В эмоциональном порыве поэт угрожает царям. Анализ стихотворения Смерть поэта (Лермонтов М

  • Дата: 06.06.2024

Михаил Юрьевич Лермонтов очень уважал Александра Сергеевича Пушкина и любил его творчество. Он был одним из тех, кто рассмотрел в Пушкине большой талант, а в его стихах значимость, силу и неповторимый стиль. Для Лермонтова он был настоящим кумиром и примером для подражания, поэтому смерть Александра Сергеевича произвела на него очень сильное впечатление. На следующий же день после печальных событий, произошедших 29 января 1837 года, Михаил Юрьевич написал стихотворение, которое посвятил своему великому современнику - «Смерть поэта». Анализ работы показывает, что в нем автор хоть и рассказывает о трагедии Пушкина, но подразумевает судьбу всех поэтов.

Стихотворение разделено на две части. В первой рассказывается непосредственно о трагедии, произошедшей зимой 1837 года, а вторая часть является обращением к убийцам гения, своеобразным проклятием, которое посылает всему высшему обществу Лермонтов. «Смерть поэта», анализ которого показывает всю боль и отчаяние автора, является прямым обвинением всего общества, которое не ценило и унижало Пушкина при жизни, а после его смерти изображало вселенскую скорбь. Михаил Юрьевич отлично понимал, что его могут наказать за такую дерзость, но все же сдержаться и промолчать не мог.

В стихотворении используется слово «убийца», а не дуэлянт или соперник. Это объясняется тем, что Лермонтов подразумевает не самого Дантеса, а общество, подтолкнувшее Пушкина к такому поступку, разжигавшее вражду между соперниками, медленно убивавшее поэта постоянными унижениями и оскорблениями. Обо всем этом и рассказывает автор в стихотворении «Смерть поэта».

Анализ работы показывает, с какой ненавистью и злобой автор относится ко всем князьям, графам и царям. В то время к поэтам относились, как к придворным шутам, и Пушкин не был исключением. не упускало ни одного случая, чтобы уколоть и унизить поэта, это было своеобразной забавой. В 34 года Александру Сергеевичу было присвоено звание камер-юнкера, которого удостаиваются 16-летние юноши. Такого унижения не было сил терпеть и все это отравляло сердце великого гения.

Все прекрасно знали о предстоящей дуэли, но никто не остановил кровопролития, хоть понимали, что под угрозой находится жизнь человека, который за недолгую творческую жизнь сделал немалый вклад в развитие отечественной литературы. Равнодушие по отношению к жизни талантливого человека, пренебрежение к собственной культуре - все это описывается в стихотворении «Смерть поэта». Анализ работы дает ясно понять общее настроение автора.

В то же время, как показывает анализ, смерть поэта была предрешена судьбой. Еще в юности Пушкину гадалка предсказала смерть во время дуэли и подробно описала внешность его убийцы. Лермонтов понимает это, об этом гласит строчка из стиха «судьбы свершился приговор». Талантливый русский от руки Дантеса, и автор стиха «Смерть поэта», анализ которого ясно показывает позицию Лермонтова, его ничуть не оправдывает, хоть и не считает главным виновником трагичных событий.

Во второй части произведения поэт обращается к которая и погубила Пушкина. Он уверен, что они будут наказаны, если не на земле, то на небе. Лермонтов уверен, что гений погиб не от пули, а от равнодушия и презрения общества. При написании стиха Михаил Юрьевич даже не подозревал, что сам погибнет на дуэли всего через несколько лет.

В конце января 1837 года, получив известие о трагической гибели Пушкина, Лермонтов отозвался на это ужасное событие стихотворением «Смерть поэта». Это яркий образец гражданской лирики поэта. В стихотворении дан отклик русского народного поэта на великую утрату, понесённую его родиной.

От лица всего передового, что было в русском обществе того времени, от лица широких народных масс Лермонтов выражает глубокую скорбь по поводу смерти Пушкина, гнев и презрение к убийцам великого поэта.

Разнообразные чувства волнуют душу Лермонтова: и любовь к Пушкину, и восхищение его гениальным поэтическим даром, и глубокая скорбь о его гибели, и негодование на подлых убийц народного поэта.

Эти чувства находят яркое, художественное выражение в стихотворении - и в подборе слов, и в интонациях речи.

Пушкин - это гений («угас, как светоч, дивный гений»), свободолюбивый, смелый и независимый поэт с «гордой головой», с «сердцем вольным и пламенными страстями».

Говоря о причинах гибели Пушкина, Лермонтов рисует яркую картину непрерывных преследований поэта, организованной травли его, подлой клеветы, к которой прибегали враги: «поэт пал», оклеветанный молвой. Враги своего добились:

Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один как прежде... и убит!

Это многоточие, поставленное перед словом убит, прерывая речь поэта, выразительно говорит о душевном волнении Лермонтова, потрясённого убийством своего любимого поэта и учителя.

Беспощадно клеймит Лермонтов непосредственного убийцу Пушкина - Дантеса.

Он называет его убийцей человеком бессердечным («пустое сердце бьётся ровно»), карьеристом, приехавшим в Россию «на ловлю счастья и чинов», презирающим всё, что дорого русскому народу:

Смеясь, он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы; Не мог щадить он нашей славы, Не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал.

Но уже в первой части стихотворения Лермонтов обличает настоящих виновников гибели Пушкина, тех «клеветников ничтожных», которые «так долго гнали его свободный, смелый дар и для потехи раздували чуть затаившийся пожар». Уже здесь Лермонтов точно указывает, кто эти клеветники: это «свет», светское общество, против «мнений» которого «восстал» Пушкин.

Во второй же части стихотворения, в последних 16 строках, Лермонтов от элегии переходит к политической сатире, давая полный простор своему гражданскому негодованию. Поэт-трибун обращается к настоящим убийцам Пушкина с обличительной речью, клеймя «надменных потомков известной подлостью прославленных отцов», тех, кто «жадною толпой» стоят у трона. Придворное общество Лермонтов называет «палачами свободы, гения и славы» и грозит им «божьим судом». Но этот «суд» произойдёт не в загробном мире, а здесь, на земле, где прольётся «чёрная кровь» убийц Пушкина. Поэтому-то как «воззвание к революции» и поняли эти строки те, к кому они были обращены.

По своему жанру стихотворение «Смерть поэта» представляет собой смелое сочетание элегии с сатирой, впервые встречающееся в русской поэзии. Продолжая линию Пушкина, Лермонтов ломает рамки общепринятых жанров, создаёт новый жанр, наиболее подходящий для выражения его мыслей и чувств. «Смерть поэта» - это речь общественного обвинителя, новый образец политической лирики, отличающийся точностью и ясностью языка. Стихи поражают богатством интонации и с предельной убедительностью передают волнующие поэта мысли и чувства. Голос Лермонтова то дрожит от сдерживаемого негодования, то полон презрения, его речь то звучит грустно - лирически, то наполнена негодованием. Поэт подбирает слова, наиболее сильно выражающие его чувства («известной подлостью прославленных отцов»).

Стихотворение «Смерть поэта», разошедшееся в тысячах рукописных экземпляров, произвело огромное впечатление на читателей. Если придворное общество во главе с царём, расценивая его как «воззвание к революции», поспешило расправиться с дерзким поэтом, то вся передовая часть дворянства и разночинной интеллигенции целиком разделяла чувства Лермонтова. Один из современников так передаёт впечатление, произведённое на него и его товарищей стихотворением «Смерть поэта»: «Мы читали и декламировали его с беспредельным жаром... Мы волновались приходили... в глубокое негодование, пылали от всей души, наполненной геройским воодушевлением, готовые, пожалуй, на что угодно, - так нас подымала сила лермонтовских стихов, так заразителен был жар, пламеневший в этих стихах».

Муниципальное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с.Архангельское

Урок литературы в 9 классе Учитель Слушкина Е.А.

Тема: Сатирические стихи Г.Р.Державина.

Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р.Державина.

Цель : Знакомство с основными темами и образами лирики Г.Р.Державина.

Развитие навыка анализа лирического стихотворения.

Прививать интерес к изучению русской классической литературы.

Ход урока.

Я любил чистосердечье,

Думал нравиться лишь им,

Ум и сердце человечье

Были гением моим.

Г.Р.Державин

Запись в тетрадях темы и эпиграфа урока:

Гаврила Романович Державин (1743-1816)

1. Определение уровня читательского восприятия.

    Рассказать, что вы знаете о Г.Р.Державине. Ученикам предлагается рассмотреть портрет Г. Р. Державина и поразмышлять над заданием Выскажите предположение, какой человек изображён на картине, чем, по-вашему, он заслужил такой портрет. (Заслушиваются ответы учеников. Ответы не комментируются)

    Где родился поэт. Что известно о его семье?

    Где учился? (У церковных дьячков, в оренбургской немецкой школе, в казанской гимназии)

    Когда начал писать стихи? (с 1762г. , солдатом Преображенского полка; первая книжка - 1776г.)

    Что вам известно о гражданской службе поэта?

    Откуда он был уволен за слишком “ревностную службу”? (Министр юстиции)

    Считается, что Державин совершил настоящий “бунт” в царстве жанров. В чём состоял этот “бунт”?

(Учитель комментирует и дополняет ответы учеников по биографическим источникам, если этого не делают подготовленные ученики. В результате этой беседы должен сложиться образ человека, беззаветно преданного своему отечеству, делу, которому служил.)

Учитель дополняет рассказы учащихся.

Державин давно занял почетное место среди классиков, однако его произведения менее популярны, чем произведения Пушкина. Прежде всего, это объясняется тем, что поэтическая система Державина сложна для восприятия.

Обращаясь к осмыслению жизненного пути Державина, нужно иметь в виду, что он был не только поэтом, но и государственным деятелем, и в его служебной карьере, как и в творчестве, отразились и эпоха, и личность самого поэта.

В службе Державин видел не только способ получения наград и чинов, но и выполнение своего гражданского долга. свою задачу на службе государю и отечеству он видел в том, чтобы быть посредником между троном и народом.

Его поэзия – это поэзия поэта-гражданина. «Долг поэта в мир правду вещать»,- говорил он

Державин был свидетелем крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева и, разумеется понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблениями чиновников, грабивших народ. Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что и в правящих кругах господствуют лихоимство и вопиющая несправедливость; его возмущало злоупотребление властью, неправосудие. Но Державин, как и многие образованные люди того времени, наивно полагал, что строгое соблюдение законов, установленных в самодержавно-крепостническом государстве, может принести мир и покой стране, охваченной народными волнениями. В оде "Властителям и судиям" Державин гневно порицает властителей за то, что они нарушают законы, забыв о своем священном долге перед государстврм и обществом.

4. Чтение стихотворения «Властителям и судиям».

5. Словарная работа:

Лихоимство - взяточничество.
Мзда (устар) - вознаграждение, плата, взятка.
Очеса (устар) - очи, глаза.

6. Беседа.

Найдите в стихотворении строки прямо противоположные восхвалению царицы в оде «Фелица». Как можно объяснить резкий, гневный тон поэта?

Это стихотворение является переводом 81-го псалма царя Давида из Библии.

В чем заключаются особенности его композиции?

Семь четверостиший четко делятся на две части. В первой части напоминание царям и судьям об их обязанностях перед народом. Прочтите эти строки.

Что представляет собой вторая часть стихотворения?

Здесь звучит мотив возмездия царям и судьям. В Библии этот мотив отсутствует.

7. Самостоятельная работа

Анализ стихотворения по карточке-плану (получает каждый):

Властителям и судиям (1780)

Екатерина II , прочитав это стихотворение, пришла в ярость, а один из высокопоставленных сановников спросил автора: «Что ты, братец, пишешь якобинские стихи». Современники Державина знали, что во времена Французской революции якобинцы распевали 81-й псалом как революционный гимн. «Властителям и судиям»-смелое поэтическое переложение Державиным 81-го псалома (религиозная песнь).

Я думаю, гнев Екатерины II вызвали строки ____________________________________________

Поэт обвиняет сильных мира сего в____________________________:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В эмоциональном порыве поэт угрожает царям:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В этом стихотворении нашла отражение гражданская и нравственная позиция поэта. Она состоит в том, что__________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Докажите или опровергните слова Державина, вынесенные в эпиграф урока.

А.С.Пушкин писал о Державине:

«Державин - бич вельмож при звуке грозной лиры…» («Послание цензору»)

6. Обобщение.

Учитель возвращает учеников к портрету Державина и задаёт вопрос: “Что изменилось в вашем восприятии этого человека и поэта?”

Домашнее задание

    “Что мы знаем об нём” - Слово о Державине.

    Выразительное чтение оды.

Учитель

Тема: Сатирические стихи.

Идеи просвещения и гуманизма в лирике.

Цель : Знакомство с основными темами и образами лирики.

Развитие навыка анализа лирического стихотворения.

Прививать интерес к изучению русской классической литературы.

Ход урока.

Я любил чистосердечье,

Думал нравиться лишь им,

Ум и сердце человечье

Были гением моим.

Запись в тетрадях темы и эпиграфа урока:

Гаврила Романович Державин ()

1. Определение уровня читательского восприятия.

1. - Рассказать, что вы знаете о. Ученикам предлагается рассмотреть портрет и поразмышлять над заданием Выскажите предположение, какой человек изображён на картине, чем, по-вашему, он заслужил такой портрет. (Заслушиваются ответы учеников. Ответы не комментируются)

· Где родился поэт. Что известно о его семье?

· Где учился? (У церковных дьячков, в оренбургской немецкой школе, в казанской гимназии)

· Когда начал писать стихи? (с 1762г. , солдатом Преображенского полка; первая книжка - 1776г.)

· Откуда он был уволен за слишком “ревностную службу”? (Министр юстиции)

· Считается, что Державин совершил настоящий “бунт” в царстве жанров. В чём состоял этот “бунт”?

(Учитель комментирует и дополняет ответы учеников по биографическим источникам, если этого не делают подготовленные ученики. В результате этой беседы должен сложиться образ человека, беззаветно преданного своему отечеству, делу, которому служил.)

Учитель дополняет рассказы учащихся.

Державин давно занял почетное место среди классиков, однако его произведения менее популярны, чем произведения Пушкина. Прежде всего, это объясняется тем, что поэтическая система Державина сложна для восприятия.

Обращаясь к осмыслению жизненного пути Державина, нужно иметь в виду, что он был не только поэтом, но и государственным деятелем, и в его служебной карьере, как и в творчестве, отразились и эпоха, и личность самого поэта.

В службе Державин видел не только способ получения наград и чинов, но и выполнение своего гражданского долга. свою задачу на службе государю и отечеству он видел в том, чтобы быть посредником между троном и народом.

Его поэзия – это поэзия поэта-гражданина. «Долг поэта в мир правду вещать»,- говорил он

Державин был свидетелем крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева и, разумеется понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблениями чиновников, грабивших народ. Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что и в правящих кругах господствуют лихоимство и вопиющая несправедливость; его возмущало злоупотребление властью , неправосудие. Но Державин, как и многие образованные люди того времени, наивно полагал, что строгое соблюдение законов, установленных в самодержавно-крепостническом государстве, может принести мир и покой стране, охваченной народными волнениями. В оде "Властителям и судиям" Державин гневно порицает властителей за то, что они нарушают законы, забыв о своем священном долге перед государстврм и обществом.

4. Чтение стихотворения «Властителям и судиям».

5. Словарная работа:

6. Беседа.

Найдите в стихотворении строки прямо противоположные восхвалению царицы в оде «Фелица». Как можно объяснить резкий, гневный тон поэта?

Это стихотворение является переводом 81-го псалма царя Давида из Библии.

В чем заключаются особенности его композиции?

Семь четверостиший четко делятся на две части. В первой части напоминание царям и судьям об их обязанностях перед народом. Прочтите эти строки.

Что представляет собой вторая часть стихотворения?

Здесь звучит мотив возмездия царям и судьям. В Библии этот мотив отсутствует.

7. Самостоятельная работа

Анализ стихотворения по карточке-плану (получает каждый):

Властителям и судиям (1780)

Екатерина II, прочитав это стихотворение, пришла в ярость, а один из высокопоставленных сановников спросил автора: «Что ты, братец, пишешь якобинские стихи». Современники Державина знали, что во времена Французской революции якобинцы распевали 81-й псалом как революционный гимн. «Властителям и судиям»-смелое поэтическое переложение Державиным 81-го псалома (религиозная песнь).

Я думаю, гнев Екатерины II вызвали строки ____________________________________________

Поэт обвиняет сильных мира сего в____________________________:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В эмоциональном порыве поэт угрожает царям:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В этом стихотворении нашла отражение гражданская и нравственная позиция поэта. Она состоит в том, что__________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Докажите или опровергните слова Державина, вынесенные в эпиграф урока.

писал о Державине:

6. Обобщение.

Учитель возвращает учеников к портрету Державина и задаёт вопрос: “Что изменилось в вашем восприятии этого человека и поэта?”

Домашнее задание

1. “Что мы знаем об нём” - Слово о Державине.

2. Выразительное чтение оды.