проблеме;
Обсуждение целей и задач проекта с участниками проекта ;
«Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области развития экологического сознания у детей и взрослых);
Создание условий необходимых для реализации проекта ;
Подходы к взаимодействию с родителями.
Обоснование, предсказание путей реализации проекта .
основной
(практический) Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по развитию экологического сознания у детей ;
Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (экологический центр , информационный стенд) ;
Проведение серии занятий с детьми по развитию представлений о лесе;
Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.
Заключительный Разработка результатов по реализации проекта .
Наталья Коньшина
Экологический проект «Лес - наше богатство»
Проект «Лес - наше богатство !»
«У страны есть богатства немалые ,
Недр земных не учесть чудеса,
Но важней очень многих, пожалуй,
Для дыханья Земли – леса!
В них здоровья и мудрости кладези,
В них несказанная краса,
В них источник естественной радости,
Это – жизни основа - леса!»
Актуальность :
Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о том, что из – за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров. Анализ результатов мониторинга освоения воспитанниками образовательной области «Познание» показал, что наши малыши не умеют устанавливать простейшие взаимосвязи между предметами и явлениями в живой природе, умеют различать только ёлку и берёзу, затрудняются в умении называть характерные изменения в природе в различное время года, наблюдения за детьми показали, что дети не умеют сохранять природу, увидев одуванчики, начинают их рвать, жуков топтать. Выявленные проблемы позволили определить причины.
Причины :
1. Несформированность экологического сознания у детей и родителей.
2. Отсутствие системы непосредственного общения с природой (экскурсии, прогулки в природу) .
3. Отсутствие у детей понимания необходимости сохранения лесов.
4. Родители не принимают участие в экскурсиях, викторинах о растительном мире природы.
Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе, для этого мы разработали и реализовали экологический проект «Лес – наше богатство » , который позволит расширить и углубить представления малышей и их родителей о зелёных друзьях, которых надо беречь и сохранять, научаться соблюдать правила поведения на природе. Считаем, что данный проект своевременный , так как 2013год объявлен-годом защиты окружающей среды. Выявленные проблемы позволили определить цель и поставить задачи.
Цель : формирование у детей интегративных качеств : любознательный, эмоционально-отзывчивый, способный управлять своим поведением на природе через расширение представлений о лесе в различных видах деятельности.
Задачи :
1. Формировать у детей элементарные экологические представления о лесе, его обитателях.
2. Дать представления о последствиях неправильного отношения к лесу.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту растительного мира природы.
4. Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.
5. Формировать понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений) через ознакомление с правилами поведения на природе.
6. Воспитывать экологическую культуру , бережное отношение к лесу у детей и взрослых.
7. Обеспечивать участие родителей в реализации проекта , озеленении детского сада, микрорайона.
Участники проекта : дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.
Вид проекта : информационно - познавательный, творческий.
Ожидаемый результат :
Воспитанник :
Имеющий элементарные представления о лесе, его обитателях;
Понимающий, что необходимо сохранять леса;
Знающий правила поведения в природе;
Имеющий представления о последствиях неправильного отношения к лесу;
Проявляющий бережное отношение к лесу;
Проявляющий эмоциональную отзывчивость, умение видеть красоту природы, леса;
Проявляющий интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, леса.
Родители :
Принимающие активное участие в реализации проекта (92%) ;
Понимающие важность бережного отношения к лесу;
Понимающие необходимость формирования у детей с младшего дошкольного возраста правильного поведения в лесу, развитию любви и бережного отношения дошкольников к окружающей природе.
Итоговое мероприятие :
1. Оформление фотоальбома «Наш лес» .
2. Акция «Вырасти зеленого друга» (посадка саженцев кустов, деревьев) .
3. Коллективная работа «Сбережем лес вместе» .
4. Развлечение «Здравствуй, наш зеленый лес!»
Этапы реализации проекта .
информационно-подготовительный Анкетирование родителей по проблеме.
Обсуждение целей и задач проекта с участниками проекта .
Обновление предметно - развивающей среды, необходимой для реализации проекта .
Планирование мероприятий по данному проекту .
Разработка перспективного плана по образовательным областям, цикла непосредственно образовательной деятельности, бесед, наблюдений, дидактических игр для использования в ходе режимных моментов.
Составление плана взаимодействия с родителями, специалистами.
Создание системы мониторинга. март воспитатели
основной
(практический) Внедрение в образовательный процесс проекта «Лес – наше богатство » Март -апрель Воспитатели, родители, специалисты
Заключительный Проведение итогового мероприятия.
Проведение мониторинга результатов по реализации проекта . май воспитатели
Тема проекта : «Лес - наше богатство » .
Срок реализации : с 01.03.2014г. по 31.05.2014г.
Социально – личностное развитие :
1. Вместе с ребенком совершайте прогулки по лесу. При этом обращайте внимание на деревья, растения, культуру поведения.
2. На прогулке обращайте внимание детей, что нужно бережно относиться к природе (не ломать ветки, не мусорить в лесу и т. д.) .
3. Играйте в дидактические игры «Можно - нельзя» , «Правильно - неправильно» , направленные на формирование правильного поведения в лесу.
Познавательно – речевое развитие :
1. Читайте дома детям литературные произведения о лесе.
Например, К. Ушинский «Спор деревьев» ,А. Лопатина «Липкины дары» , «Жизнь дерева» , «Зеленая страна» ,
Е. Пермяк «Русские сказки о природе» и др.
2. Загадывайте детям загадки о деревьях, лесных обитателях.
3. Составляйте вместе с ребенком описательные загадки о деревьях, животных леса.
4. Рассматривайте иллюстрации с растениями, животными леса.
5. Расскажите о профессии лесника.
6. Побеседуйте с ребенком о лесе, о том, какие деревья
растут в лесу (лиственные и хвойные, какой бывает лес
(лиственный, хвойный и смешанный, объясните, какую пользу он приносит,
чем он ценен и важен для человека, кто живет в лесу (животные и птицы) .
7. Играйте в дидактические игры. Например, д/и «С какого дерева лист» , д/и «Назови дерево» , «Кто это» .
Художественно – эстетическое развитие :
1. Вместе с ребенком выполняйте аппликации по теме «Лес» .
2. Совместно с ребенком изготавливайте поделки из природного материала.
3. Можно вместе с ребенком нарисовать картинку на тему «Лес - наше богатство » .
Физическое развитие :
Развивать двигательную активность детей через подвижные игры «Беги к дереву» , «Лиса и зайцы» .
Критерии оценки уровня сформированности интегративных качеств и экологической культуры воспитанников.
Любознательный, активный :
Высокий – ребенок, интересующийся природой, различает и правильно называет 4 вида деревьев, названия ягод и грибов.
Средний – ребенок, интерес к природе, называющий названия деревьев с помощью взрослого.
Низкий– ребенок, не проявляющий постоянного интереса к живой природе, к наблюдениям.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на природе :
Высокий – знает и соблюдает правила поведения в природе.
Средний – называет и соблюдает правила поведения в природе совместно со взрослым.
Низкий – затрудняется в выборе и соблюдении правил поведения в природе.
Эмоционально отзывчивый :
Высокий – эмоционален в общении с природой, проявляет бережное.
Средний – под влиянием взрослого при восприятии природных объектов, явлений обсуждает. Сочувствует, сопереживает, восхищается.
Низкий – эмоциональные реакции в общении с природой слабо выражены.
Цель: Развитие у детей осознанно-нравственного отношения к лесу, как к экосистеме. Задачи: Сформировать у детей элементарные экологические знания о лесе. Продолжать знакомить с правилами поведения в природе. Дать представления о последствиях неправильного отношения к лесу, уточнить экологические запреты. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесу у детей и взрослых.
Отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания. Причины этому следующие: Недостаток научных знаний о природе. Несформированность экологического сознания у детей и родителей. Отсутствие системы непосредственного общения с природой (экскурсии, прогулки в природу).
Сформировавшиеся элементарные экологические представления о лесе. Осознанное отношение к природе родного края. Сформировавшиеся представления о том, что сохранность природных объектов – обязанность человека. Активное участие (предположительно 80%) родителей в реализации проекта.
Формы реализации проекта Художественное творчество Рисование на тему «Наш лес» Лепка на тему «Моё любимое дерево» Рисование плакатов «Не рубите деревьев» Аппликация на тему «Ёлочка нарядная в гости к нам пришла». Рисование «Дерево которое люблю» Пластилинопластика «Дерево на ветру» Центр математики Модели, схемы, таблицы «Немного о лесе» Дидактическая игра: «Деревья» (счет) Количество и счёт (подсчитать и сравнить листья с деревьев) Дидактическая игра: «С какой ветки детки?»
Формы реализации проекта Центр движения Подвижная игра: «Деревья» Малоподвижная игра: «Что сначала, что потом…» Центр книги Чтение сказок, стихотворений, рассказов о лесе. Заучивание пословиц, стихотворений, поговорок. Отгадывание загадок. Центр игры Сюжетно-ролевые игры «Поход в лес», «По грибы мы в лес пойдём», Дидактическая игра: «Сначала-потом» (последовательные картинки) Дидактическая игра «С чьей ветки детки?» Дидактическая игра «Беседа с деревьями» Дидактическая игра «Что такое хорошо, и что такое плохо».
График проектных мероприятий Задача МероприятияСрок Ответств. 1. Формировать у детей экологические знания о лесе Познавательное занятие «осень золото роняет» (расширять знаний о лесах нашего края, представителях флоры и фауны) Художественное творчество Рисование на тему «Наш лес». Лепка на тему «Моё любимое дерево» Сентябрь Воспитатели Познавательное занятие Презентация «Разговор с лесом» Художественное творчество Рисование «Дерево которое люблю» Пластилинопластика «Дерево на ветру» Октябрь Воспитатели Выставка семейных коллажей «Лес – мой зеленый друг» (расширять кругозор и представления детей о лесе); Художественное творчество Аппликация на тему «Ёлочка нарядная в гости к нам пришла». Декабрь Воспитатели Родители
Задача МероприятияСрок Ответств. Познавательное занятие «В гости к деревьям» (продолжать знакомить детей с особенностями разных видов деревьев); Художественное творчество Рисование «В гостях у деревьев» Коллективная лепка «Мы в лесу» Январь Воспитатели Познавательное занятие «Лес и мы» (воспитывать осознанно-бережное отношение к природе родного края) Художественное творчество Рисование «Стихийное бедствие - пожар» Февраль Воспитатели Викторина «Мы – друзья леса» (воспитывать экологическую культуру детей); Рисование «Наши экознаки» Март Воспитатели Консультация для родителей «Экологические игры с детьми на прогулке в лесу» Рисование «Наша эко тропинка» Март Воспитатели Творческое рассказывание «Прогулка в лес» (уточнить умение детей в рассказах отражать свое отношение к миру природы) Апрель Воспитатели
2. Познакомить с правилами поведения в природе Экскурсия в лес (познакомить детей с профессиями, связанными с лесом, научить детей поведению в лесу); Октябрь Воспитатели Родители Познавательное занятие «Как вести себя в природе» (изучить с детьми нормы и правила поведения в природе, побуждать детей к фантазии); Ноябрь Воспитатели Познавательное занятие: «Прогулка в лес» (прививать детям культуру поведения в лесу; учить бережно относиться ко всему, что там растет и живет); Декабрь Воспитатели Составление альбома «Правила поведения в лесу» (закреплять знания о правилах поведения в лесу); Январь Воспитатели Родители Советы родителям «Правила поведения в лесу» Февраль Воспитатели Рисование на тему «После отдыха в лесу» (развивать умение отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы); Февраль Воспитатели
Чтение художественной литературы (прививать любовь к природе средствами художественной выразительности); Сентябрь-май Воспитатели 3. Дать представления о последствия неправильного отношения к лесу. Формирование экологической культуры. Совместная прогулка в лес вместе с родителями (наблюдение примеров неправильного отношения к лесу); Октябрь Воспитатели Родители Акция «Вырасти зеленого друга» (посадка саженцев кустов, деревьев); Октябрь Воспитатели Родители Познавательное занятие «Разговор с деревьями» (дать возможность детям осознать и применять самостоятельно способы сохранения деревьев) Рисование плакатов «Не рубите деревьев» Ноябрь Воспитатели Встреча с работником Ушаковского лесхоза (знакомство с примерами нанесения вреда лесу) Январь Воспитатели Работник лесничества
Развлечение «Здравствуй, наш зеленый лес!» (закрепление умений детей замечать отрицательное воздействие человека на природу и умение исправлять их); Апрель Воспитатели Экологическое развлечение с детьми и их родителями «Люблю берёзку русскую» (привлечение внимания детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды, формирование экологической культуры). Май Воспитатели Родители
Соловьева Мария Павловна
Экологический проект «Лес - наше богатство» (средняя группа)
Экологический проект " Лес - наше богатство ", средняя группа .
Срок реализации : 3 месяца (март - май) .
Тип проекта : познавательно - исследовательский.
Участники : дети, родители, воспитатель.
ЦЕЛЬ : дать информацию о лесе на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности детей в природе и с ее объектами.
ЗАДАЧИ : - формировать эмоционально - положительное отношение к лесу;
Вызвать интерес к конкретному объекту - дереву; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нем;
Сформировать отношение к дереву, как к живому существу (оно растет, развивается, дышит) ;
О строении, функциях его частей (корень, кора, ствол, крона,
Закрепить правила и навыки экологически безопасного и грамотного общения с лесом.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
1. Собрать картинки деревьев (береза, дуб, осина, ель, ива, пустыни и леса.
2. Подготовка материала к дидактической игре " Оденем дерево", подвижной игре "Угадай дерево" (приготовить шапочки с листиками) .
3. Сделать фото нашей рощи (редкая, деревьев мало) и в разные периоды (ранняя и поздняя весна, фото обоженного дерева.
4. Подготовить "Правила поведения в лесу" (картинки) для ознакомления с детьми.
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП.
1. Ежедневно отмечать календарь погоды и природы (ранняя и поздняя весна, особенно деревья, траву - их изменения.
2. Дать детям знания о деревьях, их разновидностях (рассматривание картинок, чтение художественной литературы) .
3 Организовать с детьми экскурсию в рощу, парк, к частным домам.
4. Собрать с детьми плоды деревьев (береза - сережки, дуб - желуди, ель, сосна - шишки) .
5. Организовать с детьми д/и "Плоды и листья", "Какой листик", упражнения "Покажи и назови части дерева", "Какой бывает лес?".
6. Рисование с детьми на темы : "Весеннее дерево" (ладошкой, лепка "Береза и ель".
7. Попросить родителей принести спил от дерева; нарисовать дома вместе с детьми "Весенний лес".
3. ИТОГОВЫЙ ЭТАП (май) .
1. Экологическое открытое занятие "Лес - наше богатство ".
2. Фото выставка "Наши экскурсии".
3. Выставка детских рисунков на тему " Весенний лес".
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ "ЛЕС - НАШЕ БОГАТСТВО ".
Цель : развивать у детей эстетическое восприятие мира природы, обогащать и уточнять представления о лесе, в том числе о видах деревьев, об их строении, учить делать умозаключения при проведении простейших опытов (возраст деревьев, значение корня, семян,учить соблюдать правила поведения в лесу; развивать творческое воображение, память, внимание.
Ход ЗАНЯТИЯ
Дети сидят на стульчиках. Стук в дверь, появляется старичок - лесовичок.
Лесовичок : Здравствуйте, ребята, лесной Вам привет!
Дети : Здравствуйте!
Лесовичок : Я пришел к вам в гости, чтобы пригласить вас в мое лесное царство
Хотите туда попасть? Вы готовы?
(Идут за лесовичком в зал, оформленный в стиле леса) .
Дети присаживаются на стульчики.
Лесовичок : Вот деревья здесь стоят,
И листвою шелестят,
Ручьи малые текут,
Громко птицы здесь поют,
Кто немного помолчит,
Для тех лес вдруг зазвучит. (звучит фонограмма "Звуки леса") .
БЕСЕДА О ДЕРЕВЬЯХ : Царство мое - лес, в нем много деревьев. Что вы знаете о них? Что такое дерево? (Дерево = самое большое растение) . Назовите его части. Как вы думаете, дерево живое? (Да) . Почему? (Оно растет, дышит, питается, у него появляются детки - побеги) . А кто еще живет в лесу? (Звери и птицы) . Чем же отличаются деревья, растения от зверей и птиц. (Деревья молчат и не могут двигаться) .
ПОДВИЖНАЯ ИГРА "Кто быстрее?" (Воспитатель делит детей на 3 команды, одевает им шапочки с листочками - дубовые, березовые, кленовые. Игровая задача : собраться вокруг своего дерева по команде, кто быстрее).
Лесовичок : Друг за другом вы успевали, деревья правильно вы одевали. А теперь, мои друзья, загадаю вам загадки я. (Дети отгадыают загадки и находят отгадки на картинках) .
Лесовичок : Ай, да молодцы! Все деревья узнали! Ребята, скажите,для чего нужен лес, зачем его беречь? (показ картинок пустыни и леса) . А сами мы можем вырастить лес?
ОПЫТЫ С ДЕРЕВЬЯМИ И ИХ СЕМЕНАМИ.
1. Подуть на семена березы в ладошке, чтобы они разлетелись (так в природе с помощью ветра разносятся семена) .
2. Узнать возраст дерева - молодое или старое - по спилу (сосчитать количество колец) .
3. Что держит дерево? (корни) : опыт с землей и воткнутым кустиком без корней и с корнем.
Лесовичок : А сейчас, ребята, я хочу узнать, знаете ли вы правила поведения в лесу?
(показывает картинки - правила) .
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ :
Хорошо вы знаете правила - вот вам от меня угощение! (конфеты -грибочки) . Дети угощаются конфетами, а лесовичок смотрит, куда дети положат бумажки от конфет, бросят их в лесу или возьмут с собой.
Молодцы! В лесу нельзя сорить, нужно собрать мусор в пакеты и выбросить его дома в мусорное ведро.
Лесовичок : А что же - мы еще в лесу?
Нужно возвращаться!
Мы на миг закроем глазки,
Открываем - мы не в сказке.
В детский сад нам всем пора!
До свидания, детвора!
Проект в старшей группе на тему лес
Правила деления на слоги Как определить сколько слогов
Какие методы лечения диатеза у грудничков можно провести в домашних условиях?
Женское бесплодие — что вызывает бесплодие у женщин, почему именно ты?
Что это такое и как писать синквейны?