Смольный монастырь 1748 1835. Смольный собор

  • Дата: 26.03.2024

Смольный собор входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который находится в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы на Смольной набережной.

В 1740-е годы наследница царского престола Елизавета Петровна решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря в окружении ста двадцати благородных девиц. Уже будучи императрицей, она указала построить монастырь на месте “Смольного дома” — дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей.

Архитектор Смольного собора — Ф. Б. Растрелли. Собор был заложен в октябре 1748 года, возведение начато в мае 1751, но вскоре началась война с Пруссией, после которой финансирования для строительства стало недостаточно и строительство пошло медленно. Открытие Смольного института состоялось 28 июня 1764 года, собор же был достроен архитектором В. П. Стасовым только в 1835 году.

Смольный собор был закрыт в 1931 году, однако решение о его закрытии было принято ещё на восемь лет раньше, в 1923. За год до принятия решения, 20 апреля 1922 года из него были изъято всё церковное имущество. Однако иконостас собора был демонтирован гораздо позже, только в 1972 году. В отличие от многих других храмов Санкт-Петербурга Смольный собор не был открыт для богослужений. В 1990 году в соборе был открыт концертно-выставочный зал, действующий там поныне.

По изначальному проекту также должна была быть построена высокая 140-метровая пятиярусная колокольня. Таким образом высота этой колокольни на 18 метров превзошла бы высоту шпиля колокольни Петропавловского собора, но из-за недостатка денежных средств колокольня так и не была построена.

Первый ярус колокольни должен был служить триумфальной аркой — парадным въездом в монастырь, второй — надвратной церковью, а в остальных трёх должны были располагаться звонницы. Колокольню должна была завершать маленькая башенка с тремя круглыми окнами и венчающей её главкой с крестом. В настоящий момент модель Смольного монастыря с колокольней можно увидеть в музее Академии художеств.

В плане весь Смольный монастырь представляет из себя греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам.

Высота собора — 93.7 метра. Построен в стиле пышного елизаветинского барокко с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола — в серый.

Пятиглавие собора выполнено достаточно необычным образом. По изначальному проекту Растрелли планировал построить однокупольный собор по образцу европейских храмов, но императрица Елизавета упорно настояла на православном пятиглавии. В итоге собор построили пятиглавым, но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни.

Центральный купол расположен на барабане и по размерам значительно больше остальных, он имеет шлемовидную форму, сверху его венчает расположенная на фонаре луковичная главка, имеющая при этом большой размер.

Четыре одинаковых колокольни имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов, во втором ярусе располагается звонница, каждую из колоколен венчает маленький луковичный купол.

Вливаясь в хор корпусов Смольного института, фасад нижней части собора по стилю архитектуры гораздо больше напоминает дворец, нежели храм. Вторая часть собора с пятиглавием, по сравнению с ним выглядит лёгкой и устремлённой ввысь.

Домовые церкви располагаются по четырём углам монастыря и как бы встроены в его стену. Каждая из них имеет только один шлемовидный купол, увенчанный большого размера главкой с крестом.

Архитектурное решение собора создаёт необычную иллюзию его размеров. По мере приближения собор визуально уменьшается, при этом не теряя своей величественности.

Вид на Смольный собор и мост Петра Великого

Смольный собор в Санкт-Петербурге

Смольный собор

Ансамбль Смольного Воскресения Христова собора всех учебных заведений даже в своем незавершенном виде (не была построена грандиозная колокольня высотой 140 м, на 18 м выше шпиля колокольни Петропавловского собора) производит неизгладимое впечатление.

Уже издалека он вызывает восхищение, обладая странным, мистическим свойством как бы «уменьшаться» при подходе к нему, не утрачивая своей величественности.

Даже не испытывающие пиетета к стилю баро кко профессиональные зодчие отдавали должное этому творению Растрелли, совершенству его пропорций и изяществу декоративного убранства.

Говорили, что архитектор Джакомо Кваренги, представитель противоположного взгляда на зодчество, несмотря на свой непримиримый характер и откровенную враждебность по отношению к Растрелли, останавливался напротив главного входа в Смольный собор, поворачивался к нему лицом, снимал шляпу и восклицал: «Ecco una chiesa!» («Вот это храм!»).

Дочери царя Петра Алексеевича велик ой княжне и будущей императрице Елизавете Петровне Смольный двор был хорошо известен. Здесь, в Смольном дворце, провела она свои детские годы. Здесь же в царствование Анны Иоанновны она жила под неусыпным надзором Бирона. По преданию, всесильный герцог, прячась за оградой в одежде простого немецкого ремесленника, лично следил за Елизаветой, подозревая ее в заговоре. И именно здесь Елизавета Петровна задумала возвести монастырь, чтобы, удалившись от мирской суеты, жить и молиться в окружении 120 девиц-сирот.

Строительство Смольного монастыря велось с небывалым размахом. Но начинается Семилетняя война с Пруссией, и возведение храма прекращается. Царица умерла, так и не дождавшись освящения Смольного собора.

На некоторое время о Смольном соборе как бы забыли. Он простоял без внутренней отделки и не освященным 60 лет.

В 1764 году по указанию императрицы Екатерины II в Смольном основывают женский монастырь и Воспитательное общество благородных девиц, а в 1765 году - Мещанское училище - первые женские учебные заведения в России. Для них освящаются церкви Св. Екатерины

Святая великомученица Екатерина. Святая Екатерина была дочерью правителя Александрии Конста, обладала редкой красотой и умом. Она объявила родителям, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости. Мать Екатерины, тайная христианка, повела дочь к духовному отцу за советом. Старец сказал девушке, что знает юношу, который превосходит ее во всем. Образ жениха небесного родил в сердце девы желание увидеть Его. Приняв святое крещение, Екатерина сподобилась увидеть Деву Марию с младенцем Иисусом. Господь ласково посмотрел на Екатерину и дал ей перстень. Когда видение окончилось, девушка увидела кольцо на своей руке. В то время в Александрию прибыл император Максимин (305-313) на языческое празднество, где в жертву приносились христиане. Екатерина, сострадая мученикам, вышла к правителю и исповедала ему свою веру. Император приказал казнить святую.

и Св. Захарии и Елизаветы , оформленные еще в предыдущем царствовании.

Святой пророк Захария и праведная Елисавета. Священник Захария и его жена Елисавета были из рода Аронова. Елисавета приходилась двоюродной сестрой Анне. Супруги дожили до старости, но детей у них не было. Однажды к Захарии явился архангел Гавриил и сообщил, что жена родит ему сына, Предтечу и Крестителя Господня. Усомнившись в пророчестве, Захария был наказан немотой до рождения ребенка. Родился Иоанн Предтеча, а через полгода родился Иисус. Тогда в Иудее правил царь Ирод, который захотел убить Спасителя. Но Мария убежала с Иисусом в Египет, а Елисавета укрылась с сыном в горах. Гора расступилась и укрыла мать с ребенком, а слуги Ирода вернулись ни с чем. Тогда царь послал их к Захарии, который был в церкви. Слуги пытались узнать у него о местопребывании сына, но, ничего не добившись, убили священника прямо в храме. Елисавета умерла через 40 дней после смерти Захарии, а младенец Иоанн пребывал в пустыне, где его воспитывал ангел до дня своего явления людям.

Храм Св. Екатерины в северо-восточной башне примыкал к настоятельскому и трапезному корпусам и был отделан с пышностью и богатством: при императрице Екатерине II на позолоту его лепных украшений было отпущено 22 000 золотых голландских гульденов, в церкви, также, как в придворных храмах, было установлено «царское место», а образа на иконостасе соответствовали ангелам-хранителям царской фамилии и датам их восшествия на престол. На парусах храма вместо традиционных евангелистов были изображены св. мученицы Дарья, Агафья, Анастасия и Екатерина, «жизнью коих утешалась цесаревна (Елизавета Петровна) в дни глубокой скорби, испытанной в ее Смольном дворце, в библиотеке коего значатся жизнеописания этих мучениц», писал впоследствии настоятель церкви К. Знаменский.

В северном корпусе в конце XVIII века находились Актовый зал и театр, в восточном - комната начальницы Воспитательного общества. При императрице Марии Федоровне в восточном корпусе располагались ее покои и квартира фрейлины Нелидовой.

Смольный собор был освящен 22 июля 1835 года митрополитом Серафимом, с главным престолом Воскресения Христова и приделами Св. Марии Магдалины и Праведной Елизаветы. Храм вмещал 6 000 человек.

Равноапостольная Мария Магдалина. Родилась в Палестине, в городе Магдале. В юные годы была молода, красива и вела грешную жизнь, но встреча с Господом Иисусом Христом духовно преобразила Марию, и она последовала Христу в путях Его земной жизни. Как повествует Евангелие, святая Мария первой получила от ангелов радостное известие о Воскресении Христовом. После Пятидесятницы, когда святые апостолы разошлись из Иерусалима для проповеди Слова Божия, вместе с ними отправилась и Мария Магдалина. Она благовествовала истинную веру в Италии. По церковному преданию, именно ее встреча с римским императором Тиверием положила начало общепринятой православной традиции дарить друг другу пасхальные яйца в день Светлого Христова Воскре сения. Из Рима святая Мария в преклонном возрасте переселилась в Ефес, где и закончила свою земную жизнь.

В честь этого события была выбита медаль, изображающая фасад собора с флигелями, с надписью: «1748-1835, окончен в память Императрицы Марии Федоровны», и с другой стороны - Христа Спасителя в храме, благословляющего детей. По желанию покойной императрицы, собор предназначался для учащихся всех учебных заведений. На торжестве освящения храма присутствовали 2016 воспитанников военных корпусов, 348 учащихся гражданских учебных заведений и 1280 воспитанниц Ведомства императрицы Марии.

С начала XX века Смольный собор приобрел характер приходского. В 1923 году также, как и четыре домовые православные и одна лютеранская церкви Смольного, он был закрыт.

История строительства

В XVIII веке на живописной излучине реки Невы, напротив Охты, находился дегтярный завод, снабжавший своей продукцией сначала шведскую крепость Ниеншанц, а затем санкт-петербургское Адмиралтейство.

Вид Смольного монастыря со стороны Охты, Около 1800 г. Патерсен, Бенжамен

Близ этого места по указу царя Петра Алексеевича в 1720 году был построен загородный Смольный дворец, предназначенный для пребывания в нем в летнее время великой княжны Елизаветы Петровны. Здесь в царствование императрицы Анны Иоанновны она жила в так называемом «Смольном доме», под неусыпным надзором самого Бирона.

После вступления Елизаветы на престол в 1741 году Смольный дворец опустел. Императрица предпочитала жить в Зимнем дворце, и только изредка посещала место, в котором провела свои юные годы. После пожара 1744 года, уничтожившего главный корпус Летнего дворца, Елизавета решила его перестроить и превратить в приют для бедных девиц-сирот.

Существует также предание, что на четвертом году своего царствования набожная императрица решила отречься в пользу своего племянника великого князя Петра Федоровича, к тому времени уже объявленного наследником престола. Елизавета Петровна задумала построить монастырь и удалиться от мира. Но расставаться со столицей, детищем своего великого отца, ей не хотелось. Поэтому монастырь должен был быть возведен на берегу Невы. Лучшего места, чем Смольный двор, для этой цели подыскать было трудно.

В октябре 1748 года она объявила члену Синода архиепископу Симеону, что желает на месте Смольного дворца построить величественный монастырь, где в тишине и покое завершит свои дни. Окружение будущей царственной настоятельницы должны были составить 120 благородных девиц. Для каждой из них предназначался отдельный апартамент, с комнатой для прислуги, кладовой для припасов и кухней. Указано было строить небывалый по красоте и великолепию монастырь - памятник благополучному царствованию императрицы Елизаветы Петровны.

Составление планов, фасадов и смет было поручено архитектору (1700-1771),

Бартоломео Франческо Растрелли

одному из крупнейших зодчих России середины XVIII века. Растрелли был родом из Флоренции, его дед в 1670 году получил дворянский герб, которым очень гордился.

Кирсанов Н., Смольный двор

Отец зодчего Карло Бартоломео был скульптором и работал в Риме, Париже. После смерти Людовика XIV он понял, что при малолетнем новом государе во Франции будет трудно заработать на жизнь, и решил направиться в Россию. В 1715 году был подписан договор между господином Иваном Лефортом, советником службы Его Царского Величества Петра I в Париже, и «господином Растрелли Флоренским, кавалером Святого Иоанна Латеранского». В документе было указано, что «помянутый господин Растрелли обязуется ехать в Санкт-Петербург с сыном и учеником и работать в службе Его Царского Величества…».

Таланту Растрелли-сына русская архитектура обязана расцветом ансамблевого зодчества. Его мастерство превратило северную столицу в город дворцов. Смольный монастырь, равно как Екатерининский дворец в Царском Селе и Зимний дворец, относятся к наиболее значимым для зрелого этапа творчества Растрелли. По замыслу его создателя, как Петербург отличен от других российских городов, так и Смольный монастырь должен был выделяться среди других монастырей.

В октябре 1748 года архиепископ Симеон отслужил молебен в церкви Конной гвардии, и, в присутствии императрицы, обойдя с крестами вокруг дворца, положил основание новому монастырю, названному по соборному храму Воскресенским. Вскоре монастырь для краткости стали именовать «Смольным».

Строителем был определен бригадир Мордвинов, к которому в подчинение поступили пожалованные государыней ингерманландские земли, принадлежавшие генералу Ульяну Сенявину, деревня Версилка с угодьями и крестьянами, а также пустопорожние земли по рекам Лаве и Кавралке.

Строительство велось с небывалым размахом. Финансирование из казны было щедрым и регулярным. Тысячи солдат и мастеровых были согнаны для забивки свай под фундамент и кладки стен. На строительстве Смольного собора ежедневно было занято до 2000 солдат Петербургского и Кронштадтского гарнизонов, а также 1500 мастеров из Ярославской и Костромской губерний «за плату в три копейки в день». «Архитектурный ученик» Данило Матвеев контролировал качество и принимал строительные материалы, изготовленные на невских, сясьсских, олонецких и уральских заводах. Лепные работы для Смольного собора выполняли братья Джани, П. Цег (Цега), Ф.-М. Ламони, И. Финстервальтер, Дж.-Б. Гусени, И. Г. Фоэст.

Архитектор Растрелли составил план возведения соборного храма и других монастырских зданий, из которого при Елизавете Петровне завершены были одни только кельи, а соборная церковь Воскресения выполнена безо всякой отделки, вчерне. Смольный монастырь строился до самой смерти императрицы Елизаветы Петровны. Руководили его возведением помощники обер-архитектора: с 1749 года - Христиан Кнобель, и с 1755 года - зять Растрелли Франческо Бертулиатти, которому помогал Василий Петров.

Литография. Смольный институт

Первоначально Растрелли планировал разместить в центре архитектурного комплекса величественный однокупольный собор. Следует отметить, что Петр I, нарушая традицию, одобрял строительство однокупольных храмов на европейский манер. Но Елизавета Петровна настояла на традиционном православном пятиглавии, свидетельствующем о незыблемости Православия.

В 1749 году из Москвы приходит Высочайшее указание строить собор «не по римскому маниру», а по образу и подобию Успенского собора в Московском Кремле. Переделка уже скомпонованного архитектурного сооружения была для Растрелли серьезным испытанием.

На модели монастыря в середине крестообразного замкнутого двора находится здание Смольного собора. По контуру двора расположены жилые корпуса, увенчанные по углам четырьмя малыми домовыми церквами. Они были задуманы для того, чтобы воспитанницы не выходили на богослужения в дождь, снег и пронизывающий ветер. Восхищает задуманная Растрелли колокольня высотой 140 м, которая должна была стать доминантой ансамбля. Замыкала монастырь каменная ограда с небольшими башнями.

В мае 1751 года началось возведение собора, а спустя три года строительство в Петербурге посетила императрица Елизавета и осталась довольна ходом работ. Но вскоре началась война с Пруссией, и деньги на строительство Смольного монастыря стали поступать нерегулярно.

Война была успешно завершена, но в дальнейшем императрица отказалась от мысли завершить свои дни в тишине монастырских келий и меньше уделяла внимания Смольному монастырю.

Внутри Смольного собора были оставлены огромные леса и помосты для внутренней отделки, которые от времени пришли в негодность и были сняты только в 1825 году. В таком положении здание находилось более 70 лет, хотя монастырь строился и при Екатерине II, без участия Растрелли. Итальянец в то время находился в зените своей славы, но не пользовался расположением государыни. Руководить строительством императрица поручила И. И. Бецкому.

Строительные работы в Смольном монастыре шли медленно. В феврале 1765 года заведующий Конторой строения В. Перекусихин сообщает Бецкому, что от выделенных в 1761 году еще Елизаветой Петровной 40 800 рублей осталось 5 566 рублей 15 копеек, и что часть денег, предназначенных на строительство Смольного, была взаимообразно использована на ремонт Зимнего дворца.

После отъезда Растрелли в Италию главным архитектором Смольного собора был назначен Ю. М. Фельтен, которому в декабре 1764 года дано было указание достраивать монастырское здание для нового учреждения - Воспитательного общества благородных девиц, а также построить дом для Училища мещанских девиц. В помощники Фельтену определили П. Е. Егорова, а затем П. И. Крылова.

Из-за нехватки средств для сооружения здания училища внутренняя отделка собора не была завершена. Тогда же было окончательно решено не строить колокольню на уже подготовленных фундаментах. Фасад собора оштукатурил каменных дел мастер Эрком Казаспра. Скульптор Франческо Ре выполнил модели украшений для церковных глав, по которым их «выколачивали» из красной листовой меди и затем вызолотили «через огонь». Модели скульптурных украшений для фасадов собора П. Цег исполнил из глины по рисункам Растрелли. Их установка завершилась в 1768 году.

Желая сделать Воскресенский монастырь полезным для всей России, Екатерина Великая своим указом от 31 января 1765 году учредила при нем Воспитательное заведение для малолетних девиц благородного и мещанского происхождения. Начальницей Воспитательного общества была назначена княжна Анна Долгорукая, дочь князя Сергея Долгорукова и Ирины Голицыной, отец которой был сослан в царствование Анны Иоанновны. При Елизавете Петровне он был возвращен из ссылки и назначен русским посланником в Константинополе. Анне Сергеевне при утверждении в должность было пожаловано звание камер-фрейлины.

Был назначен попечительский Совет, в первый состав которого вошли И. Бецкой, сенатор П. Панин, сенатор князь П. Трубецкой, С. Козьмин. В разное время в состав Совета входили сенатор Г. Р. Державин, князь В. П. Кочубей, генерал от инфантерии граф М. А. Милорадович, С. С. Уваров.

Открытие Воспитательного общества состоялось 28 июня 1764 года, и было приурочено ко второй годовщине восшествия на престол императрицы Екатерины II.

Спустя два года в зданиях Воспитательного общества была закончена внутренняя отделка, однако из-за недостатка средств соборную церковь и другие строения не покрыли железом. Постепенно в ведение совета Воспитательного общества стали переходить земельные угодья, находившиеся ранее в распоряжении Строительной конторы (как вокруг монастыря, так и на Охте), в том числе Большой Канецкий огород с оранжереями и парниками, названный так по находившемуся здесь ранее шведскому городку Канец (Ниеншанц).

После воцарения императора Павла I совет института для улучшения материального положения заведения решает продать 276 чугунных капителей и баз колонн весом 22 000 пудов, а также другие неиспользованные строительные материалы на сумму в 29 670 рублей 23 копеек.

Император Павел I и великие князья пожаловали Воспитательному обществу 40 000 рублей. На них впоследствии были произведены необходимые работы. Земли на Охте в 1807 году были проданы Адмиралтейской коллегии.

Заложенный в 1748 году Смольный собор окончательно был достроен архитектором В. П. Стасовым только в 1835 году.

Смольный. Актовый зал

Панорама Смольной набережной. Литография Ф. В. Перро

Вид Смольного монастыря Перро Ф. В., 1841 г.

Шифляр Самуил. Вид Невы у Смольного собора

Архитектура Смольного собора

Смольный собор в Санкт-Петербурге был заложен по повелению императрицы Елизаветы Петровны 30 октября 1748 года. Строительство продолжалось около столетия. Начинал его возводить в 1748 - 1763 годы архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, продолжил в 1832 - 1835 годах архитектор Василий Петрович Стасов.

Василий Петрович Стасов

Общий план монастырского комплекса представлял собой композицию крестчатого типа. Четыре церкви, построенные вокруг собора на стыке келейных зданий, ритмически повторяют симметрию его боковых глав, и этим связаны по диагоналям с центральным пятиглавием. Купола угловых храмов фланкируются парными часовнями, акцентирующими внешние углы ограды. Таким образом, здания монастыря оказываются пространственно связанными с внешней оградой. Ритм пронизывает весь ансамбль, заставляя зрительно устремляться к центру композиции и ввысь: башни ограды, затем купола угловых храмов, и, наконец, центральное пятиглавие.

Соподчиненность пространства и объемов Смольного собора основана на правиле «золотого сечения» и форме греческого креста. Пятиглавый храм воспринимается как центр четырехглавого монастырского каре, вписанного в звезду десятибашенной ограды. Главная ось с запада на восток - колокольня, собор, восточный корпус - подчеркивает смысловое значение монастыря как храма. Восточный корпус с кельями императрицы как бы представляет собой алтарь. Композиция монастыря с храмом и корпусами, увеличивающимися по высоте к центру и фасаду, представляет собой гигантский пятиглавый храм-корабль - идеал православного зодчества.

В 1749 году Растрелли пересмотрел проект монастыря и спроектировал надвратную колокольню, превосходящую по высоте знаменитую звонницу Ивана Великого в Московском Кремле.

Но из-за отсутствия средств на постройку колокольни в конце 1750-х годов Растрелли изменяет форму пятиглавия собора и увеличивает высоту здания. Он приближает диагонально расставленные ажурные башенки боковых глав к барабану центрального купола - теперь они должны были стать колокольнями.

Опоры купола, барабана и колоколен - мощные пилоны, декорированные в интерьере коринфскими колоннами. Пропорции собора вполне классические. Архитектор зрительно расчленил верхнюю и нижнюю части здания. Нижняя кажется слишком широкой и вписывается в разрыв боковых корпусов как нарядный павильон. Основанию собора придан оттенок дворцовой, светской архитектуры. Пятиглавие над ним кажется удивительно легким, и, как пятисвечник, устремленным в небо.

Последний вариант проекта монастыря был утвержден в 1750 году (в работе над ним Растрелли помогали присланные из Канцелярии от строений ученики Ф. Стрельников и В. Петров). Франческо Бартоломео контролировал разработку чертежей и надзирал за строительством.

Деревянную модель «строящейся большой соборной церкви и всему Воскресенскому Новодевичьему монастырю по опробованным планам и профилям» изготовили с 1750 по 1756 годы. Но уже 14 мая 1751 года она была перевезена в Смольный. В настоящее время модель хранится в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и позволяет представить полностью не осуществленный замысел Растрелли.

Особо интересна оставшаяся, к сожалению, только в проекте колокольня собора высотой 140 м, первый ярус которой должен был служить триумфальной аркой - парадным въездом в монастырь, второй - надвратной церковью, как это принято во многих православных монастырях, а четыре верхние яруса - собственно звонницей. Купола модели разборные, что позволяет рассмотреть растреллиевский проект внутреннего убранства. Предполагалось облицевать интерьер собора розовым и светло-серым мраморами и позолотить капители колонн и все декоративные детали.


В августе 1762 года императрица Екатерина II подписала указ об увольнении обер-архитектора графа де Растрелли в отпуск на год, для лечения в Италии. Окончательно уволен он был годом позже.

Подготовлено Э. А. Филипповой

Убранство Смольного собора

К сожалению, большая часть барочных элементов убранства Смольного монастыря, которые предполагалось выполнить по замыслу Растрелли (барельефы фронтонов, статуи и барельефы, балюстрады, вазы, факелы на карнизах, позолота фасадов и интерьеров, живописные плафоны и иконостасы) либо не создана, либо утрачена. Но даже немногочисленные сохранившиеся детали этого декора дают представление о строгой композиционной программе проекта.

Собор украшен элементами стихии воздуха (ангелы, облака, ангельские крылья) и воды (рокайли и «жемчужины»). Мощные волны волют образуют переход от верхних ярусов храма к нижним, ограничивают десюдепорты, «обвивают» прямые линии карнизов, затем расчленяются на струйки и образуют завитки. В убранстве фасадов отсутствуют не только все мотивы огня (львиные маски) и силы (воинские доспехи, щиты и шлемы - символы ангельского воинства), характерные для русского барокко, но даже полюбившиеся Растрелли гирлянды цветов - они только в интерьере. В оформлении внутренней части храма использованы элементы стихий воздуха (облака, ангельские фигуры, крылья) и земли (плоды и цветы). Рокайли естественно перерастают либо в ангельские крылья, либо в ветви пальм.

Угловые церкви монастыря напоминают дворцовые сооружения. Если бы не главки с крестами, они походили бы на парковые павильоны, связанные между собой аркадами галерей, - настолько согрета живым теплом пластика их форм. Это как бы вариация на тему загородных царских дворцов и павильонов, строившихся и перестраивающихся Растрелли в Царском Селе и Петергофе в годы проектирования Смольного монастыря. В пухлых, курносых личиках херувимов нет ничего ангельского, они - восторженное проявление земного бытия.

Интересна программа убранства восточного корпуса. Символы воды, небесных сил видимых (ангелов) и невидимых (серафимов и херувимов в виде парящих крыльев) сочетаются с розами, пальмовыми и оливковыми ветвями - символами Райского сада. Свод парадной лестницы украшает пальмовая ветвь с короной - символом мирного отречения от власти, в сочетании с корзиной, полной цветов и плодов - символом плодородия и процветания. В аванзале в углах плафона в рамках из небесных крыл - вензель «ЕI» императрицы Елизаветы I. В декоре очень мало монашеской аскезы, хотя самодержцы всероссийские были одновременно и первостоятелями Православной Церкви. Ничего религиозного нет в позах скульптур восьми юношей на пла фоне в спальне императрицы.

Мастер барокко, Растрелли не боялся изображать несовершенные вещи: неправильную, жатую жемчужину, грубо обломанную раковину, стебель тростника. Неожиданны мощные завитки - устья разбитых раковин, низко свисающие с потолка, так же, как листья верхних пальм или ножки ангелов с растопыренными пальчиками и складками на груди и животе.

Капители пилястр и плафон оформлены гирляндами роз и других цветов. Убранство монастырских келий подчеркивает красоту окружающего мира, превращая их в традиционный цветущий монастырский сад, олицетворяющий Рай.

В марте 1828 года министр внутренних дел граф В. С. Ланской объявил конкурс на проект оформления Смольного собора. После смерти императрицы Марии Федоровны по ее завещанию было решено сделать Смольный собор кафедральным храмом «Всех учебных заведений». Один из проектов, предложенный В. П. Стасовым, предполагал ампирное оформление интерьера, но с обильным лепным декором - кессонированным сводом, ангелами над окнами второго яруса, пышной барельефной композицией над алтарем.

Спустя четыре года последовало повеление императора Николая I о достройке Смольного собора по переработанному проекту Василия Петровича Стасова. Наблюдать за работами было поручено особой комиссии при Министерстве финансов.

Стасов создал убранство интерьера собора в духе своего времени. Эффектное и по-своему роскошное, оно производило сильное впечатление, настраивало на торжественный лад. Холодно блестели белые громады колонн, облицованные плитами искусственного мрамора, полированный ревельский камень пола, мерцала позолота архитектурных деталей и резных иконостасов; преломляя лучи света, переливались всеми цветами радуги грани хрустальной балюстрады перед алтарями. Огромные иконостасы, задуманные как продолжение интерьера собора, заполняли иконы в золоченых ризах и драгоценных окладах.

В отделке собора принимали участие многие казенные и частные предприятия, находящиеся в разных концах обширной Российской империи. Уральский мрамор доставляли с Екатеринбургской гранильной фабрики, ревельскую плиту - из Прибалтики, редкую по красоте граненую балюстраду сделали по рисунку Стасова на Мальцевском заводе в Орловской губернии. Двенадцать колоколов, один из которых был массой в 607 пудов, отлили в городе Валдае.

Государственное казначейство выделило 2 000 000 рублей ассигнациями. У Воспитательного общества были затребованы "на рассмотрение планы, сметы и другие подобные бумаги до собора относящиеся". Пришлось принимать участие в строительстве и канцелярии Смольного института, давать разъяснения и справки.

Огромный запрестольный образ Пресвятой Богородицы, окруженной воспитанницами Смольного института (в настоящее время находится в Государственном Русском музее), был выполнен академиком А. Г. Венециановым, другие иконы - живописцами П. В. Басиным, А. В. Тырановым, Ф. П. Брюлловым, А. В. Нотбеком.

В 1828 году приступили к изготовлению грандиозной серебряной дарохранительницы по эскизу К. Тона (подарок собору императора Николая I). Она весила около пяти пудов и представляла собой храм-ротонду с 24 яшмовыми колоннами на специальном постаменте, в центре которого был установлен престол.

Золоченый купол ротонды был увенчан державой и возвышался над ампирным иконостасом. Дарохранительницу выполнили в мастерской И. В. Кейбеля и установили в центре алтарной апсиды. Храмовый жертвенник вынесли к северо-восточному заалтарному пилону.

Самой чтимой в Смольном соборе была стоявшая бл из алтаря икона Черниговской Божией Матери в великолепной, с драгоценными камнями, ризе. С ней в Преображение, начиная с 1892 года, шел вокруг местных фабрик крестный ход. В богатом киоте находилась также мощевая икона Нерукотворного Спаса (1647 года), пожертвованная Елизаветой Петровной копия чудотворного образа в Новодевичьем монастыре в Москве. Была и другая старинная икона - изображение 123 киево-печерских чудотворцев. Из упраздненного Смольного монастыря происходили три образа Божией Матери: Смоленской, Толгской и Всех скорбящих Радости, а также венцы для несостоявшейся свадьбы императрицы Елизаветы Петровны.

Стасов привлек к работам своих опытных помощников - В. О. Лукина и «каменного мастера» Ботани с учеником К. Лазаревым. В 1833 году, после сооружения огромных подмостков, в интерьере храма были выполнены каменные работы, перекрыта крыша, отреставрированы фасады и с «величайшим трудом пробиты трубы для печей» (по проекту Растрелли собор предполагался «холодным»). Стасов, взяв за образец интерьер церкви св. Александра Невского при Воспитательном обществе, отделанной Дж. Кваренги, в 1834 году оформил интерьер Смольного собора, вмещавшего до 6 000 человек, в классическом стиле, стараясь при этом «не затенить» внутреннюю планировку Растрелли.

Создавая ограду для Смольного, Стасов не использовал проект Растрелли и не пытался имитировать барокко. Как будто «обернувшись назад», он нашел источник своего вдохновения в живых растительных формах фриза воронихинской ограды Казанского собора. Вертикальные стержни звеньев решетки завершены пальметтами - стилизованными листьями пальмы. Идущий по верхнему краю фриз составлен из густых веночков, сплетенных из ветвей и цветов. Чугунные звенья ограды были изготовлены на Александровском литейном заводе; цоколь был вытесан из гранитных блоков, вынутых из фундамента колокольни.

Фасады собора были окрашены в желтый цвет; купола храма и угловых церквей - по желанию Николая I лазоревой краской с золотыми звездами.

Все работы были выполнены за три года. Кроме того, в 1843 году реставрировали угловые храмы; на это Воспитательное общество выделило 48292 рублей.

Заботясь о соборных колоколах, Стасов сообщил министру финансов графу Е. Ф. Канкрину о своем намерении 8 колоколов, отлитых во время сооружения собора в Смольном монастыре в 1757 году, повесить вместе с 12-ю вновь отлитыми.

В 1864 году попечитель Вдовьего дома барон Б. А . Фредерикс представил две сметы на возобновление отделки собора, составленные архитектором Г.-Х. Штегеманом. Одну - по проекту Растрелли, с позолотой лепных украшений, на сумму 105 000 рублей; другую - вдвое более дешевый проект обычной реставрации, который и был осуществлен.

Почетный опекун Смольного института А. Г. Евреинов заказал два новых колокола московскому колокольному мастеру Финляндскому. Благодаря его стараниям в 1875 году в соборе появился новый иконостас по рисунку М. Е. Месмахера, выполненный Е. Шрадером в «стиле Растрелли», а также был установлен новый мраморный пьедестал под серебряную дарохранительницу весом 4 пуда 30 фунтов.

Купол и главы собора в 1883 году заново перекрыли медью и установили боковые иконостасы по рисунку М. Е. Месмахера работы К. И. Шейнгольца. Недостающие иконы для них дописали Ф. С. Журавлев и Л. С. Игорев.

В 1902 году в Смольном соборе, одном из первых в городе, появилось электрическое освещение.

Подготовлено Э. А. Филипповой

Использованы материалы: Антонов А.А., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. СПб., 1994.

Бело-голубой ансамбль Смольного монастыря с воздушным пятиглавым собором посередине является, возможно, самым нарядным культовым сооружением нашего города. И все же именно с ним связаны довольно мрачные городские легенды. 87 лет ушло на строительство собора, в течение последующих 87 лет в нем совершались богослужения, и еще 87 лет он стоял разоренный.

Смольный собор. © Фотобанк Лори

Намоленное место

Считается, что в древности в излучине Невы, на землях, принадлежащих Великому Новгороду, располагалось село Спас, а на месте нынешнего собора стоял храм. После основания Санкт-Петербурга здесь построили «Смольный двор» - варили корабельную смолу для Адмиралтейских верфей. Во времена Анны Иоанновны рядом был возведен Летний дворец, называвшийся также Смольным домом. Взойдя на престол, Елизавета Петровна велела заложить Воскресенский девичий монастырь, куда собиралась удалиться в старости. Строительство было поручено великому архитектору Франческо Бартоломео Растрелли, который приступил к работе в 1748 году. Однако планам императрицы не суждено было сбыться, она умерла, так и не приняв постриг. В 1760-ые годы Екатерина II учредила в бывшем монастыре (который являлся таковым до 1797 года) Смольный институт для благородных девиц, первое женское учебное заведение в России. В начале XIX века Институт был переведен в специально построенное для него здание по соседству.

Смольный монастырь. Цветная литография. Середина XIX в.

Главный храм учебных заведений

После окончания строительства, которое завершилось лишь в 1835 году,
Смольный собор стал Главным храмом учебных заведений. Вопреки изначальному плану возвести однокупольный храм, Растрелли уступил Елизавете и спроектировал пятиглавый собор, перекликающийся с Успенским собором московского Кремля. Весь ансамбль выдержан в пышном стиле елизаветинского барокко. По легенде, даже архитектор Джакомо Кваренги, поклонник строгих классических линий, и тот признавал совершенство форм Смольного собора. «Вот это храм!» - якобы восклицал он, проходя мимо. И снимал шляпу.
Здание монастыря являет собой греческий крест. Высота собора 93,7 метра.

Концертный зал. © Фотобанк Лори

Призраки Смольного монастыря

Ни один храм Петербурга не строился так долго, как Смольный собор. Он был заложен в 1735 году архитектором Б. Ф. Растрелли при Елизавете Петровне, а закончен лишь в 1835 В. П. Стасовым. Причиной такого долгостроя явилась смена власти, а также следовавшие друг за другом войны, которые требовали от государства больших финансовых затрат.
Однако петербуржцы были уверены, что на собор наложено проклятие. Рассказывали, что во время строительных работ в звоннице повесился рабочий (другие источники упоминают помощника архитектора, аптекаря, жившего по соседству, или же обманутого подрядчика). С тех пор призрак самоубийцы всячески препятствовал завершению строительства.
Смолянки, сначала расположившиеся в монастыре, а затем переехавшие в здание по соседству, утверждали, что встречали Белую Даму, прогуливавшуюся по коридорам Института или вокруг собора.
А работники учреждений, нашедших пристанище в монастыре после революции, рассказывали, что иногда поздно вечером задержавшийся сотрудник порой встречал в сводчатом коридоре неприметного человека с портфелем в руках, который, отступив в сторону, вдруг исчезал в глухой стене.

Вид со звонницы собора. © Фотобанк Лори

Невидимая колокольня

По задумке архитектора Растрелли, рядом с собором должна была возвышаться 140-метровая колокольня. Если бы проект был осуществлен, то колокольня Смольного собора стала бы самым высоким зданием в Европе XVIII века.
Однако позже Растрелли отказался от этой идеи, к тому же в связи с начавшейся Семилетней войной финансирование строительства было сильно урезано. Тем не менее, рабочие успели заложить мощный фундамент, который археологи обнаружили на глубине 4 метра.
Макет монастыря с несуществующей колокольней можно увидеть в музее Академии художеств. А горожане поговаривают, что в петербургском осеннем тумане порой можно различить черты несуществующей колокольни.

Старая открытка. © Фотобанк Лори

Современность

В 1922 году храм был закрыт и разорен. Сохранилась лишь икона Богородицы кисти А. Г. Венецианова, оригинал которой можно увидеть сегодня в Русском музее. Очередная городская легенда утверждает, что хрустальная балюстрада собора была использовала при оформлении станции метро «Автово». В 1990 году в соборе был открыт концертно-выставочный зал. Первое богослужение совершилось в 2009 году, а начиная с 2011 года в храме регулярно проходят церковные службы.
Монастырь же в какой-то мере продолжает традиции, заложенные Екатериной Великой: уже в XXI веке здесь располагаются учебные заведения - факультет социологии, факультет международных отношений, факультет политологии СПбГУ.
Сегодня все желающие могут подняться на звонницу, чтобы проверить наличие того самого призрака. Или же для того, чтобы увидеть панораму, от которой захватывает дух.

Ещё до основания города на месте Смольного собора находилось Спасское село, от которого шла дорога в сторону Новгорода, через лес и болото.
История этого места очень богатая, к тому же нельзя пройти мимо и собора, и первого в России женского учебного заведения.
А ещё ходит легенда, что от подвалов Смольного было проложено метро, для эвакуации высших чинов Ленинграда.

На картах 1705 года Спасское село не отмечено, но есть упоминание о "развалинах древних шведских укреплений".


При Петре Первом на месте Смольного собора располагались смоляные дворы, которые поставляли смолу для строительства кораблей. К 1725 году выстроен большой Смольный двор.


Кирсанов Н., Смольный двор

Рядом также при Петре I был построен дворец (назван Девичьим дворцом) для дочери Петра, Елизаветы. Когда Елизавета Петровна взошла на трон, то со временем, согласно легендам, хотела постричься в монахини. И для своего монастыря она выбрала место смоляного двора.


По ее указу, в 1749 году Франческо Бартоломео Растрелли начал разрабатывать проект Воскресенского Новодевичьего монастыря (Смольный монастырь) для 120 девиц из благородных семей. Для каждой из них требовались отдельные апартаменты с комнатой для прислуги, кухней и кладовой. Для себя же императрица повелела выстроить отдельный дом.


Ф. В. Перро. Вид Смольного монастыря, 1841 год

Центром монастыря стал Смольный собор. В 1757 г. началась Семилетняя война и строительство собора практически замирает.
Работы были возобновлены лишь в 1762 году. Далее, в 1764 и 1765 годах были освящены храм и церковь (на втором этаже северо-восточной башни был освящен храм во имя св. вмч. Екатерины, на третьем этаже северо-западной башни состоялось освящение церкви во имя св. прав. Захария и Елизаветы). Тогда же в монастырь были назначены игуменья и штат.


К концу XVIII в. число монахинь стало сокращаться, и с 1797 года их стали перераспределять по другим монастырям. В 1822 году монастырь прекратил свое существование. В 1845 году Николай I подписал указ о возобновлении монастыря.


В течение многих десятилетий Смольный собор оставался неотделанным и не освящённым. Лишь в 1832 году по воле вдовствующей императрицы Марии Федоровны были продолжены работы по его достройке. В 1835 году Воскресенский собор был освящён митрополитом Серафимом.


Общее время строительства собора - 87 лет. Это самый большой срок строительства в Петербурге.


В 1922 г. из собора были изъяты все ценности, в 1923 г. он был закрыт. Некоторое время в здании находился склады декораций. В 1967 г. началась реконструкция, после которой здесь разместили экспозицию Музея истории Ленинграда «Ленинград сегодня и завтра». В 1990 г. в Смольном соборе открылся концертно-выставочный зал. 21 июня 2001 г. внезапно рухнул центральный крест храма. 12 апреля 2004 г. шестиметровый крест, весом 5,5 т вернулся на свое место.
В подвалах собора был открыт бункер, который во время ВОВ использовался А. А. Ждановым. Позднее бункер был оснащен противоатомной защитой.

Существует легенда, что Смольный собор никогда не был освящён, потому что в нем повесился один из рабочих. Однако это не так. В соборе проходили службы, которые просто не могли бы проводиться, будь собор не освящён. Экскурсоводы утверждают, что смерть рабочего была случайной - всё-таки стройка, знаете ли, штука опасная.

Перейдём от собора и религии - к институту и наукам.
Смольный институт благородных девиц - первое в России женское учебное заведение.


Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев. 1901 год

Институт основан в соответствии с указом, подписанным Екатериной Второй в 1764 году и первоначально назывался "Императорское воспитательное общество благородных девиц". Это общество, как говорилось в указе, было создано для того, чтобы "дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества".


Смольный институт. Приём - экзамен на знание хороших манер. Выпускной альбом института 1889 года.

По уставу дети должны были поступать в заведение не старше шестилетнего возраста и оставаться там двенадцать лет, причем с родителей бралась расписка, что они не будут требовать их назад ни под каким предлогом до истечения этого срока. Сенату было повелено напечатать и разослать устав этого заведения по всем губерниям, провинциям и городам, "чтобы каждый из дворян мог, если пожелает, поручить дочерей своих в младенческих годах сему учрежденному воспитанию". Указ предусматривал воспитание двухсот благородных девиц в новостроящемся Новодевичьем монастыре.


В 1765 году при институте, учрежденном первоначально как закрытое привилегированное учебное заведение для дочерей дворянской знати, открылось отделение "для мещанских девиц" (недворянских сословий, кроме крепостных крестьян).


В 1806-1808 годах для института по проекту арх. Джакомо Кваренги было построено специальное здание.
В 1848 году в институте открылся двухгодичный педагогический класс для подготовки учительниц, а мещанское отделение было преобразовано в Санкт-Петербургское Александровское училище (с 1891 - Александровский институт).









В октябре 1917 года институт во главе с княгиней В. В. Голицыной переехал в Новочеркасск.


После этого в здании Смольного института расположился штаб по подготовке к восстанию большевиков, которым руководил Петроградский военно-революционный комитет.


Военно-революционный комитет, руководивший восстанием в дни Октябрьской революции, занимал помещения в 3 этаже. Вечером 24 октября в Смольный прибыл Ленин, возглавивший подготовку к Октябрьскому штурму.


Ленин жил и работал в Смольном с ноября 1917 г. до 10 марта 1918 г. Он занимал две комнаты во 2 этаже с окнами на собор. Позже здесь была создана квартира-музей.





В здании Смольного до 1991 размещались Областной и Городской комитеты ВКП(б) (позже КПСС).





С 1991 здесь размещается Администрация Санкт-Петербурга.


Вид на Смольный собор, 2010-2013 гг


Смольный собор, 2010-1013 гг


Смольный собор, 2010-2013 гг

В следующих постах мы изучим территорию комплекса, с садами и зданиями, в т.ч. утерянными. И пройдёмся по диктатуре пролетариата - точнее, по соответствующим площади и улице.

Новодевичий Воскресенский женский монастырь (Смольный монастырь)

Площадь Растрелли

Воскресение Христово - основополагающая истина христианского вероисповедания.

Светлое Воскресение Христово, или Пасха, - главный христианский праздник, установленный святыми Апостолами в воспоминание о чудесном воскресении из мертвых Иисуса Христа. Во II веке под названием «Пасха» существовало два праздника: Пасха в честь смерти Христа и Пасха в честь Воскресения Христова. С V в. название «Пасха» соответствует только празднику Воскресения Христова, а Светлое Воскресение стали называть «царем дней», «праздником праздников». Празднование Пасхи происходит с особой торжественностью и по особому чинопоследованию. Богослужение в продолжение всей пасхальной седмицы совершается при открытых царских вратах в знак того, что воскресением Иисуса Христа всем верующим открыт доступ на небо. При пасхальном целовании и приветствии «Христос воскресе!» дарят друг друга «красными» яйцами. Праздник Пасхи продолжается 40 дней в память сорокадневного пребывания Христа на земле по воскресении.

Монастырь был основан императрицей Елизаветой Петровной, которая строила его «для себя», собираясь удалиться в него под старость, но не дожила до окончания строительства. Комплекс Смольного монастыря построен в 1748 - 1764 гг. архитектором Ф.-Б. Растрелли.

В 1764 г. митрополит Димитрий объявил Синоду повеление императрицы Екатерины II: поселить в монастыре игуменью и от 12 до 16 стариц, которые были бы «честного и доброго жития и притом... из дворянок». Из Москвы и Смоленска в Петербург были направлены 14 монахинь.

В центре монастырского двора, окруженного жилыми корпусами с четырьмя церквами по углам, на площади, ныне носящей имя архитектора - Фран-ческо Бартоломео Растрелли, возвышается собор во имя Воскресения Христова (Воскресенский Смольный собор).

Собор для монастыря был заложен 30 октября 1748 г. по повелению императрицы Елизаветы Петровны. К 1761 г. собор практически достроили - был возведен главный купол и велись отделочные работы. Тогда же заложили колокольню, которая по проекту Ф.-Б. Растрелли должна была иметь высоту 140 метров. Этому проекту не суждено было осуществиться.

В конце 1820-х - начале 1830-х гг. было принято высочайшее решение достроить собор и провести его внутреннюю отделку. На объявленном конкурсе лучшим был признан проект архитектора В. П. Стасова, которому и было поручено ведение работ. За три года (1832 - 1835) собор был подготовлен к освящению, состоявшемуся в июле 1835 г. в присутствии императора Николая I, членов его семьи и высших государственных сановников. Указом императора собор при освящении был назван Собором всех учебных заведений в память императрицы Марии Федоровны, вдовы императора Павла I, жертвовавшей большие суммы на дело народного просвещения. Одновременно были освящены все три престола: главный - во имя Воскресения Христова, и боковые - во имя святой Марии Магдалины и святой праведной Елизаветы.

Обширный и светлый собор, не загроможденный внутри столбами, имеет пять затейливых куполов, слитых в единую архитектурную группу. Солея отделялась от общего объема храма балюстрадой из граненого хрусталя. Амвон и ступени сделаны из уральского мрамора, а стены и колонны отделаны под белый мрамор и покрыты лепными изображениями. Справа под балдахином было устроено царское место, с другой стороны - кафедра для чтения проповедей. Среди достопримечательностей храма следует назвать иконы работы А. Г. Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы» и дарохранительницу, сделанную из пяти пудов серебра по рисунку архитектора К. А. Тона.

В 1828 г., когда в живых не осталось ни одной монахини, Святейший Синод зафиксировал прекращение деятельности Воскресенского монастыря, вскоре возрожденного на другом месте - на Забалканском проспекте Санкт-Петербурга. Открывшийся в 1764 г. монастырь в конце столетия был упразднен. Освободившиеся корпуса занял Вдовий дом, а здание, построенное в 1806- 1808 гг. по проекту архитектора Дж. Кваренги, - Смольный институт - Воспитательное общество благородных девиц. Смольный институт - первый и самый привилегированный из институтов благородных девиц - был основан в 1764 г. по замыслу И. И. Бецкого. В институте одновременно воспитывалось около 200 девочек с 6 до 18 лет из семейств потомственных дворян. Курс делился на четыре (затем на три) возраста, которые различались по цвету платьев, по три года в каждом. Лучшие воспитанницы по окончании института определялись в придворную службу. В 1765 г. было открыто отделение для девиц мещанского происхождения. Институт просуществовал до 1917 г.

Судьба Воскресенского собора в годы Советской власти оказалась столь же печальной, как и многих других - больших и малых, приходских и полковых, и тем более домовых храмов: в 1922 г. из собора были изъяты все церковные ценности (печально знаменитая акция «Помощи голодающим» - Пом-гола), в 1923 г. он был закрыт. В 1972 г. был снят иконостас. Вскоре здесь было решено разместить экспозицию Музея истории Ленинграда «Ленинград сегодня и завтра». Сейчас, наряду с выставками, собор используется и как концертный зал.

Ансамбль Воскресенского Новодевичьего монастыря принадлежит к выдающимся произведениям Б.-Ф. Растрелли. Строительство продолжалось с 1748 по 1769 год. Располагавшийся вблизи Смоляного двора, монастырь вскоре стал называться Смольным.

В соответствии с замыслом зодчего, монастырские корпуса образуют крестообразный многоугольник, на внутренних углах которого поставлены четыре церковки с изящными главками. В центре двора, распахнутого с западной стороны, высится 92-метровая бело-голубая ступенчатая громада Воскресенского собора с колоннами по углам. Его боковые башни - колокольни, диагонально развернутые, словно поддерживают среднюю, сливаясь в общую архитектурную группу и легко возносясь над городом. Тем самым блестяще решается задача воплощения в одном здании двух идей - столпообразного храма и традиционного пятиглавия. Богатство отделки фасадов собора не уступает пышности отделки фасадов Зимнего дворца. Смольный собор строился с небывалым размахом. Тысячи солдат были согнан для забивки свай под фундамент и тысячи мастеровых - для возведения стен.

Финансирование из казны было на удивление щедрым и регулярным. Ведь монастырь строился по замыслу императрицы Елизаветы Петровны, которая будто бы хотела отречься от престола в пользу своего племянника великого князя Петра Федоровича, к тому времени объявленного уже наследником престола, и удалиться в монастырь. Но когда через несколько лет величественный храм, готовый соперничать с Иваном Великим, был возведен и оставалось только завершить внутреннее убранство, Россия ввязалась в семилетнюю войну. Денег стало катастрофически не хватать. Строительство собора прекратилось. Да к тому времени и мечты государыни о монашестве постепенно прошли. В результате целых пятьдесят лет почти готовый храм был закрыт для прихожан. Со временем сложилась и зажила в народе легенда, будто службу в храме нельзя совершать сто лет из-за того, что давно, еще тогда, когда кипели строительные, здесь в алтарной части, кто-то из помощников архитектора или строитель наложил на себя руки. Место осквернил и собор будто бы пришлось закрыть. Так это или нет сказать трудно, но строительство монастырского ансамбля приостановилось на долгие десятилетия. Остался неосуществленным и проект сооружения величественной 140-метровой колокольни. Монастырь, открывшийся в 1764 году и занимавший небольшую часть помещений был в 1797 году упразднен. Освободившиеся корпуса занял Вдовий дом, а построенное рядом архитектором Дж. Кваренги новое здание - Смольный институт.

Игорь Грабарь пересказывает знаменательную легенду о Кваренги - архитекторе, подарившем Петербургу не меньше шедевров, чем Растрелли. Так вот Кваренги, не понимавший и «даже презиравший» архитектуру Елизаветинского барокко, говорят, «снимал шляпу каждый раз, когда проходил мимо Смольного монастыря, со словами: «Ecco una chiesa!» (Вот это церковь!)». В 1832-1835 годах архитектор В.П. Стасов осуществил достройку Воскресенского собора. По его проекту был тщательно отделан под мрамор огромный церковный зал, сооружены три великолепных иконостаса, установлена перед алтарями балюстрада из граненого хрусталя, изготовлены из уральского мрамора солея и ступени к ней, воздвигнута проповедническая кафедра, изукрашенная тончайшей резьбой. Храм, освященный после его достройки 20 июля 1835 года, получил наименование «Собора всех учебных заведений». К его достопримечательностям принадлежали иконы работы А.Г. Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы», а также дарохранительница, сделанная из пяти пудов серебра по рисунку архитектора К.А. Тона. Одновременно по проекту В.П.Стасова был выполнен еще целый ряд работ. Между папертью собора и западными корпусами келий протянулась чугунная решетка строгого классицистического рисунка. По сторонам проезда, устроенного к храму со стороны площади, возвели два флигеля, фасады которых позднее были отделаны в стиле барокко.

Кроме того, собор и здания келий охватили невысокой каменной оградой со стройными башенками по углам (частично она была возведена в 1750-1760-х годах). Въезды отметили портиками из тосканских колонн, перекрытыми лучковыми фронтонами. Среди угловых церквей монастырских корпусов особенно интересной была церковь Святых Захария и Елизаветы при Вдовьем доме. Освященная в 1765 году, она располагалась в третьем этаже северо-западной башни (над церковью Александровского Смольного института). Ее достопримечательностью был старинный иконостас начала 18 века. Сохранившийся лепной декор стен и сводов угловых церквей-башен представляет огромную художественную ценность. В частности уцелели фрагменты интерьера церкви Великомученицы Екатерины, находившейся в среднем этаже северо-восточной башни и освященной в августе 1764г. Судьба Смольного Воскресенского собора - детища Б.-Ф. Растрелли и В.П. Стасова - во многом оказалась печальной. Вскоре после Октябрьской революции его великолепное убранство, прекрасные резные иконостасы, хрустальная балюстрада перед алтарями, дорогая проповедническая кафедра - все было сломано, расхищено, уничтожено. На долгие годы разоренный храм превратили в склад.

В 1990 году в здании открылся Концертно-выставочный комплекс. В настоящее время продолжается реставрация собора. В конце августа 2005 г. в юго-западной башне-колокольне открыта смотровая площадка. Сейчас это самая высокая общедоступная смотровая площадка в Санкт-Петербурге.

Литература: Павлов А.П. Храмы Санкт-Петербурга: Художественно-исторический очерк.- 3-е изд., СПб.: Лениздат, 2001 Синдаловский Н.А. История санкт-Петербурга в преданиях и легендах. - СПб.: «Норинт», 1997



В 1730-е гг. наследница царского престола Елизавета Петровна решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря в окружении ста двадцати благородных девиц. Уже будучи императрицей, она приказала построить монастырь на месте “Смольного дома” - дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей. Архитектор собора - небезызвестный Ф. Б. Растрелли. Однако мастер не дожил до окончания строительства.

Смольному собору суждено было стать самым долгостроящимся зданием: его строительство, начатое в 1748 г., завершилось лишь к 1835 г. Получается, что на возведение и отделку собора ушло целых 87 лет. Собор был заложен в октябре 1748 г., возведение начато в мае 1751 г., но вскоре началась война с Пруссией, после которой финансирования для строительства стало недостаточно и строительство пошло медленно. Открытие Смольного института состоялось 28 июня 1764 г., собор же был достроен архитектором В. П. Стасовым только в 1835 г. Смольный собор был закрыт в 1931 г., однако решение о его закрытии было принято ещё на восемь лет раньше, в 1923 г. За год до принятия решения, 20 апреля 1922 г. из него были изъято всё церковное имущество. Однако иконостас собора был демонтирован гораздо позже, только в 1972 г. В отличие от многих других храмов Санкт-Петербурга Смольный собор не был открыт для богослужений. В 1990 г. в соборе был открыт концертно-выставочный зал, действующий там поныне.

По изначальному проекту также должна была быть построена высокая 140-метровая пятиярусная колокольня. Таким образом, высота этой колокольни на 18 метров превзошла бы высоту шпиля колокольни Петропавловского собора, но впоследствии её пришлось не возводить в связи с недостатком финансирования. Первый ярус колокольни должен был служить триумфальной аркой - парадным въездом в монастырь, второй — надвратной церковью, а в остальных трёх должны были располагаться звонницы. Колокольню должна была завершать маленькая башенка с тремя круглыми окнами и венчающей её главкой с крестом. В настоящий момент модель Смольного монастыря с колокольней можно увидеть в музее Академии художеств.

Монастырский комплекс Смольного собора представляет собой органичное сочетание форм древнерусского зодчества с элементом европейской архитектуры. Бело-голубой собор располагается по центру комплекса. Его высота достигает 93,7 метра, фасады собора украшены с использованием позолоты, на фоне голубых стен красуется белокаменная лепка, что придает собору нарядность и торжественность. Собор обнесен красивейшей ажурной оградой работы архитектора В. Стасова. Вокруг собора расположены четыре церкви и корпуса.

Большой церковный зал храма отделан мрамором, в нем возвышаются три великолепных иконостаса. Кафедра декорирована тонкой резьбой, перед алтарями храма установлена балюстрада из граненого хрусталя. В настоящее время из реликвий собора сохранились иконы А. Венецианова “Воскресение Христово” и “Введение во храм Пресвятой Богородицы”.

Сам Смольный монастырь, первоначально получивший название Воскресенский Новодевичий, но позже для краткости именуемый “Смольным”, был освящен архиепископом Симеоном в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 г. В 1765 г. по высочайшему велению императрицы Екатерины II здания монастыря были отданы под воспитательное заведение для девиц благородного и мещанского происхождения. Государыня всегда интересовалась делами заведения, часто посещала занятия. В скором времени Екатерина II учредила и училище для девиц низших сословий, для чего рядом с монастырем было возведено здание, позднее переименованное в Александровский институт.

К сожалению, в послереволюционные годы с монастырским корпусом обращались небрежно. В Смольном соборе находились склады. С 1990 г. в храме работает концертно-выставочный комплекс. В настоящее время в зданиях бывшего монастыря располагаются различные учреждения, включая Факультет социологии СПбГУ.

https://lifeglobe.net/blogs/details?id=384



На территории монастыря расположены: площадь Растрелли; Парадный двор; Смольный собор; комплекс зданий вокруг собора (+ четыре церкви-башни по углам); сад Смольного собора; стена с фигурными башнями по углам.

В излучине Невы, на её левом берегу, расположен Смольный монастырь. Комплекс его зданий - выдающийся памятник русской архитектуры с бесспорными художественными достоинствами. Здесь в конце XIV в. находилось русское укрепление Канцы, а на противоположном берегу - Спасский посад. После того как в начале XVII в. Ижорские земли перешли под контроль шведов, на месте русского укрепления новые хозяева возвели крепость Ниеншанц, а в районе Спасского посада - форт Сабина. В апреле-мае 1703 г. они были захвачены русскими войсками.

На территории бывшего Спасского посада организовали Смоляной двор, где хранились запасы смолы для нужд русского флота. Рядом с ним построили небольшой скромный домик (Смоляной дом) для Петра I, дворцы для членов царской семьи, знати и придворных. При Екатерине I на месте Смольного дома (так его стали называть) вырос летний Смольный дворец, но он сгорел в 1744 г. В 1748 г. здесь же по приказу Елизаветы Петровны заложили Воскресенский Новодевичий монастырь, получивший второе название - Смольный. Строительство вёл Б. Растрелли.

Ансамбль Смольного монастыря характеризуется замкнутостью пространства, четкой скомпонованностью, симметричностью. Парадный двор, крестообразный в плане, образован келейными корпусами. Во внутренних углах его построены четыре церкви-башни, а в центре - огромный пятиглавый собор. Монастырский комплекс окружает невысокая глухая стена с фигурными башнями по углам.

Смольный собор - главная постройка ансамбля - богато декорирован и отличается изысканной цветовой гаммой. Он производит впечатление монументальности и одновременно легкости, изящества. Растрелли достиг этого благодаря удачно найденному соотношению пропорций, выверенной композиции сооружения.

Елизавета Петровна выразила желание видеть его пятиглавым, подобно московскому Успенскому собору. Поэтому зодчий оформил четыре небольшие изящные главки вокруг центральной главы собора. Императрица также хотела, чтобы в ансамбле монастыря присутствовала колокольня, подобная колокольне Ивана Великого. Растрелли разработал проект этого сооружения высотой 140 м, но воплотить его в жизнь не удалось. О внешнем облике колокольни можно судить по макету ансамбля монастыря, созданному резчиками по дереву и находящемуся ныне в музее Академии художеств.

Сооружение монастыря было приостановлено Семилетней войной. Внутренняя отделка Смольного собора оставалась незавершенной вплоть до 1830-х г.г., когда оформление его интерьеров закончил архитектор В. Стасов. Он создал въезд в монастырь, оформил площадь перед собором.

По материалам книги "Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам", Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. - Смоленск: Русич, 2010 (Памятные места России), https://rus-towns.ru/sankt-peterburg-smolnyj-monastyr/